12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Беляева Альбина Рахимьяновна3506
Россия, Оренбургская обл., п.Саракташ
Материал размещён в группе «Метод проектов. Методика и опыт»

«Природа и мы»

педагогический проект

Автор: Беляева А.Р

Краткая аннотация проекта

 

 Данный проект направлен на воспитание основ экологической культуры младших школьников посредством развития навыков проектной и исследовательской деятельности.

Продолжительность реализации проекта 6 месяцев. В результате реализации проекта младшие школьники:

- умеют осуществлять поиск, отбор и обработку информации;

- умеют аргументировать собственную точку зрения в дискуссии;

- умеют выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);

- освоили интеллектуальную и практическую деятельность в данном направлении;

- умеют работать в команде, брать на себя различные роли;

-умеют давать самооценку и взаимооценку выполненным исследованиям;

- умеют использовать современные сетевые технологии для работы над проектом.            

 В работе приводятся результаты диагностики сформированности уровня экологической культуры младших школьников .

Это святая обязанность — любить страну,

которая вспоила и вскормила нас, как родная мать

М. А. Шолохов

Введение

 

   В современной жизни экологические проблемы приобрели глобальный масштаб. Они затрагивают самые основы цивилизации и прогнозируют возможности выживания человечества. Сейчас являются актуальными темы  о том, что проблема повышения экологического культурного уровня всего человечества стоит остро, так как это связано с безопасностью нашей дальнейшей жизни. В настоящее время возникла необходимость в скорейших действиях по сбережению жизни на Земле.

Формирование экологической культуры каждого отдельного гражданина и нашего общества в целом является одним из основных условий обеспечения выживания человечества в будущем. Основой развития общества  должно стать сотрудничество человека и природы. Каждый должен понимать, что только в гармоничном сосуществовании с природой возможно дальнейшее развитие нашего общества, что демонстрирует необходимость повышения эффективности экологического образования и воспитания.   

Вот поэтому проект «Природа и мы» направлен на обучение детей начальных классов основам экологической культуры. Проект  направлен на:

·  формирование у обучающихся основ экологической образованности

·  развитие творческой личности;

·   нравственного воспитания;

·  любознательности и наблюдательности;

·  навыков исследовательской и проектной деятельности.

Отличительной особенностью проекта  является  расширение контактов обучающихся с природой, вовлечении их в реальную деятельность по изучению и охране окружающей среды. Теоретический и исследовательский материал способствует углублённому изучению окружающего мира. Большое количество экскурсий, практических занятий, бесед,  придаёт проекту  особую роль -  развивает творческую любознательность, интеллектуальную личность.     

Цель проекта заинтересовать  обучающихся  начального звена  проблемами  современной экологии и дать навыки поиска решения поставленных экологических задач.

Задачи проекта:

Образовательные:

- дать представление о науке экологии;

- воспитывать творческую  и целеустремлённую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать и добиваться положительных результатов;

- изучать растительный и животный мир родного края;

- научить  детей самостоятельно ставить проблему, выдвигать гипотезу, задавать научные вопросы   и искать для них  решение;

- обучать детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследова­ний.

Развивающие:

- развивать экологическое мышление, познавательный интерес через проектную  деятельность;

- развивать  познавательный  интерес  детей, творческую  активность и коммуникативные универсальные учебные действия младших школьников;

- формировать и развивать у детей младшего школьного возраста умения и навыки проектного  поиска.

 Воспитательные:

- воспитать творческую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать;

- воспитывать любовь ко всему живому, потребность к охране окружающей среды;

- активизировать деятельность детей посредством  сотрудничества и создания ситуаций успеха;

- формировать культуру поведения в природной и социальной среде;

- формировать основы здорового образа жизни;

- воспитывать  экологически грамотного человека.

Участники проекта: младшие школьники, их родители, специалисты.

Новизна проекта заключается в том, что в связи с переходом на новые ФГОС и отсутствием методической литературы возникла необходимость в самостоятельном определении эффективных путей воспитания экологической культуры обучающихся

Объект исследования: уровень экологической культуры младших школьников

Предмет исследования: воспитание основ экологической культуры младших школьников посредством развития навыков проектной и исследовательской деятельности

    Гипотеза: воспитание основ экологической культуры младших школьников посредством развития навыков проектной и исследовательской деятельности позволит:

- воспитать творческую  и целеустремлённую личность, умеющую настойчиво трудиться, думать и добиваться положительных результатов;

- обучить  детей самостоятельно ставить проблему, выдвигать гипотезу, задавать научные вопросы   и искать для них  решение;

-обучить детей младшего школьного возраста специальным знаниям, необходимым для проведения самостоятельных исследова­ний.

- развить экологическое мышление, познавательный интерес через проектную  деятельность;

- воспитать любовь ко всему живому, потребность к охране окружающей среды;

- формировать культуру поведения в природной и социальной среде;

- формировать основы здорового образа жизни;

- воспитать  экологически грамотного человека

Методы исследования

Эмпирические: педагогический эксперимент – формирование проблемы, гипотезы и исследовательской задачи, педагогический мониторинг, планы, оформление результатов,

Теоретические: сравнение, обобщение, классификация, систематизация (логика процесса, целостность, взаимосвязь всех частей), моделирование (целеполагание, планирование, проектирование процесса, поэтапная диагностика, возможность варьирования средствами для корректировки результата), выдвижение гипотезы, синтез, анализ.

Социологические: опросы, анкетирование, беседы, дискуссии.

Ресурсы

Материально – техническое оснащение.

Характеристика помещения для занятий: это классная комната, с ростовой мебелью, хорошо проветриваемым помещением.

