«Природа, музыка, игра». Игровые виды и формы работы по развитию мелкой моторики и художественного воображения по музыке на занятиях внеурочной деятельности «Природа, музыка, игра». Игровые виды и формы работы по развитию мелкой моторики и художественного воображения по музыке на занятиях внеурочной деятельности Игровые методы и формы работы по развитию мелкой моторики и художественного воо
Государственное бюджетное учреждение средняя общеобразовательная школа с. Константиновка муниципального района Большеглушицкий Самарской области
Тема: «Природа, музыка, игра».
Игровые виды и формы работы по развитию мелкой моторики и художественного воображения по музыке на занятиях внеурочной деятельности
Разработка открытого занятия
Подготовила учитель музыки
1 категории Кузнецова Л.В
с. Константиновка 2017г
/data/files/f1512552751.pptx (Презентация "Природа, музыка, игра")
Продолжительность: занятия 40 минут
Возраст 1-4- класс
Занятие проводит учитель Кузнецова Людмила Викторовна
Тема занятия: «Природа, музыка, игра». Игровые виды и формы
работы по развитию мелкой моторики и художественного восприятия по музыке на занятиях внеурочной деятельности
Цель: Развивать у детей с помощью игровой деятельности моторику и
художественное восприятие.
Задачи: 1 Формировать восприятие художественных образов музыке.
2 Развивать чувство ритма, слуховое внимание, воображение, музыкальную память, умение эмоционально передавать свои
чувства через движение, учится координировать свои движения с музыкой и речью.
3 Воспитывать навыки поведения в коллективной игре, любовь и
отзывчивость к музыке.
Методическое обеспечение:
План урока, музыкальные сборники песен, музыкальный центр, кассета с записями, маракас, бубен, погремушки, журнал учёта посещаемости, фортепиано, стулья
Ход занятия
Организационный этап. (2м.) Вход детей в класс под музыку. Слайд 1, 2
Учитель:Здравствуйте дети. Так приятно говорить друг-другу слова приветствия. А знаете ли вы что можно здороваться стихами? Давайте попробуем. Внимательно смотрим на меня, запоминаем.
Мы будем здороваться не только с друг с другом, но и
С небом голубым (поднять руки вверх)
С солнцем золотым (очертить в воздухе шар)
С вольным ветерком (покачать руками )
С маленьким дубком (соединить запястья рук)
С утром (жест вправо)
С днём (жест влево)
даже с курицей на улице (помахать крылышками)
Слова и музыка Картушиной. « Я здороваюсь везде»
Итак, если вы готовы, то я начну, а вы мне поможете. (Учитель демонстрирует приветствие)
Я здороваюсь везде
Дома (жест вправо ) и на улице (жест влево)
Даже здравствуй, говорю я соседской курице (помахать крылышками)
Здравствуй, солнце золотое (очертить круг)
Здравствуй, небо голубое ( поднять руки вверх)
Здравствуй, вольный ветерок (покачать руками)
Здравствуй, маленький дубок (соединить кисти рук)
Здравствуй утро, (жест вправо), здравствуй день (жест влево)
Мне здороваться (скрестить руки на груди) не лень (руки развести в стороны)
Учитель: Вам понравилось здороваться стихами?
Ответы
Учитель: Значит, будем так здороваться.
А сегодня я предлагаю вам совершить небольшое путешествие в мир природы. Но для этого нам надо сделать музыкальную зарядку.
Дыхательные и двигательные упражнения (3м.)
1 Упражнение « Пружинка» (подняться на носочки вверх, присесть) повторить 3р
2 «Пиджачок» (описывать круговые движения плечами назад, вперёд)
3 «Мяч» (наклонить корпус вниз, руками взять воображаемый мяч, поднять над головой и бросить)
4 «Берёзка» (наклоны вправо, влево)
5 «Хомячок» (Подышать носиком)
6 «Собачке жарко» (подышать с высунутым языком)
7 «Пёрышко» (Вдох через нос, медленно выдыхаем на пёрышко)
Распевание (4м.)
