Принципы Спортивной Тренировки

0
0
Материал опубликован 26 November



Работа на тему:



ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ






Выполнила

Бурлаченко Алена





Москва

Оглавление

Педагогические принципы в спортивной тренировке. 2

1. Принципы сознательности и активности. 2

2. Принцип наглядности. 2

3. Принцип доступности и индивидуализации. 2

4. Принцип систематичности. 3

5. Принцип постепенного повышения динамичности. 3

Принципы спортивной тренировки 4

Направленность на максимально возможные достижения, углуб­ленная специализация и индивидуализация. 4

Единство общей и специальной подготовки спортсмена. 5

Особая непрерывность тренировочного процесса. 7

Единство постепенности и предельности в наращивании трени­ровочных нагрузок спортсмена, 8

Неординарная волнообразность динамики нагрузок 11

Цикличность тренировочного процесса.  11

Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности.  12





Педагогические принципы в спортивной тренировке. 1. Принципы сознательности и активности.

Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, их активное и заинтересованное выполнение, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни.

2. Принцип наглядности.

Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. «В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач - всестороннее развитие органов чувств. Наглядность - необходимая предпосылка освоения движений и неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности».

3. Принцип доступности и индивидуализации.

Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же - необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей. Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.

4. Принцип систематичности.

Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередований нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами содержания:

- непрерывность процесса спортивных тренировок и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом;

- повторяемость и вариативность;

- последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.

5. Принцип постепенного повышения динамичности.

Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе спортивных тренировок, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок:

- необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок;

- условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок.

Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.

Принципы спортивной тренировки Направленность на максимально возможные достижения, углуб­ленная специализация и индивидуализация.

Спорт же объективно направлен в целом именно на максимумальный результат. Разумеется, этот максимум фактически индивидуально различен (у одних лишь личное достижение, у других — абсолютный рекорд) и лимитируется конкретными условиями жизнедеятельности в це­лом. Тем не менее закономерным является стремление каждого спортсмена пройти по пути совершенствования возможно дальше. Такая установка формируется и стимулируется всей организацией спортивной деятельности и ее специальными условиями, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (присвоение квалификационных разрядов и званий, награждение знаками спортивной доблести, всенародное чествование за выдаю­щиеся спортивные победы и т.д.).
Установка на высшее достижение и объективные условия ее воплощения предопределяют углубленную спортивную специали­зацию. Ее характеризует такое распределение времени и сил в про­цессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для максимальных достижений в других видах спорта. Вместе с повышением общего уровня достижений в современном спорте спортивная специализация приобретает все более углублен­ный характер. Если еще сравнительно недавно нередко предприни­мались попытки достичь высших результатов одновременно в двух и более различных видах спорта (например, в футболе и хоккее, баскетболе и других спортивных играх, лыжном и гребном спорте), то теперь подобная практика встречается лишь как своего рода аномалия. Вместо этого типичным явлением, особенно в спорте высших достижений, стала углубленная специализация, построен­ная на базе широкой общей подготовки.
Спортивная специализация, если ее предмет выбран в соответ­ствии с индивидуальными способностями спортсмена, позволяет в полной мере проявить их и удовлетворить индивидуальные спор­тивные интересы. Тем самым спортивная специализация отвечает и необходимости глубокой индивидуализации процесса подготовки спортсмена. В нем менее всего пригодны стандартно-уравнительные подходы; тщательной индивидуализации подлежат все стороны под­готовки, выбор ее средств и методов и особенно нормирование тренировочных и соревновательных нагрузок.


Единство общей и специальной подготовки спортсмена.

Спор­тивная специализация не только не исключает в принципе всесто­роннего развития спортсмена, но по своим объективным закономер­ностям требует этого как необходимого условия высших спортивных
достижений. Доказательства тому дает весь прогрессивный опыт спортивной практики. На его основе был сформулирован принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена, ставший одним из краеугольных положений советской школы спорта.

