"Принципы начального обучения игре на осетинской гармонике". Методические рекомендации

1
0
Материал опубликован 15 March

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ г.ВЛАДИКАВКАЗА»

структурное подразделение

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»


«Принята» «Утверждаю»

на заседании педагогического совета Заместитель директора

СП ЦРТДЮ «Нарт» МАУДО ЦДО г.Владикавказа

Протокол № _____ от __________2025г ___________ Фидарова Б.И.

_____ ___________ 2025г




МЕТОДИЧЕСКИЙ ДОКЛАД


Принципы начального обучения игре на осетинской гармонике


t1742036139aa.jpg


Составила:

пдо Баскаева Маргарита Витальевна


г. Владикавказ,2025г


П Л А Н

Введение.

Первые занятия с начинающими детьми.

Наглядно-демонстрационные

Теоретические

Практические (Посадка, постановка инструмента)

Постановка рук

Особенности постановки правой руки

Особенности постановки левой руки

Начальные исполнительские навыки

Начальные приемы владения мехом

Первые упражнения для правой руки

Первые упражнения для левой руки на готовой системе

Знакомство со штрихами

Выбор репертуара для начинающего

Заключение.

I. Введение

Ребенок пришел в центр дополнительного образования. Он активно желает научиться играть на осетинской гармонике. Желание ребенка к обучению положительно, но он, активно желая заниматься, не хочет быть объектом воспитания. Ему неприятен факт нажима, воспитания, назидания.

А.С. Макаренко говорит, что процесс воспитания и образования должен проходить незаметно.

Принцип индивидуального обучения игре на музыкальных инструментах дает педагогу широкую возможность индивидуального подхода к каждому воспитаннику. Каждый ребенок – это индивидуальная личность. Эффект в работе зависит от точности педагогического диагноза, умения разобраться в индивидуальных качествах обучающегося.

Некоторые воспитанники тяжело переживают неудачи в занятиях, другие же довольно спокойно реагируют на них. Одни быстро усваивают материал, другие с трудом. Педагог должен умело строить учебный процесс и вовремя заметить перемену в настроении ребенка. Ребенок приходит в школу с радостью, а потом быстро теряет интерес к занятиям. Причина – не сразу получается играть так, как ему того хотелось бы, чтобы у него получалась «музыка». Необходимо поддерживать непрерывный интерес к предмету, увлекать учением. Для этого необходимо создать творческую атмосферу на занятиях – увлекательной беседой, экспериментом.

Большое значение в формировании исполнительских навыков обучающихся имеет начальный период обучения, поскольку именно на этом этапе закладываются основные навыки, в частности постановочные моменты, технологические приемы и т. д. От вышеперечисленного напрямую зависит последующее развитие обучающегося. Рассмотрим подробнее - с чего же следует начинать первые занятия в классе осетинской гармонике.

II. Первые занятия с начинающими
Наглядно-демонстрационные

Первое занятие целесообразно начинать со знакомства обучающегося с инструментом, его возможностями.

Стоит заметить, что именно на первых занятиях у ребенка можно пробудить интерес к музыке, инструменту или же уничтожить его навсегда.

Для этого педагог должен сам владеть инструментом и уметь исполнить несколько известных произведений, различных по характеру и доступных восприятию обучающегося.

Играя ребенку на инструменте, педагог решает сразу несколько первоначальных педагогических задач, во-первых, приобщает обучающегося к музыке (учит слушать музыку, прививает любовь к музыке), во-вторых, используя принцип наглядности, пробуждает у обучающегося интерес к инструменту, желанию обучаться исполнительству на инструменте и в третьих постепенно вводит обучающегося в учебный процесс.

Теоретические

После прослушивания ребенком музыкального произведения педагог должен попросить определить, какая звучала музыка: грустная или веселая, медленная или быстрая. Тем самым ученик в дальнейшем начинает более внимательно слушать музыку, учась при этом определять характер и темп.

Анализируя с воспитанником тот или иной музыкальный материал, педагог тем самым развивает у него музыкальные и слуховые способности.

