Проект «ШКОЛЬНЫЙ МУЗЕЙ - СОСТАВЛЯЮЩАЯ ЕДИНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА»
Обоснование актуальности проекта
Одной из важнейших задач современного российского, гражданского образования является формирование таких базовых гражданских ценностей, которые, с одной стороны, имеют общедемократические основы, а, с другой стороны, опираются на исторические и социокультурные достижения народа, связывающие между собой разные поколения россиян.
Музей – это живой организм. В настоящее время, когда происходят изменения всей общественно-культурной жизни, следует признать необходимым новый подход к организации работы школьного музея, не только отражающей историческое прошлое, но и идущей в ногу со временем. В работе школы одной из главных задач является патриотическое воспитание подрастающего поколения. Важнейшая составляющая процесса воспитания – формирование и развитие патриотических чувств. Без наличия этого компонента нельзя говорить о воспитании гармоничной личности, обладающей чувствами гражданской ответственности, толерантности, интересом к изучению родного края, как неотъемлемой части России.
Путь нашей России сложен и труден. Мы помним, как за годы перестройки в очередной раз были разрушены нравственные идеалы, ощущался духовный застой, экономические проблемы, безответственность – всё это захлестывало общество и могло превратить нас в людей, утративших память. В настоящее время мы встали на путь возрождения. Всё громче и громче звучит голос россиян, выступающих в поддержку Президента РФ, достойно представляющего интересы России на мировой арене. Вновь поднимаются вопросы организации детского движения, способного объединить общей идеей молодое поколение россиян.
Как никогда остро перед нами встала задача: сохранить историческую память. Пришло время «собирать камни». Во главу угла школьного музея встала идея сбережения памяти, как психической так, одновременно, и нравственной категории. Особую значимость она приобретает, когда речь идёт о воспитанниках специальной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья (ЗПР), где память – это одно из «слабых мест» и её развитие имеет первостепенное значение. Особую роль в развитии и сохранности психических функций приобретает исследовательская, экскурсионная и краеведческая работа в рамках школьного музея. Благодаря поисковой деятельности у молодого поколения воспитываются нравственность, гражданственность, обострённое чувство сопричастности и ответственности за происходящее вокруг, что поможет им в дальнейшем адаптироваться в обществе, будет способствовать развитию коммуникативных качеств, гражданско-патриотических чувств, социализации личности.
Определяя поисково-исследовательские задачи работы школьного музея, создаются условия для слияния ребят с общественно-историческим опытом предшествующих поколений. Работа в архивах, музеях, встречи, переписка с интересными людьми, беседы с непосредственными участниками и очевидцами событий – все эти формы работы способствуют воспитанию уважения к историческому прошлому, помогают осознанию собственной значимости, сопричастности к делам своего народа, его праздникам и будням. Атмосфера постоянного поиска, радость открытия, собственная значимость в глазах окружающих способствуют проявлению творческой инициативы ребят, их самостоятельности, ответственности, желания оставить добрую память о себе в исторической летописи школы, на примере предшествующих поколений выпускников, что для развития, воспитания и образования сегодняшнего контингента учащихся нашей школы имеет неоценимое значение.
В рамках реализации проекта открыта « Школы юного экскурсовода», целью которой является создание условий, способствующих привитию музейной культуры учащимся с ограниченными возможностями здоровья средствами экскурсионной, поисковой, исследовательской, краеведческой работы. Результатом функционирования данной «Школы…» можно считать то, что практически каждый ребёнок может выступить в роли экскурсовода, рассказать о работе школьного музея.
Функционирование школьного музея актуально не только для школьников. Представители старшего поколения традиционно заинтересованы в деле сохранения исторической памяти народа и охотно принимают участие в его работе. Они передают свой жизненный опыт и знания подрастающему поколению, делятся не только воспоминаниями, но и историческими экспонатами, которые пополняют фонды музея и работают на реализацию основной идеи проекта.
Всё это доказывает, что школьный музей необходим всем: от первоклассника, до ветерана, судьба которого уже вошла в историю семьи, школы, города или страны. Музей способен создать в рамках школы единое образовательное пространство.
Цели проекта:
• Патриотическое воспитание учащихся.
• Сохранение исторической памяти и наследия.
• Включение учащихся в образовательную и воспитательную среду через привлечение к работе школьного музея.
Задачи:
· организация работы школьного музея как центра патриотической работы с обучающимися;
· формирование у школьников неискаженных знаний и представлений об историческом времени и пространстве;
· формирование у школьников нравственности, трудолюбия, уважительного отношения к памятникам прошлого, к боевым и трудовым подвигам старшего поколения, чувства ответственности за судьбу России;
· формирование музейной культуры, развитие речи, интеллекта, сохранённых психических функций воспитанников средствами школьного музея;
· реорганизация, создание и пополнение экспозиций музея через привлечение к исследовательской деятельности учащихся, выпускников и ветеранов школы;
· организация свободного времени детей через привлечение к работе школьного музея.
