Методическая разработка «Методы обучения ансамблевому музицированию в объединении осетинской гармоники»
Республика Северная – Осетия, г.Владикавказа
Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования
«Центр дополнительного образования г.Владикавказа»
структурное подразделение «Центр развития творчества детей и юношества «Нарт»
Номинация «Методическая разработка»
Тема:
Методы обучения ансамблевому музицированию
в объединении осетинской гармоники
Составитель:
Баскаева М.В.,
педагог дополнительного образования
2023г
Аннотация
В нашей республике народная музыка пользуется большой популярностью и среди представителей старшего поколения, и среди молодежи. Особую любовь у осетинского народа завоевала диатоническая гармоника.
Инструментальное искусство – один наиболее востребованных видов деятельности художественной направленности. Объединения по обучению игре на народных инструментах присутствуют и в музыкальных школах, и в многопрофильных учреждениях дополнительного образования. Это способствует приобщению подрастающего поколения к национальной культуре, сохранению традиций, духовно – нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей и подростков.
Обучение игре в ансамбле - один из наиболее важных и сложных аспектов работы педагога в инструментальном объединении. Цель обучения ансамблевому музицированию - приобретение устойчивых музыкальных навыков, необходимых для практического участия в инструментальных ансамблях различных составов и жанров. Ансамблевое музицирование способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма и чувства темпа, интенсивно развивает образное мышление обучающихся и формирование обобщённых музыкальных понятий.
Создание ансамбля обучающихся как полноценного творческого коллектива является конечным результатом и, по сути дела, показателем профессионализма педагога в инструментальном объединении. Именно поэтому рассмотрение вопросов, связанных с ансамблевым музицированием, представляется мне актуальным и практически полезным в повседневной учебной работе педагога дополнительного образования. Методика ансамблевых занятий – одна из насущных тем музыкального образования.
Данная работа посвящена методическим аспектам обучения игре на народных инструментах в ансамбле.
Цель данной работы – обобщение и распространение педагогического опыта по обучению ансамблевому музицированию, рассмотрение вопросов методики формирования навыков игры в ансамбле с педагогом и другими обучающимися.
Содержание
Введение 5
Игра в ансамбле с педагогом 7
Игра в ансамбле с обучающимися 9
Заключение 13
Список используемой литературы 14
Введение
В наше время музыка широко проникает в быт и сознание детей. Радио, телевидение, кино, интернет, звукозапись постоянно воздействуют на слуховое развитие детей. С самого раннего возраста дети привыкают к музыке, естественно и легко воспринимают её и стараются понять с таким же любопытством, как и другие явления окружающего мира. Музыкальная культура в ряду многих других видов художественных ценностей является основой формирования нравственного сознания подрастающего поколения, начиная с юного возраста. Ребёнок входит в мир музыки, обогащается его внутренний мир, развивается художественное мышление, эмоциональный интеллект. Каждое занятие - это переживание прекрасного. Поэтому в начале занятий музыкой ребенка необходимо заинтересовать, используя его естественную любознательность.
Воспитание интереса к музыке как к языку чувств является очень важным моментом начального обучения, поскольку именно в этот период закладываются основы развития творческих способностей ученика.
Золтан Кодай говорил: «Давайте вложим в руки детям, восприимчивым к музыке, тот ключик, при помощи которого они смогут вступить в волшебный сад музыки, чтобы приумножить смысл всей их жизни». Эти слова могут служить стимулом к кропотливой работе всех педагогов. Главная задача педагога состоит в том, чтобы иметь наготове неиссякаемый запас увлекательных возможностей, с помощью которых можно научиться играть на любом инструменте. К каждому ребенку нужно найти свой собственный подход. Нормальный, здоровый ребенок обычно любознателен, пытлив, открыт для внешних впечатлений и воздействий, почти все его интересует, привлекает внимание. Этим «рычагом», созданным самой природой, следует постоянно пользоваться в обучении вообще и на музыкальных занятиях в частности. Музыка может изображать окружающий мир, людей, животных, разнообразные явления и картины природы. Педагогу надлежит раскрывать, иллюстрировать выразительно-изобразительные возможности музыки. Выдумка, творческая фантазия и изобретательность педагога – музыканта ничем не ограничены, кроме, естественно, здравого смысла, практической целесообразности и профессиональных действий. В любом случае, если ему удастся вызвать интерес обучающихся – и не только вызвать, но и поддержать его в течение нужного времени, – необходимые предпосылки для успеха будут созданы.