Зависимость спортивных достижений от общего развития спортсмена объясня­ется рядом причин. Прежде всего — единством организма, взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Хотя каждый вид спорта требует особых соотношений в развитии отдельных способностей, всегда действует и общая закономерность: максимальное развитие тех или иных спо­собностей возможно лишь при условии общего повышения уровня функциональных возможностей организма. Существует и такая закономерность: чем шире круг дви­гательных умений и навыков, приобретаемых спортсменом, и чем разнообразнее они, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее. Не вызывают также сомнений интимные связи между духовным и физическим развитием спортсмена.

Из всего этого следует, что объективные закономерности спор­тивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию спортсмена. Именно поэтому в ее содержании органически сочетается общая и специальная подготов­ка спортсмена. Весьма существенно, что такое сочетание отвечает не только интересам достижения высоких спортивных результатов, но и общим принципам системы всестороннего воспитания лич­ности.

Конкретизируя принцип единства общей и специальной подго­товки спортсмена, суть его можно выразить в следующих поло­жениях.
Неразрывность общей и специальной подготовки, как одина­ково необходимых сторон спортивной тренировки: ни одну из них нельзя исключить из ее содержания без ущерба для конечных спортивных достижений и общей эффективности спорта как средст­ва всестороннего развития.


Взаимообусловленность содержания общей и специальной подготовки: содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, 
которые создаются общей подготовкой, а содержание последней приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации.


Необходимость соблюдать оптимальную меру соотношения общей и специальной подготовки, меняющуюся в процессе трениров­ки. Далеко не всякое соотношение их будет идти на пользу делу. Оно зависит от особенностей вида спорта, этапа тренировки и дру­гих обстоятельств, влияющих на подготовленность спортсмена. Несмотря на органическую взаимосвязь этих сторон подготовки, их нельзя отождествлять или подменять одну другой. Единство данных сторон следует понимать диалектически — как противоре­чивое единство

Особая непрерывность тренировочного процесса.

 Непрерывность тренировочного процесса как его закономерность характеризуется тремя основными положениями.

1. Спортивная тренировка строится в порядке круглогодичных
и многолетних занятий, с тем чтобы в общем режиме жизни спорт­смена постоянно присутствовали факторы, вызывающие приобрете­ние, сохранение и дальнейшее развитие тренированности.

2. Связь между звеньями этого процесса обеспечивается на ос­нове непрерываемой преемственности ближайших, следовых и дол­говременных кумулятивных эффектов тренировки.

3. Интервал между тренировочными занятиями выдерживается
в пределах, гарантирующих в общей тенденции восстановление
и повышение работоспособности, причем в рамках определенных
серий тренировочных занятий (микроциклов) допускается при изве­
стных условиях проведение занятий на фоне частичного недовос-
становления, в силу чего создается особо уплотненный режим на­
грузок и отдыха.

Смысл этих положений частично уже был раскрыт при изло­жении принципа непрерывности применительно к процессу физиче­ского воспитания в целом. Здесь остается лишь подчеркнуть осо­бенности системы чередования нагрузок и отдыха в спортивной тренировке.

В современном спорте нормой становятся ежедневные трениро­вочные занятия, причем у спортсменов достаточно высокой квали­фикации они проводятся дважды в день и чаще (до 18 и более в неделю). Спортивная тренировка приобретает благодаря этому черты подлинно непрерывного процесса и от других форм физи­ческого воспитания отличается уплотненным режимом нагрузок и отдыха. Такой режим особенно характерен для тренировочных микроциклов, обеспечивающих наиболее существенные сдвиги в, развитии тренированности. Определенная часть занятий в таких микроциклах проводится на фоне неполного восстановления опера-тивной работоспособности или (и) отдельных функциональных показателей, что увеличивает суммарный эффект нагрузок, создает особенно мощный стимул для последующих восстановительных и адаптационных процессов. Одновременно создаются условия для упрочения усвоенных спортивных двигательных навыков, повыше­ния их устойчивости по отношению к сбивающим факторам. Благода­ря всему этому развивающе-тренирующие факторы в спортивной тренировке концентрируются в особо значительной степени.

