Статья «Формы самообразования педагога с применением информационно-коммуникационных технологий»

1
0
Материал опубликован 10 October 2016

Формы самообразования педагога с применением информационно-коммуникационных технологий

Сазанова Анастасия Александровна

ГБПОУ ВО «ЛАТТ»

В условиях реализации ФГОС основой эффективности образовательного процесса является профессиональная компетентность преподавателя. Фундаментом профессиональной компетентности является непрерывность самообразования. Еще К. Д. Ушинский говорил: «Учитель живет до тех пор, пока он учится, как только он перестает учиться, в нем умирает учитель». Именно поэтому самообразование, в основе которого всегда лежит мотивация, является одним из добровольных путей повышения профессионального мастерства.

В настоящее время существуют различные формы самообразования, и каждый преподаватель вправе решать сам, какой вариант подходит именно ему. Наиболее распространенной и давно существующей формой самообразования является индивидуально-групповая работа. Индивидуально-групповая работа включает в себя проведение научно-исследовательской работы по интересующему вопросу; изучение различной профессиональной литературы; посещение занятий других преподавателей и проведение анализа посещенных уроков; поиск инновационных методик преподавания и проведения внеклассных мероприятий.

Но с развитием «информатизации общества» и с быстро меняющимся темпом жизни людей, все большую популярность приобретают формы самообразования, основанные на сетевых технологиях. В современном обществе «информатизация» не только диктует определенные требования к профессиональным навыкам преподавателя, но и предоставляет дополнительные формы самообразования. Согласно определению информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, обработка, хранение, передача, использование, продуцирование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также разнообразных средств информационного взаимодействия и обмена. Поэтому в условиях информатизации общества важную роль в самообразовании педагога стали играть информационно-коммуникационные технологии. «Информационно-коммуникационные технологии (сокр. ИКТ) – это обобщенное понятие, описывающее различные устройства, механизмы, способы, алгоритмы обработки информации». Преподавателю важно знать и понимать какие средства информационно-коммуникационных технологий возможно применять для профессионального развития.

Основой ИКТ являются компьютеры и всемирная сеть Интернет. Именно сеть Интернет позволяет преподавателям открыть для себя дополнительные формы самообразования.

Для обмена опытом существуют различные сетевые педагогические сообщества. Примером может служить сеть педагогических работников www.nsportal.ruи www.multiurok.ru. Сетевые сообщества позволяют не только общаться и делиться своим педагогическим опытом, но и развивать навыки работы с интернет-ресурсами. Такая форма самообразования предоставляет ряд преимуществ. К ним относятся: самостоятельное создание своего собственного сайта и блога; свободное использование различных методических материалов в своей работе (рабочих программ, методических разработок тематических часов, внеклассных мероприятий и тд.); наблюдение за педагогической деятельность работников образования не только своего учебного заведения, но и различных учебных заведений России.

Дистанционные конференции, конкурсы. Данная форма самообразования так же не обходится без использования интернет-ресурсов. Основными преимуществами данной формы самообразования педагога являются: возможность выбора актуальной для преподавателя темы конференции; удобное время для участия; возможность дистанционного участия, не выходя из дома.

Вебинары. Вебинар – это онлайн-семинар, проведение которого осуществляется через сеть Интернет. Онлайн-семинары являются эффективной формой самообразования. Можно прослушать различное множество вебинаров и вынести оттуда необходимую для себя информацию. Основными преимуществами такой формы самообразования являются: экономия времени на участие; отсутствие расстояний; возможность задавать интересующие вопросы и получать квалифицированные ответы. Недостатком такой формы самообразования является зачастую достаточно высокая цена для получения сертификата участника.

Дистанционные курсы повышения квалификации. В рамках таких курсов педагог может в полной мере удовлетворить свою потребность в самообразовании. Главным достоинством таких курсов является возможность совмещения с работой в силу дистанционного участия и удобного времени проведения.

Каждый преподаватель сам выбирает какую форму самообразования ему лучше использовать. Но какая бы форма ни была выбрана, главным результатом самообразования будет являться профессиональное развитие и рост педагога. В процессе самообразования преподаватель сможет разработать новые формы обучения, повысить качества преподавания дисциплины, разработать всевозможные методические материалы, собственные инновационные технологии для проведения открытых уроков и внеклассных мероприятий. Таким образом, можно сказать, что чем больше различных форм самообразования будет использовать преподаватель в своей работе, тем заметнее будет результат от проделанной работы.

Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации