Формирование у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности с применением технологии проблемного обучения при обучении истории
Формирование у обучающихся информационно-коммуникативной компетентности с применением технологии проблемного обучения при обучении истории.
Месилова Ольга Сергеевна,
МБОУ ПГО « СОШ№20»
Учитель истории и обществознания,
Высшей квалификационной категории
Новые социально – экономические условия, складывающиеся в России, вызывают необходимость совершенствования образовательной системы при решении новых задач. Главной задачей образования в современной России получить на выходе из образовательного учреждения выпускника готового к быстрой социализации в современном социуме, к самостоятельному принятию решения, определению путей достижения поставленной цели. Задача современного педагога научить ребенка самостоятельно учиться. Познавательный процесс, как один из основополагающих элементов процесса обучения, вызывает у детей эмоциональный подъём, удивление, чувство ожидания и т.п., что переходит в творческую деятельность. Всё новое рождает в человеке любопытство, переходящее в любознательность. С появлением любознательности ребёнок стремится к получению новых знаний, что ознаменовывает возникновение начального этапа деятельности. Но подчас именно на этом кратковременном этапе и заканчивается развитие познавательной деятельности. Свою разрушающую роль здесь играют и однообразные, и монотонные стандартные методы обучения, и поток информации по ТВ и пр. СМИ, которые дают нестойкие знания, частично заменяющие знания, полученные на уроке, и общая атмосфера в обществе, развивающая в детях равнодушие.
С каждым днем поток информации увеличивается, усвоить её всю просто не возможно. Именно поэтому, главной задачей сегодня для педагога является не столь развитие навыков и умений ученика, сколько раскрытие его способностей и творческих возможностей. Только при развитии самостоятельной творческой активности ученика, при самостоятельном осмыслении информации она становится ценной для него.
Как же в таком случае мотивировать ученика на самостоятельный поиск необходимой информации?
В связи с внедрением ФГОС в основной школе требуется новый подход к работе с предметным содержанием материала, а также постоянно обновляющимся методическим инструментарием и технологиями. Установленные новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые задания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.
Если мы будем по-прежнему строить наши уроки на традиционном понимании образования, то возникнет риск неприятия молодого поколения.
То, что нужно в классе, это комплексные, то есть интерактивные и динамичные методы преподавания. Такие методы позволяют учащимся не только приобрести декларативное знание определенных исторических фактов, но и развить социальные навыки – приобрести те практические знания, которые он сможет применить в конкретных, каждодневных социальных ситуациях. Такие методы могут оказать учащимся помощь в развитии их социальной компетентности
Мой опыт преподавания истории все более убеждает меня в том, что история является уникальной дисциплиной, которая по-своему формирует сознание и воображение. Изучение предмета важно осуществлять без навязывания учащимся единственно правильного мировоззрения. Необходимо реализовать право учащихся на свободный выбор взглядов, убеждений, критически воспринимать информацию, критически мыслить и быть «конструктивными скептиками», отдавать на уроке приоритет диалогу, избегать монолога, руководствоваться принципами успешности, не только преподносить фактические знания, но и учить приемам анализа и синтеза, дискуссии и сравнения, а также выражать свою оценку событий.
Одной из ключевых компетенций формируемых на современном уроке является информационно-коммуникативная компетентность, которая обеспечивает успешную социализацию, адаптацию и самореализацию в современных условиях жизни.
Проблема формирования и развития информационной и коммуникативной компетентности особенно актуально в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием успешного личностного развития школьников. Оптимальным средством формирования и развития информационно-коммуникативной компетентности школьников, на мой взгляд, являются новые образовательные технологии. На своих уроках истории активно применяю проблемный метод обучения. Успех самостоятельной деятельности учеников в рамках таких уроков зависит, прежде всего, от того, насколько успешно они овладели методологией решения проблемных задач. Во многих работах различных авторов проблемное обучение представлено в следующих последовательных этапах:
Создание проблемной ситуации и определение познавательной задачи
Активный мыслительно-познавательный поиск учащегося под руководством учителя, самостоятельный подход к выводам
Тренировочные упражнения, применение знаний в новых условиях с целью возбуждения мышления.
