Открытое занятие по физике «Принципы работы тепловых двигателей. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания» (8 класс)
Методическая разработка
открытого занятия
по Физике в 8-х классах
Тема: Принципы работы тепловых двигателей̆. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания
Вступление
В методической разработке представлена методика проведения занятия, изучения нового материала и первичного закрепления, с элементами интерактивных и информационно – коммуникационных технологий.
Все новинки технологического прогресса с особым восторгом встречают именно дети. Поэтому очень важно использовать любознательность и высокую познавательную активность учеников для целенаправленного развития их личности. Именно на занятиях под руководством педагога ученики могут научиться использовать информационно – коммуникационные технологии в образовательных целях, овладеть способами получения информации для решения образовательных, а впоследствии и более широкого круга задач, приобрести навыки, обеспечивающие возможность продолжать образование в течение всей жизни.
С 2023-2024 учебного года наш коллектив гимназии выбрал и работает над научно-методической проблемой «Создание единого образовательного пространства, согласно требованиям обновленных Федеральных государственных образовательных стандартов».
Кафедра точных наук работает над темой «Создание единого образовательного пространства, как новые возможности для повышения качества образования и воспитания обучающегося».
Целью моей работы над методической темой является: «Внедрение оборудования нового поколения «кванториума» на уроках физики, как новая возможность для повышения качества образования.» Под внедрением оборудования «кванториум» в образовательный процесс, понимается процесс использования лабороторного оборудования новго поколения на уроках физики, а так же совершенствования педагогических технологий, совокупности методов, приемов и средств обучения. В настоящее время инновационная педагогическая деятельность является одним из существенных компонентов образовательной деятельности любого учебного заведения.
В учебном процессе новые информационные и инновационные технологии не отделяют друг от друга, так как широкое внедрение новых инновационных т ехнологий изменит парадигму образования и только современные информационные технологии обеспечивают эффективное использование новых инновационных технологий. Информационные технологии повышают информативность урока, эффективность обучения, придают уроку динамизм и выразительность, дают возможность эмоционально и образно подать материал, экономит время на уроке. Результаты работы над темой представлен в данной методической разработке.
Цель методической разработки: раскрытие опыта проведения занятия физики с использованием элементов современных педагогических технологий.
Актуальность темы обусловлена необходимостью обеспечения развития Личности обучающегося, которое достигается, прежде всего, через формирование компетенций.
В основе опыта лежит идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания, на личном интересе.
С одержание методической разработки
Вступление……………………………………………………………2.
Методическое обоснование темы……………………………………5
Методические рекомендации по проведению урока……………….6
План урока ……………………………………………………………7
Заключение…………………………………………………………..19
Список использованной литературы…………………….……...….22
М етодическое обоснование темы
В ходе изучения темы «Принципы работы тепловых двигателей̆. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания», ученики должны освоить понятия: тепловые двигатели, двс, такты двигателя, паровая турбина; а так же понять принцип работы тепловых двигателей, значение тепловых двигателей в жизни человека, узнать какой был вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие термодинамики. Проанализировать, в чем заключается вредное воздействие тепловых двигателей на окружающую среду и здоровье человека уметь применять полученные знания для решения физических задач; воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ, научно-популярных статьях; использовать новые информационные технологии для поиска, обработки и предъявления информации по физике в компьютерных базах данных и сетях (сети Интернета). Содействовать формированию навыков сравнения, выделения главного и второстепенного в изучаемом материале, обобщения, логического мышления.
Эти сведения и навыки, важны сами по себе и имеют большое значение для изучения и обобщения законов термодинамики. Данная тема позволяет решить ряд важнейших задач, имеющих мировоззренческое и политехническое значение.
Новизна изложения материала, заключается не в традиционной подаче материала, а в объяснении материала с использованием интерактивных и информационно – коммуникационных технологий, а так же применения оборудования нового поколения.
М етодические рекомендации по проведению занятия
Благодаря использованию информационных технологий на занятии можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям.
К наиболее эффективным и инновационным формам представления материала следует отнести мультимедийные презентации и оборудование «кванториума» Использование мультимедийных презентаций целесообразно на любом этапе занятия, что позволяет мне оперативно сочетать разнообразные средства обучения, способствующие более глубокому и осознанному усвоению изучаемого материала, экономии времени на занятии, насыщению его информацией, привития интереса к предмету.
