Принципы Спортивной Тренировки
Работа на тему:
ПРИНЦИПЫ СПОРТИВНОЙ ТРЕНИРОВКИ
Выполнила
Бурлаченко Алена
Москва
Оглавление
Педагогические принципы в спортивной тренировке. 2
1. Принципы сознательности и активности. 2
3. Принцип доступности и индивидуализации. 2
5. Принцип постепенного повышения динамичности. 3
Принципы спортивной тренировки 4
Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация. 4
Единство общей и специальной подготовки спортсмена. 5
Особая непрерывность тренировочного процесса. 7
Единство постепенности и предельности в наращивании тренировочных нагрузок спортсмена, 8
Неординарная волнообразность динамики нагрузок 11
Цикличность тренировочного процесса. 11
Возрастная адекватность многолетней спортивной деятельности. 12
Результативность педагогического процесса во многом определяется тем, насколько сознательно и активно относятся к делу сами воспитываемые. Понимание существа заданий, их активное и заинтересованное выполнение, ускоряет ход обучения, способствует результативности совершаемых действий, обуславливает творческое использование приобретаемых знаний, умений и навыков в жизни.
2. Принцип наглядности.Наглядность обучения и воспитания предполагает как широкое использование зрительных ощущений, восприятий, образов, так и постоянную опору на свидетельства всех других органов чувств, благодаря которым достигается непосредственный контакт с действительностью. «В процессе физического воспитания наглядность играет особенно важную роль, поскольку деятельность занимающихся носит в основном практический характер и имеет одной из своих специальных задач - всестороннее развитие органов чувств. Наглядность - необходимая предпосылка освоения движений и неотъемлемое условие совершенствования двигательной деятельности».
3. Принцип доступности и индивидуализации.Принцип доступности и индивидуализации называют также принципом учета особенностей воспитуемых и посильности предлагаемых им заданий. Обе эти формулировки выражают, по существу, одно и то же - необходимость строить обучение и воспитание в соответствии с возможностями воспитуемых, учитывая особенности возраста, пола, уровень предварительной подготовленности, а также и индивидуальные различия физических и духовных способностей. Особое значение этого принципа в области физического воспитания обусловлено тем, что здесь подвергаются интенсивным воздействиям жизненно важные функции организма. Умелое соблюдение принципа доступности индивидуализации является залогом оздоровительного эффекта физического воспитания. Вместе с тем это и одна из необходимых предпосылок активности занимающихся и ускоренного достижения ими намеченных целей.
4. Принцип систематичности.Суть этого принципа раскрывается в ряде положений, касающихся регулярности занятий и системы чередований нагрузок с отдыхом, а также последовательности занятий и взаимосвязи между различными сторонами содержания:
- непрерывность процесса спортивных тренировок и оптимальное чередование нагрузок с отдыхом;
- повторяемость и вариативность;
- последовательность занятий и взаимосвязь между различными сторонами их содержания.
5. Принцип постепенного повышения динамичности.Этот принцип выражает общую тенденцию требований, предъявляемых к занимающимся в процессе спортивных тренировок, которая заключается в постановке и выполнении все более трудных новых заданий, в постепенном нарастании объема и интенсивности связанных с ним нагрузок:
- необходимость регулярного обновления заданий с общей тенденцией к росту нагрузок;
- условия усложнения заданий и формы повышения нагрузок.
Организм приспосабливается к той или иной нагрузке не сразу. Необходимо определенное время, чтобы успели произойти адаптационные перестройки, позволяющие подняться на новый, более высокий уровень тренированности. При этом для различных функциональных и структурных изменений требуются неодинаковые сроки.
Принципы спортивной тренировки Направленность на максимально возможные достижения, углубленная специализация и индивидуализация.Спорт же объективно направлен в целом именно на максимумальный результат. Разумеется, этот максимум фактически индивидуально различен (у одних лишь личное достижение, у других — абсолютный рекорд) и лимитируется конкретными условиями жизнедеятельности в целом. Тем не менее закономерным является стремление каждого спортсмена пройти по пути совершенствования возможно дальше. Такая установка формируется и стимулируется всей организацией спортивной деятельности и ее специальными условиями, особенно системой спортивных состязаний и прогрессирующих поощрений (присвоение квалификационных разрядов и званий, награждение знаками спортивной доблести, всенародное чествование за выдающиеся спортивные победы и т.д.).