Творческое самостоятельное овладение знаниями, а также способами активной познавательной деятельности, интенсивное умственное развитие
Проблемное обучение представляет собой систему проблемных ситуаций. На уроках истории для создания таких ситуаций можно использовать факты, идеи, утверждения, которые вызывают удивление и поражают своей неожиданностью.
Как можно использовать технологию проблемного обучения на уроках истории?
Можно использовать факты, идеи, вызывающие удивление, кажущиеся парадоксальными, поражающие своей неожиданностью.
Можно создать ситуацию конфликта, когда новые факты и выводы вступают в противоречие с устоявшимися в науке теориями и представлениями.
Ситуация предположения основана на возможности выдвинуть
собственную версию о причинах, характере, последствиях исторических
событий:
Можно создать ситуацию выбора, когда школьникам предлагается из нескольких представленных вариантов ответа выбрать и обосновать один, на их взгляд наиболее убедительный.
Еще одна важная сторона проблемного обучения, которая особенно актуальна в настоящее время, ученик не только должен более активно усваивать знания, но и осмысливать сам процесс учения, овладевать способами и приемами учения.
Формами решения проблемных ситуаций могут быть: проблемные задачи и задания, проблемная лекция, задачи исследовательского характера, дискуссии, работа с историческими документами, текстами с проблемной направленностью.
Работая с технологией проблемного обучения, я постаралась систематизировать проблемные вопросы по истории для проведения открытых уроков. В своём докладе я привожу примеры некоторых из них:
5 класс - тема «Вавилонский царь Хаммурапи и его законы» - проблемный вопрос: «Верите ли вы, что законы, созданные Хаммурапи защищали бедняков? Поверите ли вы, что законы заставляли людей хорошо выполнять свою работу?»
6 класс – тема «Борьба Руси с западными завоевателями» проблемный вопрос: «Что можно было посоветовать А. Невскому в плане подготовки к сражению»
7 класс – тема «Итоги правления Ивана Грозного» проблемный вопрос: «Славы или позора достоин Иван Грозный»
тема «Итоги правления Екатерины II» - проблемный вопрос: «Просвещенный абсолютизм или абсолютная монархия»
8 класс - тема «Восстание на Сенатской площади» - проблемный вопрос: «Кто таки декабристы? Патриоты? Злодеи? Авантюристы?»
тема «Крестьянская реформа 1861 года» - проблемный вопрос:
«Крестьяне добродушные
Чуть тоже не заплакали,
Подумав про себя:
"Порвалась цепь великая,
Порвалась - расскочилася:
Одним концом по барину,
Другим по мужику!.."»
Такие задания позволяют учащимся размышлять, формулировать свою точку зрения на изучаемые события и увидеть большое число спорных вопросов в истории.
Большая положительная роль проблемного обучения не может делать его универсальным способом вооружения учащихся знаниями. Его применение имеет свои пределы и ограничения.
Неприменимо проблемное обучение на уроках, где изучается материал описательного характера. Сдерживает применение проблемного обучения и его некоторая трудоемкость. Иногда сообщающим методом можно изложить материал гораздо быстрее, чем проблемным способом.
К факторам, ограничивающим применение проблемного обучения, относится также то, что в большинстве школьных учебников не учитывается необходимость использования проблемного обучения. Изложение материала в них ориентировано на репродуктивную деятельность учащихся. То же самое относится к большинству поурочных методических разработок. В них больше излагается фактический материал, и слабо раскрываются те разнообразные способы, которыми должен пользоваться учитель при его изложении. Все это дает основание надеяться, что данная работа поможет учителю-практику в применении технологии проблемного обучения на уроках истории, обществознания.
Эффективность применяемых мной подходов к развитию творческих способностей учащихся и использования современных образовательных технологий подтверждается диагностикой результатов качественной успеваемости по годам и диагностикой достижений учащихся во внеклассной работе, которые свидетельствуют об их стабильности и даже росте.
Мой практический опыт применения технологии проблемного обучения на уроках истории и обществознания позволяет говорить о повышении познавательной активности учащихся, учебной мотивации, в целом, формировании информационной компетентности учащихся.