Таким образом, общее правило методики физического воспита­ния начинать каждое последующее основное занятие на фоне пол­ного восстановления или сверхвосстановления работоспособности получает в методике спортивной тренировки особое содержание. В ней это правило распространяется не на каждое отдельное заня­тие, а лишь на определенные занятия из числа составляющих некоторую серию (тренировочный микроцикл). Разумеется, такое построение тренировки оправдано лишь при определенных услови­ях. Важнейшее из них — достаточная предварительная подготов­ленность .

Единство постепенности и предельности в наращивании трени­ровочных нагрузок спортсмена,

целесообразное варьирование тренировочных воздействий и рациональное чередование суммарно повышенных нагрузок с достаточным компенсаторным отдыхом, который может иметь характер как относительной разгрузки, т. е. тренировочных занятий с пониженным уровнем нагрузки, так и отдыха в прямом смысле этого слова.

Зависимость прироста функциональных воз­можностей организма от величины преодолеваемых им нагрузок в процессе спортивной тренировки проявляется в полной мере, по­скольку спорт непосредственно нацелен на максимально возмож­ные достижения. К ним 'нет легких путей — каждый очередной шаг означает восхождение по ступеням растущих нагрузок. Посте­пенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и психические трудности, связанные с решением усложняющихся тре­нировочных задач и участием в ответственных состязаниях.

Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в то же время (на определенных этапах) как бы скачкообразно с тенденцией к предельным величи­нам. Постепенность и скачкообразность не исключают, а дополняют друг друга. Постепенное увеличение тренировочных нагрузок облег­чает приспособление к ним, позволяет упрочить тренированность и тем создает предпосылки перехода на новый, более высокий уро­вень нагрузок. Крутое нарастание тренировочных требований (скачок) позволяет на базе этих предпосылок интенсифицировать развитие тренированности, вызвав глубокие адаптационные пере­стройки в организме. Но такие скачки оправданы лишь постольку, поскольку они заблаговременно подготовлены постепенным увеличе­нием тренировочных требований (иначе скачки не только не спо­собствуют развитию тренированности, но и грозят здоровью спорт­смена). Таким образом, постепенность и скачкообразность — диалек­тически взаимосвязанные черты динамики тренировочных нагрузок. Их не следует противопоставлять как взаимоисключающие, их нужно сочетать путем умелого управления динамикой тренировоч­ных нагрузок.

Практика современного спорта в корне изменила представления об оправданных величинах тренировочных нагрузок. Возможности человека и степень их развития оказались выше самых смелых предположений (еще недавно едва ли кто мог пред­положить, что можно, например, за сутки пройти почти 220 км, пробежать более 270 км, проехать на велосипеде свыше 500 км, более 100 раз поднять штангу средним весом свыше 200 кг). С учетом этого повышенные тренировочные нагрузки все шире и смелее внедряются в практику спорта.

Нормой стало применение в определенных фазах тренировки максимальных, или «предельных», нагрузок, т. е. нагрузок, достига­ющих границ возможной функциональной (рабочей) активности организма, но не превышающих границ его адаптационных (при­способительных) возможностей. Иначе говоря, если спортсмен, применяя максимальную нагрузку, преступает меру своих приспо­собительных возможностей и, как следствие, вызывает состояние перетренированности, то данная нагрузка будет не адекватно мак­симальной, а запредельной. Оправданная же величина максималь­ной нагрузки, предъявляя организму требования в полную меру его физиологических возможностей, служит мощным фактором по­ступательного развития тренированности.
Конкретные параметры максимальной тренировочной нагрузки зависят, естественно, от уровня подготовленности и тренированно­сти спортсмена, этапа многолетней тренировки, бюджета времени выделяемого для занятий спортом и других обстоятельств. В прин­ципе они лимитируются наличными возможностями организма. По мере их увеличения в результате тренировки максимум нагрузки постепенно возрастает: то, что являлось максимальным на преды­дущем этапе, становится ординарным на последующих. Величина максимальной нагрузки, следовательно, относительна. Для практи­ческого нормирования ее необходим опыт и тщательный комплекс­ный контроль.

