Статья «Воспитательный потенциал урока математики»

1
0
Материал опубликован 4 December 2015

Что же такое воспитание сегодня? Это целенаправленное управление процессом личностного развития ребёнка при создании благоприятных условий.

По-настоящему, развивающее обучение не может быть воспитывающим. Действительно, если в процессе обучения учитель постоянно привлекает учащихся к активной познавательной деятельности, предлагает им самостоятельно решать проблемы, учит настойчивости в достижении цели, умению отстаивать свои взгляды, создаёт в классе творческую обстановку, то такое обучение, конечно же, является не только развивающим, но и воспитывающим.

Урок обладает возможностями влиять на становление очень многих качеств личности учащихся. Воспитывающий аспект урока должен предусматривать использование содержание учебного материала, методов обучения, форм организации познавательной деятельности в их взаимодействии для осуществления формирования и развития нравственных, трудовых, эстетических, экологических и других качеств личности школьника. Он должен быть направлен на воспитание правильного отношения к общечеловеческим ценностям, высокого качества гражданского долга.

Содержание уроков математики составляют устные и письменные вычисления, решение задач, упражнения в измерении, геометрический материал. Одна из главных воспитательных задач, встающих перед учителем - преодоление сухости и формальности в преподавании математики. Главный путь решения этой задачи – всемерное укрепление связи обучения с жизнью, с практикой. А эта связь осуществляется, прежде всего, через содержание задач, как помещённых в учебниках, так и тех, которые составляет учитель и учащиеся. Через решения задач учащиеся знакомятся с важными в познавательном и воспитательном отношении фактами.

Решение задач различными способами – первый шаг к эстетическому восприятию математики. При этом никто из учеников не остаётся равнодушным, дети начинают смотреть на математику не как на сухую, скучную науку, а видят, что и здесь нужны выдумка, фантазия, творчество. Школьники учатся самостоятельно находить более простые, а значит более красивые решения задач, начинают видеть взаимосвязь всех частей математики, а значит и красоту этой науки.

Эстетическому воспитанию на уроках математики способствует использование музыки, поэзии, живописи, пословиц, поговорок, афоризмов.

Для осуществления на уроке нравственного воспитания вообще необходима организация воспитательного влияния на личность школьника через систему отношений, складывающихся на уроке. Воспитывающее обучение – это такое обучение, в процессе которого организуется целенаправленное формирование запланированных педагогом отношений учащихся к различным явлениям окружающей жизни, с которыми ученик сталкивается на уроке. Круг этих отношений достаточно широк.

Важно научить ребят самостоятельно мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты. Тогда они не перестанут учиться всю жизнь, независимо от своей профессии, обгоняя меня и самих себя.

Неслучайно, при отборе основных методов обучения предпочтение отдаю проблемно-поисковому и проектному, которые обеспечивают возможность проявить им субъектную позицию в учебно-познавательной деятельности. Их использование при решении учебных проблем позволяет мне включить ребят в коллективное целеполагание и планирование своей и общей работы, развивает у них чувство ответственности за принятые решения. Анализ и оценка полученных результатов, сравнение их с ожидаемыми способствуют формированию адекватной самооценки, осознанию ими своих возможностей, положительно влияют на развитие потребности школьников к саморазвитию.

Учу своих ребят находить истину в любом вопросе, в решении любой проблемы. К каждому занятию подбираю систему вопросов и заданий разного уровня, которые предполагают неоднозначность решения, позволяют мне опереться на жизненный опыт ребят, показать совершенство математической мысли, нестандартность подходов к решению обсуждаемых задач.

На своих уроках использую парную и групповую формы работы, которые дают мне возможность проводить обучение в сотрудничестве, формировать у ребят умения сопоставлять, сравнивать, оспаривать другие точки зрения, отстаивать своё мнение, работать в коллективе, слушать и слышать каждого, грамотно вести дискуссию.

На каждом уроке решаю задачу одновременного обеспечения успешности каждого учащегося: и слабоуспевающего, и с ярко выраженными способностями к математике. Для этого стараюсь так смоделировать урок и организовать учебную деятельность ребят, чтобы появилась возможность работать со всем классом и одновременно с каждым учащимся. Достичь этого помогает использование дифференцированного обучения. Опираясь на природные способности ребят, результаты психолого-педагогической диагностики, определяю для каждого моего ученика свою "планку", посильную, но в то же время достаточно высокую, соразмерную его возможностям. Осознавая, что сегодня нельзя учить всех всему, каждый должен иметь право на выбор с учетом индивидуальных склонностей и дальнейших жизненных планов, опираясь на гуманно-личностный подход, помогаю своим ребятам найти свой, индивидуальный путь в образовательном пространстве и уверенно продвигаться по этому пути. Разработанные индивидуальные задания, контрольно- измерительные материалы для текущего и итогового контроля позволяют объективно оценить и своевременно скорректировать знания учащихся по математике.

Работая над интеллектуальным развитием учащихся, формированием мышления, необходимых для продуктивной жизни в обществе, не забываю и о прикладном значении математики, на языке которого "говорят" многие науки.

Использование воспитательного потенциала содержания учебного материала, принятие каждого подростка как уникальности, предоставление своим ученикам возможности искать и сомневаться, открывать и удивляться, быть свободными в своих мыслях и желаниях, видах деятельности считаю важными условиями самосовершенствования личности моих воспитанников, их интеллектуального развития и духовного роста.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.