Открытый урок «Тепловые двигатели» (8 класс)
Класс: 8 "А" класс
Дата:.18.11.2016 г
Открытый урок на тему: «Тепловые двигатели»
Тип урока: нестандартный.
Цели урока:
Образовательная:рассмотреть устройство и принцип действия ДВС; показать области их применения, выявить проблемы, возникающие при их эксплуатации; рассмотреть применение закона сохранения и превращения энергии в тепловых двигателях, объяснить принцип действия тепловых двигателей.
Развивающая: развивать монологическую речь учащихся, развивать умения излагать и воспринимать новый материал; содействовать формированию навыков сравнения, обобщения, логического мышления, поддерживать интерес к предмету.
Воспитательная:показать значение тепловых двигателей в жизни человека; объяснить принцип действия тепловых двигателей, рассмотреть, в чем заключается вредное воздействие тепловых двигателей на окружающую среду и здоровье человека; выяснить пути охраны окружающей среды.
Оборудование к уроку: компьютер, мультимедиапроектор, экран.
Раздаточный материал: Групповая работа по карточкам.Защита постера
Информационные технологии: презентация «Тепловые двигатели».
План урока:
Этап урока |
Приемы и методы |
Время (мин) |
Организационный этап. |
Знакомство с классом |
1 мин |
Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности. |
Опыт «Преобразование энергии газа в механическую энергию». Групповая работа по карточкам. |
10 мин |
Изучение нового материала. |
Показ слайдов, объяснение нового материала. Беседа. |
10 мин |
Самостоятельная работа учащихся |
Беседа на экологическую тему. Ответы на вопросы |
6 мин |
Заключение. |
Вопросы и задания для закрепления темы урока |
3 мин |
Ход урока:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
I. Организационный этап. |
Здравствуйте. Я рада вас видеть. Сегодня проведу у вас открытый урок по физике. Надеюсь, что наш урок будет для вас интересен и полезен. Проведем разминку и настроимся на физику. |
Настрой учащихся на урок. |
II. Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности. |
Класс делится на 3 группы В 3 веке до нашей эры великий греческий математик и механик Архимед построил пушку, которая стреляла с помощью пара. Опыт Приборы и материалы: видео-фрагмент Использовать внутреннюю энергию – значит совершить за счет нее полезную работу, например поднять груз, перевезти вагоны и.т.п. А это, в свою очередь, означает, что внутреннюю энергию необходимо превратить в механическую. 2.Что мы будем наблюдать? Вывод опыта: При нагревании воды в закрытой пробкой пробирке увеличивается количество пара, находящегося под пробкой, и повышается его давление на пробку. Наконец, давление пара выталкивает пробку, при этом пар совершает работу. Часть первоначальной энергии пара пошло на совершение работы по выталкиванию пробки. Внутренняя энергия пара превратилась в механическую энергию. Так как пар выходит еще достаточно горячий, то оставшуюся энергию он отдает окружающему воздуху, имеющему более низкую температуру. Опрос Дом/задания. Вещество, удельная теплоемкость которого равна 4200 Дж/кг ͦС. (ВОДА) Жидкость, которая применяется в термометрах в районах Крайнего Севера. (СПИРТ) Один из видов осадков. (СНЕГ) Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое. (ПЛАВЛЕНИЕ) Физическая величина, которая характеризует степень нагретости вещества. (ТЕМПЕРАТУРА) Один из факторов, влияющих на скорость испарения. (ВЕТЕР) Расплавленный металл, способный заморозить воду. (РТУТЬ) |
Энергии газа в механическую энергию». Наблюдают. Делают вывод по проведенному опыту. объяснить принцип действия тепловых двигателей,рассмотреть, в чем заключается вредное воздействие тепловых двигателей на окружающую среду и здоровье человека;выяснить пути охраны окружающей среды. |
III.Изучение нового материала. |
Это только часть нашей темы. Разберемся, что такое двигатель? Какие двигатели вы знаете? Какая энергия (энергия чего) может превращаться в механическую энергию? Записать тему урока «Тепловой двигатель». Тепловой двигатель –Тепловыми двигателями - называют устройства, в которых внутренняя энергия пара или газа (рабочего тела) превращается в механическую энергию. Т.е. за счет внутренней энергии пара совершается полезная работа – поднимается груз, перевозится груз, откачивается вода и т.д. Принцип действия тепловых машин. При нагревании внутренняя энергия газа или пара увеличивается, пар расширяется и совершает работу (выталкивает пробку из пробирки). Существуют несколько видов тепловых двигателей: - паровая машина; - двигатель внутреннего сгорания; - реактивный двигатель. ДВС был создан в 1860 г. французским инженером Э.Ленуаром. Быстро пошло его усовершенствование и теперь это самый распространенный тепловой двигатель и двигатель вообще. Рассмотрим простейший одноцилиндровый двигатель. 2-хтактный и 4-хтактные ДВС. Устройство ДВС: Коленчатый вал. Цилиндр. Поршень Шатун Впускной клапан. Выпускной клапан. Свеча зажигания. Принцип работы ДВС: Четырёхтактные ДВС работают на автомобилях и лёгких самолётах. На схеме показаны четыре такта работы двигателя: Впуск -> Сжатие -> Рабочий ход -> Выпуск Показываем анимацию двигателя. Посмотрим, как работает ДВС. Мертвые точки – верхняя и нижняя. Ход поршня – расстояние между мертвыми точками. 1 рабочий цикл проходит за 4 хода (такта). Повторим название тактов. Применение ДВС |
Слушают лекцию, составляют опорный конспект. |
IV.Групповая работа учащихся |
Размать плакаты для закрепления темы. Экологические проблемы, связанные с использованием тепловых двигателей. На каком топливе работают ДВС? Какие существуют недостатки этого теплового двигателя? Вы хотите жить в таком районе? Экологические проблемы применения ДВС. Кто подскажет решение этой проблемы? |
Защита постера. Учащиеся ищут пути решения данной проблемы. Отвечают на заданные вопросы. |
V.Заключение |
Что нового узнали на этом уроке? Кто применил энергию газа в пушке? Какие виды тепловых двигателей вы узнали? Кто создал дизельный двигатель? Как устроен двигатель? Принцип работы двигателя? Наш урок прошел интересно. Я доволен вашей работой. Надеюсь, вы добьетесь новых успехов в учебе. Спасибо! |
Учащиеся отвечают на заданные вопросы. |
VI. Рефлексия |
Раздаточные рабочие листы |
Заполняют |
VII. Дом/ задания |
Парагаф: 22 пересказ |
Записывают дневниках дом.задание |
Лист контроля
ФИО ученика_______________________________ класс__________
Тест Вариант №________
№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответ |
Рефлексия
Лист контроля
ФИО ученика_______________________________ класс__________
Тест Вариант №________
№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
10 |
ответ |
Рефлексия
Лист контроля
ФИО ученика_______________________________ класс__________
Тест Вариант №________
№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответ |
Рефлексия
Лист контроля
ФИО ученика_______________________________ класс__________
Тест Вариант №________
№ |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ответ |
Рефлексия
Тест по физике для 8 класса Тема: Тепловые двигатели. вариант-1
№1 |
В конце какого такта происходит вспышка на свече? |
|
а |
Рабочий ход Сжатие Впуск Выпуск |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№2 |
Какой клапан открыт во время такта СЖАТИЕ? |
|
а |
Впускной Выпускной Оба Ни один из них |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№3 |
Какой клапан открыт во время такта ВЫПУСК? |
|
а |
Впускной Выпускной Оба Ни один из них |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№4 |
Какой клапан открыт во время такта РАБОЧИЙ ХОД? |
|
а |
Впускной Выпускной Оба Ни один из них |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№5 |
Во время какого такта одновременно открыты оба клапана? |
|
а |
Сжатие Рабочий ход Впуск Среди ответов нет верного |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№6 |
Какой вид теплового двигателя предназначен для полета в космос? |
|
а |
Паровая турбина Реактивный Карбюраторный ДВС Дизельный ДВС |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№7 |
Каким образом поджигается топливная смесь в камере сгорания ДВС? |
|
а |
Высоковольтный электрический разряд Раскалённой спиралью Газовым факелом Здесь нет верного ответа |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№8 |
Тепловые двигатели преобразуют … |
|
а |
Механическую энергию в электрическую Внутреннюю энергию топлива в механическую энергию Внутреннюю энергию топлива в электрическую энергию Внутреннюю энергию топлива в потенциальную энергию |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№9 |
К тепловым двигателям не относится |
|
а |
двигатель внутреннего сгорания паровая турбина реактивный двигатель ядерный ускоритель |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№10 |
Тепловой двигатель состоит |
|
а |
из нагревателя и холодильника |
|
б |
из нагревателя, рабочего тела и холодильника |
|
в |
из впуска, сжатия, рабочего хода и выпуска |
|
г |
зажигания и рабочего хода |
Тест по физике для 8 класса Тема: Тепловые двигатели. авриант-2
№1 |
В конце какого такта происходит вспышка на свече? |
|
а |
Рабочий ход Сжатие Впуск Выпуск |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№2 |
Какой клапан открыт во время такта СЖАТИЕ? |
|
а |
Впускной Выпускной Оба Ни один из них |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№3 |
Какой клапан открыт во время такта ВЫПУСК? |
|
а |
Впускной Выпускной Оба Ни один из них |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№4 |
Какой клапан открыт во время такта РАБОЧИЙ ХОД? |
|
а |
Впускной Выпускной Оба Ни один из них |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№5 |
Найти лишнее слово в перечне |
|
а |
1)поршень 2) цилиндр 4)турбина 5) шатун |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№6 |
Из последовательности каких 4-х тактов состоит каждый цикл работы двигателя внутреннего сгорания? |
|
а |
Сжатия, выпуска, рабочего хода, впуска Рабочего хода, впуска, сжатия, выпуска. Впуска, сжатия, рабочего хода, выпуска. Рабочего хода, впуска, сжатия, рабочего. |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№7 |
Какой тепловой двигатель называют двигателем внутреннего сгорания? |
|
а |
Который имеет внутреннюю камеру сгорания топлива. У которого топливо сгорает внутри рабочего цилиндра двигателя. Для которого используется жидкое топливо, вводимое непосредственно в двигатель. Внутренняя энергия превращается в механическую энергию |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№8 |
Тепловыми двигателями называют машины, в которых… |
|
а |
…кинетическая энергия превращается в потенциальную …механическая энергия превращается во внутреннюю энергию У которого топливо сгорает внутри рабочего цилиндра двигателя …внутренняя энергия превращается в механическую энергию. |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№9 |
Паровые турбины широко применяются в: |
|
а |
автомобилях |
|
б |
||
в |
||
г |
||
№10 |
Реактивные двигатели широко применяются в: |
|
а |
автомобилях |
|
б |
||
в |
||
г |
Открытый урок
На тему: Двигатель внутреннего сгорания
Класс: 8 "А"
Школа-гимназия № 31
Учитель физики: Жунисова Р.Ж.
2016 - 2017 гг