Установка на высшее достижение и объективные условия ее воплощения предопределяют углубленную спортивную специализацию. Ее характеризует такое распределение времени и сил в процессе спортивной деятельности, которое наиболее благоприятно для совершенствования в избранном виде спорта, но не является таковым для максимальных достижений в других видах спорта. Вместе с повышением общего уровня достижений в современном спорте спортивная специализация приобретает все более углубленный характер. Если еще сравнительно недавно нередко предпринимались попытки достичь высших результатов одновременно в двух и более различных видах спорта (например, в футболе и хоккее, баскетболе и других спортивных играх, лыжном и гребном спорте), то теперь подобная практика встречается лишь как своего рода аномалия. Вместо этого типичным явлением, особенно в спорте высших достижений, стала углубленная специализация, построенная на базе широкой общей подготовки.
Спортивная специализация, если ее предмет выбран в соответствии с индивидуальными способностями спортсмена, позволяет в полной мере проявить их и удовлетворить индивидуальные спортивные интересы. Тем самым спортивная специализация отвечает и необходимости глубокой индивидуализации процесса подготовки спортсмена. В нем менее всего пригодны стандартно-уравнительные подходы; тщательной индивидуализации подлежат все стороны подготовки, выбор ее средств и методов и особенно нормирование тренировочных и соревновательных нагрузок.
Единство общей и специальной подготовки спортсмена.
Спортивная специализация не только не исключает в принципе всестороннего развития спортсмена, но по своим объективным закономерностям требует этого как необходимого условия высших спортивных
достижений. Доказательства тому дает весь прогрессивный опыт спортивной практики. На его основе был сформулирован принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена, ставший одним из краеугольных положений советской школы спорта.
Зависимость спортивных достижений от общего развития спортсмена объясняется рядом причин. Прежде всего — единством организма, взаимосвязью всех его органов, систем и функций в процессе деятельности и развития. Хотя каждый вид спорта требует особых соотношений в развитии отдельных способностей, всегда действует и общая закономерность: максимальное развитие тех или иных способностей возможно лишь при условии общего повышения уровня функциональных возможностей организма. Существует и такая закономерность: чем шире круг двигательных умений и навыков, приобретаемых спортсменом, и чем разнообразнее они, тем благоприятнее предпосылки для образования новых форм двигательной деятельности и совершенствования освоенных ранее. Не вызывают также сомнений интимные связи между духовным и физическим развитием спортсмена.
Из всего этого следует, что объективные закономерности спортивного совершенствования требуют, чтобы спортивная тренировка, являясь глубоко специализированным процессом, вела бы в то же время к всестороннему развитию спортсмена. Именно поэтому в ее содержании органически сочетается общая и специальная подготовка спортсмена. Весьма существенно, что такое сочетание отвечает не только интересам достижения высоких спортивных результатов, но и общим принципам системы всестороннего воспитания личности.
Конкретизируя принцип единства общей и специальной подготовки спортсмена, суть его можно выразить в следующих положениях.
Неразрывность общей и специальной подготовки, как одинаково необходимых сторон спортивной тренировки: ни одну из них нельзя исключить из ее содержания без ущерба для конечных спортивных достижений и общей эффективности спорта как средства всестороннего развития.
Взаимообусловленность содержания общей и специальной подготовки: содержание специальной подготовки зависит от тех предпосылок, которые создаются общей подготовкой, а содержание последней приобретает определенные особенности, зависящие от спортивной специализации.
Необходимость соблюдать оптимальную меру соотношения общей и специальной подготовки, меняющуюся в процессе тренировки. Далеко не всякое соотношение их будет идти на пользу делу. Оно зависит от особенностей вида спорта, этапа тренировки и других обстоятельств, влияющих на подготовленность спортсмена. Несмотря на органическую взаимосвязь этих сторон подготовки, их нельзя отождествлять или подменять одну другой. Единство данных сторон следует понимать диалектически — как противоречивое единство
Непрерывность тренировочного процесса как его закономерность характеризуется тремя основными положениями.
1. Спортивная тренировка строится в порядке круглогодичных
и многолетних занятий, с тем чтобы в общем режиме жизни спортсмена постоянно присутствовали факторы, вызывающие приобретение, сохранение и дальнейшее развитие тренированности.
2. Связь между звеньями этого процесса обеспечивается на основе непрерываемой преемственности ближайших, следовых и долговременных кумулятивных эффектов тренировки.
3. Интервал между тренировочными занятиями выдерживается
в пределах, гарантирующих в общей тенденции восстановление
и повышение работоспособности, причем в рамках определенных
серий тренировочных занятий (микроциклов) допускается при изве
стных условиях проведение занятий на фоне частичного недовос-
становления, в силу чего создается особо уплотненный режим на
грузок и отдыха.
