Применение цифровых технологий в жизни общества и образовательных учреждениях.
Коми Республикаса велöдан, наука да том йöз политика министерство
Министерство образования, науки и молодежной политики Республики Коми
Государственное профессиональное образовательное учреждение
«Сыктывкарский целлюлозно – бумажный техникум»
Тема проекта:
«Применение цифровых технологий в жизни общества
и в образовательных учреждениях»
Автор проекта:
Аболмасов Фёдор Сергеевич
студент 1 курса, специальности
Компьютерные системы и комплексы
Научный руководитель:
Кузнецова Елена Владимировна
Преподаватель информационных дисциплин
Сыктывкар, 2019
Цель работы: Изучить важнейшие вопросы применения современных IT-технологий в учебной и в общественной деятельности.
Задачи исследования:
Проанализировать различные источники информации по применению цифровых технологий в жизни общества и образовательных учреждений.
Провести анкетирование на использование IT-технологий в образовательных учреждениях
Провести мероприятие на свободную тему с использованием IT- технологий
Создать рекомендации на основе исследования
Методы исследования:
Анкетирование
Анализ литературы
Сравнительный анализ
Объект исследования:
Преподаватели
Студенты и школьники
Предмет исследования:
IT-технологии
Гипотеза:
В современном мире всё держится на компьютерных системах, и они приобретают всё больший радиус применения, именно поэтому я выбрал эту тему.
Развитие технологий в обществе
На сегодняшний день современная жизнь, здравоохранение, производство и другие сферы деятельности не обходятся без использования информационных технологий, поскольку каждая область нуждается в переработке большого количества информации, а также информационного обслуживания. Самым оптимальным и универсальным средством для обработки информации считается компьютер, который используется как усилитель интеллектуальных человеческих способностей.
За счёт информационных технологий появляется возможность управлять большими потоками информации с применением вычислительной техники. По сути, ИТ технологии являются комплексом технологических и инженерных наук, которые необходимы для организации жизнедеятельности современного общества. ИТ могут обрабатывать информацию, хранить и передавать её на большие расстояния за короткие сроки.
Быстро растущий потенциал информационных технологий так же быстро сокращает издержки в сфере производства, при этом облегчает и улучшает уровень жизни, открывая новейшие возможности для людей. Так как новые ИТ проявляются в каждой сфере жизни, сегодня всё сложнее представить жизнь без них. Обратим внимание, к примеру, на глобальные платёжные системы, дающие снять webmoney любому человеку, либо положить деньги на виртуальный счёт для интернет-покупок. Такая услуга открывает ряд возможностей для современного человека.
Поскольку ИТ способны обеспечить минимальные расходы при обработке, передаче и хранении информации, производственная область становится более рентабельной. Помимо этого непрерывно прогрессирующие информационные технологии регулярно предлагают новейшие продукты, к примеру, программное обеспечение либо вспомогательные процессы, производством которых занимаются страны третьего мира. За счёт этого обеспечивается не только трудоустройство населения, но и сокращение стоимости вспомогательных продуктов.
Трудно назвать хоть одну область, где не внедрены такие технологии. Любой спектр услуг или отдых – всё работает посредством ИТ. В том числе и в образовательных процессах
Применение цифровых технологий в современных образовательных учреждениях
Целесообразность использования информационных технологий в учебном процессе определяется тем, что с их помощью наиболее эффективно реализуются такие дидактические принципы как научность, доступность, наглядность, сознательность и активность учащихся, сочетание методов, форм и средств обучения, прочность овладения знаниями.
Информационные технологии предоставляют возможность:
рационально организовать познавательную деятельность учащихся в ходе учебного процесса;
сделать обучение более эффективным, вовлекая все виды чувственного восприятия ученика в мультимедийный контекст и вооружая интеллект новым концептуальным инструментарием;
построить открытую систему образования, обеспечивающую каждому индивиду собственную траекторию обучения;
вовлечь в процесс активного обучения категории детей, отличающихся способностями и стилем учения;
использовать специфические свойства компьютера, позволяющие индивидуализировать учебный процесс и обратиться к принципиально новым познавательным средствам;
интенсифицировать все уровни учебно-воспитательного процесса.