Занятие проводится с использованием презентации. Использование на занятии мультимедийной презентаций позволило построить учебно-воспитательный процесс на основе психологически корректных режимов функционирования внимания, памяти, гуманизации.
Из интерактивных технологий используются методы: «Кластер», «Зигзаг», «Снежный ком», «Учась - учусь», «Микрофон».
«Кластер» - Применяется мной на стадии рефлексии. Данная современная система образования ориентирована на формирование у учеников самостоятельного мышления. Критическое мышление является педагогической технологией, стимулирующей интеллектуальное развитие учащихся. Кластер — один из его методов (приемов).
«Зигзаг»- члены рабочей группы становятся экспертами в определенных областях изучаемой темы. Проведя личную экспертизу по‑своему под вопросу, члены группы поочередно учат друг друга. Цель рабочей группы состоит в том, чтобы все ее члены овладели ее темой в полном объеме.
«Снежный ком» - интерактивный метод обучения, во время которого задаю вопрос обучающемуся, тот отвечает и спрашивает товарища. Вопросы учеников
составляют самостоятельно при выполнении домашнего задания по предыдущей теме.
«Учась - учусь»- вид учебной деятельности, который дает возможность принять активное участие в обучении и передачи своих знаний другим ученикам. Ученики знакомятся с информацией и готовятся к передачи этой информации другим в доступной форме.
«Микрофон» - это способ дать понять каждому обучающемуся, что он может из занятия вынести что-нибудь полезное для себя, показать, что можно смело высказывать собственное мнение, говорить, как о личных успехах, так и неудачах учеников по очереди дают ответы на вопросы. Для разрядки ситуации используется игрушечный микрофон. Используется мной во время закрепления материала.
Отрывки видеофильмов взятых с информационного сайта infourok используются во время изучения нового материала. До демонстрации обязательно предварительное пояснение, вовремя которого обращается внимание на то, что следует заметить в нем. Комментарии необходимы и по ходу видео фрагментов. После завершения демонстрации требуется краткое заключение. Только в результате такой работы видеоинформация будет содействовать формированию физических понятий.
Во время занятия использовалось компьютерное моделирование схемы - двигателя с помощью программы виртуальная лаборатория, которое оказывается незаменимым при изучении схем, моделей, непосредственное наблюдение за которыми нереально или затруднено. Моделирование позволяет увидеть трехмерное изображение схемы, приблизить изображения, рассмотреть принцип его действия.
П лан открытого занятия
Предмет: физика
Класс: 8
Тема: Принципы работы тепловых двигателей̆. Паровая турбина. Двигатель внутреннего сгорания
Тип урока: Урок изучения нового материала и комплексного применения знаний – лабораторная работа, с элементами интерактивных и компьютерных технологий.
Цели: Изучить и исследовать устройство и принцип работы тепловых двигателей, показать значение тепловых двигателей в жизни человека, выяснить пути охраны окружающей среы. Сформировать умение и навыки использования полученного знания в жизненных ситуациях.
Формируемые УУД:
предметные: уметь объяснять: устройство и принцип работы теплового двигателя; различать многообразие двигателей; в чем заключается негативное влияние тепловых двигателей на окружающую среду и как минимизировать это влияние.
метапредметные: планировать учебное сотрудничество с одноклассниками, корректировать их действие, определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата, составлять план и определять последовательность действий, самостоятельно создавать алгоритм действий, овладение умения предвидеть возможные результаты своих действий;
личностные: формирование познавательного интереса и самостоятельности в приобретении практических умений, убежденности в возможности познания природы в необходимости различного использования достижений науки и технологии для дальнейшего развития человеческого общества, уважение к творцам науки и техники, отношение к физике как к элементу общечеловеческой культуры, усвоение правил поведения в школе.
Формы организации учебной деятельности:
1) индивидуальная работа (работа у доски, сообщения, рассказ стихотворения, заполнение заданий в тетрадях, рабочих листах); 2) фронтальная работа (выполнение общих задач под руководством учителя); 3) групповая форма работы.
Методы контроля знаний
1) методы устного контроля; 2) методы письменного контроля.
