Статья на тему «Личный опыт применения современных технологий на уроках математики»

14
6
Материал опубликован 6 March 2021 в группе

Мамутова Нияра Диляверовна

учитель математики высшей категории

МБОУ «Трудовская школа» Симферопольского района Республики Крым

Республика Крым, Симферопольский район

Статья на тему: «Личный опыт применения современных технологий на уроках математики»


Модернизация, реформирование системы образования во всех ее звеньях и выполнения задания скорейшей ориентации педагогов на реализацию потребностей общества и его граждан сегодня приобретает особое значение. Современное образование на всех уровнях должна быть направлена на понимание учителем потребности воспринимать изменения, меняться самому, на развитие творческих качеств учащихся, понимание того, что последствия педагогического труда непосредственно зависят от уровня педагогического мастерства учителя, на формирование компетентностей учащихся и учителей.

Каждый учитель и ученик для реализации себя как личности в обществе должны иметь сложившуюся информационную культуру, поскольку именно она является важным фактором успешной профессиональной и непрофессиональной деятельности и защищенности человека.

Реализация вышеуказанных задач будет успешной при соблюдении принципов:

1) компетентностного, личностно-ориентированного подхода;

2) изменения акцентов педагогической деятельности;

3) совместной творческой деятельности учителя и ученика;

4) деятельности, основанной на идее преодоления противоречий, идеи достижения цели;

5) выборе адекватных методов и технологий обучения.

Наиболее эффективным путем реализации этих принципов является внедрение в учебный процесс инновационных технологий, обеспечивающих формирование компетенций учащихся.

Современная педагогика имеет разные взгляды на инновационные процессы в обучении и воспитании, а принцип вариативности образования позволяет учителям выбирать наиболее оптимальные формы и методы работы и соответственно конструировать учебный процесс, используя различные источники информации. Сегодня компетентность педагога проявляется в овладении им всем спектром современных информационных образовательных технологий – прежде всего, в активном использовании на уроках современных технических средств обучения, сети Интернет; умением создавать презентации, тестовые программы и тому подобное.

Можно выделить основные виды компетенций, которыми должен обладать учитель в ходе освоения и использования информационных технологий в учебно-воспитательном процессе:

- технологическая (умение учителя наиболее эффективно работать с программами создания презентаций, использовать сканер, веб-камеру, интерактивную доску и тому подобное);

- алгоритмическая (учитель, который умеет организовывать все виды своей деятельности с помощью алгоритмов, овладевает современной системой разработки программного обеспечения, учится создавать сценарии проведения уроков, и тому подобное);

- модельная (при наличии такой компетентности педагог овладевает профессиональными пакетами компьютерного моделирования и использует модели электронных средств учебного назначения);

- исследовательская (учитель способен применять технические средства автоматизации исследований);

- методологическая (при ее наличии педагог активно использует Интернет-технологии для решения своих социальных потребностей, участвует в форумах, переписывается по электронной почте, создает электронные пособия).

Как показывает опыт, чтобы внедрять в учебный процесс информационные технологии, учителю необходимо следить за изменениями в информационных технологиях, за появлением новых, иметь соответствующую технику и программное обеспечение, и соответствующую литературу, квалифицированно владеть ИКТ, создавать собственные дидактические средства для учащихся.

Информационные технологии являются мощным средством интенсификации занятий и повышение интереса учащихся к развитию собственных компетенций. Эффективное использование таких технологий позволяет участникам образовательного процесса повышать самообразовательную деятельность, индивидуально развиваться и самосовершенствоваться, быть способным к выбору альтернатив, генерировать новые идеи, принимать нестандартные решения и нести за них ответственность.

Поскольку право выбора использования ИКТ на уроке (или в процессе подготовки к нему) все же принадлежит учителю, а не ученику, то и за целесообразность их использования отвечает тоже учитель. А значит, должен заранее прогнозировать, что: учащиеся лучше усвоят материал за счет того, что он стал более увлекательным, приятным, усилилась его информативная емкость, расширился арсенал приемов и сократилось время на его изложение; будут созданы условия для индивидуального и дифференцированного обучения с распределением задач по уровням сложности для каждого ученика; будет автоматизирован контроль знаний, умений, навыков, что будет способствовать повышению объективности контроля знаний, усилению мотивации обучения; существовать возможность самостоятельного изучения учебного материала, что позволит повысить интеллектуальный уровень учащихся.

Новые компьютерные технологии позволяют повысить эффективность обучения и объективность контроля знаний учащихся.

