12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Шаповалова Татьяна Александровна33
Россия, Оренбургская обл., Бузулук

Схема анализа занятия

Информация о посещённом занятии

Ф.И.О., должность посетившего занятие

Кибиткина Татьяна Александровна, педагог-организатор, педагог дополнительного образования

Цель посещения занятия

Качество реализации дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы

Дата посещения занятия

18.12.2018

Педагог (Ф.И.О., должность)

Щекочихина Елена Васильевна

Название программы

«Город мастеров»

Направление

художественное

Форма организации обучения по программе (индивидуальная, групповая, фронтальная)

Индивидуально-групповая

Возраст обучающихся, год обучения

8-13 лет, 1 год обучения

Тема занятия

Изготовление броши «Триколор»

Тип занятия

Подача нового материала, применение имеющихся навыков на практике

Форма проведения занятия

беседа, практическое занятие

Цель занятия

познакомить обучающихся с техникой изготовления броши «Триколор»

Оснащённость занятия (средства обучения, наглядные пособия, технические средства и др.)

Дидактический материал:

- образцы готовых работ.

Наглядный материал:

- мультимедийная презентация «Изготовление броши «Триколор».

Материально-техническое оснащение:

- мультимедиапроектор, ноутбук, экран;

- атласная лента шириной 5 см, белая, синяя и красная по 20 см (каждому);

- лента «Триколор», 25 см (каждому);

- булавка, 15 штук;

- клей «Момент Гель»;

- зажигалка;

- белые полубусины, 3 штуки (каждому);

- ножницы (каждому).

Структура наблюдения за ходом занятия

Этапы занятия

Оценка деятельности педагога

(элементы «фотографии» занятия)

1 этап: организационный.

Задача: приветствие всех участников занятия, подготовка детей к работе на занятии.

Содержание этапа: организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания.

Организационный этап занятия педагог провел поэтапно. Занятие педагог начал с приветствия всех участников. Обозначил цель и задачи занятия. Определил этапы работы на занятии. Активизировал внимание на главных аспектах.

2 этап: проверочный.

 Задача: установление правильности и осознанности выполнения домашнего задания (если было), выявление пробелов и их коррекция.

Содержание этапа: проверка домашнего задания (творческого, практического), проверка усвоения знаний предыдущего занятия. Основное требование заключается в том, чтобы практическое задание было выполнено согласно требованиям, к выполнению практических работ.

Этап отсутствует

3 этап: повторение пройденного материала.

Задача: краткий обзор предыдущего занятия.

Содержание этапа: вспомнить тему, основную мысль предыдущей встречи; вывод, сделанный в результате проведенного занятия.

Этап отсутствует

4 этап: подготовительный (подготовка к новому содержанию, введение в предлагаемый образовательный материал или информацию).

Задача: обеспечение мотивации и принятие детьми цели учебно-познавательной деятельности.

Содержание этапа: сообщение или совместное «открытие» темы, постановка учебных задач, цели учебного занятия и мотивация учебной деятельности детей.

Введение начинается с вопросов, которые способствуют наращиванию интереса у детей к новому материалу. Стимулирование интереса обучающихся через введение аналогий, способствующих концентрации внимания и сохранению интереса (к примеру, эвристический вопрос, познавательная задача, проблемное задание детям).

Педагогом была поставлена учебно-познавательная цель деятельности. Для пробуждения у учащихся заинтересованного отношения к содержанию деятельности педагог использует особые приемы: подводящий диалог, работа над теоретическим понятием.

На занятии учащиеся самостоятельно раскрывали часть нового материала на основе имеющихся у них знаний. Постановка задач и цели на занятии была совместной, что позволило повысить мотивацию к учебной деятельности и сконцентрировать внимание обучающихся.

 5 этап: основной (освоение в активной форме предлагаемого образовательного материала или информации).

Изложение нового материала или информации предлагается обучающимся в определенной форме (индивидуальная, групповая, фронтальная). Педагог готовит наглядные пособия и материалы, вопросы аналитического содержания.