Смысл этих положений частично уже был раскрыт при изложении принципа непрерывности применительно к процессу физического воспитания в целом. Здесь остается лишь подчеркнуть особенности системы чередования нагрузок и отдыха в спортивной тренировке.
В современном спорте нормой становятся ежедневные тренировочные занятия, причем у спортсменов достаточно высокой квалификации они проводятся дважды в день и чаще (до 18 и более в неделю). Спортивная тренировка приобретает благодаря этому черты подлинно непрерывного процесса и от других форм физического воспитания отличается уплотненным режимом нагрузок и отдыха. Такой режим особенно характерен для тренировочных микроциклов, обеспечивающих наиболее существенные сдвиги в, развитии тренированности. Определенная часть занятий в таких микроциклах проводится на фоне неполного восстановления опера-тивной работоспособности или (и) отдельных функциональных показателей, что увеличивает суммарный эффект нагрузок, создает особенно мощный стимул для последующих восстановительных и адаптационных процессов. Одновременно создаются условия для упрочения усвоенных спортивных двигательных навыков, повышения их устойчивости по отношению к сбивающим факторам. Благодаря всему этому развивающе-тренирующие факторы в спортивной тренировке концентрируются в особо значительной степени.
Таким образом, общее правило методики физического воспитания начинать каждое последующее основное занятие на фоне полного восстановления или сверхвосстановления работоспособности получает в методике спортивной тренировки особое содержание. В ней это правило распространяется не на каждое отдельное занятие, а лишь на определенные занятия из числа составляющих некоторую серию (тренировочный микроцикл). Разумеется, такое построение тренировки оправдано лишь при определенных условиях. Важнейшее из них — достаточная предварительная подготовленность .
целесообразное варьирование тренировочных воздействий и рациональное чередование суммарно повышенных нагрузок с достаточным компенсаторным отдыхом, который может иметь характер как относительной разгрузки, т. е. тренировочных занятий с пониженным уровнем нагрузки, так и отдыха в прямом смысле этого слова.
Зависимость прироста функциональных возможностей организма от величины преодолеваемых им нагрузок в процессе спортивной тренировки проявляется в полной мере, поскольку спорт непосредственно нацелен на максимально возможные достижения. К ним 'нет легких путей — каждый очередной шаг означает восхождение по ступеням растущих нагрузок. Постепенно и неуклонно возрастают как физические нагрузки, так и психические трудности, связанные с решением усложняющихся тренировочных задач и участием в ответственных состязаниях.
Для динамики нагрузок в процессе тренировки характерно, что они возрастают постепенно и в то же время (на определенных этапах) как бы скачкообразно с тенденцией к предельным величинам. Постепенность и скачкообразность не исключают, а дополняют друг друга. Постепенное увеличение тренировочных нагрузок облегчает приспособление к ним, позволяет упрочить тренированность и тем создает предпосылки перехода на новый, более высокий уровень нагрузок. Крутое нарастание тренировочных требований (скачок) позволяет на базе этих предпосылок интенсифицировать развитие тренированности, вызвав глубокие адаптационные перестройки в организме. Но такие скачки оправданы лишь постольку, поскольку они заблаговременно подготовлены постепенным увеличением тренировочных требований (иначе скачки не только не способствуют развитию тренированности, но и грозят здоровью спортсмена). Таким образом, постепенность и скачкообразность — диалектически взаимосвязанные черты динамики тренировочных нагрузок. Их не следует противопоставлять как взаимоисключающие, их нужно сочетать путем умелого управления динамикой тренировочных нагрузок.
Практика современного спорта в корне изменила представления об оправданных величинах тренировочных нагрузок. Возможности человека и степень их развития оказались выше самых смелых предположений (еще недавно едва ли кто мог предположить, что можно, например, за сутки пройти почти 220 км, пробежать более 270 км, проехать на велосипеде свыше 500 км, более 100 раз поднять штангу средним весом свыше 200 кг). С учетом этого повышенные тренировочные нагрузки все шире и смелее внедряются в практику спорта.
Нормой стало применение в определенных фазах тренировки максимальных, или «предельных», нагрузок, т. е. нагрузок, достигающих границ возможной функциональной (рабочей) активности организма, но не превышающих границ его адаптационных (приспособительных) возможностей. Иначе говоря, если спортсмен, применяя максимальную нагрузку, преступает меру своих приспособительных возможностей и, как следствие, вызывает состояние перетренированности, то данная нагрузка будет не адекватно максимальной, а запредельной. Оправданная же величина максимальной нагрузки, предъявляя организму требования в полную меру его физиологических возможностей, служит мощным фактором поступательного развития тренированности.
