Статья «Задачи педагога-пианиста»
Педагог-музыкант обязан профессионально знать каждое задаваемое произведение. Такое знание возможно лишь на основе собственного исполнительского изучения.Педагог должен ученику показать реальное звучание его произведения, Решающим условием здесь является высокая профессиональная требовательность педагога, его непримиримость по отношению к недостаткам учащихся. Обычно в первую очередь ставятся самые простые звуковые цели, потом более сложные, но они должны быть всегда ясны и доступны для ученика. Есть, однако, область исполнительского мастерства, которая обязательно выдаёт пианиста, не умеющего себя слушать. Это отношение к качеству звучания. Следствием невоспитанности слуха является недостаточная чуткость к звучанию, тембровое однообразие, а часто грубость. Педализация - также одна из сфер работы пианиста, которая при неумении слушать себя - не налаживается. если учащийся не слушает себя, никакая точная запись в нотах о педали не гарантирует качества. Полезно обращать постоянно внимание учащегося "как звучит?", "Чисто?". Ещё важней заинтересовать тембром педальной звучности. У каждого педагога есть своя "система средств воздействия" на учащегося, в частности приёмы, которые обостряют эмоциональное восприятие музыки и "открывают уши". Эти приёмы, психологически настраивая ученика, подготавливая к работе, играют тем не менее лишь вспомогательную роль. Когда внешний приём заставляет ученика собраться, педагог должен тут же направить его слуховое внимание на конкретную "звучащую цель". Педагог может, привлекая ассоциации создать соответствующее настроение, обостряющее чуткость слуха учащегося. Подготовленность учащегося к занятиям предполагает и физическую собранность, подтянутость. Поэтому нельзя допускать расслабленную, небрежную посадку.Единственнаая возожность воспринять музыку - услышать её. Играя. пианист слышит музыку, услышав - чувствует, думает, обретает исполнительское желание. Захотев, играет снова, уже по-иному; снова слышит - уже больше, чувствует полнее, глубже. Хочет нового, большего. В этом непрерывном циклическом действии -процессе- зреет понимание музыки и конкретный исполнительский замысел. Сравнивая реально звучащее с тем, что он хочет добиться, исполнитель оценивает и качество своей игры, получая таким образом стимул для дальнейшей пианистической работы.