Ансамблевое музицирование как необходимый элемент на начальном этапе обучения игре на гармонике
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ
ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА
«НАРТ»
Ансамблевое музицирование
как необходимый элемент на начальном этапе обучения игре на гармонике
(доклад )
Составитель:
ПДО Баскаева М.В.
Владикавказ, 2019г
Ансамблевое музицирование как необходимый элемент на начальном этапе обучения игре на гармонике
Музыкальная культура в ряду многих других видов художественных ценностей является основой формирования нравственного сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста. Из всего объёма музыкальной культуры ребенку в младшем школьном возрасте наиболее доступно изучение народного творчества, иначе детского фольклора. Ребёнок входит в мир музыки, обогащается его внутренний мир, развивается художественное мышление, эмоциональный интеллект. Каждое занятие - это переживание прекрасного. Механическое зазубривание нот вне всякой связи с богатым эмоциональным миром музыки лишь притупляет восприятие и приводит к тому, что дети не хотят учить ноты, зубрить их и механически повторять.
Наиболее приемлемый вариант - осваивать нотную грамоту через игру. И здесь важно учить так, чтобы ребёнок не подозревал, что его учат. Для меня, как педагога по обучению игре на диатонической гармонике, главной задачей является помочь любому ребёнку, независимо от природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, интерес и любознательность. Идеальной формой работы с в начальный период является совместная игра на инструменте педагога и обучающихся. Очень многое в этом смысле зависит от нашего внутреннего состояния и настроя. Если, например, у педагога нет вдохновения, то говорить о каком - либо совместном музицировании просто нет смысла. Совместное исполнение музыкального произведения позволяет педагогу более тесно взаимодействовать со своим подопечным, передавать свой опыт непосредственно в процессе исполнения. Такой музыкальный контакт способствует появлению творческой инициативы у ребёнка, активного стремления к исполнению. Ансамблевые занятия незаменимы при работе с застенчивыми детьми, скованными, зажатыми. Совместное музицирование ребёнка и педагога позволяет раскрепощать таких детей, раскрывать заложенные в них музыкальные способности и творческие задатки. К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух, ритм, память, двигательно-моторные способности, музыкальное мышление. Мы все хорошо понимаем, что на начальном этапе обучения развитие гармонического слуха может отставать от мелодического. Ребёнок с такой проблемой будет испытывать затруднения со слуховой ориентировкой в многолосных произведениях. Поэтому целесообразно с первых же уроков исполнять пьесы в ансамбле, где гармоническое сопровождение исполняет педагог. Это позволяет ребёнку участвовать в исполнении многолосной музыки, а развитие его гармонического слуха будет происходить параллельно с мелодическим.
Формировать четкую систему по данному вопросу мне помогает то методическое сопровождение, которое обычно я использую в своей практике. В таких изданиях, как «Пьесы, ансамбли, этюды для осетинской гармоники» С. Ревазовой, Владикавказ, Иристон, 2000г., «Школа игры на осетинской гармонике» Б. Газданова, для 1 - 2 кл. детских музыкальных школ, Владикавказ, 2003г., «Хрестоматия для аккордеона 3 - 5 кл. Д. Самойловой, Москва 1966г., «Самоучитель игры на аккордеоне» А. Мирека, Москва, 1982г., «Хрестоматия педагогического репертуара» А. Онегиной, Москва, 1966г., представлены популярные мелодии в современной гармонизации. Они сразу вовлекают ребёнка в мир музыкальных гармоний и ритмов.
Игра в ансамбле положительно сказывается на воспитании образного мышления воспитанника. С самого первого занятия он вовлекается в активное музыкальное творчество. Исполняя самую простую мелодию, педагог воодушевляется её настроением, и это настроение передаётся ребёнку. Хорошим вариантом в начальный период обучения является простейшая, но любимая всеми народная мелодия «Эльбрус - красавец». Обычно при работе над этой мелодией мы используем контрастную динамику. Здесь я прибегаю к эффекту ассоциаций. На «пиано» от лучей робко поднимающегося солнца блестят вершины гор, и узкие ущелья медленно наполняются светом. На «форте» слышится гул и нарастающее приближение стремительных рек.
Таким образом, сотворчество педагога и ученика и их совместные переживания помогают активизировать мыслительные процессы, пробуждается фантазия и заинтересованность ребёнка.
Дополнительное образование имеет свою отличительную особенность - обучаются все дети независимо от их природной одарённости. Отсутствие чувства ритма является одной из причин активного совместного музицирования педагога и обучающегося. Необходимо, чтобы ребёнок осознавал, что ритм - один из центральных элементов музыки. Пока у ребёнка не сформируется чувство ритма, он не может обрести ровное, размеренное исполнение произведения. Игра в четыре руки как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать паузы, «пустые» такты и вступать вовремя.
Чувство ритма неразрывно связано с чувством темпа. Ритмичная устойчивость или отсутствие ритмичной устойчивости связано с тенденцией ребёнка к ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности. При команде педагога, призывающего к увеличению скорости, у обучающегося под воздействием эмоционального возбуждения учащается ритмический пульс. Совместные занятия дают возможность для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.
Большую пользу для развития навыков игры приносит склонность детей к подражанию. Глядя на своего педагога, ребёнок налаживает необходимые и удобные игровые движения, формируется правильная посадка за инструментом. Я убедилась из своей практики в том, что двигательные навыки развиваются при ансамблевой игре значительно интенсивнее и закрепляются прочнее, подражая своему педагогу.
Таким образом, ансамблевое музицирование способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма и чувства темпа, интенсивно развивает образное мышление обучающихся и формирование обобщённых музыкальных понятий. Ансамблевое музицирование отвечает специфике начального этапа обучения обучающихся и является коллективным видом деятельности, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, способствует реализации принципа развивающего обучения на начальном этапе обучения игре на осетинской гармошке.