Конкретные параметры максимальной тренировочной нагрузки зависят, естественно, от уровня подготовленности и тренированности спортсмена, этапа многолетней тренировки, бюджета времени выделяемого для занятий спортом и других обстоятельств. В принципе они лимитируются наличными возможностями организма. По мере их увеличения в результате тренировки максимум нагрузки постепенно возрастает: то, что являлось максимальным на предыдущем этапе, становится ординарным на последующих. Величина максимальной нагрузки, следовательно, относительна. Для практического нормирования ее необходим опыт и тщательный комплексный контроль.
. В спортивной тренировке, как и вообще в процессе физического воспитания, возможны различные формы динамики нагрузок — плавновосходящая, ступенчатая, волнообразная. Однако для процесса спортивной тренировки, если рассматривать его в целом, в наибольшей мере характерна волнообразная форма. Дело в том, что в ней естественнее всего сочетаются тенденции постепенного и в то же время достаточно стремительного нарастания нагрузок с периодическим относительным уменьшением их, в результате чего обеспечиваются высокие темпы развития тренированности без явлений перетренированности. Не случайно с переходом на подлинно круглогодичную уплотненную тренировку в современном спорте вместе с крутым нарастанием нагрузок как по объему, так и по интенсивности волнообразность явилась типичной чертой их динамики. В последние десятилетия она привлекает все более пристальное внимание, становится предметом специальных исследований и практической оптимизации.
Цикличность тренировочного процесса.Характеризуется частичной повторяемостью упражнений, занятий, этапов и целых периодов в рамках определенных циклов.
Каждый очередной цикл является частичным повторением предыдущего и одновременно выражает тенденции развития тренировочного процесса, т.е. отличается от предыдущего обновленным содержанием, частичным изменением состава средств и методов, возрастанием тренировочных нагрузок и т.д. От того, насколько рационально сочетаются при построении тренировки ее повторяющиеся и динамические черты, в решающей мере зависит ее эффективность.
В форме циклов строится весь тренировочный процесс — от его элементарных звеньев до этапов многолетней тренировки.
В зависимости от масштабов времени, в пределах которых строится тренировочный процесс, различают микро-, мезо-, макроциклы. Все они составляют неотъемлемую систему рационального построения тренировочного процесса.
Руководствоваться данным принципом — это значит:
1) строя тренировку, исходить из необходимости систематического повторения основных элементов ее содержания и вместе с тем последовательно изменять тренировочные задания в соответствии с логикой чередования фаз, этапов и периодов тренировочного процесса;
2) решая проблемы целесообразного использования средств и методов тренировки, находить им соответствующее место в структуре тренировочных циклов (ибо любые тренировочные упражнения, средства и методы, как бы они ни были хороши сами по себе, теряют эффективность, если они применены не вовремя, не к месту, без учета особенностей фаз, этапов и периодов тренировки);
3) нормировать и регулировать тренировочные нагрузки применительно к закономерностям смены фаз, этапов и периодов тренировки;
4) при построении различных циклов тренировки следует учитывать как естественные биологические ритмы организма, так и ритмы, связанные с природными явлениями.
Сущность этого принципа состоит в том, чтобы в процессе многолетней тренировки учитывалась динамика возрастного развития спортсмена, позволяющая эффективно воздействовать на возрастную динамику способностей, проявляемых в спорте, в направлении, ведущем к спортивному совершенствованию и в то же время не вступающем в противоречие с закономерностями онтогенеза организма человека.
В детско-юношеском возрасте, когда происходит формирование и созревание организма, эффект тренировки существенно зависит от учета особо чувствительных (сенситивных) периодов, которые характеризуются более высокими, чем в иные периоды, темпами развития способностей.
В юношеском возрасте, до полного возрастного созревания основополагающим в тренировке должны быть общая физическая подготовка, формирование у каждого спортсмена всего комплекса физических способностей (силы, быстроты, выносливости и др.).
Многолетний тренировочный процесс следует строить, ориентируясь на оптимальные возрастные периоды, в границах которых спортсмены добиваются высших спортивных достижений
Список литературы
1.Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры. Введение в
предмет/ Л. П. Матвеев. Москва. 2004год.
2. Теория и методика физического воспитания: Учеб. для ин-тов физ. культ.: В 2 т./Под общ. ред. Л. П. Матвеева, А. Д. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. - М., 1976.
3. Матвеев Л. П. МЗЗ Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико- методические аспекты спорта и профессионально- прикладных форм физической культуры): Учеб. для ин- тов физ. культуры. — М.: Физкультура и спорт, 1991. — 543 с, ил. Матвеев Л. П.
14