Методы обучения:
словесные (дискуссия, рассказ, беседа)
демонстрация (приборы)
наглядные (карточки, презентация, иллюстрация – схема, виртуальная лаборатория)
проблемно-поисковые
видеометоды (обучение через интернет учительский сайт infourok)
методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности
проблемно-развивающий с элементами исследования
интерактивные «Микрофон», «Учась учусь», «Зигзаг», «Снежный ком»
критического мышления «Кластеры»
оборудование «Кванториум»
П едагогические технологии:
интерактивные
информационно-коммуникативные
критического мышления
Материально-техническое обеспечение:
ПК, мультимедиа проектор, электронная презентация (ЭП) «Тепловые двигатели», виртуальная лаборатория, прибор - двигатель, плакат-схема, микрофон, учебник Перышкин И.М. А.И. Иванов – 8 класс, раздаточный материал, учительский cайт www/infourok/videouroki/340, оборудование «кванториум» - температурный щуп
Структура занятия
Организационный момент………………………………………..1 мин
Актуализация опорных знаний…………………………………..5 мин
Мотивация учебной деятельности……………………………….2 мин
Изучение нового материала ……………………………………...23 мин
Первичное закрепление изученного материала……………….11 мин
Подведение итогов………………………………………………….2 мин
Домашнее задание…………………………………………………..1 мин
ХОД ЗАНЯТИЯ
Занятие начинается с организационного момента.
Организационный момент
1.1. Приветствие.
1.2. Проверка готовности помещения к занятию.
1.3. Проверка готовности учеников к занятию.
1.4. Проверка присутствия: количество по списку _25__, количество присутствующих на занятии _25_, отсутствующих 0.
ΙΙ. Актуализация опорных знаний
А) Интерактивная технология «Микрофон»
Проверим, насколько вы уяснили правила, а заодно и то, как подготовились к уроку.
Прочтите текст, выделите в нем несоответствия и объясните ваш выбор.
Не может быть.
Проснувшись рано с утра, я вспомнил, что договорился с Витей идти на речку смотреть ледоход. Открыл окно. Морозный воздух клубами врывался в комнату и поднимался под потолок. С пятого этажа мне хорошо были видны поля за окраиной города. Там весь снег уже стаял, и только на крышах домов он еще лежал мохнатыми шапками.
Включив электрочайник, я быстро сделал зарядку, вымылся по пояс под краном и, не вытираясь, глубоко вздохнул – по всему телу разлилось тепло. Зайдя на кухню, я понял, что слишком увлекся – чайник кипел уже не одну минуту. Кипяток был просто обжигающий – градусов 120. Мне пришлось долго ждать прежде, чем он остыл, и я смог попить чаю. Покушав, я побежал на улицу. Опаздывал.
Витя был уже там. «Вот погодка сегодня! – вместо приветствия восхищенно произнес он. – Солнце какое, а температура с утра минус 2 0С». «Нет, минус 4 0С» - возразил я. Мы заспорили, потом Витя сообразил, в чем дело. «У меня термометр на ветру висит, - сказал он, - а у тебя в укромном месте, поэтому и показывает больше». Мы пошли по улице, бодро шлепая по лужам.
Ответы командира команд – в «Микрофон»:
ПОДНИМАЛСЯ ПОД ПОТОЛОК – не может быть, потому что холодный воздух с улицы тяжелее теплого внутри помещения и должен опускаться вниз.
Т АМ ВЕСЬ СНЕГ УЖЕ СТАЯЛ, И ТОЛЬКО НА КРЫШАХ ДОМОВ ОН ЕЩЕ
ЛЕЖАЛ МОХНАТЫМИ ШАПКАМИ - не может быть, потому что первым снег растает на крышах.
ПО ВСЕМУ ТЕЛУ РАЗЛИЛОСЬ ТЕПЛО - не может быть, потому что при испарении вода отнимает энергию у тела и должно становиться холоднее.
ГРАДУСОВ 120 - не может быть, потому что вода кипит при температуре 1000С.
НА ВЕТРУ ВЕСИТ…В УКРОМНОМ МЕСТЕ…. ПОКАЗЫВАЕТ БОЛЬШЕ - не может быть, потому что –20С больше, чем -40С. На ветру температура должна быть ниже (-40С), чем в укромном месте (–20С).
