12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Баскаева Маргарита Витальевна307
Работа в центре дополнительного образования детей. Преподаю осетинскую гармонику. Стаж работы уже 24 года. Работаю индивидуально с каждым ребенком и ансамблевой деятельностью.
Россия, Северная Осетия-Алания респ., Владикавказ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ И ЮНОШЕСТВА «НАРТ»











«Работа над ритмом как важнейший этап обучения игре на осетинской гармонике»

(методическая разработка)













Составитель:

педагог дополнительного образования

Баскаева Маргарита Витальевна











Владикавказ, 2020г

Работа над ритмом - важнейший аспект деятельности музыканта ,исполнителя на любом этапе становления его мастерства. В ряду средств музыкальной выразительности ,ритм является одним из основополагающих, в силу того, что музыка – звуковой процесс, разворачивающийся во времени. И если понимаешь ритм в широком смысле слова как организацию этого процесса , то нельзя ограничиваться разбором лишь соотношений звуков музыкального построения по деятельности. Непременно возникает необходимость рассмотрения других факторов организации этого процесса - метрической упорядоченности, ритмических группировок, темпа произведения, а также отдельных его частей и разделов, логике темповых отклонений, вызванных определенными художественными задачами. Как мелодия, гармония и другие средства музыкальной выразительности, ритм находится в прямой зависимости от эмоционального содержания произведения. На практике часто приходится сталкиваться с тем, что гармонисты ,отдавая себе отчет в том, что изменение в мелодии или гармонии, влечет за собой искажение авторского замысла, относятся к выразительному значению метроритмической записи с гораздо меньшим пониманием. Одна из важнейших задач перед гармонистом - это умение выдержать темп на протяжении всего произведения и добиться единого ритмического пульса. Под ритмическим пульсом нужно понимать соотношение общего ритма произведения и ритма отдельных построений. Его можно сравнить с биением сердца, пульс которого в целом ритмичен, но в отдельные моменты в сторону возбуждения, либо в сторону успокоения. Многие достижения единства темпа зависят от способностей обучающегося. Чем одаренней ребенок, тем больше он подвинут в своем развитии, тем лучше справится с решением этой задачи. Ритмическая пульсация нарушается, если первоначальный темп взят неправильно, особенно затруднительно бывает найти нужный темп начала произведения в пьесах кантиленного характера в спокойном движении. Чем нужно руководствоваться при выборе темпа? Это сама музыка, образно - эмоциональное содержание произведения, характер его ритмической структуры, фактура должен подсказать правильный темп. Следовательно, правильный темп должен вытекать из характера исполняемой музыки. Каждый музыкант мог убедиться в том, что в результате проникновения в исполняемое произведение, он находил тот темп, в котором мог наиболее полно передать особенности данного произведения. Основным моментом может быть авторский текст - это обозначение темпов, отклонения от них. Найдя в процессе работы над произведением соответствующий темп, обучающийся из-за волнения, скованности, недостаточной артистичности, часто не может начать исполнение в нужном темпе, т.к. « не попадает» в настроение пьесы. Усилия педагога должны быть направлены на то, чтобы активизировать, обострить образно- эмоциональное восприятие, переживание обучающимся музыки. Если же это оказывается недостаточно, можно предложить мысленно пропеть несколько тактов из произведения, чтобы начав исполнение, он был уже в нужной ритмической сфере. Не нужно петь всю пьесу, нужно только пропеть первые такты произведения. Встречающиеся технические трудности часто влекут за собой отклонения от темпа. В непроизвольном ускорении, как правило, ритм заключается в том, что всё внимание обучающегося, направленно на преодоление технических трудностей, и ослабляется контроль за ритмичностью. Препятствует решению технических задач и ритмической игре закрепощенность исполнительского аппарата. Здесь мы лишний раз убеждаемся в том, что в музыке все взаимосвязано. Достижение определенной свободы игрового аппарата, свободное овладение техническими трудностями произведения благотворно сказывается на ритмической организованности и темповой уравновешенности исполнения. Если ребенок не может исполнить какое-либо сочинение или его раздел в нужном темпе, педагог идет на компромисс, советуя сыграть этот раздел медленнее, что нарушает логику музыкального развития. Поэтому не следует давать произведения, которым он полностью овладеть не может.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.