Составляющие данного этапа:

 1)  Усвоение новых знаний и способов действий.

 Задача: обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания связей и отношений в объекте изучения.

Содержание этапа: Целесообразно при усвоении новых знаний использовать задания и вопросы, которые активизируют познавательную деятельность детей.

2)  Первичная проверка понимания.

Задача: установление правильности и осознанности усвоения нового учебного материала, выявление неверных представлений и их коррекция.

Содержание этапа: Применяют пробные практические задания, которые сочетаются с объяснением соответствующих правил или обоснованием выполняемых действий (ориентировочная основа действий).

 3)  Закрепление знаний и способов действий.

 Задача: обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.

Содержание этапа: Применяют тренировочные упражнения, задания, которые выполняются самостоятельно детьми.

 4)  Обобщение и систематизация знаний.

 Задача: формирование целостного представления знаний по теме.

Содержание этапа: Распространенными способами работы являются беседа и практические задания.

На данном этапе педагог использует мультимедийную презентацию, поддерживает познавательную активность группы, в процессе задействованы все обучающиеся. Происходит актуализация опорных знаний, активизируется познавательный интерес обучающихся.

Педагог знакомит детей с историей Российского флага. В процессе активного диалога дети актуализируют свои знания о цветах флага. Педагог рассказывает о разнообразных способах использования ленты-триколор, подкрепляя теорию наглядными материалами. На занятии педагог старается организовать внимание учащихся на главном.

После изложения нового материала педагог ставит перед обучающимися практическую задачу по изготовлению броши. Дети актуализируют имеющиеся навыки и начинают работу. Педагог оказывает необходимую помощь, контактирует с детьми, дружелюбен. Старается стимулировать самостоятельную работу детей. В процессе практической деятельности педагог обращает внимание на алгоритм изготовления броши. Дети имеют навыки по созданию подобных работ, педагог лишь изменяет форму конечного изделия. Это позволяет создать новые условия для реализации имеющихся у детей навыков.



6 этап: игровая или творческая часть занятия.

Задача: закрепление информации, освоенных способов действий.

Содержание этапа:

Игровая часть: викторина (подробное описание условия или программы викторины); конкурс (подробное описание); разгадывание кроссворда (с учетом категории сложности); загадки (желательно тематического характера); ребус (с учетом объема знаний и особенностей возраста) и т.д. (в зависимости от направленности программы)

Творческая часть: рисование (определить тему и подготовить материалы для данного вида деятельности); лепка; аппликация (заблаговременно предупредить детей о необходимых материалах для данного вида деятельности); конструирование, моделирование, инсценировка, музицирование и т.д. (в зависимости от направленности программы).

Этап отсутствует

7 этап: контрольный.

 Задача: выявление качества и уровня овладения знаниями и умениями, их коррекция.

Содержание этапа: Используются тестовые задания, виды устного и письменного опроса, вопросы и задания различного уровня сложности (репродуктивного, творческого, поисково-исследовательского).

На контрольном этапе педагог ставит основную задачу - выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями по данной теме. И если потребуется, в процессе работы скорректировать их. Педагог наблюдает за правильностью выполнения практической деятельности учащимися.


8 этап: рефлективный.

 Задача: мобилизация детей на самооценку.

Содержание этапа: Может оцениваться работоспособность, психологическое состояние, результативность работы, содержание и полезность учебной работы (когнитивная, деятельностная, эмоциональная, ценностно-смысловая рефлексия). Детям предлагается самим дать оценку информации, подвести итог общей деятельности на занятии (или общему рассуждению), выделить основную главную мысль, заложенную в материале, информации. Педагог может предложить следующие вопросы: как работали ребята на занятии, что нового узнали, какими умениями и навыками овладели, что получилось и что не получилось, что нужно сделать в следующий раз, чтобы получилось, в чём ценность занятия, с каким настроением уходят с занятия?

Педагог предлагает детям провести краткий анализ занятия по следующим вопросам: Ребята, вам понравилось занятие? Что вы нового сегодня узнали? Где можно использовать ленту «Триколор»? Также оговаривается, насколько трудно или легко давалась практическая деятельность, достигнута ли цель занятия.