ШЛЕПАЯ ПО ЛУЖАМ - не может быть, потому что вода при отрицательной температуре превращается в лед.
ΙΙΙ. Мотивация учебной деятельности
Методы педагогической поддержки развития самостоятельной личности:
самодиагностика (обучение анализу своих индивидуальных возможностей)
Деятельность учителя - Деятельность учеников
Учитель сообщает учащимся о продолжении изучения темы и предлагает ученикам закончить предложение: « Мне необходимо изучение законов и правил тепловых явлений на занятии физики потому, что…»
По результатам опроса учитель строит на слайде гистограмму, которая наглядно демонстрирует настрой учеников на данное занятие физики.
Учитель рассказывает «историческую справку», прочитанную на сайте Елькина Виктора «Занимательная физика в вопросах и ответах»
Учитель предлагает учащимся вопросы:
Метод проблемно - поисковый
Какое явление произошло?
Что бы вы о нем хотели узнать? Зачем?
Какой закон необходимо исследовать для теоретического объяснения данного явления?
Сформулируйте тему и цели занятия
Сообщения темы, цели и задач занятия
Метод словесный (беседа, рассказ)
Учитель показывает тему занятия и предлагает эпиграфом к занятию взять слова
«Единственный путь, ведущий к знанию – это деятельность» Б. Шоу
«Паровая машина сможет увеличить власть человека над природой…»
Дж. Уатт (Слайд 1)
3.1. Сообщение темы занятия
3.2.Определение цели занятия и задач, которые необходимо выполнить для достижения этой цели.
Задачи занятия:
-выясним, какие устройства являются тепловыми двигателями;
-рассмотрим основные виды двигателей и их применение;
-изучим влияние на окружающую среду тепловых двигателей;
- определим возможные пути выхода из сложившейся экологической ситуации. (Слайд 2)
ΙV. Изучение нового материала
Метод словесный (беседа, рассказ)
Жизнь людей невозможна без использования различных видов энергии, источниками которой являются различные виды топлива, ветер, солнце, приливы и отливы. Существуют различные виды машин, которые реализуют в своей работе превращение одного вида энергии в другой. Мы рассмотрим один из типов машин – тепловой двигатель. Но для этого давайте заглянем в историю создания тепловых двигателей (слайд 3)
Первые тепловые двигатели Кто и когда изобрёл? Деви Папин – английский физик, один из изобретателей парового двигателя г. – Изобрёл паровой котёл 1681 г. – Снабдил его предохранительным клапаном 1690 г. – Первым использовал пар для поднятия поршня и описал замкнутый термодинамический цикл парового двигателя г. – Представил описание своего двигателя. Итак:
Тепловым двигателем называют устройство, совершающее работу за счет использования внутренней энергии топлива. (слайд 4)
Тепловые машины могут быть устроены различным образом, но в любой тепловой машине должно быть рабочее вещество, или тело, которое в рабочей части машины совершает механическую работу, нагреватель, где рабочее вещество получает энергию и холодильник отбирающий у рабочего тела тепло. Рабочим веществом может быть водяной пар или газ. (рис. 5) Метод демонстрационный – показывается на демонстрационном столе модель двигателя
Метод наглядный (виртуальная лаборатория – двигатель)
В процессе работы теплового двигателя рабочее тело забирает у нагревателя некоторое количество теплоты и превращает его в механическую работу, а не превращенную часть теплоты передает холодильнику. По закону сохранения энергии Q1=Q2+A. (Слайд 6)
Видеометод ( учительский cайт www/infourok/videouroki/340
Работа любого теплового двигателя циклична. Каждый цикл состоит из разных процессов:
- получение энергии из нагревателя;
- рабочего хода (расширение рабочего тела и превращения части полученной энергии в механическую);
- передачи неиспользованной части энергии холодильнику. (слайд 7)
Наличие нагревателя, рабочего тела и холодильника – необходимое условие для непрерывной работы любого теплового двигателя.
Для оценки эффективности преобразования внутренней энергии газа в механическую работу, совершаемую за цикл, вводится КПД. Но об этом мы подробнее поговорим на следующем уроке (Слайд 8)
Тепловые двигатели – необходимый атрибут современной цивилизации. С их помощью вырабатывается около 80% электроэнергии, без них невозможно представить современный транспорт. (слайд 9)
Существуют несколько видов тепловых двигателей: (слайд 10)
- паровая машина
-двигатель внутреннего сгорания
- паровая и газовая турбины
- реактивный двигатель
Изучение видов тепловых двигателей по методу «зигзаг».