В нашей республике народная музыка пользуется большой популярностью и среди представителей старшего поколения, и среди молодежи. Особую любовь у осетинского народа завоевала диатоническая гармоника. Возрождаются и струнные инструменты – дала – фæндыр, хъисын – фæндыр. Прочное место среди народных инструментов занял кавказский барабан доул.
Инструментальное искусство – один наиболее востребованных видов деятельности художественной направленности. Объединения по обучению игре на народных инструментах присутствуют и в музыкальных школах, и в многопрофильных учреждениях дополнительного образования. Это способствует приобщению подрастающего поколения к национальной культуре, сохранению традиций, духовно – нравственному воспитанию и эстетическому развитию детей и подростков.
Дополнительное образование имеет свою отличительную особенность - обучаются все дети независимо от их природной одарённости. В учебные заведения принимают детей с различными музыкальными данными: отличными, хорошими, средними, слабыми. Проблема музыкального развития детей со средними и слабыми природными музыкальными данными не является новой. Но то, что этим развитием нужно заниматься со всеми детьми, желающими обучаться музыке – несомненно.
Для педагога музыкального направления главной задачей является помочь любому ребёнку, независимо от природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, интерес и любознательность
Слушание музыки, музыкальные викторины, игра соло и в ансамбле – это не полный перечень различных видов музыкальной деятельности. Трудно сказать, какой из них более важен, какой менее. Очевидно, важнее всего то, насколько умело и квалифицированно они применяются.
Обучение игре в ансамбле - один из наиболее важных и сложных аспектов работы педагога в инструментальном объединении. Мы знаем, что ансамбль – это вид совместного музицирования, которым занимались во все времена, при каждом удобном случае и на любом уровне владения инструментом.
Цель обучения ансамблевому музицированию - приобретение устойчивых музыкальных навыков, необходимых для практического участия в инструментальных ансамблях различных составов и жанров. Создание ансамбля обучающихся как полноценного творческого коллектива является конечным результатом и , по сути дела, показателем профессионализма педагога в инструментальном объединении. Именно поэтому рассмотрение вопросов, связанных с ансамблевым музицированием, представляется мне актуальным и практически полезным в повседневной учебной работе педагога дополнительного образования.
Данная работа посвящена методическим аспектам обучения игре на народных инструментах в ансамбле.
Цель данной работы – обобщение и распространение педагогического опыта по обучению ансамблевому музицированию, рассмотрение вопросов методики формирования навыков игры в ансамбле с педагогом и другими обучающимися.
Задачи:
оказание помощи начинающим педагогам в выработке методики обучения игре в ансамбле;
определение форм и методов обучения игре в ансамбле, принципов создания детского творческого коллектива;
описание приемов выработки синхронности звучания ансамбля, работы над темпом, ритмом, динамикой, паузами, штрихами и др. при исполнении музыкального произведения, способов преодоления ошибок и недостатков;
изложение этапности работы ансамбля над музыкальным произведением.
Игра в ансамбле с педагогом
Идеальной формой работы с в начальный период является совместная игра на инструменте педагога и обучающихся. При игре в ансамбле ученик ощущает себя участником полноценного музицирования, что способствует пробуждению у него любви к музыке.
