Памятка «Алгоритмом анализа/самоанализа урока (учебного занятия)»
Алгоритмом анализа/самоанализа урока (учебного занятия)
Целеполагание. Перед обучающимися должны быть поставлены конкретные, достижимые, понятные, диагностируемые цели. По возможности, целеполагание осуществляется совместно с обучающимися исходя из сформулированной (желательно самими детьми) проблемы. Учащиеся должны знать, какие конкретно знания и умения (способы деятельности) они освоят в процессе деятельности на уроке (учебном занятии), а также план (способы) достижения поставленных задач.
Мотивация. Педагог должен сформировать у детей интерес к процессу учебной деятельности и достижению конечного результата. Интерес является для учащихся самым действенным мотивом.
Практическая значимость знаний и способов деятельности. Педагог должен показать обучающимся возможности применения осваиваемых знаний и умений в их практической деятельности.
Отбор содержания. На занятии должны быть качественно отработаны планируемые результаты, определенные программой. Только эти знания могут быть подвергнуты контролю. Вся остальная информация должен носить вспомогательный характер и не создавать перегрузок. Результат урока (учебного занятия) является объектом контроля, что требует обеспечения систематической диагностики всех (личностных, метапредметных, предметных) планируемых результатов как целевых установок урока. Следует помнить, что максимально эффективно усваивается информация, которая:
находится в зоне актуальности (то есть согласуется с текущими осознаваемыми потребностями и интересами человека);
подается в контексте происходящего в окружающем ребенка мире, сочетается с текущей ситуацией, известной учащемуся информацией;
затрагивает чувства конкретного человека (что требует формирования личностного отношения к информации);
активно проводится через разные каналы восприятия (что определяет необходимость использования комплекса разнообразных приемов организации образовательной деятельности учащихся);
является базовой для принятия решения (то есть требует разработки заданий по практическому использованию информации);
транслируется другому человеку в процессе вербального общения.
Интегративность знаний, отработка метапредметных универсальных способов образовательной деятельности.
Построение каждого этапа урока (учебного занятия) по схеме: постановка учебного задания (учебная задача) - деятельность обучающихся по его выполнению (освоение способа деятельности) - подведение итога деятельности - контроль процесса и степени выполнения - рефлексия.
Использование разнообразных эффективных приемов организации результативной образовательной деятельности детей с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей. Основная задача педагога - создать условия, инициирующие деятельность учащихся посредством учебных заданий.
Подведение учащимися итогов каждого этапа урока (учебного занятия), наличие обратной связи на каждом его этапе. Это значит, что выполнение каждого учебного задания должно быть подвергнуто контролю педагога с целью обеспечения текущей коррекции процесса учения (а не только образовательного результата) каждого обучающегося.
Наличие блоков самостоятельного получения учащимися знаний в процессе учебно-познавательной деятельности с различными источниками информации.
Организация парной или групповой работы, позволяющей каждому ученику развивать коммуникативные компетенции и осваивать нормы работы в коллективе.
Использование системы самоконтроля и взаимоконтроля как средств рефлексии и формирования ответственности за результаты своей деятельности.
Рефлексия как осознание себя в процессе деятельности.
Качественная положительная оценка деятельности учащихся, способствующая формированию положительной учебной мотивации.
Минимализация и вариативность домашнего задания. Оно должно охватывать только содержание знаний и способов деятельности, определенных образовательной программой; содержать возможность выбора заданий как по форме, так и по содержанию с учетом индивидуальных особенностей, потребностей и предпочтений учащихся.
Организация психологического комфорта и условий здоровьесбережения на уроке.