12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Порошина Ольга Анатольевна16629
Более 20 лет работаю учителем-логопедом, педагог дополнительного образования
Россия, Тамбовская обл.
Материал размещён в группе «Моя профессия – учитель-логопед »

 

Доклад

«Игры и упражнения

для развития и коррекции мелкой моторики»

Подготовила:  учитель – логопед Порошина О.А
 

Возрастные особенности ребенка диктуют постоянную смену деятельности. Учителя - логопеды систематически и успешно применяют физкультминутки, в которых движения рук сопровождаются речью. Рифмованная речь сопровождается движениями, делается более громкой, четкой, эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слух, восприятие. В результате дети быстро овладевают правильным произношением звуков, проводят более уверенные линии, ровнее держат строчку.

«Дружные пальчики»

Дружат в нашей группе девочки и мальчики

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Раз, два, три, четыре, пять

Мы закончили считать. Пальцы обеих рук соединяются в замок. Ритмичное касание пальцев обеих рук. Поочередное касание пальцев на обеих руках. Руки вниз - встряхнуть кистями.

«Домик»

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Раз, два, три, четыре, пять

В домик спрятались опять. Разжимаем пальцы из кулачка по одному, начиная с большого. Ритмично разжимаем все пальцы вместе. Сжимаем пальцы в кулак, начиная с мизинца. Ритмично сжимаем все пальцы вместе.

3.«Прогулка»

Пошли пальчики гулять,

А вторые догонять.

Третьи пальчики бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки. Большие пальцы опущены вниз, передвигаются по столу прыжками. К передвижению подключаются все пальцы. Хлопок обеими руками по поверхности стола.

4.«Засолка капусты»

Мы капусту рубим ,

Мы капусту трем,

Мы капусту солим,

Мы капусту жмем. Резкие движения прямыми кистями вверх и вниз. Пальцы обеих рук сжаты в кулаки, движения кулаков к себе и от себя. Интенсивное сжимание обеих пальцев рук в кулаки.

5. «Замок»

На двери висит замок.

Кто открыть его бы мог?

Потянули, покрутили,

Постучали и открыли. Ритмичные соединения пальцев рук в замок. Пальцы сплетены в замок - руки тянутся в разные стороны. Движения сплетенными пальцами от себя к себе. Пальцы сцеплены основания ладоней стучат друг о друга. Пальцы расцепляются - ладони в сторону.

Тип игр-упражнений характеризуется полезностью для развития тех или иных индивидуальных особенностей ребенка (внимание, память, зрительно-моторная координация, мелкая моторика и т.д.). Целью игр-упражнений, связанных с деятельностью руки, является концентрация внимания ребенка на мануальном способе выполнения того или иного игрового действия. Игры данного типа могут представлять собой комплекс специальных занятий или особых форм обучения, в которых эффективно решаются учебно-воспитательные задачи. Игры-упражнения снимают тревожность, позволяют детям преодолевать изолированность в общении и ощущение неудачи в учебной деятельности, хорошо развивают тонкие движения пальцев, мышцы предплечья, глазомер.

Описание игры "Гоночная трасса". На поверхности стола, пола или другой, специально созданной, образуется "колея" (некоторое углубление или просто нарисованная линия). "Колея" представляет собой замкнутое, но изогнутое в разных направлениях очертание. Игроки, используя небольшой предмет (машинку, грецкий орех, шарик и т.п.), должны продвигать своеобразного "гонщика" от старта к финишу, совершая при этом разнообразные движения кистью руки. Правила данной игры-упражнения могут усложняться: не перехватывая предмет рукой, не отрывая предмет от "колеи", не менять своего положения относительно игровой поверхности. В связи с этим упражняется в подвижности и запястье, т.е. разрабатываются соответствующие мышцы кисти руки, двигательная активность которых очень важна в начальный период овладения навыками письма. В социальном плане, в зависимости от предварительной мотивации, данное упражнение может рассматриваться и как способ коммуникации между игроками (вариант игры "кольцевые гонки"), и как способ сотрудничества (помощь болельщиков). Кроме того, игра может предполагать различные вариации и дополнения. В качестве "гонщика" можно использовать предметы разнообразных материалов (войлока, стекла, глины, дерева, металла) и форм (палочек).

Ежовые колючки Материал: картон, ножницы, скрепки. Цель упражнения: развитие визуальной координации движений рук, аккуратности выполненного движения. Описание: нарисовать (или по образцу перевести) и вырезать фигуру ежа; прицепить ему на спинку скрепки, выполнив, таким образом, колючки.

Норка сурка Материал: мягкая или пластмассовая игрушка. Цель упражнения: развитие координации рук, силы пальцев. Описание: игрушка крепко удерживается в ладонях одного игрока, а партнер пытается ее вытащить; можно вводить фиксированное время или другие условности.