Большую пользу для развития навыков игры приносит склонность детей к подражанию. Глядя на своего педагога, ребёнок налаживает необходимые и удобные игровые движения, формируется правильная посадка за инструментом. Я убедилась из своей практики в том, что двигательные навыки развиваются при ансамблевой игре значительно интенсивнее и закрепляются прочнее, подражая своему педагогу.
Совместное исполнение музыкального произведения позволяет педагогу более тесно взаимодействовать со своим подопечным, передавать свой опыт непосредственно в процессе исполнения. Такой музыкальный контакт способствует появлению творческой инициативы у ребёнка, активного стремления к исполнению. Ансамблевые занятия незаменимы при работе с застенчивыми детьми, скованными, зажатыми. Совместное музицирование ребёнка и педагога позволяет раскрепощать таких детей, раскрывать заложенные в них музыкальные способности и творческие задатки.
К музыкальным способностям относятся: музыкальный слух, ритм, память, двигательно-моторные способности, музыкальное мышление. Мы все хорошо понимаем, что на начальном этапе обучения развитие гармонического слуха может отставать от мелодического. Ребёнок с такой проблемой будет испытывать затруднения со слуховой ориентировкой в многолосных произведениях. Поэтому целесообразно с первых же уроков исполнять пьесы в ансамбле, где гармоническое сопровождение исполняет педагог. Это позволяет ребёнку участвовать в исполнении многолосной музыки, а развитие его гармонического слуха будет происходить параллельно с мелодическим.
Игра в ансамбле с педагогом положительно сказывается на воспитании образного мышления воспитанника. С самого первого занятия он вовлекается в активное музыкальное творчество. Исполняя самую простую мелодию, педагог воодушевляется её настроением, и это настроение передаётся ребёнку. Хорошим вариантом в начальный период обучения является простейшая, но любимая всеми народная мелодия «Эльбрус - красавец». Обычно при работе над этой мелодией мы используем контрастную динамику. Здесь я прибегаю к эффекту ассоциаций. На «пиано» от лучей робко поднимающегося солнца блестят вершины гор, и узкие ущелья медленно наполняются светом. На «форте» слышится гул и нарастающее приближение стремительных рек.
Отсутствие чувства ритма является одной из причин активного совместного музицирования педагога и обучающегося. Необходимо, чтобы ребёнок осознавал, что ритм - один из центральных элементов музыки. Пока у ребёнка не сформируется чувство ритма, он не может обрести ровное, размеренное исполнение произведения. Игра в четыре руки как нельзя лучше дисциплинирует ритмику, учит считать паузы, «пустые» такты и вступать вовремя.
Чувство ритма неразрывно связано с чувством темпа. Ритмичная устойчивость или отсутствие ритмичной устойчивости связано с тенденцией ребёнка к ускорению. Обычно это происходит при нарастании силы звучности. При команде педагога, призывающего к увеличению скорости, у обучающегося под воздействием эмоционального возбуждения учащается ритмический пульс. Совместные занятия дают возможность для исправления индивидуальных погрешностей исполнения.
При совместном исполнении с педагогом ученик достаточно хорошо улавливает неточности ритма, темпа. Ученик убеждается сам, что даже минимальное отклонение от темпа, малейшее нарушение ритма, не улавливаемые при сольном исполнении, сразу делаются заметными при игре в ансамбле. Таким образом, с первых занятий в ансамбле ученик получает конкретное представление об одном из важнейших условий ансамблевой игры – синхронности исполнения, единстве ритмического пульса, темпа.
