Статья «Развитие творческой активности учеников на уроках математики»
Для непрерывного обучения и самообразования особо важное значение имеет творческая активность учащихся. Под творческой активностью подразумевается такая деятельность , в результате которой самостоятельно открывается нечто новое , оригинальное , отражающее индивидуальные склонности , способности и индивидуальный опыт школьника. Философское определение творческой деятельности как деятельности , результатом которой является открытие нового оригинального продукта , имеющего общественную ценность , по отношению к учащемуся неприемлемо. Хотя бывают случаи, когда деятельность учеников выходит за рамки выполнения обычных учебных заданий и носит творческий характер, а её результатом становится продукт, имеющий общественную ценность : оригинальное доказательство известной теоремы , доказательство новой теоремы , составление новой программы для ЭВМ и т.п., как правило в учебной деятельности творчество проявляется в субъективном плане, как открытие нового для себя , нового в своём умственном развитии, имеющего лишь субъективную новизну, но не имеющего общественной ценности.
В дидактике установлено, что развитие творческой активности учащихся в процессе обучения математике происходит непрерывно от низшего уровня самостоятельности воспроизводящей самостоятельности , к высшему уровню , творческой самостоятельности , последовательно проходя при этом определенные уровни самостоятельности. Руководство процессом перерастания воспроизводящей самостоятельности в творческую состоит в осуществлении последовательных взаимосвязанных , взаимосвязывающих и обусловливающих друг друга этапов учебной работы, каждый из которых обеспечивает выход учащегося на соответствующий уровень творческой активности.
Наиболее глубоко система учебной работы по развитию творческой активности школьников реализуется при изучении учащимися дополнительной учебной и научной математической литературы, сопровождаемого решением достаточного числа задач; подготовке рефератов и докладов по математике; творческом обсуждении докладов и сообщений на уроках , участии в олимпиадах и конкурсах. Учитель должен организовать обобщающие беседы по самостоятельно изученному школьниками материалу; систематизировать знания учащихся; учить приёмам обобщения и абстрагирования; проводить разбор найденных учениками решений; показывать, как надо работать над задачей ; учить выдвигать гипотезы; искать пути предварительного обоснования или опровержения их индуктивным путём , а затем находить дедуктивные доказательства и подводить итоги и т.д.
Первые уроки в пятом классе наиболее ответственны для учителя; ребята узнают требования, предъявляемые к ним, которые в дальнейшем будут служить им ориентиром при работе в классе и дома. Если ставить перед собой цель организовать деятельность школьников способствующую творческому развитию, необходимо создать соответствующий настрой в классе. Для этого нужны упражнения, направленные на раскрепление их мысли, на проявление инициативы, смелости при поиске решения.
При изучении темы « Натуральные числа» можно дать такие задания:
1.В задании напечатаны 5 слов. Под этим списком должны стоять ёще 4 слова, разбитые на две пары. Из них четырёх слов даны только три. Нужно выбрать из списка одно слово, которое нужно поставить в место знака вопроса, чтобы найденное четвёртое слово находилось с третьим в таком же отношении, что и первое со вторым.
а) величина, количество, цифра, счёт, номер.
слово-буква
натуральное число-? (цифра)
б) числа, девять, символы, десять, бесконечное множество.
алфавит-33
цифры-? ( десять)
в) разность, умножение, произведение, деление, чётное.
слагаемое-сумма
множитель-? (произведение)
г) шкала, сантиметр, прямая, длина, деление .
весы-масса
линейка-? ( длина)
2. В каждом из четырех данных ниже списков подчеркните лишнее слово: отрезок, прямая, луч, треугольник, фигура, квадрат ( фигура); сантиметр, миллиметр, дециметр, длина, метр, километр ( длина); треугольник, прямоугольник, пятиугольник, многоугольник, квадрат ( квадрат).
При изучении темы : «Действия с натуральными числами » предлагаю такие задания : укажите, какое из выражений в блоках 1 и 2 лишнее для данного блока. Сформулируйте признак, по которому выбиралось это «лишнее»
Блок 1 а) а+в=в+а
б) а*в=в*а
в) а+(в+с)=(а+в)+с
Блок 2 а) 4в+3
б) 12а+18а
в) 24х+х
г) 28*23+72*23
Предлагать эти упражнения можно в любом месте урока. Учащиеся их хорошо воспринимают. Ребята видят в них отдых от утомительной, иногда однообразной чисто арифметической тренировки.
Традиционные уроки повторения могут стать средством активизации творческой деятельности учащихся. Например, на уроках геометрии в процессе изучения каждой из тем подбираются задачи, не входящие в стабильный учебник, с помощью которых иллюстрируются свойства рассматриваемых фигур и соотношения между ними.
Задача 1. На стороне квадрата АВСД вне его построен прямоугольный треугольник ХВС, гипотенуза которого совпадает со стороной квадрата ВС и с переменной вершиной – точкой Х. О- точка пересечения диагоналей квадрата. Доказать, что ХО делит угол ВХС пополам.
Задача 2. Доказать, что ХО < ВС.
Задача 3. Доказать, что биссектриса угла ВХС делит площадь квадрата АВСД пополам.
Задача 4. В треугольнике ВХС длина катетов ХВ=а, ХС=в. Найти длину отрезка ХО.
Правильно организованные упражнения учащихся в решении задач – важное средство развития творческих способностей учащихся.
Особого внимания заслуживает устные упражнения. Они эффективны кажущейся лёгкостью, эмоциональностью, действуют на учащихся мобилизующее, своей простотой, увлекают и слабых школьников, создают в классе обстановку соревновательности. Следует давать больше несложных примеров, так как сложные задания уводят ученика от главного и требуют много времени.
Процесс выполнения работ творческого характера всемерно содействует развитию познавательных сил и способностей учащихся, непрерывному их совершенствованию. Рациональное использование школьниками усваиваемого учебного материала в изменяющихся условиях всегда сопровождается сосредоточением их внимания, волевых усилий, преодолением встречающихся трудностей, вызывающих эмоциональные переживания, положительное и ответственное к учению. Всё это содействует успешному развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности мышления, речи, памяти, внимания, воображения, расширению у них познавательных и творческих возможностей, что в свою очередь, приводит к успешному овладению более сложным учебным материалом. Таким образом, в процессе выполнения творческих заданий учащиеся не только воспроизводят и совершенствуют усваиваемые знания, умения и навыки, но и свободно ими оперируют в разнообразной практической деятельности. Выполнение творческих заданий характеризуется самым высоким уровнем познавательной деятельности учащихся, которая проявляется в более вдумчивом и пытливом отношении к установлению новых связей между изучаемыми явлениями и процессами, в раскрытии практической значимости усваиваемого учебного материала.
Литература
1. Борчугова З.Н. « Организация контроля знаний учащихся в обучении математики.» ,1998г.
2. Матюшкина А.Н. Развитие творческой активности школьника.
М.: Педагогика, 1991.
3. Щукина Г. И. Активизация познавательной деятельности учащихся в учебном процессе. М.: Просвещение, 1979.