Переплетение пальцев Цель упражнения: развитие силы пальцев. Описание: партнеры садятся друг против друга, переплетают пальцы и пытаются перетянуть друг друга на свою сторону.

Конфетти Материал: бумага, дырокол, пустые коробочки или баночки.

Цель упражнения: развитие координации движений рук, пинцетного хвата.

Описание: бумага прокалывается дыроколом (нарезается или рвется на мелкие кусочки), рассыпается на столе; затем либо складывается по определенному критерию (цвет, форма) в пустые коробочки, либо из этих конфетти составляется мозаика на столе.

Голодный мячик Материал: теннисный мячик с прорезью (ртом) и нарисованной физиономией, пуговицы, камешки. Цель упражнения: плоскогубчатый хват. Описание: при надавливании на мячик раскрывается "рот", в который нужно поочередно вталкивать различные мелкие предметы.

Ватбол Материал: вата, резиновая груша, гладкая поверхность. Цель упражнения: развитие силы пальцев. Описание: вату скатать в комочки; надавливая на резиновую грушу, воздухом загонять ватные комочки в ворота (или попадать в цель).

Разноцветные пальчики Материал: гуашь, бумага, фартук, нарукавники. Цель упражнения: развитие тактильных ощущений. Описание: первоначально, в контурных линиях рисуется сюжет рисунка. Затем происходит раскрашивание рисунка пальчиками, причем каждый пальчик раскрашивает определенным цветом свою область рисунка. Выполнение рисунка может происходить в группе, тогда цвета красок распределяются не по пальчикам, а по ладошкам ребятишек.

Бусинки

Материал: пинцет, разноцветные бусинки, рисунок, изображенный на листе бумаги, на деревянной или фанерной дощечке. Цель упражнения: развитие точности и координации движений, пинцетного хвата. Описание: эскиз рисунка или рисуется, или заранее выбирается в деревянной подкладке; пинцетом вынимаются бусинки и из них складывается рисунок; так же рисунок можно раскрашивать.

Прыгучий карандашик Материал: карандаш или палочка. Цель упражнения: развитие гибкости и силы пальцев. Описание: ладонь ребенка лежит на столе, здесь же лежит и карандашик; поднимая вверх палец (и не отрывая кисти от поверхности стола), нужно ударять по карандашику так, чтобы он подпрыгивал; удары пальцами чередуются. Можно задавать условие, когда карандашом необходимо попасть в некоторую цель.

Новая картинка Материал: цветная бумага, старые газеты, журналы, иллюстрации, клей. Цель упражнения: развитие точности движений, координации движения рук. Описание: из старых журналов аккуратными движениями пальцев вырывать картинки или фигурки и составлять на цветном фоне новые сюжеты.

Дождь Материал: бумага для рисования, карандаши. Цель упражнения: выработка ритмичности движений, совершенствование мускульного аппарата и приобретение графических навыков. Описание: Дети рисуют разнообразный дождь: прямой, косой, мелкий, крупный, сплошной. В зависимости от "ветра” - капли рисуются в виде штрихов, точек, сплошных линий. При этом графические движения ребенка сопровождаются словами "кап-кап”, произносимыми в быстром или медленном темпе.

Тип игр-манипуляций характеризуется предметно-манипулятивной деятельностью ребенка, причем показателем именно игры является особая логика действий ребенка с предметами. Предметы, вовлеченные в игру, наделяются игровым смыслом. Этот тип игр отличается простотой сюжета, эпизодичностью возникновения, непродолжительностью. Игры-манипуляции способствуют преодолению затруднений, связанных, в первую очередь, с освоением общественно зафиксированных способов действия с предметами.

Игры-потешки

Сорока-ворона

Сорока-ворона

Кашу варила.

Кашу варила -

Деток кормила:

Этому дала,

Этому дала,

Этому дала,

А этому не дала.

Ты воды не носил,

Дров не рубил,

Каши не варил -

Тебе ничего нет!

При этом указательным пальцем правой руки ребенка выполняют круговые движения по ладони его левой руки. Затем по очереди загибают мизинец, безымянный, средний и т.д. Предлагается загибать детям пальцы как левой, так и правой руки. Соблюдая принцип игры возможно использовать иные варианты стихотворный приговариваний.

Пальчик-мальчик где ты был?

Пальчик-мальчик где ты был?

С этим братцем в лес ходил,

С этим братцем щи варил,

С этим братцем кушу ел,

С этим братцем песни пел.

***

Сидит белка на тележке,

Продает она орешки:

Лисичке-сестричке,

Воробью, синичке,

Мишке толстопятому,

Заиньке усатому.