В процессе игры в ансамбле с педагогом усваивается роль и значение паузы в музыкальном тексте. Обычно пауза или «проглатывается» или заучивается формально, бессмысленно. То же зачастую происходит и с исполнением длинных нот. Игра в ансамбле учит бережному обращению с большими длительностями и паузами. Их роль в музыкальном контексте становится как бы нагляднее и гораздо скорее осмысливается учеником. Поочередно с педагогом, исполняя длинную выдержанную ноту или паузу, сопровождающую музыкальную фразу, учение убеждается в необходимости дослушать конец фразы, не «наступая» на неё, дожидается своей очереди исполнения этой фразы. Длинная нота или пауза, сопровождающие фразу, мотив, звучащие в другом голосе, воспринимаются естественным образом. Очень важно, чтобы в паузах и на длинных нотах не прерывалась музыкальная мысль, чтобы эти моменты не воспринимались как остановка в музыке. Длинная нота или пауза, сопровождающие фразу, мотив, звучащие в другом голосе, воспринимаются естественным образом. Очень важно, чтобы в паузах и на длинных нотах не прерывалась музыкальная мысль, чтобы эти моменты не воспринимались как остановка в музыке.
Таким образом, ансамблевое музицирование совместно с педагогом способствует развитию музыкального слуха, чувства ритма и чувства темпа, интенсивно развивает образное мышление обучающихся и формирование обобщённых музыкальных понятий. Ансамблевое музицирование с педагогом отвечает специфике начального этапа обучения обучающихся и является коллективным видом деятельности, учитывает их возрастные и индивидуальные особенности, способствует реализации принципа развивающего обучения на начальном этапе обучения игре на осетинской гармошке.
Игра в ансамбле с обучающимися
Воспитание ансамблевого коллектива – одна из важнейших задач педагога-руководителя. Методика ансамблевых занятий – одна из насущных тем музыкального образования.
Занятия с ансамблем обучающихся не могут сводиться лишь к общим встречам учащихся с педагогом для совместного разучивания и исполнения пьес. Понятно, что без необходимой технической свободы, без уверенного владения текстом совместные встречи участников ансамбля вообще бессмысленны. Но многократное совместное исполнение пьесы, пусть даже с добросовестно, грамотно приготовленными партиями, не приводит ещё к решению специфических ансамблевых задач. На занятиях ансамбля дети учатся слышать себя, своих партнеров и одновременно звучание ансамбля в целом. Они учатся как бы «вписывать» себя в общее звучание ансамбля, то «растворяясь» в нем, то выходя на передний план, подчиняясь художественной трактовке и логике произведения. Точное воспроизведение текста, выполнение всех указанных автором или педагогом нюансов, штрихов, изменений темпа должно сочетаться с ощущением общего для всех участников исполнительского «дыхания». Вот почему игре в ансамбле надо обучать специально как одному из видов музыкального искусства.
Одним из первых шагов является подбор участников ансамбля гармонистов, равных по своей музыкальной подготовке и владению инструментом. Целесообразно формировать ансамбль из обучающихся 3-5 годов обучения, уверенно владеющих инструментом. В то же время зачастую встречается, что несколько человек с различным уровнем музыкального развития и исполнительской подготовки объединяются в единый исполнительский организм. В малочисленных ансамблях (дуэтах, трио) имеет смысл объединять примерно равных по возможностям учеников. В крупных же ансамблях можно перемежать менее подвинутых детей с более сильными, имеющими навыки устойчивой интонации, ритмической выдержки, опыт эстрадных выступлений. В результате партнеры взаимообогащают друг друга: более слабый ученик, как бы опираясь на сильного, постепенно обретает уверенность, «дотягивается» до него; более сильный в свою очередь учится вести за собой, не поддаваясь ошибкам партнера, приобретает концертмейстерский навык.
В работе с участниками ансамбля приходится большое внимание уделять составлению репертуара. Репертуар должен быть составлен с учетом не только технических возможностей учеников, но и их темперамента, и возраста. Начинать занятия надо с доступных детям произведений, в игре которых технические трудности преодолеваются сравнительно легко, а все внимание направляется на художественные цели. К сожалению, довольно часто приходится наблюдать обратную картину, когда участники ансамбля, не имея достаточной базы, выносят на зачеты и экзамены слишком сложные для них произведения. Обучающийся проявляет повышенный интерес к занятиям тогда, когда не чувствует собственной беспомощности, а получает удовольствие от результатов своей работы. Лучше разучить несколько нетрудных пьес и играть их на высоком художественном уровне, чем мусолить одну сложную, так и не добравшись до творческой ее интерпретации.
