Родительское собрание «Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка»
Пример родителей основное условие успешного воспитания культуры поведения у детей. Культура речи ребёнка.
Хотелось бы начать своё выступление со слов великого педагога и писателя
Антона Семёновича Макаренко, который говорил родителям: «Правильное воспитание – это наша счастливая старость, а плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной…»
Дети являются гордостью своих родителей. В них все им мило и дорого. Но привлекательность ребенка не только в красоте его внешнего вида, но и в том, как подрастающий ребенок ведет себя, как держится на людях, каковы его манеры. Стать гармоничной личностью, уметь достойно вести себя в любой обстановке – право и обязанность каждого человека.
Первые жизненные уроки ребенок получает в семье. Его первые учителя и воспитатели – отец и мать. Семья дает ребенку представления о добре и зле, о нормах нравственности, первые трудовые навыки. Именно в семье складываются жизненные планы и идеалы человека.
Ведь, Семейное воспитание – воспитание детей родителями, направленное на формирование представлений о жизненных целях, правилах, нормах и привычках поведения, повседневного общения, критериях оценки добра и зла, самостоятельности, дисциплинированности. Передачу опыта семейной жизни.
Конечно, нельзя отрицать, что в формировании личности ребенка также принимают активное участие и школа, и телевидение, весь строй нашей жизни. Но влияние семьи – особое, оно начинается с первых шагов ребенка. А поэтому уровень нравственной культуры родителей, их убеждения, семейные традиции и нормы поведения, словом, вся атмосфера семьи имеет решающее значение в воспитании ребенка.
Так что же такое «культура поведения», и как происходит ее формирование в семье?
Под термином «культура поведения» мы понимаем совокупность полезных для общества устойчивых форм повседневного поведения в быту, в общении, в различных видах деятельности.
Культура поведения выражает, с одной стороны, нравственные требования общества, с другой – усвоение положений, направляющих, регулирующих и контролирующих поступки и действия детей. Усвоенные человеком правила превращаются в воспитанность личности. В культуре поведения органически слиты культура общения, культура внешности, культура деятельности, культура речи.
Успешное формирование этих правил начинается в семье и только посредством личного примера родителей. Поведение родителей определяет поведение детей. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой. (Если Ваш ребенок видит, что его мама и папа, которые каждый день твердят ему, что лгать нехорошо, сами того не замечая, отступают от этого правила, все воспитание может пойти насмарку).
Пример родителей в нравственной жизни ребенка играет исключительную роль. Сами того не замечая, родители каждый день становятся примером для своих детей. Здесь все имеет значение. Папа и мама общаются между собой, говорят о соседях и обсуждают вечерние новости, наводят порядок в доме, распоряжаются семейным бюджетом, ведут покупки в магазине. А тем временем зоркие детские глазки все запоминают и фиксируют. Какие-то моменты принимают, и будто записывают на пленку, впитывают эти привычки как губка, другие моменты не приемлют и у них формируется неприятие такого поведения.
Какие бы проблемы ни решали родители, что бы ни говорили, с кем бы ни общались – все это откладывается на воспитании ребенка. Вырастить ребёнка – дело нелёгкое. Оно требует от родителей любви к детям, больших усилий, выдержки, терпения, воли, знаний. Работа школы по воспитанию у детей навыков и привычек культурного поведения может быть успешной только в том случае, если в нём будут принимать участие родители, если учитель и родители найдут общий язык, будут осуществлять единство требований к культурному поведению учеников. Как хорошо бы ни работала школа, но её требования не будут поддерживаться дома, в семье, процесс воспитания чрезвычайно осложнится и не всегда даст положительный результат.
В первую очередь, в семье надо приучить ребёнка к чистоте и соблюдению порядка. Для этого родители должны научить детей самостоятельно следить за собой, за своим внешним видом, регулярно чистить зубы, умываться, причёсываться.
Порядок в квартире, чистота и уют, точное соблюдение режима дня способствуют воспитанию необходимых навыков и привычек к опрятности, к аккуратности, точности и обязательности. И наоборот, ребёнок, воспитанный в неряшливой обстановке, сам будет неряхой, перенесёт свои привычки в школу. И тогда перед учителем станут задачи, связанные с перевоспитанием такого ребёнка. С разрушением сложившихся дурных привычек. А перевоспитание – процесс более длительный, нежели воспитание.
Значительно труднее воспитать культурные навыки у ребёнка, если в его семье не принято быть вежливыми, взрослые не уважают друг друга, сквернословят. Некоторые родители удивляются, откуда у ребёнка появились отрицательные качества, нередко винят товарищей, окружающих людей, школу и учителей и далеки от мыслей, что виноваты прежде всего сами, их обычное поведение в семье.
Важную роль в воспитании навыков вежливого поведения имеет характер отношения между родителями. Детей приучают к вежливости в семье: их учат радушно и приветливо здороваться, прощаться, благодарить, извиняться и т.п. Но если, например, отец невнимателен к матери, не умеет благодарить её после обеда, то он даёт плохой урок своим детям, в такой семье дети обычно вырастают невнимательными в отношении между собой. Если родители по малейшему поводу ссорятся, кричат, возбуждённо спорят, ссылаясь на особенности своего характера. Такое поведение перенимают и дети. Родители должны быть едины в своих требованиях к детям. Если один из родителей требует от ребёнка аккуратности, другой должен поддержать требования.
Только повседневная согласованная требовательность родителей, их терпение и настойчивость, личный пример -дадут хороший результат.
Ежегодно, принимая в стены школы десятки учеников, мы на первых же уроках знакомим, напоминаем им правила поведения в школе, напоминаем правила вежливости, требуем выполнения их. Огромную помощь в этом должны оказать нам родители. Очень важно следить, чтобы дети были вежливы не только по отношению к знакомым взрослым, но и к незнакомым, а также к своим товарищам. Особое внимание родители должны обратить на тон, которым они разговаривают со своими детьми. Раздражённый тон, повышенный голос, постоянные насмешки – такое обращение с детьми, если оно стало нормой, рано или поздно, усваивается ими. Родителям следует напоминать о требованиях к культуре речи. Случается, что родители в присутствии детей нецензурно выражаются. Ничего удивительного, что сын или дочь со временем переймёт эту манеру.
Немаловажную роль в воспитании культуры поведения играют общественные места – улицы, магазины, автобусы, кинотеатры, и т. д. Никогда не бросать на тротуар бумажек, огрызков от яблок, использованных билетов, должны строго следить сами родители и требовать того же от детей.
Идя по улице с ребёнком, старайтесь обратить его внимание на факты, которые заслуживают подражания : вежливое объяснение, как найти улицу, соблюдение правил перехода. Выразите своё отрицательное отношение к проявлениям некультурного поведения людей.
Много времени дети проводят во дворе дома. Здесь они обычно играют без надзора взрослых. Приучите детей правильному поведению и во дворе.
Научите детей особенно бережно относиться к тому, что сделано специально для них: к качелям, столикам, скамейкам, беседкам. Личный пример родителей, участвующих в благоустройстве двора, беседы с детьми, надзор за ними помогут решить задачу.
Из всего сказанного хочется сделать вывод: хороший пример родителей – первое и основное условие воспитания культурного человека. Только при совместной, систематической работе учителя и родителей можно добиться положительных результатов в нравственном воспитании школьников.