Учитывая психологию маленького ребенка, желание сразу же сесть за инструмент и начать играть на нем, преподаватель должен предоставить такую возможность обучающемуся на первом занятии, образно выражаясь, дать попробовать свои силы.

Первые 2-3 занятия не стоит начинать изучение музыкальной грамоты, лучше уделить внимание постановочным моментам: посадке, постановке инструмента, положению рук на правой и левой клавиатурах.

Практические (Посадка, постановка инструмента)

Первое, на что должен обратить внимание педагог, вводя обучающегося в непосредственный контакт с инструментом, это положение корпуса обучающегося и положение инструмента.

Можно выделить два вида посадки:

Расположение гармошки, при котором гриф правой клавиатуры упирается в правое бедро.

Расположение гармошки, при котором гриф правой клавиатуры находится на правом бедре, инструмент смещен вправо и стоит ровно без наклона в правую сторону.

Более удобным для исполнителей и более рациональным, как показывает практика, является первый вид посадки.

Вообще, основным критерием при осуществлении того или иного вида посадки является физическое удобство обучающегося, безвредность для его

здоровья осанка. Удобство не должно идти в разрез с основными правилами. Оно должно сочетаться с ними.

Итак, воспитанник 6-8 летнего возраста должен садиться приблизительно на 1/3 стула. Это связано с конституцией, которой обладает ребенок в 6-8лет. Если воспитанник садится глубже, то теряет упор ногами в пол подставку.

Бедро должно образовывать с голенью угол, равный примерно 90 градусов и при этом должно быть параллельно относительно полу. Для достижения этого критерия преподаватель обязан использовать либо подставку, либо специальный уменьшенный по высоте стул.

Это условие является, пожалуй, единственным из всех остальных, которые можно выполнить полностью.

Почему же остальные компоненты посадки нельзя исполнить до конца, как это предписывают правила?

Известно, что в возрасте 6-8 лет у обучающихся слуховая память и тактильные ощущения не развиты, поэтому контролировать положение руки на правой клавиатуре вначале легче зрением. При правильной постановке инструмента нижняя сторона корпуса инструмента всей поверхностью стоит на левом бедре, зрительный контроль обучающегося над положением правой руки затруднен или невозможен, а это создает дополнительные трудности. Конечно, возможен вариант немного наклонить инструмент, подать нижнюю часть корпуса немного вперед ближе к колену.

Это позволит на первых порах видеть правую клавиатуру. Но такой посадкой нельзя злоупотреблять долгое время, т.к. в ней имеется много недостатков.

Наиболее очевидные из них: влияние на осанку воспитанника, появление тенденции к сутулости, т.к. при таком положении инструмент может виснуть на плечах обучающегося, соответственно тянуть вниз.

- Касание корпуса инструмента левого плечевого сустава обучающегося, что затрудняет движение меха.

- Положение под наклоном грифа правой клавиатуры мешает исполнить такой технический элемент, как подкладывание.

- Гриф инструмента должен упираться в правое бедро.

Если гриф окажется слишком низко, то при игре на верхних клавишах у учащегося возникнут проблемы, которые будут связаны с неудобством, исходящим от неправильного положения правой руки.

Левая нога должна находиться под правой частью корпуса гармошки и 1/2меха. Угол, который образуют ноги, должен быть не очень маленьким, но и не очень большим, это зависит от размеров инструмента, их соотношения с конституцией обучающегося. Если мы за ось симметрии примем корпус обучающегося и относительно нее правильно сбалансировано расположим инструмент, то увидим, что гриф слишком сильно подан в правую сторону, а поставленная на клавиатуру рука очень сильно изогнута в лучезапястном суставе, что затрудняет передвижение по клавиатуре, а также работу пальцев. Естественно, что постановка руки при таком положении инструмента неверна. Приходится смещать инструмент по отношению оси симметрии в левую сторону. В этом случае, левая часть корпуса инструмента начинает перевешивать.