На основе правильно подобранного репертуара проходит закрепление различных видов гармонии, полифонии, метроритма, фактуры. Пьесы разнообразные по характеру (подвижная и кантиленная) с большим интересом принимаются детьми в работу и дают педагогу возможность сосредоточить внимание учеников на разных сторонах ансамблевой техники – мелодической и ритмической.
В репертуаре обучающихся игре на гармонике должны найти место произведения осетинских композиторов, композиторов Северного Кавказа, Закавказья, также можно включить в репертуар известные произведения русских и зарубежных композиторов, композиторов-классиков. Обычно я использую в своей практике такие издания, как:
«Пьесы, ансамбли, этюды для осетинской гармоники» С. Ревазовой, Владикавказ, Иристон, 2000г.,
«Школа игры на осетинской гармонике» Б. Газданова, для 1 - 2 классов детских музыкальных школ, Владикавказ, 2003г.,
«Концертные пьесы для осетинской гармоники». Часть первая. Сослан Дзуцев, Владикавказ, «Перо и кисть», 2019г.,
«Дæуыл у мæ зарæг». Гæздæнты Булат, Владикавказ, ИПП им. В.Гассиева, 2006г.
«Ирон фæндыры уæлдæр дæснийады скъола» для 3-5 классов детских музыкальных школ, Владикавказ, ИПП им. В.Гассиева, 2006г.,
«Мæ зæрдæйы зарæг». Сборник музыкальных произведений для осетинской гармоники. Алла Хадикова, Владикавказ, «Перо и кисть», 2021г,
«Хрестоматия для аккордеона 3 - 5 кл. Д. Самойловой, Москва 1966г.,
«Самоучитель игры на аккордеоне» А. Мирека, Москва, 1982г.,
«Хрестоматия педагогического репертуара» А. Онегиной, Москва, 1966г.
В этих изданиях представлены популярные мелодии в современной гармонизации. Они сразу вовлекают ребёнка в мир музыкальных гармоний и ритмов.
Совместная игра отличается от сольной прежде всего тем, что и общий план и все детали интерпретации являются плодом раздумий и творческой фантазии не одного, а нескольких исполнителей и реализуются их общими усилиями.
Особенностью ансамблевого музицирования является воспитание чувства ответственности обучающихся за качество освоения собственной партии, достижение исполнителями точности в темпе, ритме, штрихах, динамике, агогике, специфике тембрового звучания, что способствует созданию единства и целостности музыкально-художественного образа исполняемого произведения.
В области темпа и ритма индивидуальности исполнителей сказываются очень отчетливо. Незаметное в сольном исполнении легкое изменение темпа или незначительное отклонение от ритма при совместной игре может резко нарушить синхронность. Синхронность является первым техническим требованием игры. Под синхронностью ансамблевого звучания понимается совпадение с предельной точностью мельчайших длительностей (звуков или пауз) у всех исполнителей. Нужно вместе взять и снять звук, вместе выдержать паузы, вместе перейти к следующему звуку. Синхронность является результатом важнейших качеств ансамбля – единого понимания и чувствования партнерами темпа и ритмического пульса. Малейшее нарушение синхронности при совместной игре улавливается слушателем. Музыкальная ткань оказывается разорванной, голосоведение гармонии искажается.
Игра в ансамбле требует особого внимания к точному выполнению штрихов. Каждое отклонение от общих штрихов нарушает целостность зрительного восприятия ансамбля и мешает, конечно, партнерам, а главное, наносит ущерб выразительности исполнения, так как штрихи несут большую динамическую и смысловую нагрузку. Естественно, применение того или иного штриха находится в полной зависимости от содержания произведения, нюанса, темпа, ритмического рисунка. Работа над штрихами – это уточнение музыкальной мысли, нахождение наиболее удачной формы её выражения. Конечно, приходится учитывать уровень подготовки учащихся, а также количество участников ансамбля, так как чем больше состав ансамбля, тем затруднительнее синхронное исполнение сложных штрихов Своеобразный ритмический рисунок или характерный штрих может выделить какой-либо голос из общего звучания не меньше, чем динамика.
