12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Корнетова Юлия57
Россия, Бурятия респ., Кяхта
2

Статья на тему «Применение кейсовых технологий на уроках химии»

Корнетова Юлия Игоревна – учитель химии

МБОУ «Кяхтинская СОШ №1»

Республика Бурятия, г. Кяхта

Применение кейсовых технологий на уроках химии

Аннотация: в данной статье рассмотрены один из методов проблемных ситуаций, применяемых на уроках, «Кейсовый метод». Описана методика и технология применения метода на уроках химии и приведены примеры уроков.

Содержание.

1. Методика преподавания химии по кейс–методу

2. Применение кейсовой технологии на уроках химии

3. Примеры применения кейсовой технологий в обучение школьников химии

Заключение

Приложение

Литература

Применение кейсовой технологии на уроках химии.

ФГОС в образовательных учреждениях Российской Федерации ведут к освоению новых технологий обучения, изменения содержания уроков. Так, главным методом по ФГОС является метод проблемного обучения, который направлен на «возбуждение интереса» у школьников к овладению знаниями.

Одним из инновационных способов организации проблемного обучения является кейсовая технология. Кейсовая технология, кейс-технология или кейс-метод совмещает в себе такие хорошо известные методы, как метод проектов, ролевая игра, ситуативный анализ и многое другое. При решении общей проблемы на уроках химии полезной оказывается групповая деятельность, которая позволяет всем учащимся научиться работать совместно и усвоить учебный материал полностью.

Актуальность кейсовой технологии определяется потребностями учащегося к самовыражению и индивидуальности личности в условиях современного, информационного общества.

Цели введения проблемного метода обучения на уроках химии:

- развивать личность ребенка, формируя и поддерживая интерес к химии;

- научить школьников объяснять химические явления и задачи;

- формирование знаний, умений и навыков самостоятельной экспериментальной и исследовательской деятельности;

- развитие индивидуальности творческого потенциала ученика.

Суть проблемного урока – творческое усвоение знаний.

Основные этапы проблемного урока:

1. Постановка проблемы.

2. Поиск решения. Выдвигаются самые разные гипотезы, но только одна из них выдерживает строгую проверку и превращается в решение.

3. Выражение решения. Новое знание выражается соответствующим научным (химическим) языком в общественно принятой форме.

4. Представление продукта одноклассникам.

Какие методические приемы создания проблемных ситуаций можно использовать на уроках химии:

- противоречие (предложить самим найти способ его разрешения);

- сталкивание противоречий;

- различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- рассмотрение явлений с различных позиций;

- проблемные задачи с недостаточными или избыточными исходными данными или с заведомо допущенными ошибками.

Для реализации проблемной технологии необходимы:

- отбор самых актуальных, сущностных задач;

- определение особенностей проблемного обучения в различных видах учебной работы;

- построение оптимальной системы проблемного обучения, создание учебных и методических пособий и руководств;

- личностный подход и мастерство учителя, способные вызвать активную познавательную деятельность ребенка.

Методика преподавания химии по кейс–методу.

Средством для достижения поставленных целей преподавания химии является кейс, как пакет документов для работы учащихся.

Структура и содержание кейса:

- предъявление темы урока, проблемы, вопросов, задания;

- подробное описание спорных ситуаций;

- сопутствующие факты, положения, варианты, альтернативы;

- учебно–методическое обеспечение;

- наглядный, раздаточный или другой иллюстративный материал;

- литература основная и дополнительная;

- режим работы с кейсом;

- критерии оценки работы по этапам.

Примерная схема обучения по кейс–методу (Таблица 2):

Таблица 2

Схема обучения по кейс–методу 

Учитель

Ученик

Разработка кейса

Определение списка необходимой для усвоения учебной темы литературы

Разработка плана урока

Руководство групповой работой

Организация итогового обсуждения

Получение кейса

Изучение литературы

Самостоятельная подготовка

Организация предварительного обсуждения содержания кейса

Изучение дополнительной информации для

Оценка работ учащихся

овладения материалом учебной темы и выполнения задания

Представление и отстаивание своего варианта решения задания

Выслушивание точек зрения других участников

Методика каждого этапа.

1. Подготовка учителем и учащимися:

На этом этапе учитель проводит логический отбор учебного материала, формулирует проблемы. При отборе материала учитывает, что: учебный материал большого объема запоминается с трудом; учебный материал, компактно расположенный в определенной системе, облегчает восприятие; выделение в обучаемом материале смысловых опорных пунктов способствует эффективности его запоминания.