Основная образовательная ценность информационных технологий в том, что они позволяют создать неизмеримо более яркую мультисенсорную интерактивную среду обучения с почти неограниченными потенциальными возможностями, оказывающимися в распоряжении и учителя, и ученика.
В отличие от обычных технических средств обучения информационные технологии позволяют не только насытить обучающегося большим количеством знаний, но и развить интеллектуальные, творческие способности учащихся, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации.
Выделяют восемь типов компьютерных средств используемых в обучении на основании их функционального назначения.
Презентации – это электронные диафильмы, которые могут включать в себя анимацию, аудио- и видеофрагменты, элементы интерактивности. Для создания презентаций используются такие программные средства, как PowerPoint или Open Impress. Эти компьютерные средства интересны тем, что их может создать любой учитель, имеющий доступ к персональному компьютеру, причем с минимальными затратами времени на освоение средств создания презентации. Применение презентаций расширяет диапазон условий для креативной деятельности учащихся и психологического роста личности, развивая самостоятельность и повышая самооценку. Презентации активно используются и для представления ученических проектов.
Электронные энциклопедии – являются аналогами обычных справочно-информационных изданий – энциклопедий, словарей, справочников и т.д. В отличие от своих бумажных аналогов они обладают дополнительными свойствами и возможностями:
они обычно поддерживают удобную систему поиска по ключевым словам и понятиям;
удобная система навигации на основе гиперссылок;
возможность включать в себя аудио- и видеофрагменты.
Дидактические материалы – сборники задач, диктантов, упражнений, а также примеров рефератов и сочинений, представленных в электронном виде, обычно в виде простого набора текстовых файлов в форматах doc, txt и объединенных в логическую структуру средствами гипертекста.
Программы-тренажеры выполняют функции дидактических материалов и могут отслеживать ход решения и сообщать об ошибках.
Системы виртуального эксперимента – это программные комплексы позволяющие обучаемому проводить эксперименты в “виртуальной лаборатории”. Главное их преимущество – они позволяют обучаемому проводить такие эксперименты, которые в реальности были бы невозможны по соображениям безопасности, временным характеристикам и т.п. Главный недостаток подобных программ – естественная ограниченность заложенной в них модели, за пределы которой обучаемый выйти не может в рамках своего виртуального эксперимента.
Программные системы контроля знаний, к которым относятся опросники и тесты. Главное их достоинство – быстрая удобная, беспристрастная и автоматизированная обработка полученных результатов. Главный недостаток – негибкая система ответов, не позволяющая испытуемому проявить свои творческие способности.
Электронные учебники и учебные курсы – объединяют в единый комплекс все или несколько вышеописанных типов. Например, обучаемому сначала предлагается просмотреть обучающий курс (презентация), затем проставить виртуальный эксперимент на основе знаний, полученных при просмотре обучающего курса (система виртуального эксперимента). Часто на этом этапе учащемуся доступен также электронный справочник/энциклопедия по изучаемому курсу, и в завершение он должен ответить на набор вопросов и/или решить несколько задач (программные системы контроля знаний).
Обучающие игры и развивающие программы – это интерактивные программы с игровым сценарием. Выполняя разнообразные задания в процессе игры, дети развивают тонкие двигательные навыки, пространственное воображение, память и, возможно, получают дополнительные навыки, например, обучаются работать на клавиатуре.
Выделяют следующие типы уроков по способу использования информационных технологий (по Козленко А. Г.):
Уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном режиме – один компьютер на учительском столе + проектор;
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном режиме – урок в компьютерном классе без выхода в Интернет;
Уроки, на которых компьютер используется в индивидуальном дистанционном режиме – урок в компьютерном классе с выходом в Интернет.
Компьютерные средства обучения можно разделить на две группы по отношению к ресурсам сети Интернет:
Средства обучения on-line применяются в реальном времени с использованием ресурсов сети Интернет;
Средства обучения off-line – это автономно используемые средства.
На начальном этапе работы информационные технологии вводились на уроках усвоения новых знаний, когда необходимо использовать большое количество наглядного материала.