Ученики делятся на 4 рабочие группы.
Формируются экспертные группы (паровые и газовые турбины, паровая машина, ДВС, реактивный двигатель) по одному ученику от каждой рабочей групп Каждая экспертная группа работает над своим видом теплового двигателя (сначала индивидуально, потом обсуждают) (слайд 11)
Ученики возвращаются в рабочие группы и обучают остальных своей части материала
В ходе рассмотрения материала заполняется таблица. (карточка)
Вид теплового двигателя |
Устройство |
Принцип действия |
|
|
|
Метод словесный
Говоря о недостатках тепловых двигателей, мы говорим о загрязнении окружающей среды: при сжигании топлива используется кислород из атмосферного воздуха; сжигание топлива сопровождается выделением в атмосферу углекислого газа;
Экологические последствия работы тепловых двигателей
Прямое влияние ядовитых выхлопных газов на живую природу (канцерогены, смог, кислотные дожди от побочных продуктов сгорания).
Разрушение озонового слоя при полетах самолетов и запусках ракет. Озон верхних слоев атмосферы защищает все живое на Земле от избыточного ультрафиолетового излучения Солнца.
Парниковый эффект.(слайд 12)
Учитель показывает с помощью температурного щупа и программы Релеон-график, рост температуры в окружающей среде при работающем электродвигателе в классе
Что же такое «ПАРНИКОВЫЙ ЭФФЕККТ»? сегодня на занятиее нам об этом расскажет эксперт.( Выступление эксперта-старшекласника)
Проблемный вопрос
Метод проблемно-поисковый
Какие вы видите пути преодоления экологической катастрофы от использования тепловых двигателей? (дискуссия с учащимися про альтернативные виды энергии)
V. Первичное закрепление изученного материала
5.1 Решение задачи на доске (схема вывешивается на плакате и на доске)
Метод проблемно – развивающий с элементами исследования
5.2. Решение задач индивидуально (выдается карточка с задачей)
Метод «Учась-учусь»
5.3 Фронтальная беседа:
Качественные вопросы:
Интерактивная технология «Снежный ком». Ну, а сейчас давайте ещё раз коротко повторим то, с чем мы познакомились на сегодняшнем занятии.
Какие машины называют тепловыми двигателями?
Какие виды тепловых двигателей вы знаете?
Что является рабочим телом в тепловых двигателях?
Какое строение имеет паровая турбина?
В чем опасность для окружающей среды при использовании большого количества двс?
VΙ. Подведение итогов занятия
Какая была цель нашего занятия? Достигли ли мы поставленных задач?
Рефлексия: Форма работы – групповая
Технология критического мышления «Кластеры»
Кластер (на доске) оформляется в виде модели планеты со спутниками. В центре располагается основное понятие «Тепловые машины», по сторонам обозначаются крупные смысловые единицы, соединенные с центральным понятием прямыми линиями. Ученики подбирают слова, словосочетания, предложения, выражающие идеи, мысли, факты, образы, ассоциации, касающиеся данной темы. И уже вокруг «спутников» центральной планеты находятся менее значительные смысловые единицы, более полно раскрывающие тему и расширяющие логические связи. После построения кластера. Учитель заканчивает занятие словами А. Дистервега: «Развитие и образование ни одному человеку не могут быть даны или сообщены. Всякий, кто желает к ним приобщиться, должен д остигнуть этого собственной деятельностью, собственными силами, собственным напряжением».
Оценивание учеников.
VΙΙ. Домашнее задание (слайд №13)
А) § 23, 24 читать, отвечать на вопросы
Б) Составить кроссворд по теме - Двигатели
В) Решить задачу: условие на доске или составить сообщение по теме «Загрязнение окружающей среды двс»
Учитель Бусел Е.О.
