Работа над ритмом как важнейший этап обучения игре на осетинской гармонике
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»
«Работа над ритмом как важнейший этап обучения игре на осетинской гармонике»
(методическая разработка)
Составитель:
педагог дополнительного образования
Баскаева Маргарита Витальевна
Владикавказ, 2020г
Работа над ритмом - важнейший аспект деятельности музыканта ,исполнителя на любом этапе становления его мастерства. В ряду средств музыкальной выразительности ,ритм является одним из основополагающих, в силу того, что музыка – звуковой процесс, разворачивающийся во времени. И если понимаешь ритм в широком смысле слова как организацию этого процесса , то нельзя ограничиваться разбором лишь соотношений звуков музыкального построения по деятельности. Непременно возникает необходимость рассмотрения других факторов организации этого процесса - метрической упорядоченности, ритмических группировок, темпа произведения, а также отдельных его частей и разделов, логике темповых отклонений, вызванных определенными художественными задачами. Как мелодия, гармония и другие средства музыкальной выразительности, ритм находится в прямой зависимости от эмоционального содержания произведения. На практике часто приходится сталкиваться с тем, что гармонисты ,отдавая себе отчет в том, что изменение в мелодии или гармонии, влечет за собой искажение авторского замысла, относятся к выразительному значению метроритмической записи с гораздо меньшим пониманием. Одна из важнейших задач перед гармонистом - это умение выдержать темп на протяжении всего произведения и добиться единого ритмического пульса. Под ритмическим пульсом нужно понимать соотношение общего ритма произведения и ритма отдельных построений. Его можно сравнить с биением сердца, пульс которого в целом ритмичен, но в отдельные моменты в сторону возбуждения, либо в сторону успокоения. Многие достижения единства темпа зависят от способностей обучающегося. Чем одаренней ребенок, тем больше он подвинут в своем развитии, тем лучше справится с решением этой задачи. Ритмическая пульсация нарушается, если первоначальный темп взят неправильно, особенно затруднительно бывает найти нужный темп начала произведения в пьесах кантиленного характера в спокойном движении. Чем нужно руководствоваться при выборе темпа? Это сама музыка, образно - эмоциональное содержание произведения, характер его ритмической структуры, фактура должен подсказать правильный темп. Следовательно, правильный темп должен вытекать из характера исполняемой музыки. Каждый музыкант мог убедиться в том, что в результате проникновения в исполняемое произведение, он находил тот темп, в котором мог наиболее полно передать особенности данного произведения. Основным моментом может быть авторский текст - это обозначение темпов, отклонения от них. Найдя в процессе работы над произведением соответствующий темп, обучающийся из-за волнения, скованности, недостаточной артистичности, часто не может начать исполнение в нужном темпе, т.к. « не попадает» в настроение пьесы. Усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы активизировать, обострить образно- эмоциональное восприятие, переживание обучающимся музыки. Если же это оказывается недостаточно, можно предложить мысленно пропеть несколько тактов из произведения, чтобы начав исполнение, он был уже в нужной ритмической сфере. Не нужно петь всю пьесу, нужно только пропеть первые такты произведения. Встречающиеся технические трудности часто влекут за собой отклонения от темпа. В непроизвольном ускорении, как правило, ритм заключается в том, что всё внимание обучающегося, направленно на преодоление технических трудностей, и ослабляется контроль за ритмичностью. Препятствует решению технических задач и ритмической игре закрепощенность исполнительского аппарата. Здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в музыке все взаимосвязано. Достижение определенной свободы игрового аппарата, свободное овладение техническими трудностями произведения благотворно сказывается на ритмической организованности и темповой уравновешенности исполнения. Если ребенок не может исполнить какое-либо сочинение или его раздел в нужном темпе, педагог идет на компромисс, советуя сыграть этот раздел медленнее, что нарушает логику музыкального развития. Поэтому не следует давать произведения, которым он полностью овладеть не может.