Рекомендации на тему «Воспитание у детей культуры поведения за столом»
Воспитание у детей культуры поведения за столом: рекомендации для родителей.
Организация детского питания напрямую связана со столовым этикетом и решением воспитательных задач – формированием у детей культуры поведения за столом. Знакомство и овладение навыками столового этикета позволяет ребенку быть уверенным в себе.
Научить ребенка правильно вести себя за столом, умело пользоваться столовыми приборами, быть обходительными в общении за столом – задача как воспитателя, так и родителей.
Уважаемые родители, обратите внимание на:
Как ест ребенок;
Какого его поведение за столом;
Умеет ли он пользоваться ножом и вилкой, салфетками;
Знает ли он, что люди оценивают его по манере еды.
Овладение этими навыками следует начинать как можно раньше. Очень важно не упустить момент желания ребенка делать все самостоятельно! Своим стремлением помочь ему сделать быстрее и аккуратнее, вы оказываете ребенку медвежью услугу, потому как неосвоенный в определенном возрасте навык создает потом трудности не только ребенку, но и вам.
Уже с раннего возраста желательно придерживаться следующих правил столового этикета:
На столе всегда порядок, чистота и красивая сервировка;
За столом сидим с чистыми лицом и руками;
Застолье проходит без крика и резких замечаний;
Правильно пользуемся столовыми приборами и салфетками;
Обязательно благодарим за еду и совместную трапезу.
Постепенно внушайте ребенку разумность этих правил и начинайте его этому обучать.
Конечно, детям нелегко соблюдать все эти требования. И поговорить хочется, и сидеть неподвижно трудно, и рад бы не пачкать, да не получается. Тогда в некоторых семьях застолье превращается в мучение для ребенка и ведет к сплошным наказаниям. Не следует особенно остро переживать его неудачи: он не хуже других, даже если не может запомнить такие простые правила. Детям трудно заставить себя делать то, что надо, а не то, что хочется, сложно в короткий срок усвоить нужные привычки. Будьте терпеливы, хвалите и демонстрируйте уверенность в способностях ребенка – все это приведет к хорошим результатам в освоении правил столового этикета.
Не следует просто перечислять правила. Постепенно, в игровой форме их надо довести до сознания ребенка. Воспитание культуры поведения за столом будет более эффективным, если Вы будете объяснять ребенку, почему так делать нельзя. Например: если ты будешь вертеться, ты можешь прокинуть на себя тарелку. И помните, что ВЕСТИ СЕБЯ ДОМА НУЖНО ТАК ЖЕ, КАК И В ГОСТЯХ!!! Никогда не делайте скидку «ничего страшного, он же дома! Здесь все свои!» Ребенок искренне не поймет, почему дома ему разрешали (или не обращали внимания) есть торт руками и плеваться тем, что ему не нравится, а в гостях вдруг начали ругать!
Так же, как можно раньше посадите ребенка за общий стол. Пусть он сам подумает, как можно за столом ухаживать за мамой и бабушкой; почему нельзя поворачиваться спиной к тем, кто сидит рядом; почему благодарим за угощение, а не отзываемся о нем плохо, если оно нам не понравилось и т. д.
Приучая ребенка пользоваться салфетками и столовыми приборами, нужно объяснить, что опытная хозяйка по расположению на столе салфетки или столовых приборов может определить желание гостя закончить или продолжить трапезу. Нужно поддерживать у ребенка возникший интерес к правильному поведению за столом.
Только терпение и любовь родителей помогут ребенку освоить столовый этикет, соблюдение которого столь важно в жизни каждого человека для приобретения уверенности в себе и осознании себя культурным человеком.