Природа – источник эстетических переживаний
Умение видеть, чувствовать, понимать и создавать прекрасное не приходит само собой. Его надо воспитывать. Природа – самый доступный и богатый источник эстетических переживаний. Ее красота обладает могущественной способностью волновать людей, вызывать новые чувства, эмоции. Воспринимая явления природы, человек оценивает то, что соотносится с его душевными переживаниями, настроением. Не случайно одни люди больше любят весну, другие осень; одних радует яркий солнечный день, других ненастный дождь. Все это говорит о том, что эстетическое восприятие природы дает человеку возможность глубже проникнуть в свой собственный мир. В самые первые дни жизни ребенка важно его общение с природой, чтобы оно постепенно стало органической потребностью.
В.А.Сухомлинский большой воспитательный смысл увидел в умении взрослых научить детей понимать, чувствовать, переживать, постигать «как великую тайну пробуждение жизни в природе». Природа раскрывает перед человеком свой удивительный мир, и при определенных условиях она может вызвать высокие чувства и побуждения. И если ребенок, затаив дыхание, может любоваться и восходом солнца, и изумительной игрой красок т оттенком природы, указывал великий педагог, то он не будет черствым, равнодушным человеком.
Духовное богатство, постигнутое благодаря созерцанию красоты природы, необходимо поддерживать и в труде. Поэтому надо поощрять стремление и участие детей в озеленении класса, благоустройстве дворов, создании цветников. Каждый ребенок должен пережить личное стремление к утверждению красоты, приложить силы к ее созданию. Формирование и развитие чувства красоты природы, участие в творении прекрасного необходимо для того, чтобы человек стремился видеть красоту людей, утвердить прекрасное в самом себе.
Трефилова Раиса Поликарповна
Marina