2. Индивидуальная самостоятельная работа учащихся с кейсом:

Учащиеся на данном этапе работают с учебно-методическим обеспечением, дополнительной литературой, анализируют предложенные ситуации. При всей простоте названного этапа требуется большое искусство учителя, чтобы стимулировать интерес учащихся к самостоятельной работе, активизировать их учебную деятельность. В процессе самостоятельной работы к учащимся применяем самые различные методы и приемы обучения, в том числе и традиционные.

3. Проверка усвоения изученного материала.

Так как учащиеся самостоятельно по кейсу изучают новый материал, часто возникает потребность в проверке его усвоения. Методы проверки могут быть традиционными (устный фронтальный опрос, взаимопроверка, ответ по карточкам и т.д.) и нетрадиционными (тестирование, рейтинг и т.д.).

4. Работа в микрогруппах:

Занимает центральное место в кейс–методе, так как это самый хороший метод изучения и обмена опытом. После того, как учащиеся разделены на малые группы для работы, они начинают самостоятельную работу.

Принципы организации самостоятельной совместной работы учащихся в малых группах:

- Принцип сотрудничества: (совокупность совместной и индивидуальной деятельности; самостоятельная работа дома как опережающее обучение и работа непосредственно на занятии).

- Принцип коллективизма: (работа каждого адресована не учителю, а всем учащимся).

- Принцип ролевого участия: (добровольность при выборе ролей; удовольствие от сыгранной роли; тактичность в смене ролей).

- Принцип ответственности: (отвечает материал урока ученик не учителю, а одноклассникам; контроль гласный; обучаем учащихся методам самоконтроля и самооценки).

Для эффективной работы малыми группами соблюдаются правила:

- общность проблемы для всех;

- общность требований (для этого, особенно на первых порах, создаем группы примерно равных возможностей);

- количество человек в группе – не более 5–ти (для эффективной работы каждого);

- выделение лидера (формального или неформального);

- создание контролирующей группы (например, экспертов);

- гласность работы во всех группах и коллективное обсуждение;

- учет возможностей группы при постановке проблемы (задачи должны быть посильными).

Выполнение этих правил дает возможность организовать развивающий учебный процесс, так как в решении творческой задачи учащиеся сначала ведут мысленный перебор известных им способов решения и, не найдя его в арсенале своего прежнего опыта, конструируют новый способ.

5. Особое внимание при работе в малых группах обращаем на дискуссию, в ходе которой осуществляется представление вариантов решения каждой ситуации, ответы на возникающие вопросы, оппонирование.

Критерии оценок работы по этапам занятия:

- грамотное решение проблемы;

- новизна и неординарность решения проблемы;

- краткость и четкость изложения теоретической части;

- качество оформления решения проблемы;

- этика ведения дискуссии;

- активность работы всех членов микрогруппы.

Применение кейсовой технологии на уроках химии.

Чтобы помочь ребёнку стать компетентным, надо использовать активные методы обучения, например, метод проектов, метод проблемного изложения, игры, которые являются частью кейсовой технологий. Системно-деятельностный подход в обучении, к которому в настоящее время стремится российская школа, побуждает учителя к поиску путей формирования и развития универсальных учебных действий, помогающий ученику «объять необъятное», изучать учебные предметы исходя из деятельности, то есть к знанию идти от действия.

В процессе изучения предмета «Химия» формирование теоретических представлений также может идти по этому пути – от действия к мысли. Поэтому особую важность приобретает формирование практических умений.

Можно выделить ряд умений, которыми обязательно должен владеть учащийся:

- умение работать с текстом: быстро находить нужную информацию в сотрудничестве с другими учащимися, анализировать содержание текста;

- презентационные умения: умение грамотно и доказательно представить свою точку зрения;

- умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

- умение применять логические универсальные учебные действия и др.

Для их формирования на уроках химии могут применяться кейсовой технологии.

Суть кейсовых технологий – анализ реальной ситуации (определенных вводных данных), описание которой одновременно отражает не только какую-либо практическую проблему, но и актуализирует определенный комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении данной проблемы. При этом сама проблема не имеет однозначных решений. Будучи интерактивным методом обучения, кейс-метод позволяет повысить интерес учащихся к предмету. Применение этого метода помогает развить в детях такие важные для дальнейшей жизни качества, как коммуникабельность, социальная активность, умение правильно представить своё мнение и выслушать мнение другого человека.

Сюжетную канву кейса (реальную ситуацию для анализа) в рамках школьного предмета может составлять учебники, справочники, дополнительная литература.

На уроках химии могут быть использованы кейсы различной степени сложности:

Первая степень предполагает наличие практической ситуации и ее решения.

Вторая степень сложности: существует некая практическая ситуация – необходимо найти ее решение.

Третья степень сложности: наличествует практическая ситуация – необходимо определить проблему и найти пути ее решения. Решений может быть множество, и почти все варианты имеют право на существование, аргументацию и обсуждение.