***

Этот пальчик дедушка,

Этот пальчик бабушка,

Этот пальчик папочка,

Этот пальчик мамочка,

Этот пальчик Я -

Вот и вся моя семья.

***

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик уж заснул.

Тише пальчик не шуми

Братиков не разбуди.

Встали пальчики. Ура!

В детский сад идти пора.

***

Ну-ка братцы за работу

Покажи свою охоту.

Большому дрова нарубить,

Печи все тебе топить,

А тебе воды носить,

А тебе обед варить,

А малышке песни петь,

Песни петь да плясать,

Родных братьев забавлять.

***

Раз, два, три, четыре, пять

Мы грибы идем искать.

Этот пальчик в лес пошел,

Этот пальчик гриб нашел,

Этот пальчик чистить стал,

Этот пальчик все съедал.

От этого и потолстел.

***

Наши алые цветки

Распускают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

***

Мы делили апельсин,

Апельсин всего один.

Эта долька для кота,

Эта долька для ежа.

Эта долька для улитки,

Эта долька для чижа.

Ну а волку кожура.

"Ладушки-хлопушки” Двое играющих располагаются друг напротив друга и в ритм стихотворению хлопают ладонями: одновременно двумя сразу, правой с правой, левой с левой.

Ладушки-ладушки,

Где были ?

У бабушки.

Что ели?

Кашку.

Что пили?

Бражку.

Кашку попили,

Бражку поели.

Шу-шу-шу, на головушку сели.

"Блины пекут”.

Пеки блины румяные,

Румяные, горячие,

Пеки блины румяные,

Румяные, горячие.

Игра в веревочку

Построение из веревочки, надетой на пальцы, разнообразных, иногда очень замысловатых фигур. Эта игра требует больших конструктивных способностей, дара воображения, хорошего развития зрительно-моторной памяти, тонкой координации мелких мускулов руки.

Список литературы:

1.Бычкова, Перминова: Игры и упражнения на развитие мелкой моторики. Пальчиковые игры, стихи и загадки, игры с красками. Литера, 2013
Подробнее: https://www.labirint.ru/books/405324/

2.Игры в логопедической работе с детьми: Пособие для логопедов и воспитателей детсадов. Под ред. В. И. Селиверстова. - 3-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 192 с.

3.Кольцова М.М., Рузина М.С. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг.Екатеринбург: У-Фактория, 2006.

4.Семаго Н.Я., Семаго М.М. Диагностический альбом для оценки развития познавательной деятельности ребёнка. Дошкольный и младший школьный возраст -М.: Айрис-пресс, 2005
5.Татьяна Ткаченко: Большая книга заданий и упражнений на развитие мелкой моторики. ЭКСМО, 2013 Подробнее: https://www.labirint.ru/books/262298/
Играем пальчиками и развиваем речь Издательство "Лань",  1997
7.Цвынтарный В.В. Играем, слушаем, подражаем - звуки получаем Издательство: Центрполиграф, 2005

 

Опубликовано в группе «Моя профессия – учитель-логопед »


Комментарии (15)

сменить сортировку
Перминова Елена Федоровна, 17.02.19 в 06:33 5Ответить Пожаловаться
С такой сменой деятельности можно добиться отличных результатов!!!!Спасибо!!!
Порошина Ольга Анатольевна, 17.02.19 в 12:45 5Ответить Пожаловаться
Можно применять и для совсем маленьких. Им это нравится. Родителям всегда говорим, чтобы они разговаривали с детьми. Вот и вспоминаются тогда игры с пальчиками.
Янова Татьяна Викторовна, 17.02.19 в 10:32 5Ответить Пожаловаться
Спасибо, Ольга Анатольевна!!! Интересные игры и упражнения подобрали! В копилочку себе и логопеду своему предложу!
Порошина Ольга Анатольевна, 17.02.19 в 12:47 5Ответить Пожаловаться
Упражнения развивают мелкую моторику и речь детей. Благодарю за отзыв!
Бойко Светлана Владимировна, 17.02.19 в 15:19 5Ответить Пожаловаться
Очень интересный материал!!!
Ефимова Алла Ивановна, 25.02.19 в 17:38 5Ответить Пожаловаться
Спасибо огромную за чудесную подборку прекрасного материала Ольга Анатольевна!!!
Порошина Ольга Анатольевна, 10.03.19 в 00:09 5Ответить Пожаловаться
Благодарю за Ваш отзыв, Алла Ивановна!!!
Горбачёва Марина Юрьевна, 04.03.19 в 09:21 4Ответить Пожаловаться
Благодарю за интересный материал!
Порошина Ольга Анатольевна, 10.03.19 в 00:08 5Ответить Пожаловаться
Спасибочки, Марина Юрьевна! Вы очень добры!!!
показать все комментарии Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.