Динамика является одним из самых действенных выразительных средств. Умелое использование динамики помогает раскрыть общий характер музыки, её эмоциональное содержание и показать конструктивные особенности формы произведения. Особо важное значение приобретает динамика в сфере фразировки. По-разному поставленные логические акценты кардинально меняют смысл музыкального произведения. Для примера во время занятий можно предложить детям исполнить отрывок изучаемого произведения, изменив всю его динамику. Результаты такого исполнения «наоборот» очень убеждают учеников.
Важность точного соблюдения каждым участником ансамбля динамических требований должна быть осознана учениками с первых занятий. К тому же нельзя допускать и формальной идентичности исполнения динамических указаний. Педагог учит умению правильно исполнять тот или иной общий нюанс в разных голосах в зависимости от их смысловой нагрузки. Нюансы нередко становятся причиной изменений темпов (форте – быстрее, пиано - медленнее, крещендо - ускоряя…). С первых занятий педагогу нужно обращать на это постоянное внимание.
С ансамблем обязательны занятия чтением нот с листа. Практика показывает, что умение хорошо читать с листа – необходимый компонент творческой деятельности и профессионала, и ученика. Для участников ансамбля нужно выбирать более легкие произведения, чтобы технические трудности не отвлекали при этом ученика от основных задач. На занятиях ансамбля чтение нот проходит эффективнее, чем на индивидуальных занятиях, и вызывает больший интерес у детей. Наглядная необходимость подчинения общему пульсу помогает скорее усваивать правила чтения нот с листа. Контакт с партерами обеспечивает поддержку, увеличивая вместе с тем ответственность каждого за текст. Приобретается умение, ошибаясь, оставаться в ансамбле, не мешая партнерам. Ученик убеждается в ценности грамотной удобной аппликатуры, помогающей быстрому «схватыванию» текста. Чтение нот с листа в ансамбле как бы демонстрирует ученику недопустимость каких-либо поправок, остановок, пренебрежения к паузам, нюансам. Дети учатся пропускать «непрочитавшиеся» ноты ради своевременного, точного прихода к тактовой черте, «не выскакивать» в паузах, читать обозначения нюансов сразу, вместе с нотами, особенно четко реагируя на пиано, быстро ориентироваться в музыкальном материале.
Очень важно правильно выстроить этапы работы над музыкальным произведением, планируемым для включения в репертуар ансамбля. Первый этап - распределение партий между учениками и работа над каждой партией. До первого занятия в ансамбле каждый ученик должен твердо знать текст своей партии со всеми штриховыми и нюансовыми обозначениями. Тогда он, получив представление о разучиваемом произведении в ансамбле с педагогом, готов к коллективным занятиям. Работая с учеником над нотным текстом его партии, педагог, будучи первым партнером ученика, добивается чистой мелодической и гармонической интонации. На первом коллективном занятии педагог наглядно объясняет ученикам роль каждой партии, её музыкальный рисунок, взаимосвязь голосов, распределение их функций на главную, подголосочную, аккомпанирующую и др. С первых занятий ансамбля надо стараться воспитать в ученике сознание равной ответственности за исполнение каждой партии, каждого голоса, умение подчинить свой голос общим задачам данного произведения, понимание каждого эпизода в контексте.
Процесс работы ансамбля над произведением можно условно разделить на три этапа, которые в практике тесно между собой связаны:
знакомство ансамбля с произведением в целом;
техническое освоение выразительных средств;
работа над воплощением художественного образа.
