Статья на тему «Учить играя»
« Учить играя»
Учитель начальных классов Барышникова Наталья Вячеславовна
МСКОУ «Специальная коррекционная школа-интернат 1-2 вида»
Города Электросталь.
Ребенок, отправляясь в школу, ждет что-то новое ,радостное ,интересное, надеется на успех, одобрение учителя. И эти ожидания должны оправдаться.
В первое время пребывания в школе большинство детей не воспринимают учебную деятельность как учебную, со всеми ее особенностями, правилами и требованиями. Для выполнения учебной деятельности у них еще нет необходимых умений и навыков, не развиты внимание, усидчивость, работоспособность. Учение они воспринимают как новый, более серьезный вид игры, с новыми правилами и результатами. Но у детей есть огромное желание учиться. Все это обязывает строить учебную деятельность детей принципиально по-новому. В ней должны быть теснейшим образом связаны понятия «урок» и «игра». Нельзя представить урок у первоклашек без игры, ибо игра остается для них ведущей деятельностью. Слова Ш. А. Амонаш- вили: «...без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока»— стали для меня основным правилом в работе. Стремлюсь создать на каждом уроке такую учебную ситуацию, которая позволила бы каждому ребенку проявить себя.
Такую ситуацию помогает создать игра, которая способствует и развитию познавательной деятельности, и воспитанию нравственных начал. Игры или несколько игровых моментов, подобранных на одну тему, тесно связанных с материалом учебника, дают большой результат. У ребенка фантазия развита настолько, что позволяет ему оказываться там, куда приглашает игра, он принимает те условия, которые ставит перед ним учитель, организуя игру.
С большим успехом у нас на уроках проходили такие игры, как «Экскурсия в лес», «Путешествие по городу», «Почтальон», «На дне рождения Незнайки», «В цирке», «Покупатели», «В гостях у героев мультфильмов» и др. Хочу остановиться на одном лишь уроке.
В начале урока спрашиваю:
Дети, вы хотите погулять по зимнему лесу? (Конечно, хотят все.)
На чем легче идти по снегу?
Верно, на лыжах. Встаем все на лыжи. Идем, как лыжник (дети имитируют движение лыжника).
Устный счет (оформление на доске). Лыжник идет от одного флажка к другому, дети устно решают примеры, записанные на флажках. Итак, мы в лесу.
Решаем задачи.
— Кого мы можем встретить в лесу? Чем угостить?
Решение задач: «У нас в корзине было 6 морковок. Одну отдали зайке. Сколько осталось?»; «Было 5 шишек, одну дали белочке. Сколько шишек осталось?»; «На кормушке было 3 птички. Мы подсыпали корма, и прилетела еще 1 птичка и потом еще 1. Сколько стало птичек?»
Практические упражнения.
Пришли на полянку. Давайте слепим снеговиков.
Дети, оперируя раздаточным счетным материалом «снеговики» знакомятся с приемом прибавления и вычитания числа 1.
Пошел снег. Он падает, кружится. (Дети имитируют падающие снежинки.)
Работа по учебнику и в тетради связана так же с игрой.
Закончился I класс. Начался второй учебный год для моих детей, и я поняла, что с игрой прощаться рано, она еще нужна. Но игра стала по содержанию серьезнее, хотя функции ее остались те же: учить и воспитывать. Например, проводя игру «Мы в почтовом отделении»), дети отвечают на вопросы: что такое почта? Кто там работает? Что там делают?
Во время проведения устного счета включаю игровой момент — отправление письма. На доске три почтовых ящика. На первом написано число 15, на втором 20, на третьем 13. Эти числа служат ответом к решаемым примерам.
Получая ответ, дети соединяют его с соответствующим ящиком, затем читают примеры и называют компоненты при сложении.
Используя числа, записанные на почтовых ящиках, дети составляют задачи на сравнение и решают их.
При решении задач № 3, 4, 5 обращаю внимание детей на их содержание. Спрашиваю: для чего выписывают газеты и журналы? Какие газеты и журналы выписывает ваша семья? Какие журналы и газеты любишь смотреть (читать) ты? Какие журналы тебе читает мама?
Затем ввожу игровой момент «Покупаем на почте открытки и конверты», используя раздаточные и демонстрационные монеты.
Так игра постепенно знакомила детей с работой почтового отделения, библиотеки, овощного и мебельного магазинов, приглашала в гараж, на аэродром, олимпийский стадион.
В чем же, на мой взгляд, ценность такого урока, включающего в учебный процесс игры и игровые моменты? Во-первых, серьезный труд делается для детей занимательным. Они работают с интересом, увлеченно, не отвлекаются, легко переключаются с одного вида деятельности на другой — все это положительно влияет на результативность обучения.
Во-вторых, планируя такой урок, учитель тесно связывает его с жизнью, а это в свою очередь помогает ему активизировать познавательную деятельность детей, учит видеть их много интересного в окружающем мире.
И, в-третьих, на таком уроке нет необходимости искусственно привязывать воспитательную цель. Если мы «гуляем» в зимнем лесу, то помним, что в нем зимой очень тихо и нежелательно нарушать тишину, чтобы не разбудить лесных жителей, спящих зимой; не забываем подкормить зимующих птиц. В гостях у Незнайки закрепляем правила поведения, напоминаем об уважительном отношении к друг другу. Путешествуя по городу, вспоминаем правила дорожного движения. Таким образом, на уроке практически нет необходимости делать замечания детям. Игра поглощает их. До это ' происходит тогда, когда учитель несет эмоциональный заряд, заинтересовывает их постановкой вопросов и заданий, особенно творческого характера. И чем эстетичнее учитель сумеет оформить свои уроки, тем увлечённее будут играть дети, отвечая на его вопросы, и результаты урока будут надежнее.
Фарион Екатерина Михайловна
Моткова Юлия