Пример оформления ТКУ

11
0
Материал опубликован 21 September 2016

Пример оформления ТКУ по УМК под ред. Ладыженской

Урок № 47

Тема: Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов

Тип: изучение нового материала

Задачи:

  • углубить представление учащихся о лингвистике как науке и разделе «Морфемика» в частности;
  • формировать понимание отличия морфемы от других значимых единиц языка;
  • углубить знания о строении слова и роли морфем в образовании и изменении слов;
  • совершенствовать умение выделять морфемы как значимые единицы слова;
  • формировать навыки смыслового чтения.

Планируемые результаты

Предметные

знать содержание понятий морфема, морфемика;

понимать, в чём отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова;

понимать, что морфемы это значимые части слова;

выделять в слове морфемы;

определять форму указанных слов;

озаглавливать текст;

устно пересказывать исходный текст, соблюдая основные нормы русского литературного языка.

Метапредметные

регулятивные:

ставить и адекватно формулировать учебную задачу, прогнозировать содержание учебной деятельности;

осуществлять самоконтроль;

познавательные:

извлекать информацию из текстов, содержащих теоретические сведения;

воспроизводить исходный текст в устной форме;

соблюдать в процессе пересказа логику раскрытия темы;

коммуникативные:

строить продуктивное речевое взаимодействие со сверстниками и учителем;

адекватно воспринимать устную и письменную речь

Личностные

стремиться к личностному самоопределению;

оценивать нравственно-этическое содержание информации;

стремиться к совершенствованию культуры речи


 

Межпредметные связи: природоведение (расширение границ фактуальной информации текста упр.378).

Ресурсы урока: учебник, ч. 2 (§§70, 71)

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

Актуализация необходимых знаний

Актуализирует знания учащихся о составе слова: сообщает об изучении нового раздела курса русского языка («Морфемика»), организует словарную работу (морфе – греч. morphӗ – часть) и беседу на основе материала учебника (с. 4, 5).

Организует самостоятельное выполнение упр. 376 на опорное повторение и диагностику уже сформированных навыков морфемного разбора. Фиксирует типичные затруднения учащихся

Находят в учебнике определение понятия морфема и записывают его в тетрадь как тему урока.


 


 


 

Самостоятельно выполняют упражнение и проверяют правильность выполненного разбора по образцу; определяют собственные недочёты

Мотивация познавательной деятельности

Создаёт условия для постановки учебной задачи, используя умение решать орфографические задачи на проверку гласных и согласных в корне слова: Зачем нужно знать строение слова? Как знание строения слова помогает овладеть навыками орфографии?

Помогает сформулировать тему урока и определить задачи этого урока и последующих уроков раздела

Решают орфографические задачи, участвуют в проблемном диалоге.


 


 


 

Определяют учебную задачу – учиться правильно выделять в словах морфемы, чтобы грамотно писать слова. Прогнозируют изучение раздела «Морфемика» по темам. Записывают тему данного урока

Организация познавательной деятельности

Организует самостоятельное изучение языкового материала об отличии процессов образования и изменения слов, беседу по вопросам (с. 5). Предлагает прочитать вслух теоретический материал на с. 5, фиксирует соблюдение литературных норм.

Организует устную работу с текстом упр. 378: ознакомительное чтение, выделение и объяснение тематических слов, определение темы и озаглавливание, установление информационно-тематической связи с природоведением.

Организует пересказ текста в парах.


 

Инструктирует учащихся по выполнению письменной части задания дома

Исследуют языковой материал и отвечают на вопросы, тренируются в произносительных нормах.


 


 

Читают текст упр.378 «про себя» и вслух, выделяют ключевые слова, отвечают на вопросы учителя, приводят примеры «загадок» природы, опираясь на знания по природоведению.


 

Устно пересказывают текст, осуществляют взаимоконтроль за соблюдением речевых и грамматических норм.

Анализируют домашнее задание и выявляют степень готовности к его выполнению

Подведение итогов

Проводит диагностическую работу (см. графу «Диагностика…») и организует рефлексию

Осуществляют оценку собственной учебной деятельности

Дополнительный материал: рабочая тетрадь № 1, ч.2, упр. 174, 178

Диагностика достижения планируемых результатов:

Выполнить тест «Четвёртый лишний»:

а) на выделение формы слова: растерять, потеря, растерял, растеряша;

б) на определение родственных слов: растерять, растерянный, растеряша, растение.

2. Задание повышенной сложности (к упр.378): выписать примеры, доказывающие, что знание строения слова помогает правильно вставить пропущенные буквы

Дополнительные творческие задания:

Нарисовать дерево однокоренных слов, ствол и корень которого производное слово, а ветви дерева однокоренные слова.

Составить кроссворд (игру) «Угадай слово по заданным морфемам»

Самоанализ

Достижения

Сложности

Предложения

     
     
     
Комментарии
Комментариев пока нет.