9 этап: итоговый.

 Задача: дать анализ и оценку успешности достижения цели и наметить перспективу последующей работы.

 Содержание этапа: Советы и рекомендации по практическому применению материала, информации. Педагог поощряет ребят за учебную работу, даёт качественную оценку деятельности каждому обучающемуся, рекомендации по коррекции отдельных действий (педагогическое оценивание). Сформулировав советы и рекомендации, обучающимся предлагается использовать материал, информацию в своей практической творческой деятельности.

На итоговом этапе педагог поощряет учащихся за успешную работу, дает качественную оценку деятельности каждому.

10 этап: информационный. 

Задача: обеспечение понимания цели, содержания и способов выполнения домашнего задания, логики дальнейших занятий.

Содержание этапа: Информация о домашнем задании (если необходимо), инструктаж по его выполнению, определение перспективы следующих занятий.

Этап отсутствует


ВЫВОДЫ

Достижение цели занятия:

РЕАЛИЗОВАН ЗАМЫСЕЛ ЗАНЯТИЯ:

1) достигнут запланированный результат занятия (сдвиг в способах работы детей, уровне знаний и др.);

2) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем (дети работали инициативно, с интересом, говорили на занятии больше, чем Педагог, ушли с занятия, желая продолжить работу).

Цель занятия достигнута. Педагог добился осмысления учебного материала всеми обучающимися.

На протяжении занятия наблюдалась активная работа учащихся. Взаимодействие педагога с обучающимися можно назвать хорошим – все желающие получали необходимую помощь. По завершении занятия у каждого ребенка была готова его работа.

Достоинства занятия

Проблемы, замечания

Методические рекомендации

При заполнении данной части анализа занятия эксперту важно обратить внимание на следующие аспекты:

1. Соответствие темы занятия учебному плану и календарному учебному графику в программе педагога.

2. Структура занятия и его педагогическая целесообразность (соответствие этапов занятия типу, форме проведения, выбранной педагогической технологии; соответствие занятия месту в теме, разделе курса, связь занятия с предыдущими и последующими занятиями).

3. Научно-теоретический уровень занятия (место занятия в формировании мировоззрения учащихся; правильный отбор содержания учебного материала и методов его изучения.).

4. Готовность материально – технического оснащения занятия: пособия, раздаточный материал, модели, приборы и т. д.

5. Готовность педагога и учащихся к занятию: внешний вид, эмоциональное состояние, психологический настрой, дисциплина.

6. Построение занятия: правильность и доступность поставленных целей и задач, оптимальность темпа, завершённость.

7. Определение и выбор методов обучения и развития познавательной активности и самостоятельности учащихся,

8. Соответствие методики проведения занятия возрастным особенностям учащихся, направленности программы.

9. Деятельность педагога на занятии по актуализации знаний, формированию новых понятий и умений, организация поисковой деятельности и самостоятельной работы.

10.Учебная деятельность учащихся на занятии, выявление умений наблюдать, сопоставлять, устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы, обобщения.

11. Система учёта и оценки знаний и умений учащихся: целесообразность выбранных форм проверки знаний, умений, мотивированность и объективность педагогического оценивания.


Содержание учебного материала соответствует цели занятия.

Прослеживается связь с жизнью, практической деятельностью.

Используются разнообразные методы, повышающие степень активности обучающихся в учебном процессе и предполагающие их включение как субъектов деятельности на всех этапах занятия.

В ходе занятия использовались групповая форма работы. Педагог эффективно сочетает репродуктивную и проблемную формы обучения, учит детей работать по правилу и творчески; владеет технологией диалога.

Не в полной мере использовались возможности самостоятельной работы обучающихся.

Большее внимание уделялось эмоциональному компоненту, чем деятельностному.

Разнообразить дидактический материал – сделать его разноуровневым, классифицировать по возрасту.

Использовать различные приёмы для рефлексии детей (когнитивной, деятельностной, ценностно-смысловой).

____________________________________

(Подпись, посетившего занятие)


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.