12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Седых Ольга Викторовна644
Работаю в МБОУ "СОШ с.Горнозаводска Невельского района Сахалинской области". Стаж педагогической работы - 23 года. Квалификация: учитель русского языка и литературы I категории. Также являюсь классным руководителем.
Россия, Сахалинская обл., Горнозаводск

Схема анализа поэтического произведения

1. Автор и название стихотворения.

2. Литературное направление: романтизм, реализм, символизм, акмеизм, сентиментализм, авангардизм, футуризм, модернизм...

3. Жанр: эпиграмма, эпитафия, элегия, ода, поэма, баллада, роман в стихах, песня, сонет, стихотворение-посвящение …

4. История создания стихотворения (когда написано, по какому поводу, кому посвящено). Место данного стихотворения в творчестве поэта.

5. Тема, идея, основная мысль (о чём стихотворение).  Лирика: пейзажная, любовная, лирика дружбы, вольнолюбивая, философская…

6. Лексика, использованная поэтом (бытовая, разговорная; книжная, нейтральная, публицистическая, устаревшие слова …). Поэтическая лексика (активность использования отдельных групп слов общеупотребительной лексики: антонимов, архаизмов, неологизмов, омонимов, синонимов... )

7. Композиция лирического произведения. 
- анализ микротемы каждой строфы.
 Выделить основные части поэтического произведения, показать их связь (= определить эмоциональный рисунок стихотворения);

- сопоставлен или противопоставлен смысл строф; 
- определить ведущее переживание, чувство, настроение, отразившееся в поэтическом произведении; 
- определить лирическую ситуацию, представленную в стихотворении (конфликт героя с собой; внутренняя несвобода героя; конфликт героя и общества …), определить причины данных конфликтов.

 8. Размер, рифма:

'_ _ / '_ _ / '_ _ хорей  
_ _' / _ _' / _ _' /_ _' ямб

'_ _ _ дактиль; 
_ _' _ амфибрахий; 
_ _ _' анапест; 
Рифма: 
аабб - парная; 
абаб - перекрёстная; 
абба - кольцевая.

 9. Изобразительно-выразительные средства (тропы)
- аллегория - иносказательное изображение абстрактного понятия/явления через конкретные образы и предметы; 
- гипербола - художественное преувеличение; 
- ирония - скрытая насмешка; 
- литота - художественное преуменьшение; 
- метафора - скрытое сравнение, построенное на похожести/контрасте явлений (сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, БУДТО … отсутствуют);

- олицетворение; 
- сравнение; 
- эпитет.

10. Стилистические фигуры: 
Поэтический синтаксис (синтаксические приёмы или фигуры поэтической речи) 
- антитеза; 
- градация; 
- инверсия; 
- рефрен; 
- риторический вопрос, обращение;

- умолчание - незаконченное, неожиданно оборванное предложение, в котором мысль высказана не полностью, читатель додумывает её сам.

11. Поэтическая фонетика: 
- аллитерация - повторение одинаковых согласных; 
- анафора - единоначатие, повторение слова или группы слов в начале нескольких фраз или строф; 

- ассонанс – созвучие гласных; 
- эпифора  - повторение одинаковых слов в конце нескольких фраз или строф.

12. Образ лирического героя, авторское «Я».

13. Ваши впечатления о произведении.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.