Методика организации внеклассной работы по математике
Организация внеклассной работы по предмету
Одна из основных причин сравнительно плохой успеваемости по математике – слабый интерес многих учащихся к этому предмету. Интерес к предмету зависит прежде всего от качества учебной работы на уроке. В то же время с помощью продуманной системы внеурочных занятий можно значительно повысить интерес школьников к математике. Внеклассные занятия с учащимися приносят большую пользу и самому учителю. Чтобы успешно проводить внеклассную работу, учителю приходится постоянно расширять свои познания по математике. Это благотворно сказывается и на качестве его уроков.
Можно выделить три вида внеклассной работы:
Работа с учащимися, отстающими от других в изучении программного материала, т.е. дополнительные занятия по математике.
Работа с учащимися проявляющими интерес к математике.
Работа с учащимися по развитию интереса в изучении математики.
Основной целью первого вида внеклассной работы является ликвидация пробелов и предупреждение неуспеваемости. Бытует мнение, что если такая дополнительная работа ведётся, то это говорит, что недостаточно организована работа на уроке. В любом случае эта работа должна носить ярко выраженный индивидуальный характер и требует от учителя особого такта и характера.
Цели второго вида внеклассной работы по математике могут быть очень разнообразны и зависят от того, что интересно и что хотят узнать нового о математике ученики так, например:
Развитие и углубление знаний по программному материалу.
Привитие им навыков исследовательской работы.
Воспитание культуры математического мышления.
Развитие представлений о практическом применении математики.
Третий вид внеклассной работы может носить подобные цели, но главный упор делается на развитие интересов математики в соответствии с возможностями этой группы учащихся.
Формы внеклассной работы:
Математический кружок.
Факультатив.
Олимпиады конкурсы, викторины.
Математические олимпиады.
Математические дискуссии.
Неделя математики.
Школьная и классная математическая печать.
Изготовление математических моделей.
Математические экскурсии
В Ильинской школе в течение многих лет в той или иной мере используются практически все формы работы. Самой яркой и привлекательной из них является неделя математики. Одной из важнейших целей проведения предметной недели математики является развитие интереса учащихся к математике, привлечение учащихся к занятиям в факультативах и к осмысленной работе на уроках. У учащихся имеется желание проверить свои силы, математические способности, умение решать нестандартные задачи. Их привлекает возможность добровольного участия.
Чтобы ещё более заинтересовать обучающихся, несколько лет назад в школе была разработана акция «Призвание» в номинации «Математика», которая уже оправдала себя. Идея состоит в том, чтобы оценивать обучающегося на протяжении всего (или почти всего) учебного года. В школе ведётся мониторинг акции «Призвание», который вывешивается на всеобщее обозрение. <Приложение 1>.Участие в кружках, ИГЗ, факультативах - заявка на участие в акции. Кроме этого, любое проявление интереса к математике также поощряется математическими акциями разного достоинства по следующим этапам:
Участие в кружках, ИГЗ, факультативах.
Четвертная оценка, переведённая в акции.
Участие в школьной олимпиаде.
Участие в районной олимпиаде.
Проведение открытого урока в дни самоуправления.
Проведение или участие во внеклассных мероприятиях.
Математический турнир среди победителей акции младшего, среднего, старшего звеньев.
Акции разного достоинства. На обратной стороне каждой акции задание - нарисовать рисунок не отрывая карандаш от бумаги
Начисление акций:
Четвертная оценка:
«3» – 1 балл
«4» - 2 балла
«5» - 3 балла
За участие в мероприятии- 1 балл
За победу- 2 балла
Активные зрители- 2 балла
Викторина и олимпиада по схеме:
Процент выполнения |
Баллы |
Процент выполнения |
Баллы |
1-5 |
1 |
51-55 |
11 |
6-10 |
2 |
56-60 |
12 |
11-15 |
3 |
61-65 |
13 |
16-20 |
4 |
66-70 |
14 |
21-25 |
5 |
71-75 |
15 |
26-30 |
6 |
76-80 |
16 |
31-35 |
7 |
81-85 |
17 |
36-40 |
8 |
86-90 |
18 |
41-45 |
9 |
91-95 |
19 |
46-50 |
10 |
95-100 |
20 |
Викторина вывешивается в специальном месте сроком на 1 неделю в рамках недели математики.
В рамках недели математики подводятся итоги и выявляются победители по сумме баллов в каждой группе учащихся: 1-4 кл, 5-7 кл, 8-9 кл, 10-11 кл. Победители встречаются на последнем этапе. Последний этап проводится весной и выявляет лучшего математика школы в текущем учебном году. Проходит этот этап в виде математического турнира для четырёх участников. Для каждого из них приготовлены задания Турнир длится 1 час. Итоги подводятся по количеству правильно решённых задач.
Кроме основной премии «Лучший математик» предусмотрены и поощрительные:
1. Математический Огонёк
(за умение зажечь своим интересом других)
2. Юный Педагог-математик
(за умение передать свои знания другим)
3. Математический Почемучка
(за огромное желание познать неизвестное)
Победители получают дипломы разного достоинства и памятные подарки
Приложение 1.
Мониторинг
№ |
ФИ ученика |
Четвертная оценка |
Факультатив, ИГЗ, кружок |
Олимпиада |
Викторина |
Мероприятие |
День самоуправления |
Всего |