Неординарная волнообразность динамики нагрузок

В спортив­ной тренировке, как и вообще в процессе физического воспитания, возможны различные формы динамики нагрузок — плавновосходящая, ступенчатая, волнообразная. Однако для процесса спортивной тренировки, если рассматривать его в целом, в наибольшей мере характерна волнообразная форма. Дело в том, что в ней естест­веннее всего сочетаются тенденции постепенного и в то же время достаточно стремительного нарастания нагрузок с периодическим относительным уменьшением их, в результате чего обеспечиваются высокие темпы развития тренированности без явлений перетрени­рованности. Не случайно с переходом на подлинно круглогодичную уплотненную тренировку в современном спорте вместе с крутым нарастанием нагрузок как по объему, так и по интенсивности волнообразность явилась типичной чертой их динамики. В послед­ние десятилетия она привлекает все более пристальное внимание, становится предметом специальных исследований и практической оптимизации.

Цикличность тренировочного процесса

Характеризуется частич­ной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых пери­одов в рамках определенных циклов.

Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тре­нировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновлен­ным содержанием, частичным изменением состава средств и ме­тодов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д. От того, на­сколько рационально сочетаются при построении тренировки ее повторяющиеся и динамические черты, в решающей мере зави­сит ее эффективность.

В форме циклов строится весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки.

В зависимости от масштабов времени, в пределах которых стро­ится тренировочный процесс, различают микро-, мезо-, макро­циклы. Все они составляют неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.

Руководствоваться данным принципом — это значит:

1) строя тренировку, исходить из необходимости системати­ческого повторения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять тренировочные задания в соот­ветствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов трениро­вочного процесса;

2) решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки, находить им соответствующее место в струк­туре тренировочных циклов (ибо любые тренировочные упражне­ния, средства и методы, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если они применены не вовремя, не к ме­сту, без учета особенностей фаз, этапов и периодов тренировки);

3) нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям смены фаз, этапов и перио­дов тренировки;

4) при построении различных циклов тренировки следует учи­тывать как естественные биологические ритмы организма, так и ритмы, связанные с природными явлениями.



Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности

Сущность этого принципа состоит в том, чтобы в процессе мно­голетней тренировки учитывалась динамика возрастного развития спортсмена, позволяющая эффективно воздействовать на возрас­тную динамику способностей, проявляемых в спорте, в направ­лении, ведущем к спортивному совершенствованию и в то же время не вступающем в противоречие с закономерностями онтогенеза организма человека.

В детско-юношеском возрасте, когда происходит формирова­ние и созревание организма, эффект тренировки существенно зависит от учета особо чувствительных (сенситивных) периодов, которые характеризуются более высокими, чем в иные периоды, темпами развития способностей.

В юношеском возрасте, до полного возрастного созревания основополагающим в тренировке должны быть общая физичес­кая подготовка, формирование у каждого спортсмена всего ком­плекса физических способностей (силы, быстроты, выносливо­сти и др.).

Многолетний тренировочный процесс следует строить, ори­ентируясь на оптимальные возрастные периоды, в границах кото­рых спортсмены добиваются высших спортивных достижений





























Список литературы

1.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в

предмет/ Л. П. Матвеев. Москва. 2004год.

2. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т./Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1976.

3. Матвеев Л. П. МЗЗ Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико- методические аспекты спорта и профессионально- прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин- тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с, ил. Матвеев Л. П.



14


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.