Порядок и механизм реализации проекта:
Этап работы |
Форма |
Продолжительность |
Место работы |
Содержание |
Критерии результативности |
I |
Создание совета и актива музея.
|
Октябрь |
ОГОУ школа-интернат №16 |
Определение цели и задач функционирования музея. Организация контроля за ходом реализации проекта |
Составление проекта. Управление и контроль за ходом реализации проекта |
II |
Разработка и утверждение программы «Школа юного экскурсовода». |
Сентябрь-октябрь |
ОГКОУ «Шокола-интернат №16» |
|
Рост количества воспитанников, в перспективе готовых работать экскурсоводами в школьном музее |
III |
Социологический опрос |
2 дня |
Парк «Молодёжный», Площадь А.М. Горького |
Опрос жителей города |
Определение проблемы, темы, анализ анкетирования ( см. Приложение №1) |
IV |
Работа с фондами музея |
Октябрь-декабрь |
Школьный музей |
Изучение литературы, интернетинформации по теме А.П.Гайдар и современность. |
Составление списка материалов по данной тематике , хранящихся в музее. |
V |
Поисковая работа |
Октябрь-декабрь |
Город Ульяновск |
Поиск дополнительных материалов к проекту. |
Привлечение новых экспонатов в музей. |
VI |
Оформительская работа |
Декабрь-февраль |
Школьный музей |
Составление эскиза будущей экспозиции, предварительной сметы. Привлечение оформителей. |
Подготовка чертежа экспозиции и её эскизов. |
VII |
Привлечение средств к проекту |
Декабрь |
Приёмная депутата |
Направлено письмо в Приёмную депутата |
Гарантийное письмо в поддержку проекта |
VIII |
Работа оформителей |
При поступлении средств |
Школьный музей |
Модернизация экспозиций.. |
Создание новых экспозиций. |
|
Экскурсионная |
Февраль-апрель |
Школьный музей |
Презентация «Музея памяти» |
Посещение музея воспитанниками школы, разработка экскурсионных маршрутов с применением новых интерактивных форм взаимодействия с учащимися. |
XI |
Отчёт по проекту
|
До конца года |
|
Отчёт |
|
Распределение обязанностей между членами проектной группы.
Директор ОГОУ школы-интерната №16 – контроль за целевым использованием денежных средств, выделяемых на реализацию проекта.
Шакмаева Тамара Александровна – учитель русского языка и литературы ОГОУ школы-интерната №16 – ответственный за разработку проекта и его реализацию.
Инициативная группа учащихся:
Галиулина М. – 15 лет, 8А - участник социологического опроса, оформитель.
Панфилова И. – 15 лет, 8А - организатор поисковой работы.
Кадырлеева О. – 15 лет, 8Б – участник социологического опроса.
Попкова А. – 14 лет, 6Б - участник социологического опроса.
В рамках реализации проекта планируется создание новых экспозиций музея.
- «Обыкновенная биография в необыкновенное время». (О А.П.Гайдаре).
- «Вторая жизнь А.П.Гайдара»
( поисковая работа учащихся прошлых лет, направленная на изучение биографии, этапов жизни, гибели А.П.Гайдара; функционирование тимуровского движения в школе);
- «Никто не забыт, ничто не забыто». ( Поисковая работа учащихся сегодняшнего дня)
- «Школа: вчера, сегодня, завтра…». (Отражение истории школы, её традиций, достижений).
• «Сердце отдаю детям» (о первом руководителе школьного музея).
• «Учитель, перед именем твоим позволь смиренно преклонить колени…»
(об учителях школы, их педагогической биографии, заслугах, педагогических открытиях, победителях конкурсов, награждённых отраслевыми наградами, директорах);
• «Гордость школы» (о достижениях выпускников разных лет и сегодняшних воспитанников школы);
4. «Новые тимуровцы».
( о работе с учащимися по программе « Новые тимуровцы» в рамках детского движения «Радуга»).
Критерии результативности проекта:
В результате реализации проекта предполагается:
1. Пополнение музейных фондов.
2. Обновление интерьера и экспозиций музея.
3. Количественный охват субъектов образовательного процесса системой патриотического воспитания.
4. Возросшая мотивация педагогов к использованию материалов музея в учебно-воспитательном процессе.
5. Рост интереса воспитанников к сохранению истории школы, её традиций, идеалов.