Достигнуть баланса можно лишь, если угол, образованный бедрами, будет не менее 45. Если бедра будут разведены слишком широко, то это затруднит движение меха на разжим, т.к. левая нога окажется под левой частью корпуса.

- Размер плечевых ремней.

Подгоняя ремни, педагог должен в первую очередь принимать во внимание удобство и комфортное состояние, которое должен чувствовать воспитанник за инструментом. Нужно учитывать тот факт, что в положении сидя, ремни выполняют роль фиксаторов инструмента вовсе не должен висеть на них, т. е. не дают инструменту сдвигаться в левую сторону при движении меха на разжим и в правую сторону при движении меха на сжим. Различие в размере левого и правого ремня зависит от положения инструмента.

Например, если инструмент больше смещен влево, то левый ремень будет значительно меньше правого.

Ремни не должны быть слишком туго затянуты, т.к. в этом случае аккордеон будет давить учащемуся на грудную клетку. При длинных ремнях инструмент будет сильно уходить влево при разжиме меха и вправо при сжиме а также может съезжать на колени, что нежелательно. Оптимальным вариантом является такая подгонка ремней, при которой инструмент имеет устойчивое положение при ведении меха, а ремни не врезаются и не сваливаются с плеч.


  1. Постановка рук

Особенности постановки правой руки.

Вырабатывая правильную постановку правой руки на клавиатуре, педагог должен добиться, чтобы обучающаяся умела расслаблять руку. Для этого можно попросить воспитанника опустить руку вниз, расслабить при этом все мышцы, а затем приподнять вверх, сгибая в локтевом суставе, задействовав при этом только мышцы плеча, сохранив расслабленными предплечье и кисть. В таком естественном положении кисть подносится к клавиатуре.

Предплечье и кисть должны образовывать единое целое, допустим лишь незначительный сгиб в лучезапястном суставе. Ладонь должна быть расположена параллельно по отношению к клавиатуре. Обычно обучающаяся допускают ошибку, наклоняя ладонь в сторону 5-го или реже, 1-го пальцев. Преподаватель должен сразу исправить учащегося, чтобы в дальнейшем избежать проблемы, связанные с туше.

Пальцы при игре находятся в естественном положении, округлены и касаются клавиш частью между подушечками и ногтями. Первый палец касается клавиши боковой частью около ногтя.

Особенности постановки левой руки.

При постановке левой руки, в первую очередь следует подогнать ремень, предназначенный для разведения меха. Он не должен быть слишком свободен, т.к. в этом случае обучающаяся при игре на разжим может не доставать вспомогательный и основной ряды. Если же ремень будет сильно прижимать руку к корпусу, то в этом случае будет затруднено передвижение руки вверх и вниз по левой клавиатуре.

Распространенной ошибкой является желание обучающегося слишком выдвинуть левую руку вперед. В этом случае ему будет трудно доставать пальцами 3, 4 и5 ряды, а также выполнять движение меха на сжим, т.к. теряется точка опоры, которой является при правильном положении задняя часть ладони (перед лучезапястным суставом). Если же воспитанник убирает кисть за ремень, то он недостанет 1 (вспомогательного) и 2 (основного) ряда. Оптимальным считается такое положение кисти, при котором третий палец дотягивается до вспомогательного ряда, а ремень прикрывает лучезапястный сустав.

Пальцы так же как и в правой руке должны быть округлены. Касание кнопок – аналогично правой клавиатуры. 1 палец не должен быть оттянут назади располагаться на боковой крышке левой части корпуса, а находиться вместе с остальными около кнопок.


  1. Начальные исполнительские навыки.


Приступая с воспитанником к освоению игровых навыков, педагог должен начать с объяснения каким образом на инструменте извлекается звук.

t1742036139ab.png

Важно, чтобы обучающаяся поняла: громкость звука на гармонике не зависит от силы удара, нажатия или давления пальцев на клавишу. Звук меняется за счет различного по интенсивности ведения меха.

Понимая важность участия работы меха в комплексе звукоизвлечения, логично будет начать осваивать с воспитанником игровые навыки с владения мехом. Поначалу упражнения на владение мехом должны быть просты.

