12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Людмила16
1

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Герлеженко Людмила Михайловна

Студент: 43 группы ГАПОУ СО «НТПК №1»

Г. Нижний Тагил

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗНОУРОВНЕВЫХ ЗАДАНИЙ КАК СРЕДСТВА ФОРМИРОВАНИЯ БАЗОВЫХ ЛОГИЧЕСКИХ ДЕЙСТВИЙ У УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Аннотация. В данной статье рассматривается несколько понятий «универсальные учебные действия», «познавательные универсальные учебные действия», «базовые логические действия». Также представлена роль применения разноуровневых заданий в формировании базовых логических действий и спроектированы сборники разноуровневых заданий для учащихся 3 класса по математики.

Ключевые слова: ФГОС начального общего образования, универсальные учебные действия, познавательные универсальные учебные действия, базовые логические действия, разноуровневые задания.

Познавательные универсальные учебные действия включают: базовые логические действия, базовые исследовательские и работа с информацией.

Остановимся подробнее на формировании базовых логических действий, которые являются средством обобщения и систематизации знаний, а также составляют основу выведения новых знаний с помощью имеющихся.

Базовые логические действия – это результаты, на формирование которых будет направлена основная работа педагога [4].

Не возникает сомнений, что для успешного обучения в начальной школе должны быть сформированы базовые логические действия.

Если у младшего школьника базовые логические действия сформированы на высоком уровне, то это предполагает владение способами приобретения, организации и применения знаний в стандартных и нестандартных ситуациях [3].

Рассмотрим подробнее компоненты базовых логических действий.

Первый параметр – сравнение, под которым понимается интеллектуальная деятельность, направленная на выявление сходного и различного в данных объектах. Сравнение всегда осуществляется по общему признаку: по форме, по цвету, по способу вычисления или некоторому другому признаку; он может быть задан заранее или выбран при анализе данных предметов.

Сравнить – это значит найти, выявить, чем похожи и чем отличаются данные предметы [6].

Второй параметр – объединение частей объекта (объекты) по определенному признаку, позволяющий мысленно соединять выделенным путем анализа части сторон в некоторое мысленное единство, в котором фиксируется характерное в анализируемом предмете [5].

Третий параметр – определение существенного признака для классификации, классифицировать предложенные объекты, выполняется с целью соотнесения предметов и явлений к определенному множеству или совокупности (распределение объектов по классам), на основе выявленных общих признаков или свойств [2].

Четвертый параметр – умение находить закономерности и противоречия, предлагает обучающихся излагать разные точки зрения на один и тот же вопрос; дается возможность обучающимся рассмотреть явление с разных позиций; побуждает обучающихся сравнивать, обобщать, делать выводы из ситуации, сопоставлять факты.

Пятый параметр – выявлять недостаток информации для решения учебной (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.

Шестой параметр – умение устанавливать причинно-следственные связи, представляет зависимость между одним событием, которое называют причиной, и другим событием, которое называют, следствием. [6].

Именно с внедрением нового ФГОС и появляется необходимость в разноуровневой дифференциации с ее индивидуальным подходом к обучению каждого ученика для дальнейшего развития его личности. Многие педагоги давно уже осознали необходимость дифференцированного подхода к обучению, чтобы можно было уделять больше времени отстающим ученикам, не упуская из виду сильных, создавая благоприятные условия для всех в соответствии со способностями, возможностями и особенностями их психического развития, характера. Все дети разные, но каждый из них должен самореализоваться, а для этого педагогу необходимо составлять учебные занятия так, чтобы удовлетворять потребности каждого, заряжая мотивацией и создавая «ситуацию успеха», но при этом не допускать понижения уровня успеваемости ниже базового [5].