Распевка «Здравствуйте ладошки» сл. и м. М Картушиной
Здравствуйте, ладошки хлоп-хлоп хлоп (3 хлопка)
Здравствуйте, ножки топ-топ- топ (3 притопа)
Здравствуйте, щёчки (гладят щёки)
Плюх-плюх- плюх (3 р похлопывают по щекам)
Пухленькие щёчки (гладят щёчки)
Плюх-плюх плюх (3р.Похлопывают по щекам)
Здравствуйте, губки чмок-чмок-чмок (чмокают губами)
Здравствуйте, зубки щёлк-щёлк-щёлк (Щёлкают зубами)
Здравствуй, мой носик (гладят носик)
Бип-бип- бип (нажимают носик)
Здравствуйте, гости привет (подняться на цыпочки и помахать руками)
Распевка «Индюшата» Л. Гавришева, Н. Нищева
Индюшата, индюшата пили воду из ушата
Ой, не видно индюшат,опрокинули ушат. (повторить 3 р с повышением 1\2 тона)
«Кошка и мышка»«Кошка и мышка» Слайд 3
Кошка мышку не поймала. Мышка в норку убежала
И от страха там дрожит, кошка мышку сторожит. (повторить 2-3 р. с повышением на 1\2 тона)
Основной этап (28 м.)
Учитель: Ну, теперь мы, детвора в лес отправимся.
Только вот молва идёт
Птица в том лесу живёт
Птица не простая
Птица вот какая
Днём на дереве сидит
Толи дремлет, толи спит
Ночью по лесу летает
Малых детушек пугает
Вот такая голова
Что за птица то?
Дети—Сова
А вы совушку боитесь? (Нет)
А назад не воротитесь? (Нет)
Дети нет
Что ж тогда пойдем гулять
Сову, совушку встречать
Пальчиковая речевая попевка «Сова» музыка И. Бодраченко Слайд 4
В лесу (соединить запястья рук, разводя пальчики в стороны)
Темно (закрыть глаза ладонями)
Все спят давно (ладони подушечкой)
Одна сова не спит (приставляют сомкнутые большие указательные пальцы к глазам)
На суку сидит (руки за спину, выгибают грудь)
Да как полетит (помахать руками). Попевку-игру можно повторять несколько раз повышая тональность на 1\2 тона.
Учитель: На какой динамике мы будем исполнять эту попевку?
Ответы детей на р(пиано)
Учитель: Почему?
Ответы детей
Летела сова большая голова
Глядь, навстречу ей мышки
А в руках у них шишки
Эти шишки для бельчат?
Нет
Эти шишки для зайчат?
Нет
Для кого они?
Для кошки
Проучить её немножко
Пальчиковая речевая игра «Два мышонка» И. Бодраченко
( учитель и дети показывают пальчиковую игру)
Два мышонка (дети сидят прижав к себе руки-лапки)
У окошка ( подняв руки над головой соединив их домиком)
Поджидали как-то ( упираются в руки подбородком)
Кошку (показывают лапки кошки)
В лапках камешки (сжали кулачки)
И шишки (потёрли кулачки)
В кошку кинули их мышки (бросают по очереди правой и левой рукой)
Будешь, злая кошка знать (грозят мизинчиком)
Малышей как обижать! (делают мышиные лапки жалуются пи-пи-пи)
Ой, спрятались в норки мышата
А вместе с ними мои ребята.
Выходите- ка мышата
Выходите- ка ребята!
Нет не выходят
Ну ничего
Я знаю одну потешку, как её ребята услышат, так сразу играть выбегут
Музыкальная игра «Кот и мыши» (русская народная игра)
(Дети становятся в круг и зовут кота)
Котик, в круг забегай
Вместе с нами поиграй
Мыши водят хоровод (дети взявшись за руки идут по кругу)
На лежанке дремлет кот
Тише мыши не шумите
Кота Ваську не будите
Вот проснётся Васька кот (медленно пропевают слова)
И разгонит хоровод (кот ловит мышей) игру повторить несколько раз
Учитель: Ребята как нужно исполнять эту попевку?
Ответы
Учитель: Правильно на пиано, а почему?
Ответы
Звучит фонограмма грома. Учитель: Ой, что это? Кажется гром, дождь собирается.
Как гремит гром?
Ответы
Учитель: А как называется знак когда надо петь громко? (Форте)
Ответы
Учитель: Правильно. А давайте вместе свами изобразим гром. Вот тут лежат инструменты по моей команде начинаем греметь. Начали. Напугали мы тучу? Не уходит . Тогда давайте её по -другому прогоним. Может тогда нас тучка послушает и уйдёт.
Туча. Э. Мошковская пальчиковая игра модель Т. Боровик.