Задачей первого этапа является создание у ансамблистов общего интеллектуального и эмоционального впечатления от произведения в целом. На втором этапе работы над произведением основной задачей является преодоление ансамблем технических трудностей.
При разборе пьесы педагог должен тщательно продумать распределение по партиям, чтобы последние соответствовали исполнительским возможностям учащихся. Здесь одинаково недопустимы как завышение, так и занижение трудностей партии. В первом случае учащийся будет слишком долго выучивать её и просто плохо исполнять, во втором – он не получит от занятий в ансамбле ожидаемого творческого удовлетворения. Игра в ансамбле помогает ученику сделать его исполнение более уверенным, ярким, многообразным.
Любой ансамбль как художественный организм немыслим без творческой дисциплины, четкости и слаженности в работе. Эффективность его деятельности, качественный итог работы во многом зависят от ясного и отчетливого представления и понимания каждым учеником как общей направленности работы, так и предъявляемых к нему индивидуальных требований. Внешняя дисциплина в ансамбле всегда связана с творческой дисциплиной и обязательно отражается на качестве исполнения. Педагог помогает ученику ощутить себя частицей слаженного музыкального коллектива, направляет его исполнительские усилия в единое творческое русло, подчиняет коллективное исполнение общему замыслу. Надо учитывать межличностные отношения участников ансамбля. Если в коллективе присутствует взаимопонимание, то занятия проходят более результативно, дети чаще встречаются, интенсивнее репетируют. Благоприятный морально-психологический климат в ансамбле – залог успешной работы.
Заключение
Я широко применяю практику ансамблевого музицирования в своей работе. На базе объединения по обучению игре на осетинской гармонике, которым я руковожу, создан детский творческий коллектив - ансамбль гармонистов «Дидинаг». В репертуаре ансамбля – народная музыка, произведения осетинских, советских и российских композиторов, классическая музыка. Ансамбль «Дидинаг» - участник отчетных мероприятий учреждения, городских концертных программ. Неоднократно детский коллектив становился победителем и призером региональных, всероссийских и международных конкурсов. Участие ансамбля различного рода концертах и конкурсах имеет большое учебно-воспитательное значение.
Для меня, как педагога по обучению игре на диатонической гармонике, главной задачей является помочь любому ребёнку, независимо от природных данных, выразить себя в музыке, ощутить радость творчества, интерес и любознательность. Практика занятий и выступлений дала множество примеров того, как благотворно влияет на детей игра в ансамбле. Вызывая интерес к музыке, занятия ансамбля побуждают учеников серьезнее относиться к обучению, стимулируют творческий рост. Ансамблевое музицирование не только развивает музыкальный слух, оно способствует развитию полифонического мышления, учит слышать и понимать содержание музыки.
В заключении хотелось бы отметить, что главное для всех форм работы - чтобы творческая инициатива оставалась за обучающимся. Задача педагога – развивать и активизировать творческое начало личности обучающегося. Наставник должен помнить о главном смысле своего дела – нести детям радость общения с музыкой, развивать их личностно, воспитывать духовно.
Список используемой литературы:
А.Каргин. Работа с самодеятельным оркестром русских народных инструментов. – Москва, Издательство «Музыка», 1984г.
Б. Газданов. Школа игры на осетинской гармонике. Пособие для 1 - 2 классов детских музыкальных школ. - Владикавказ, 2003г.
В.В. Крюкова. Музыкальная педагогика. – Ростов – на – Дону, Издательство «Феникс», 2022г.
Г.М. Цыпин. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения : Пособие для учащихся муз. отд-ний педвузов и консерваторий. - Москва : Фирма "Интерпракс", 1994.
Е. Максимов. Ансамбли и оркестры гармоник. Пособие для руководителей самодеятельных коллективов. – Москва, "Советский композитор", 1974г.
Методика обучения игре на народных инструментах. Методическое пособие. Составитель – П. Говорушко. – Ленинград, Издательство «Музыка», 1975г.