Существуют различные подходы к установлению типов уроков для общеобразовательной школы. Сегодня ученые и учителя-практики предпочитают разделение уроков в соответствии с ведущими целями, различая следующие типы уроков [2]:

1) усвоение новых знаний;

2) формирование умений и навыков;

3) применение знаний;

4) обобщения и систематизации знаний;

5) контроля и оценки учебных достижений;

6) комбинированный.

Хочу поделиться с вами опытом применения современных технологий на уроках математики в 5 классе.

Среди системы всех уроков в 5 классе наибольшее количество приходится на уроки формирования умений и навыков и комбинированные уроки. Современный урок имеет сложную структуру (состоит из целевого, содержательного, стимуляционно-мотивационного, операционно-деятельностного, контрольно-регулировочного и оценочно-результативного компонентов) и осуществляется в несколько этапов (актуализация опорных знаний, мотивация обучения, восприятия и осознания задач, итог и т.д.). Компьютерные технологии можно применять при таких этапах урока, как объяснение; закрепление; тестирование и контроль знаний; самостоятельное изучение материала на уроке; самостоятельное изучение материала дома; практикум; творческая работа при осуществлении проекта, прочее.

Как известно, суть урока формирования умений и навыков заключается в том, что в результате своей практической деятельности ученики приходят к четко сформированному алгоритму решения той или иной задачи. Конечно, добиться этого можно только за счет решения большого количества однотипных задач или примеров. Поэтому, чтобы поддержать интерес ученика к уроку, однотипные задачи должны подаваться различными способами.

Выбор того или иного программного обеспечения на конкретном уроке на современном этапе развития информационных технологий – задача учителя, которая подчиняется поставленной цели урока. Все существующие программные средства обучения можно разделить на энциклопедии, словари, справочники; электронные учебные пособия; электронные учебно-методические пособия (помощь учителю), тестовые системы; тренажеры и системы контроля знаний; административные системы; демонстрационно-иллюстративный материал; электронные книги; развивающие игры.

Эффективно используя программу Microsoft PowerPoint, в которой создан демонстрационно-иллюстративный материал – компьютерная презентация, при изучении нового материала и при обобщающем повторении любой из тем курса математики в 5 классе обеспечивается динамичность урока, эффективность, наглядность, повышается интерес к предмету в целом.

Для того чтобы урок формирования умений и навыков показался интересным, он должен содержать как абстрактные, так и прикладные задачи, которые являются эффективным средством создания и поддержания мотивации к обучению математике. В процессе их решения возникают дополнительные возможности показать ученикам, как математика применяется в различных сферах деятельности человека. При решении прикладных задач ученики сталкиваются с проблемой, которая заключается в недостаточной информации об определенных процессах или явлениях. Еще одной проблемой является недостаточный уровень образного мышления, то есть ученики просто не могут представить себе, о чем идет речь в задаче, а соответственно не могут составить алгоритм действий.

Компьютерную презентацию можно успешно использовать для иллюстрации экспериментальных задач, ведь ученики еще не имеют хорошо развитого пространственного воображения: им трудно представить, почему течение реки меняет скорость лодки или катера при движении по течению и против нее. И сравнительную характеристику величин, например, они не могут осуществить без наглядности. Если показать в масштабе, например, единицы длины в виде отрезков разной длины, то дети будут держать эту картинку в своем воображении (в качестве пиктограммы) и не путать, что чего больше (см. рис. 1).

Для учащихся 5-6-х классов важным этапом урока является физкультминутка. Она существует для того, чтобы переключить внимание учащихся, избежать утомляемости. С помощью мультимедийной доски ее

t1614981122aa.png

Рисунок 1. Пример применения презентации Microsoft PowerPoint

Источник: составлен автором


можно провести ярче (под музыку) и интереснее. Например, на доске могут появляться различные предметы, когда ученики увидят плоскую геометрическую фигуру – должны присесть, а когда увидят объемную пространственную фигуру – подпрыгнуть.

Иногда для переключения внимания и отдыха можно использовать не физкультминутку, а демонстрацию мультфильма, сюжетом к которому будет служить историческая задача.