(учитель и дети демонстрирует под музыку модель) Слайд 5, 6
Косматая, косматая (открытые ладони )
Мохнатая, мохнатая
Наше круглое,горячее, висячее (очертить круг)
Заслонила (спрятать руки за спиной)
Что тут было! (покачать головой)
Листья задрожали (потрясти ладонями)
Глазами заморгали (поочерёдно закрыть все с 1 пальчики )
Травы зашептались (потереть ладони)
И заволновались (покачать руками)
Муравьишки бегом (пробежать пальцами по руке)
В свой большой дом (спрятать ладони под мышки)
Червяки не пугаются, а улыбаются (указательными пальчиками пошевелить)
Косматая плачет (стряхивать капли с пальцев)
И рыдает (потереть кулачками глаза)
И пузыри пускает (опустить на ладонь кольцо из указательного и большого )
Сколько длинных слёз полилось (показать длинные нити)
Ты, чудило, ты бы уходило! (сложить рупор из ладоней)
И не рыдало (спрятать руки за спиной)
Солнце бы не заслоняло (очертить перед собой круг, погладить , прижать к себе)
Учитель: Ушла туча. Ребята, а что происходит после дождя? Появляются дождевые червячки.
Ответы.
Учитель: А кто любит ими лакомится?
Правильно . А вот давайте сейчас про ворону и споём
Ответы
Ворона. Песня- упражнение. Пальчиковая игра. Модель Т. Боровик
( учитель демонстрирует песню под музыку) Слайд 7,8
Сидит ворона под окном. (нога на ногу)
Сидит в дырявом башмаке (покачать ногой)
И распевает, и распевает ( потянуться в одну сторону, в другую)
На своём вороньем языке (руки на поясе)
Кар- карусель (очертить круг)
Кар- карамель (пощёлкать пальчиками)
Кар –карандаш (изобразить рукой как буд-то пишем)
Картошка (руки сложить в кулак)
Кар- карусель
Кар- карамель
Кар – карандаш
Картошка
Полезно каркать букву Р
Полезно каркать букву Р
Малышам, малышам и крошкам
И, если кто-нибудь из вас
С вороною споёт
Картошка ( руки сложить в кулак)
Хотя бы 10, 20 раз (показать пальцами)
Хотя бы 200, 300 раз (утрировать)
Вороной станет, но совсем немножко
Кар-карамель,
Кар –карусель
Кар- карандаш
Картошка
Карррррр (взмахнуть руками )
«Теремок» (Пальчиковая игра) Музыка и движения М.М Колодиной Слайд 9, 10
Стоит в поле теремок, теремок. (Руки домиком над головой)
На двери висит замок, да замок. (руки перед грудью, пальцы в замок)
Подбегает к нему Волк. ( Имитация бега Волка)
Дёрг, дёрг, дерг, дёрг. (подёргать руками)
Пришёл Петя –петушок
И ключом открыл замок.
Учитель: Молодцы
А сколько вы знаете музыкальных ключей?
Ответы (Скрипичный, басовый)
Учитель: А почему именно скрипичным?
Ответы
Итоговый этап (1,5м.)
Учитель: Умнички. Ну вот, к сожалению наша прогулка подошла к концу. Нужно возвращаться домой.
Понравилась вам наше путешествие?
Ответы.
Учитель: А во время нашей прогулки что мы с вами делали?
Ответы.
Учитель: Будем ещё путешествовать?
Ответы.
Рефлексивный этап (1,5м.)
Учитель: Как вы считаете, вы хорошо сегодня работали на занятии?
Ответы детей
Учитель: Да, вы сегодня хорошо поработали.
Учитель: Если вам понравилось наше занятие покажите мне сердечки руками вот так. (учитель показывает ).Всем большое спасибо. До свидания, до новых встреч.
Построились, под музыку шагом марш.
Дети под музыку выходят из класса.
Список литературы:
Журнал «Музыкальный «руководитель» 2007№3, 2006 №6
Журнал «Музыкальная палитра» 2006г. №4, 20011 № 8 «Логопедические распевки» Л.Б.Гавришева, Н.Нишева
Музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры.
Фонотека: Кассета «Звуки, голоса и шумы окружающего мира»
Музыкальные фрагменты из сборника Т.Боровик диск СД.
Крюкля Оксана Владимировна
Ястребова Элла Ревнеровна
Сидорова Татьяна
Курушина Юлия Юрьевна