6. Развитие интеллектуального потенциала учащихся, их речи, словарного запаса, сохранённых психических функций через привлечение к работе в «Школе юного экскурсовода».
7.Развитие интереса к истории родного края, как составной части истории страны.
8. Привитие трудовых навыков, здорового образа жизни, через организацию работы по программе «Новые тимуровцы».
9. Развитие духовно-нравственных качеств: милосердие, сострадание, чувство долга и ответственности.
10. Пополнение круга интересов учащихся социально-значимым содержанием, основанным на опыте поколений.
11. Осознание собственной значимости, своей роли в жизни коллектива, повышение самооценки.
Критерии эффективности проекта:
- Заинтересованность педагогов и учащихся в создании и функционировании музея как эффективного средства патриотического воспитания учащихся, их моральных и нравственных норм.
- Сотрудничество музея с учреждениями культуры города и области.
- Наличие и демонстрация музейного фонда.
- Привлечение учащихся школы к экскурсионной работе в музее.
- Ведение учащимися поисковой работы по месту жительства.
- Участие в акции «Бессмертный полк"
УТВЕРЖДАЮ:
Директор
________________/ ФИО/
Дата
СМЕТА
расходов на выполнение конкурсного проекта школьных музеев
№ |
Наименование товара |
Кол-во |
Средства
|
Собственные средства |
Привлеченные средства |
1. |
Жалюзи |
3 |
|
|
|
2. |
Напольное покрытие |
1 |
|
|
|
3. |
Настенный проекционный экран |
1 |
|
|
|
4. |
Подставка для проектора и ноутбука |
1 |
|
|
|
5. |
Напольная демонстрационная система |
2 |
|
|
|
6. |
Напольная стойка для печатной продукции |
2 |
|
|
|
7. |
Настольная вращающаяся демонстрационная система |
2 |
|
|
|
8. |
Светильники |
6 |
|
|
|
9. |
Подсветка для витрин и экспозиций |
10 |
|
|
|
10. |
Двусторонняя настольная демонстрационная табличка |
30 |
|
|
|
11. |
Панели ПВХ |
10 |
|
|
|
12. |
Самоклеющаяся пленка |
10 |
|
|
|
13. |
Канцтовары |
|
|
|
|
14 |
Витрины |
5 |
|
|
|
15 |
Работы художника-оформителя |
1 |
|
|
|
|
ИТОГО: |
|
|
|
|
Приложение № 1.
Жителям микрорайона было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Интересна ли Вам тема сохранения памяти в наши дни?
2. Каких детских писателей – участников Великой Отечественной войны вы знаете?
3. Назовите самое известное произведение А.П.Гайдара?
4. Как называется детское движение, деятельность которого началась после выхода повести А.П.Гайдара?
5. Как наш город связан с именем А. П. Гайдара?
6. Актуально ли сохранение памяти об А. П. Гайдаре, о тимуровском движении в наши дни?
7. Поддерживаете ли вы идею создания « Музея памяти» в Вашем микрорайоне (на базе ОГОУ школы- интерната №16)?
Всего было опрошено – 56 человек.
Из них: 12- 15 лет -7
15-20 лет -16 чел.; 21-40 лет – 15 чел.; от 41 года – 18 чел.
- На первый вопрос были получены такие ответы:
Интересна – 56 человек;
А. Т. Твардовский – 29
А. П. Гайдар - 7
Затрудняюсь ответить -20
- На третий вопрос:
«Чук и Гек» -15
«Тимур и его команда» - 31
«Горячий камень» -3
«Школа»-1
«Р.В.С.» -3
Затрудняюсь ответить – 3
-На четвертый вопрос:
«Тимуровское» - 51
Не знаю – 5
- На пятый вопрос:
Есть улица им. А.П. Гайдара -19
В каждой школе были тимуровцы -13
В школе-интернате №16 был музей А. П. Гайдара – 9
Не знаю – 15
- На шестой вопрос:
- Память надо не только сохранять, но и развивать. Конечно, эта тема актуальна всегда. -1
- Память-это «слабое звено» в наше время. Да. - 3
- Тема сохранения памяти всегда актуальна, в т. ч. и об А. П. Гайдаре, и о тимуровцах. Это наше детство. -1
Да – 39, Зачем? -6, Не знаю -8
- На седьмой вопрос:
-Да - 27
- Конечно – 17
- Это просто необходимимо-1
- Поддерживаю -10
- Поддерживаю, потому что школьникам надо знать свою историю -1.