Разноуровневые задания – это задания для самостоятельной работы по одной теме с разной степенью сложности, выполняемые одновременно разными учениками. Подобные упражнения обеспечивают индивидуальный подход к каждому ученику, позволяют максимально оценить уровень знаний детей, дают возможность поддерживать интерес к предмету каждого учащегося. Выполнение разноуровневых заданий оказывает наибольший положительный эффект в учебном процессе, так как даёт возможность ученикам с разными познавательными возможностями почувствовать уверенность в своих силах. Учащиеся самостоятельно осуществляют выбор уровня. Возможен переход с одного уровня на другой. Переход должен быть обусловлен изменением в уровне развития ученика, скоростью восполнения пробелов в его знаниях.

Разноуровневые задания необходимы для оценки индивидуальных учебных возможностей школьников, тем не менее аналогично с намерением дальнейшего формирования их общеучебных умений и навыков. Систематическое применение подобных заданий позволит ученикам впоследствии самостоятельно решать, какие умения им необходимы в типовых учебных ситуациях, как осуществлять перенос знаний в новые условия. При этом формирование навыков самостоятельной работы осуществляется на уровне, характерном для каждого ученик. Роль учителя в этом процессеоказание индивидуальной помощи учащимся.

По В. П. Беспалько уровни усвоения учебного материала делит на пять видов: понимание, узнавание, воспроизведение, применение, творчество.

Рассмотрим каждый поподробнее.

Уровень узнавания – это правильное выполнение аналогичных заданий, не требующих трансформирования полученных знаний (пересказ текста, формулировка правил, теорем и т. п. без собственных комментариев). На этом уровне происходит организация репродуктивного действия, ученик демонстрирует базовые знания, умения, навыки, выполняя задания

Следующий уровень – воспроизведение. Цель данного уровня – воспроизведение ранее полученных знаний. Обучающимся необходимо вспомнить ранее изученную на уроке информацию и выполнить задание

Выполняя задания подобного типа, ученик выделяет и перечисляет все ведущие элементы знаний, дает определение каждому из них с характеристикой основных признаков, выполняет задания по заданному алгоритму действий с применением полученных знаний и умений.

Следующий уровень – понимание. Цель: понимание и применение полученных знаний;

Задание нацеливают учащихся на не только освоение материала, а на его преобразование и интерпретацию.

4 уровень – применение в знакомых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в знакомых ситуациях.

5 уровень – применение в новых условиях. Цель: самостоятельное преобразование усвоенной информации в новых/незнакомых условиях, ситуациях [1].

Таким образом, разноуровневые задания позволяют скорректировать индивидуальную траекторию обучения учащихся, сохранить интерес учащихся к предмету, дать учащимся возможность для саморазвития. Учащиеся начинают более реалистично оценивать свои способности, формируется адекватная самооценка. Кроме того, ребенок получает возможность синтезировать полученные знания, формировать свои творческие способности и коммуникативные навыки. Систематическое включение разноуровневых заданий в учебный процесс помогает повысить уровень компетентности учащихся.

Список литературы

1. Елисеева Д. С. Познавательные универсальные учебные действия младшего школьника как педагогический феномен // Вестник Южно-Уральского университета. - 2014 - № 4. – С. 20.

2. Истомина Н. Б. Методика обучения математике в начальных классах / Н. Б. Истомина. – Москва : Академия, 2002. – 173– 176 с.

3.Карабанова О. А. Что такое универсальные учебные действия и зачем они нужны // Муниципальное образование : инновации и эксперимент. - 2010. - № 2. – С. 11-12.

4.Ковалевой Г. С. Планируемые результаты начального общего образования / Л. Л. Алексеева, С. В. Анащенкова, М. З. Биболетова под ред. Г. С. Ковалевой, О. Б. Логиновой. – Москва : Просвещение, 2009. – 120 с.

5. Недюрмагомедов Г. Г. Основы общей педагогики: учеб. пособие. ‒ Махачкала : ИПЦ ДГУ; АЛЕФ, 2016. ‒ 106 с.

6. Русакова А. Е. Использование разноуровневой дифференциации в начальных классах // Педагогическое мастерство. – 2021. - № 3. – С. 8.


























Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.