З аключение
Представленная методическая разработка рассматривает методику проведения занятия изучения нового материала и первичного закрепления, с использованием элементов интерактивных, информационно – коммуникационных и технологий критического мышления по физике в 8 классе. Методическая цель занятия создать условия, при которых ученики открывают новые знания, овладевают новыми способами поиска информации, развивают проблемное мышление. Такое занятие для учеников - переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве. Все это - возможность развивать свои творческие способности, оценивать роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему профессиональному труду.
Занятие отражает деятельностный подход к формированию новых образовательных результатов, умению формировать целостную картину мира.
Проведение занятия изучения нового материала и первичного закрепления, с использованием элементов интерактивных и информационно – коммуникационных технологий позволяет повысить уровень проведения занятия, его информационную насыщенность, динамичность, наглядность. Позволяет представить изучаемый объект или процесс во всем многообразии его проявлений и свойств, стимулирует поисковую деятельность учеников. Способствует формированию учебной мотивации и ключевых компетенций.
Результативность достигается за счет совместной, творческой работы учителя и учеников в областях целеполагания, планирования, анализа (рефлексии) и оценивания результатов деятельности. Учитель становится координатором в этой деятельности. Моя задача заключается в стимулировании развития творческого потенциала учеников. Принципы, лежащие в основе концепции нетрадиционных форм способствуют развитию самой личности учеников.
Информационные технологии повышают информативность занятия, эффективность обучения, придают занятию динамизм и выразительность.
Известно, что в среднем с помощью органов слуха усваивается лишь 15% информации, с помощью органов зрения 25%. А если воздействовать на органы восприятия комбинированно, усвоенными окажутся около 65% информации.
Благодаря использованию информационных технологий на занятии можно показывать фрагменты видеофильмов, редкие фотографии, графики, формулы, анимацию изучаемых процессов и явлений, работу технических устройств и экспериментальных установок, послушать музыку и речь, обратиться к интерактивным лекциям. Появляется возможность в ыполнить работу в виртуальной лаборатории путем выбора различных начальных параметров.
Компьютерные модели легко вписываются в традиционное занятие и позволяют организовывать новые виды учебной деятельности.
Для самостоятельного решения в аудитории или дома задачи предлагаю задание, правильность решения которых они смогут проверить, поставив компьютерные эксперименты. Самостоятельная проверка полученных результатов при помощи компьютерного эксперимента усиливает познавательный интерес учеников, делает их работу творческой, а в ряде случая приближает её по характеру к научному исследованию.
В результате, на этапе закрепления знаний многие ученики начинают придумывать свои задачи, решать их, а затем проверять правильность своих рассуждений, используя компьютер.
Задания творческого и исследовательского характера существенно повышают заинтересованность учеников в изучении физики и являются дополнительным мотивирующим фактором. По указанной причине такие занятия особенно эффективны, так как ученики получают знания в процессе самостоятельной творческой работы.
Конечно же, в рамках одного занятия невозможно использовать все ресурсы и возможности ИКТ, важна система их внедрения в обучение. Эту систему может и должен построить каждый учитель самостоятельно и тогда современное занятие будет более эффективным и деятельным, повысит интерес учеников к предмету и положительно отразится на качестве обучения.
С писок используемой литературы.
Александрова, Анатольев, Артеменко - Уроки физики с применением информационных технологий. 7-11 кл. Выпуск 2. Метод. пособие. - М.: Планета– 304с.
Александрова З.В. Уроки физики с использованием информационных технологий. 7-11 классы. Методическое пособие / З.В. Александрова и др. – М.: Издательство «Глобус». – 313 с.
Белостоцкий П. И., Максимова Г. Ю., Гомулина Н. Н. Компьютерные технологии: современный урок физики и астрономии. — Газета «Физика» №20— с 3.
Блинова Г.А. Современные педагогические технологии и их результативность. - Статья /nsportal.ru
Кавтрев А. Ф. Информационные технологии в преподавании физики Санкт-Петербург– 75с.
Карпович Э.В. Повышение наглядности в курсе физики с помощью информационных технологий. - Статья /pravmisl.ru
Чирцов А. С. Информационные технологии в обучении физике. Журнал Компьютерные инструменты в образовании, № 2 - Санкт-Петербург, Информатизация образования с.3-12.
Электронное программное обеспечение компании Квазармикро.
Электронный ресурс. Материал из Википедии – свободной энциклопедии.
Электронный ресурс. Фестиваль педагогических идей «Открытый урок».