Первое из них заключается в обычном разведении меха. Целесообразно, если ученик будет выполнять это упражнение, пользоваться кнопкой воздушного клапана, т.к. это позволит целиком, не отвлекаясь на постановку рук, сосредоточить внимание на правильности движения меха.

Упражнение должно выполняться с хорошей амплитудой, движение должно быть плавное, без рывков и толчков. Давление на мех должно быть достаточно сильным, т.к. в дальнейшем, если не уделить этому внимания, возникнут проблемы слабого звука.

Результатом такой работы станет ровность звука, его продолжительность (длинные ноты), громкость.

Не стоит поначалу слишком нагружать обучающегося большим количеством повторений упражнения, т.к. с непривычки это вызывает боли мышц плеча.

Закладывая на первых занятиях основы владения мехом, преподаватель должен предостеречь учащегося от возможных ошибок. Наиболее типичными является:

Обучающаяся поднимая нижнюю часть корпуса левой клавиатуры, производит сжим меха по неправильной траектории.

При ведении меха на сжим обучающаяся наклоняет корпус вправо нарушая при этом правильность посадки за инструментом.

При смене меха на сжим, обучающаяся прижимает локоть правой руки к своему корпусу.

Чтобы предотвратить эти ошибки, педагог должен наглядно показать обучающемуся правильное ведения меха.

Первые упражнения для правой руки.

Знакомство обучающегося с правой клавиатурой начинается с белых клавиш. Рука для удобства и снятия лишнего напряжения находится приблизительно по центру грифа. При нажатии клавиш нужно внимательно следить, чтобы мышцы руки

(кисть, предплечье), не участвующие в работе, были расслаблены. Очень часто, обучающаяся, нажимая каким-либо пальцем клавишу, напрягает остальные. Для того, чтобы устранить эту зависимость и дать почувствовать, что каждый палец может работать самостоятельно, не передавая напряжение другим, можно дать следующее упражнение:

- кисть расположена таким образом, что все пальцы касаются клавиш. Затем один из них поднимается и несколько раз подряд нажимает или толкает клавишу. Нужно стараться, чтобы все пальцы равнозначно выполняли описанное упражнение.

Чтобы обучающаяся лучше ощущала силу пальцев и их работу, не стоит на первых занятиях заставлять играть ударом или толчком, т.к. и в том и в другом случаев действии участвует вес пальца, увеличенный за счет ускорения перед касанием клавиш. Это облегчает задачу мышц пальца утопить клавишу, а следовательно, снижает их работоспособность.


t1742036139ac.png


При способе звукоизвлечения ударом или толчком мы подразумеваем "весовую игры". Маленькие дети могут достичь "весовой игры" лишь в том случае, если у аккордеона легкая клавиатура. Но, к сожалению, у инструментов, рассчитанных на начинающих, клавиатура очень тяжелая. Это вносит в обучение дополнительные сложности, затрудняя ,а вернее, делая невозможным воспроизведение таких штрихов, как пальцевое стаккато и нон легато в подвижных темпах.

Работая над пальцевым ударом с обучающимся, педагог должен следить, чтобы движения не были резкими и размашистыми. Мягкость, плавность, пластичность, гибкость – те компоненты, которые нужно развивать в раннем возрасте, т.к. в дальнейшем с физиологическим изменением ребенка (окостенение, жесткость связок) делать это будет труднее.

Движение пальцев при касании клавиши должно быть не перпендикулярным, а направленным немного под ладонь. При этом движение пальцев становится обобщенным, первые фаланги не прогибаются. Исполняя этот технический прием, нельзя допускать, чтобы пальцы скользили по клавишам. Это приводит к их срыву, а следовательно звукоряд становится неровным.

Работая над таким технологическим исполнением, обучающаяся большей частью развивает пластику пальцев, оставляя в спокойном состоянии кисть.