Затем информационные технологии стали вводиться на обобщающих уроках, когда важно не только систематизировать знания и умения учащихся, но и акцентировать внимание на важнейших моментах изучаемой темы, необходимых для изучения последующих тем или курсов. При приобретении мобильного компьютерного класса появилась возможность использовать компьютер для проведения лабораторных работ и экспериментов. Применение этого электронного продукта возможно на всех этапах урока: проверка знаний, изучение нового материала, закрепление материала.
В индивидуальном режиме с учащимися желающими углубленно изучать предмет проводится работа и с другими типами компьютерных средств. Это электронные учебники и энциклопедии, программы-тренажеры для подготовки к экзаменам, которые помимо результата дают объяснение и правильный ответ, системы виртуального эксперимента, обучающие игры.
В образовательном процессе компьютер может быть как объектом изучения, так и средством обучения, воспитания, развития и диагностики усвоения содержания обучения, т.е. возможны два направления использования компьютерных технологий в процессе обучения. При первом – усвоение знаний, умений и навыков ведет к осознанию возможностей компьютерных технологий, к формированию умений их использования при решении разнообразных задач. При втором – компьютерные технологии являются мощным средством повышения эффективности организации учебно-воспитательного процесса. Но сегодня определились, по крайней мере, еще две функции: компьютер как средство общения, компьютер как инструмент в управлении, компьютер как развивающая среда. В образовательном процессе важно одновременное использование всех этих направлений. Существование и взаимодействие всех их одновременно не только в образовательном, но и в воспитательном процессе приводит к желаемому результату, который ставится обществом перед школой.
В результате использования информационных технологий стала наблюдаться динамика качества знаний учащихся, повышение мотивации учебной деятельности.
Мероприятие на свободную тему с использованием IT-технологий
Мы решили провести 2 одинаковых мероприятия в разных учебных группах, 1 группе был предложен материал без использования IT- технологий, а второй группе с их использованием. После каждого мероприятия ребятам была предложена викторина на те знания, которые они получили входе мероприятия. Так вот учащийся из 2 группы значительно лучше отвечали на поставленные вопросы. Из этого следует что, динамика качества знаний учащихся в результате использования информационных технологий становится, повышенной.
Анкетирование педагогов на использование IT-технологий в образовательных учреждениях
В проведенном исследовании приняли участие 10 человек. Учителям МАОУ СОШ №1 и №38, а также преподавателям ГПОУ «Сыктывкарский целлюлозно-бумажный техникум» и «Сыктывкарский автомеханический техникум» была предложена анкета для определения степени использования информационных технологий в образовательном процессе. Результаты анкетирования приведены в диаграмме 1 (Приложение №1).
Из которых следует что, использование информационно-компьютерных технологий преподавателями существенно облегчает, их подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их.
Вывод:
Изучив тему и проведя исследования, можно сделать вывод, что применение цифровых технологий выводит общество и учебные заведения на новый профессиональный уровень.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение №1
Анкета для определения степени использования
информационных технологий
1. Используете ли вы информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):
- при подготовке к занятию;
- на занятии;
- для самообразования;
- другое (укажите).
2. Какие средства информационно-компьютерных технологий вы используете (нужное подчеркнуть):
- текстовый редактор;
- электронные таблицы;
- мультимедийные диски;
- специализированные программы;
- Интернет;
- другое (укажите).
3. Как часто вы используете информационно-компьютерные технологии (нужное подчеркнуть):
- ежедневно;
- 1 раз в неделю;
- 1-2 раза в месяц;
- 1-2 раза в четверть;
- другое (укажите).
4. Считаете ли вы, что использование информационно-компьютерных технологий существенно облегчает подготовку к занятиям и позволяет разнообразить их?
______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
5. Созданы ли условия в вашем образовательном учреждении для использования информационно-компьютерных технологий? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
6. Ваши достижения в области использования информационно-компьютерных технологий?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
7. Какие проблемы возникают при использовании информационно-компьютерных технологий? ____________________________________________________________________________________________________________________________________
__________________________________________________________________
8. Какие цифровые образовательные ресурсы чаще всего вы используете? __________________________________________________________________
____________________________________________________________________________________________________________________________________
Спасибо за участие!