Перечень оборудования, инструментов и материалов:

-     дидактический ма­териал для проведения занятий и педагогического контроля знаний учащихся;

-     тетради, ручки, карандаши, фломастеры, альбомы;

-     гербарии;

-     дидактические игры, кроссворды, викторины;

  -  картон, цветная бумага, ножницы, клей, нитки, гвозди, скотч;

-     пластиковые бутылки;

-     документальные экологические фильмы;

-     компьютер, диски по  экологии.

Технические средства обучения.

1. Компьютер.

2. Мультимедийный  проектор, экран.

Информационное  обеспечение.

Экранно-звуковые пособия.

Мультимедийные (образовательные) ресурсы, соответствующие содержанию обучения:

1.  Интернет и единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (например, http://school-collection.edu.ru/)

2.  Плешаков «Атлас – определитель».

3.  Плешаков. Энциклопедия «От земли до неба» - 18 штук.

Кадровое обеспечение.

Педагог дополнительного образования – Беляева А.Р.

Целевая аудитория: обучающиеся, родители, специалисты

План – график реализации проекта

Подготовительный этап: октябрь 2018

1. Изучение теоретических основ проблемы.

2. Диагностика, анкетирование.

3. Поиск путей решения  проблемы:

   а) организация экскурсионной деятельности;

  б) организация тематических занятий;

  в) проведение классных часов, которые способствуют:

   -углублению знаний учащихся о Родине, своём родном крае, месте рождения

   - более глубокому знакомству с  понятием экология

   - пониманию учащимися их личной ответственности за будущее страны

   - воспитанию гражданского самосознания и причастности к природе родного края;

4. Выбор темы будущего проекта

Основной этап: с января 2010 г.  по декабрь 2012 г.

1. Исследовательская и проектная деятельность учащихся.

2. Привлечение родителей к поисковой и исследовательской работе.

Заключительный этап: с января 2013 г. по май 2013 г.

1. Защита ученических проектов

2. Анализ результатов и оценка эффективности педагогического проекта

Ожидаемый результат

Обучающиеся:

- умеют осуществлять поиск, отбор и обработку информации;

- умеют аргументировать собственную точку зрения в дискуссии;

- умеют выполнять учебные и творческие задания (эссе, доклады, рефераты, отзывы, сочинения, рецензии);

- освоили интеллектуальную и практическую деятельность в данном направлении;

- умеют работать в команде, брать на себя различные роли;

- умеют давать самооценку и взаимооценку выполненным исследованиям;

- умеют использовать современные сетевые технологии для работы над проектом.            

Долгосрочный ожидаемый результат: развитая  личность, положительно

мотивированная, проживающая ситуации своего обучения, вовлеченная в активный, сознательно спланированный ею познавательный интерес. Личность, вовлечённая в поисковую и исследовательскую деятельность по добыванию знаний, умеющая работать с информацией, трансформировать её в необходимые знания и применять их, умеющая осмысливать, оценивать и предъявлять себя, свою деятельность и её результаты.        

Критерии оценки результативности проекта:

      - степень самостоятельности, активности;

      - инициатива, коммуникативность;

      - точность, своевременность выполнения;

      - композиция, полнота, убедительность;

      - культура речи, аргументы, умение работать в группе;

      - умение работать с разными источниками информации;

      - позитивная динамика образовательного и воспитательного потенциала школьников;

       - рост интереса учащихся к изучению природы своего края;

       - личные достижения учащихся («Портфолио» ученика).

    Практическая значимость ожидаемого результата: по завершению работы с проектами с использованием современных информационных технологий у младшего школьника формируется  новое мышление, которое отличается четкостью и направленно на активизацию познавательного интереса. Включение учителей и других участников проекта в единую систему организации проектной деятельности способствует профессиональному росту и повышению  уровня готовности  педагогов к инновационной деятельности.

      Перспективы дальнейшего развития проекта

Данный педагогический проект может применяться в общеобразовательных учреждениях России - как в начальной школе, так и в среднем и старшем звене для решения комплекса актуальных проблем:

- падение уровня экологической культуры и нравственности;

- падение мотивации и познавательной активности обучающихся;

- низкий уровень коммуникабельности детей;

- разобщённость детей и родителей.

Настоящий педагогический проект, решая обозначенную проблему на уровне одного образовательного учреждения,  должен способствовать решению указанной проблемы на уровне всей системы образования и выполнению требований Федерального государственного образовательного стандарта.

Заключение

 Прежде, чем стать гражданином страны, надо стать гражданином своей  школы, своей  деревни, своего города.  Экологическая культура  формирует у ребёнка  понимание того, что он  сам является звеном в цепи существования  с природой. Зарождаясь из привязанности к родной природе, чувство любви к родине вырастает до понимания своей значимости для существования жизни на Земле. Поэтому школьник должен понимать, что  являясь  непосредственным  участником современной жизни,  он несет моральную ответственность за будущее своей семьи, всего общества и живой природы в целом на планете. 

Опубликовано в группе «Метод проектов. Методика и опыт»


Комментарии (2)

Паненкова Ирина Михайловна, 28.03.20 в 14:39 1Ответить Пожаловаться
Альбина Рахимьяновна, я очень рада, что вы учите деток проекту и исследовательской деятельности, опускаете их на землю... Они не сидят лишний раз в мобильных телефонах, ай фонах, планшетах и ноутбуках, а общаются с природой, исследуют её, как это здорово! Нас с Вами объединяет наша работа, очень приятно познакомиться. Дальнейших успехов Вам и мира на Земле!
Беляева Альбина Рахимьяновна, 28.03.20 в 19:57 0Ответить Пожаловаться
Большое спасибо Ирина Михайловна!Действительно,детям очень нравится исследовательская работа,они любят искать,создавать,презентовать...любят рассказывать о своей работе!Спасибо за отзыв,здоровья Вам и благополучия!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.