Ситуативные кейсы на уроках могут быть связаны с проблемами и перспективами взаимоотношений между веществами с составлением таблиц.

Решение кейсов одинаково эффективно в групповой работе, в работе в парах, в индивидуальной работе.

Примеры применения кейсовой технологий в обучение школьников химии.

Применение кейсовых технологий в обучении химии позволяет создать на уроке благоприятную среду для отработки практических умений, необходимых школьникам для грамотной работы с различного рода информацией, позволяет активизировать теоретические знания и практический опыт обучаемых, их способность высказывать свои мысли, идеи, предложения, умение выслушать альтернативную точку зрения, и аргументировано высказать свою. Использование этого метода необходимо еще и потому, что он позволяет увидеть неоднозначность решения проблем в реальной жизни.

Примерный план-конспект урока химии.

Тип урока: урок-обобщение.

Вид урока: урок с использованием кейсовой технологии.

Цели урока:

1. образовательная: обобщить знания.

2. развивающая: развивать инициативу, любознательность, умственную активность.

3. воспитательная: формировать коммуникативные навыки, умения вырабатывать и аргументировать самостоятельные решения, аргументировать самостоятельные решения, навыки сотрудничества в группах.

Учебные задачи:

1. систематизировать знания;

2. формировать умения раскрывать взаимосвязь науки и практики

3. формировать умения использовать полученные знания в своей профессиональной деятельности.

Оборудование и реактивы: образцы веществ без названий, вода, пробирки в штативе, стеклянные палочки, стеклянные пластинки.

Раздаточный материал: кейс «Эврика», правила работы с кейсом

План урока.

Кейс «Эврика»

1. Подготовительный этап.

Конкретизация преподавателем цели урока.

2. Ознакомительный этап.

Вовлечение учащихся в живое обсуждение конкретной ситуации.

2.1. Введение в ситуацию;

2.2. Описание ситуации:

а) Условие ситуации;

б) Задание (что надо сделать?).

2.3. Информационный материал

3. Основной (аналитический) этап.

1) вступительное слово учителя;

2) распределение учащихся по группам;

3) организация работы групп:

- обсуждение предложенного материала с применением основных правил для анализа кейса (Приложение 1)

- выявление проблемных моментов

- определение докладчиков

4) представление результатов анализа

4. Итоговый этап.

- заключительная презентация результатов аналитической работы (сравнение нескольких вариантов решения одной проблемы);

- обобщающее выступление учителя – анализ ситуации;

- оценивание учителем учащихся.

Заключение.

Если в традиционном обществе еще можно было строить обучение путем трансляции преподавателем информации, то в век динамичных изменений главным становится формирование умения учиться самостоятельно. При анализе кейса учащиеся научаются работать и совместно, и самостоятельно.

В результате проведенной работы можно сделать следующие выводы:

Кейсовая технология способствует:

- развитию личностных качеств учащегося, умения вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения;

- выработке коммуникативных качеств учащегося;

- развитию инициативности учащегося.

В перспективе исследуемой проблемы планирую продолжить работу в выбранном направлении, а именно, применения кейсовой технологии на уроках химии и разработать кейсы по темам: «Химия и производство», «Химия и экология».

Приложение1.

10 основных правил для анализа кейса

1

Двукратное чтение кейса: один раз, чтобы иметь общее представление и второй раз, чтобы хорошо разобраться в фактах.

Кроме того, должны быть внимательно проанализированы таблицы и графики.

2

Составить список проблем, с которыми придется иметь дело.

3

Если предлагаются цифровые данные, нужно попытаться их оценить и объяснить.

4

Узнавание проблем, к которым можно применить имеющиеся знания.

5

Составление основательного анализа имеющейся ситуации.

6

Поддержка предложений решения проблемы посредством основательной аргументации.

7

Составление схем, таблиц, графиков, которые дают основание для собственного «решения».

8

Составление списка приоритетов собственных предложений, принимая во внимание, что в реальности будут довольно скудные ресурсы

9

Контроль собственного плана действий, чтобы проверить, действительно ли разработаны все сферы проблемы.

10

Не предлагать решений, которые обречены на провал и тем самым могут иметь губительные последствия.

Список литературы.

1. Мурлатова Е.В. Учебно-методический материал по химии на тему: «Использование технологии проблемного обучения на уроках химии в условиях реализации ФГОС». 2014г.

2. Прищепа Т.А. Лекции на тему: «Кейс-метод, кейс-технология». 11-12 Лекция. 2013г.

3. Боротюк Т.С. Методическая разработка по химии по теме: «Кейс технологии на уроках химии». 2013г.

4. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: пособие для учителя. – М: Вита-Пресс, 1999 г.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.