Нужно заметить, что удар может быть как пальцевой, так и кистевой. Оба вида должны осваиваться по возможности одновременно, чтобы учащийся понимал различие и не подключал в упражнениях на пальцевой удар кисть.

Важно добиться от воспитанника, чтобы исполняя то или иное упражнение, он нажимал каждым пальцем клавиши до упора. В отличие от фортепиано, где звуковая градация зависит от силы удара, сама по себе заставляя при ровном звуке работать все пальцы одинаково, гармошка прощает неполный нажим или недостаток в силе удара того или иного пальца. Громкость звучания от этого не изменяется. Но в дальнейшем при исполнении пассажей в быстром темпе, пальцы будут не полностью нажимать на клавиши, либо вообще проскочив по верху клавиши вскользь, не осуществлять нажатие. Во втором случае будут потеряны несколько нот (не прозвучат в звукоряде), в первом – пострадает артикуляция – не будет четкости произношения, а также звучание каждой ноты по своей временной продолжительности будет различным.

Проследив за тем, чтобы обучающаяся до конца прожимала клавиши, нужно принять во внимание силу давления пальцев. Она не должна слишком сильно превышать силу сопротивления клавиши. Важно чтобы обучающаяся тратила лишь только необходимое для удержания усилие. Игнорирование этого фактора может привести впоследствии к зажатости руки и вязкому исполнению темповых произведений, быстрых пассажей мелких нот.

Упражнения для развития технических навыков правой руки.

t1742036139ad.png


t1742036139ae.png Переходя к более сложным


Осваивая упражнения, не следует сразу стремиться к их исполнению в подвижных темпах, т.к. при этом учащийся в погоне за скоростью не сможет контролировать правильность движений, сохранять кисть свободной.

Первые упражнения для левой руки

t1742036139af.png Ознакомив обучающегося с расположением рядов, басов, аккордов на готовой клавиатуре, практическое занятие следует начинать с навыка нахождения отмеченной ноты "до" третьим пальцем.


t1742036139ag.png

Затем этим же пальцем следует освоить вертикаль основного ряда. При этом второй палец должен находиться на мажорном ряду, чтобы не упрощать задачу третьему пальцу, нащупывая заранее верхнюю кнопку. Наиболее типичной ошибкой является переползание пальцем на соседнюю кнопку. Необходимо объяснить, что каждую последующую кнопку нужно нажимать сверху, перенося при этом палец.

Объяснив обучающемуся, какие пальцы в большинстве случаев обслуживают те или иные ряды, можно дать первое простое упражнение – игру по всей вертикали баса и мажора одновременно, затем раздельно. Способ звукоизвлечения - толчок, нажим. Очень важно, чтобы после каждого взаимодействия с кнопкой расслаблял палец. Во время игры одного пальца другие должны быть округлены и расслаблены. Чтобы 4 и 5 пальцы не уходили в сторону с клавиатуры, нужно располагать 4 палец как можно ближе к вспомогательному ряду. Впоследствии следует дать упражнение, в котором будут задействованы все четыре пальца.

Так как основной функцией готовой системы левой клавиатуры является аккомпанемент, целесообразно выполнять упражнения штрихом non legato, чтобы не формировать привычку тянущегося баса и аккорда.

t1742036139ah.pngt1742036139ai.pngt1742036139aj.png Упражнения для развития технических навыков левой руки.



Знакомство со штрихами.

Штрихи на начальном этапе обучения сводятся к legato (связно) и nonlegato (не связно). Какой же штрих нужно осваивать сначала. Существуют различные точки зрения. Как показывает практика, учащемуся легче дается исполнение non legato, т.к. при этом штрихе в технологический прием входят толчок и расслабление пальца до включения в действие другого. При штрихе legato помимо перечисленных компонентов происходит удерживание клавиши до нажатия следующей, и вместе с ним синхронное отпускание. Поэтому штрих legato учащемуся достигнуть сложнее. Гораздо проще перейти от legato к nonlegato, чем наоборот. Но нужно учесть, что более легкая технология исполнения non legato дает возможность обратить большее внимание обучающегося на постановочные моменты.