Программы типа Конструктор урока помогают обеспечить:

- создание отдельных экранов – этапов урока, создание новых уроков, добавление к уроку и удаление с урока отдельных экранов;

- импорт и экспорт к урокам базовых элементов (текста, рисунков, анимации, видео, звукового сопровождения);

- создание своих или удаления существующих тестов и задач;

- форматирования текстовой информации – наличие удобных средств для ввода и форматирования текста (форматирование шрифта: гарнитуры, размера, начертания, верхние и нижние индексы, цвета текста и фона, межсимвольные расстоянии, модификации), форматирование абзацев, написание формул, работа со стандартными графическими средствами;

- форматирования графической информации (изменение размеров объекта, расположение на экране и взаимного расположения нескольких объектов, управления последовательностью отображения определенного медиа объекта)

- гибкость маршрутов прохождения учебного материала и возможность назначения различных траекторий обучения;

- функцию сохранения созданного урока при выходе из конструктора.

Программа GeoGebra имеет следующие возможности:

- моделирование геометрических построений: создание построений при помощи компьютерных аналогов циркуля и линейки, исследование полученных результатов, проведение измерений;

- создание динамических иллюстраций, интерактивных учебных пособий, справочников, использование комментариев, кнопок, подсказок и гиперссылок;

- организация компьютерных экспериментов и исследований, выдвижение и визуальная проверка гипотез как средство поддержки конструктивного направления в обучении.

В 5 классе при изучении темы «Геометрические фигуры и величины» данный программный продукт может не только помочь изучить все геометрические понятия, но и понять динамику геометрических процессов.
При построении фигур учащиеся сразу замечают, сколько точек определяют данную фигуру, и понимают, почему это происходит именно так. Например, при построении прямой взята сначала одна точка, которая дает прямую, и только вторая поставлена ​​точка «закрепляет» прямую в едином положении, одна точка – это начало отрезка, а вторая точка – конец отрезка (см. рис. 2).

t1614981122ab.png

Рисунок 2. Скриншот программы GeoGebra

Источник: составлен автором


При изучении темы «Площади и объемы» тоже очень важно наличие наглядности на экране, ведь ученики должны четко понять процесс образования площади и объема тел. Вообще, любая информация усваивается тогда, когда она становится понятной, осуществится процесс трансформации понятия в голове.

Внедрение современных информационных технологий в учебно-воспитательный процесс – важная и комплексная задача современного образования. Учитель, который является профессионалом в своем деле, стремится к применению альтернативного подхода в обучении и заинтересован в использовании современных технологий, может стать необходимым объединяющим звеном между информатизацией и традиционным консерватизмом в образовании.

Каждый урок математики является частью общего учебного процесса и методической системы обучения математике. На структуру урока и его результативность влияют множество разнообразных факторов: и личность учителя, и уровень его профессиональной подготовки, возрастные и индивидуальные особенности учащихся класса, и состояние их математических знаний, а также методологический подход к обучению, в рамках которого происходит учебный процесс. Следует также заметить, что изменение одного из компонентов или этапов урока оказывает влияние на всю систему его организации и методики проведения.

Качество и результативность уроков повышается благодаря гармоничному сочетанию традиционных и инновационных форм, средств и методов представления нового материала и формирования знаний и навыков у учащихся. Использование на уроках математики современных информационно-коммуникационных технологий оказывает значительный эффект на педагогическую деятельность учителя и учебно-познавательную деятельность учащихся.

Однако, любое современное компьютерное средство может использоваться учеником 5 класса на уроке лишь ограниченный временной отрезок – до 15 мин. за один учебный час, а остальное время остается на традиционные методы. Ведь очень важно для пятиклассника осваивать все своими руками: и графические построения, и письменные вычисления (действия в столбик), и измерения с помощью линейки реальных объектов (или моделей) геометрических фигур.

Ученики должны осваивать все комплексно. А новейшие образовательные технологии стать надежным помощником в этом процессе.


Список используемой литературы:

1. Онищук В. А. Урок в современной школе: Пособ. для учителей/
В. А. Онищук. – М.: Просвещение. 1981. – 191 с.

2. Подласый И.П. Педагогика: 100 вопросов – 100 ответов. – М.: ВЛАДОС-пресс, 2004 - 365с.

3. Хуторской А.В. Определение общепредметного содержания и ключевых компетенций как характеристика нового подхода к конструированию образовательных стандартов. Вестник Института образования человека – 2011. – №1.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Благодарю за интересный ресурс!

6 March 2021

Марина Юрьевна, большое спасибо!

6 March 2021

Заходите в гости! С наступающим праздником,Нияра Диляверовна!

6 March 2021

Благодарю за поздравление, Марина Юрьевна! Поздравляю Вас также с наступающим праздником!

6 March 2021

Статья очень интересная!Внимательно прочитала!Большое спасибо!

7 March 2021

Светлана Николаевна, спасибо за отзыв

7 March 2021

Похожие публикации