Исходя из полученных в ходе опроса данных можно сделать вывод о том, что жители микрорайона поддерживают идею сохранения памяти подрастающего поколения, многие из них знакомы с произведениями А П. Гайдара, сами в детские годы были участниками тимуровского движения, и если музей А. П. Гайдара был визитной карточкой школы- интерната многие годы, способствовал патриотическому воспитанию подрастающего поколения, то необходимо не только сохранить память о писателе-воине, о тимуровском движении тех лет, но и в рамках развития музея продолжить поисковую, исследовательскую работу, так как тема сохранения памяти, как никогда актуальна в наши дни.
Приложение №3
Список материалов музея.
1. Земля с могилы А. П. Гайдара .
2. Планшет (1941- 1945 г.г.)
3. Награды участников ВОв (18 шт.)
4. Удостоверения к боевым наградам (3шт.)
5. Газеты «Красная звезда» (1942 г.), повествующие о зверствах фашистов и ведущие хронику событий.
6. Фотография А.А Степанец, знавшей А. П. Гайдара по партизанскому отряду.
7. Подлинные фотографии Тимура Гайдара, посетившего музей им А.П. Гайдара.
8. Подлинные фотографии тимуровцев, посетивших места боевой славы, связанные с жизнью и гибелью А.П.Гайдара, общавшихся с местными жителями, посетившими библиотеку-музей А. П. Гайдара в городе Каневе.
9. Подлинные фотографии открытия школьного музея, гостей, присутствовавших на открытии. (1976 г)
10.Альбомы, дневники, рапорты, книги-эстафеты, книги-раскладушки, отражающую работу пионерской дружины им. А.П.Гайдара с 1956 по 1991 годы. (23 шт.)
11. Материалы об А. П. Гайдаре: сочинения учащихся, статьи из газет, рисунки- иллюстрации к произведениям, произведения писателя.
12. Подлинные фотографии и воспоминания А.Н. Норкина – почётного пионера дружины (1974 г.)
13. Фотографии с тожественных линеек и сборов, посвященных дню рождения, дню памяти А.П. Гайдара.
14. Письмо Министерства культуры Украинской республики от 01.04.1975. А. А. Бровко (первому руководителю музея).
15. Материалы о выпускниках, о танцевальном ансамбле «Дружба», о спортивных достижениях прошлых лет, грамоты и награды.
16.Материалы поисковой работы учащихся по теме « Я помню! Я горжусь!», посвященной 65-летию Победы в Великой Отечественной войне (фотографии, интервью, репортажи).
Приложение № 2.
Учащимся ОГОУ школы-интерната №16 было предложено ответить на следующие вопросы:
1. Каких детских писателей – участников Великой Отечественной войны вы знаете?
2. Назовите самое известное произведение А.П.Гайдара?
3. Как называется детское движение, деятельность которого началась после выхода повести А.П.Гайдара?
4. Хотели бы вы участвовать в работе детского движения «Новые тимуровцы»
5. Как наша школа связана с именем А. П. Гайдара?
6. Хотели бы вы, чтобы школьный музей возобновил свою работу?
7. Кто из вас хотел бы работать экскурсоводом в школьном музее или помогать в поисковой работе?
Всего было опрошено – 128 человек.
Из них: 7- 10 лет -59 чел, 11-16 лет – 88 чел.
- На первый вопрос были получены такие ответы:
А. Т. Твардовский – 47 чел.
А. П. Гайдар – 52 чел.
К. Симонов – 40 чел.
Затрудняюсь ответить – 8 чел.
- На второй вопрос:
«Чук и Гек» -15
«Тимур и его команда» - 31
«Горячий камень» -21
«Голубая чашка» - 17
«Военная тайна» - 23
«Судьба барабанщика» - 15
Затрудняюсь ответить – 3
-На третий вопрос:
«Тимуровское» - 51
Не знаю – 5
Затрудняюсь ответить - 71
- На четвёртый вопрос:
Да – 121
Нет – 6 .
На пятый вопрос:
Есть музей им. А.П. Гайдара -105
В школе были тимуровцы - 17
Не знаю – 5
- На шестой вопрос:
Да – 127.
- На седьмой вопрос:
-Да – 96
-Не знаю-31
Исходя из полученных в ходе опроса данных можно сделать вывод о том, что учащиеся школы знакомы с произведениями А П. Гайдара, слышали о тимуровском движении, хотели бы стать его участниками. Многие из ребят хотели бы заниматься музейной деятельностью или помогать в работе школьного музея. Единое мнение всех участников опроса: музей нужен школе, необходимо возобновить его работу Это говорит об интересе учащихся к истории, об их желании быть полезными родной школе, об их интересе к истории нашего государства.
Валерий Пыхов
Шакмаева Тамара Александровна
Валерий Пыхов
Шакмаева Тамара Александровна
Степанова Лидия Владимировна
Ирина Криушева
Татьяна
Степанова Лидия Владимировна
Ирина Криушева