  1. Выбор репертуара для начинающего.


Занимаясь подбором музыкальных произведений, педагог необходимо руководствоваться принципом доступности и посильности. Технологические навыки, необходимые для исполнения первых пьес, должны быть заложены начальными упражнениями. Хорошо, когда на один технический прием, вид техники подбирается несколько пьес. Это способствует закреплению технических навыков, а в психологическом плане не дает накопиться усталости и перенасыщению, вызванных многократным исполнением одной пьесы. Уровень сложности музыкальных произведений должен исходить от возможностей учащегося. Если при накопленном потенциале ученик в состоянии работать над более сложными пьесами, не стоит продолжать держать его на простых. Это приводит к халатному отношению к занятиям. Завышенный же по сложности репертуар снижает интерес, губит любовь к инструменту и музицированию.

Составлять репертуар педагог должен, принимая во внимание постепенное, незаметное для обучающегося, повышение сложности пьес, руководствуясь принципом от простого к сложному. Обучение должно быть развивающим. Только при таком подходе к учебному процессу обучающийся достигает хороших результатов, увеличивая свой профессиональный рост.


  1. Заключение.

Этой работой я попыталась показать, какие возникают вопросы при работе с начинающими. С какими проблемами приходится сталкиваться. Начальный этап обучения – это не только период, в который закладываются постановка и начальная техника, это еще и время, когда подлежат становлению отношения между педагогом и учеником.

Помимо непосредственных профессиональных знаний, каждый преподаватель должен быть хорошим психологом. Это помогает более глубоко раскрыть у обучающегося сильные стороны характера, войти с ним в более тесный контакт общения, завоевать доверие, что очень важно.

Познать внутренний мир ребенка, уметь направлять в нужное русло положительные, сильные черты характера, а также стараться преодолеть отрицательные – вот главная задача педагога. Каждый ребенок является индивидом, обладает присущими только ему чертами характера, темпераментом. В зависимости от этого педагог должен найти индивидуальный подход к каждому из обучающихся. Важно иметь в виду внимательность ребенка, в этом возрасте (6-8 лет) внимание обучающегося не имеет направленности. Оно рассеяно. Сосредоточить его можно лишь заинтересовав учащегося. Нельзя заниматься монотонно, т.к. в этом случае притупляется восприятие. Нужно помнить, что самый большой отрезок времени, на который у ребенка сохраняется внимание - это 9-10 минут.

Поэтому педагог целесообразно делать в работе с начинающими частые перерывы. Составляющие компоненты занятий должны быть разнообразными. Педагог должен уметь логично выстроить занятие, переключая внимание воспитанника с одного компонента на другой, увеличивая тем самым содержательность занятий, и сохраняя при этом восприятие обучающегося, что также само по себе является важным. В возрасте 6-8 лет дети ведут и воспринимают свою жизнь в постоянных играх. Психологи доказали, что наибольших результатов в учебном процессе с маленькими детьми можно достичь имитируя игру с ними. Занимаясь с обучающимся непосредственно на инструменте, а так же теорией, педагог должен привносить игровые моменты. В этом случае у ребенка восприятие материала становится непроизвольным. Его психика специально не напрягается для запоминания. Результат такого метода превосходит результат неигрового учебного подхода.

Очень важно найти взаимопонимание между друг другом. От этого будут зависеть дальнейшие результаты.


  1. Список литературы

И Петрова «К вопросу о развитии творческих способностей младших школьников» В книге: «Вопросы музыкальной педагогики», выпуск 7

Москва, 1986 г.Москва, 1976 г.

Г. Стативкин «Начальное обучение на выборно-готовом баяне»Москва,1989 г.

Р.Н. Бажилин «Самоучитель игры на баяне (аккордеоне)».Подбор по слуху. Импровизация. Аккомпанемент песен. Москва, 2000 г.,

Р.Н. Бажилин «Школа игры на аккордеоне». Аккомпанемент песен. Подбор по слуху. Методика XXI века. Москва, 2007 г.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации