12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Мардеева Лира Нафиковна1580
Преподаватель английского языка, 1 категория, стаж 15 лет
Россия, Ханты-Мансийский АО, Радужный
8

Анализ урока (на примере иностранного языка)

Анализируя методическую литературу, известно, что об успешной работе учителя (иностранного языка), свидетельствуют:

четкое планирование урока; умение чувствовать план и держать его под контролем; создание на уроке положительного психологического настроя у учеников; умение общаться с учениками; усиление мотивации путем поощрения (например, система поощрения с помощью цветных карточек); активное использование коммуникативных средств и различных форм работы; наглядность, подбор актуального материала, успешно дополняющего учебник (например, текст – письмо из учебника оформлен в виде письма с конвертом); творческие задания; умелая организация работы в парах, в малых группах; использование лексико – грамматических игр на уроке; связь в упражнениях грамматического и лексического материала; умение составлять задания от простого к сложному; организация взаимоконтроля заданий учащимися; умение использовать помощь учащихся при повторении и закреплении грамматического материала, организовав при этом групповое взаимодействие.

Анализ урока

Таблица №1

Преподаватель: _________________________________________________________________________

Дата:________________________________ Время: _________________________Класс:_____________

Количество учащихся: ______________________ Мальчики:______________Девочки: ____________

Основные аспекты

Обобщение и систематизация на основе наблюдения

Проведение урока:

Соответствовал ли проведенный урок интересам учащихся?

Какова была атмосфера на уроке, динамика происходящих на уроке событий?

Были ли в процессе обучения достигнуты цели, поставленные учителем?

Готовы ли учащиеся применять полученные на уроке знания не только в искусственно созданной учителем ситуации, но и на практике, в обычной жизни?

Деятельность учащихся:

Соотношение активности учителя и учащихся.

Насколько активны были учащиеся?

В какие организационные формы работы были вовлечены учащиеся?

Привела ли активность учащихся к достижению поставленных учителем целей?

Деятельность учителя ( поведение, приемы обучения и т.д):

Соответствовали ли приемы, используемые на уроке, задачам урока, психологическим особенностям учащихся?

Что обеспечивало поступательное развитие деятельности учащихся? Как учитель создавал и поддерживал на уроке атмосферу общения?

Какие приемы, формы работы и коммуникативные средства обучения использовались для стимуляции деятельности учащихся( предупреждение ошибок, обеспечение опорами и т.д.)?

Речевое поведение учителя:

Ведется ли урок на иностранном языке? Кто говорит на уроке больше учитель или ученики?

Какова была речь учителя:

- доступной и понятной;

- правильной (соответствовала нормам языка);

- адаптивной к уровню языковой подготовки учащихся ( темп, словарный запас, произношение)?

Соответствовала ли речь учителя целям и интересам учащихся?

Соответствовала ли она теме и содержанию урока?

Как учитель обеспечивал учащимся возможность ощущать успешность обучения, как гарантировалась мотивация успешности обучения? Чувствовалась ли психологическая поддержка учеников учителем? Стимулировал ли учитель активность учащихся?

Неречевое поведение учителя:

Как можно охарактеризовать:

- взаимодействие учителя и учащихся (отношение учителя к учащимся, реакция на вопросы, высказывания, непредвиденные обстоятельства и т.д.)

- манеру обращения и поведение учителя ( дружелюбная, открытая, терпеливая, мотивирующая к каким – либо действиям, угнетающая и т.д.)

- отношение учителя к проводимому им уроку и к самим учащимся;

Целесообразны ли голос, мимика, жесты, позы, движение учителя по классу?

Технология обучения:

Соблюдаются ли фазы работы над материалом при работе:

- с диалогом – образцом;

- с текстом;

- с языковыми средствами.

Если нет, укажите, что не соответствовало методике работы над данным материалом.

Компетенция учителя:

Какими приемами семантизации владеет учитель?

Умеет ли учитель кратко и понятно формулировать задания?

Как учитель организует самостоятельную, в том числе поисковую, работу учащихся?

Дает ли учитель краткие и понятные пояснения?

Осмысленно ли учитель использует учебные средства ( учебно – методический комплект, магнитофон, видео, доску, проектор, рабочие листы, картинки, игрушки и т.д)

 

Какие вопросы Вам хотелось бы задать учителю по окончании урока?

 

Памятка по проведению наблюдения за уроком Таблица №2

К чему следует стремиться

Чего следует избегать

Проводите наблюдение только в том случае, когда учитель сам этого желает

Перед началом наблюдения договоритесь с учителем о том, каким образом оно будет проходить и на что следует обратить внимание.

Проводите наблюдение по определенным аспектам

Давайте существенную и по возможности объективную информацию по увиденному (записывайте высказывания учителя и учеников)

Формулировка задаваемых вопросов должна быть точной.

При обсуждении увиденного урока старайтесь вместе с учителем найти ответы на интересующие его вопросы, а не давать ему уже готовые советы.

Уделяйте больше внимания тому, что позитивного было на уроке.

Во время обсуждения увиденного урока стремитесь к тому, чтобы учитель чувствовал себя комфортно.

Обсуждение должно проходить таким образом, чтобы у учителя не пропал интерес к получаемой от наблюдателя информации.

Наблюдение должно иметь двухсторонний характер – и учитель, и наблюдатель получают ценную информацию

 

Избегайте посещений занятий без предупреждения и тогда, когда сам учитель этого не желает.

Избегайте интерпретации и оценочных суждений, старайтесь лишь описывать увиденное; никаких обобщений (« Вы слишком строги и непоследовательны», « Вы предъявляете завышенные требования к учащимся»)

Не давайте субъективных суждений о «правильном» и «неправильном» поведении учителя на уроке.

Не используйте замечаний, содержащих критику негативного характера.

Не проводите обсуждение в условиях, когда время обсуждения проведенного урока ограничено.

Не используйте наблюдение только для того, чтобы показать свое превосходство над другими.


 

Анкета для наблюдаемого преподавателя, предъявляемая ему по завершении урока

Таблица №3

Преподаватель и наблюдатели заранее договариваются о том, какие вопросы будут обсуждаться по завершении наблюдения.

Что первое приходит Вам на ум, когда речь идет о проведенном Вами уроке? Что особенно положительного и отрицательного о проведенном Вами уроке осталось у Вас в памяти? Какие чувства возникли у Вас во время проведения урока? Были ли такие моменты, когда Вы чувствовали себя особенно хорошо или плохо? Что это за моменты? Почему именно эти моменты? ________________________________

О чем бы Вы сами хотели поговорить на обсуждении после наблюдения? Что бы Вы хотели объяснить? ___________________________________

Были ли такие моменты, которые Вы хотели бы подробно обсудить с наблюдателем? Есть ли у Вас вопросы к наблюдателю?

Прошел ли урок так, как Вы его себе представляли, как запланировали? Если не, то почему? Достигли ли Вы целей, которые были поставлены перед проведением урока? Какие? Какие нет? Вели ли себя учащиеся иначе, чем обычно? Как повлияло присутствие наблюдателя на поведение учащихся, их активность? _______________________________________________

Как Вы оцениваете урок?

довольны ли Вы как преподаватель ______________________________________________

- довольны ли учащиеся _________________________________________________________

Что, как Вы думаете, во время урока Вам удалось лучше всего?

Что нужно доработать в уроке? ____________________________

Есть ли в проведенном Вами уроке моменты, которые для Вас наиболее важны и могли бы быть полезными для Вашей дальнейшей преподавательской деятельности? Если бы Вы смогли еще раз провести этот урок, вы учли бы эти моменты? Что бы Вы сделали по – другому?__________________________________________

Ощущали ли Вы чувство неловкости от того, что за Вами наблюдали? Если да, то как Вы смогли справиться с этим чувством?


 

Оценка, вопросы, предложения

Таблица № 4

Оценка:

Какие моменты увиденного Вами урока Вы считаете настолько хорошими и увлекательными, что Вы бы с удовольствием подтвердили успешную работу учителя?_____________________

Вопросы/ неясности :

Что в увиденном Вами уроке осталось для Вас неясным? О чем бы Вам хотелось расспросить учителя? Какие вопросы задали непосредственно учителю, а какие были бы направлены обучаемым? ______________________________________________________________

Предложения:

По каким аспектам увиденного Вами урока Вы хотели бы внести дополнения? Какие варианты предложили бы Вы? Почему? __________________________________________


 

Опубликовано в группе «В помощь аттестующимся педагогическим работникам»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.