12+ Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917 Лицензия на образовательную деятельность №0001058 |
Пользовательское соглашение Контактная и правовая информация |
![]() | Николай Вологин657 Живу в Саратове, работаю в школе всю сознательную жизнь, люблю походы, занимаюсь подготовкой учащихся к проектам Россия, Саратовская обл., Саратов Материал размещён в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов» |
Природа – основа жизни людей
Технологическая карта урока географии в 7 классе по ФГОС
Дата проведения урока: 13.05.2022 Вологин Н.В. – учитель географии
Предмет: География
Тема урока: Природа – основа жизни людей
Тип урока: комбинированный.
Прогнозируемые результаты
личностные:
учить проверять себя;
учить давать оценку своим действиям;
учить работать в группе, чувствовать свой вклад в общую работу;
метапредметные:
учить анализировать и выделять общее;
учить находить наиболее оптимальный алгоритм действий;
предметные:
вспомнить понятия: природные ресурсы, природные условия , полезные ископаемые, рациональное природопользование;
дать уточненное определение терминов «исчерпаемые» и «неисчерпаемые» ресурсы, «возобновимые» и «невозобновимые» ресурсы;
учить находить различия в природных ресурсах по типам;
учить приводить примеры различных типов природных ресурсов.
Дидактические средства: учебник, слайды презентации, карточки с заданиями для парной работы.
Оборудование: цветные стикеры, экран, проектор, презентация.
Этап урока | Виды работы, формы, методы, приемы | Содержание педагогического взаимодействия | Формируемые УУД | Планируемые результаты | |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | ||||
Мотивация к учебной деятельности | Словесное приветствие.
| Приветствует детей, проверяет их готовность к уроку. Настраивает на активную работу.
| Организовывают рабочее место. Здороваются с учителем.
| Личностные: управление своим настроением, умение выражать эмоции. Метапредметные: организовывать рабочее место, настраиваться на познавательную деятельность. | Организовать детей. Проверить готовность к уроку.
|
Актуализация знаний | Ответы на вопросы, стоящие перед параграфом (фронтально) (§60, стр.265). | Озвучивает вопросы, делает необходимые комментарии к ним: - Вопросы (§60, стр.265). Слайд 1: - Как складывались взаимоотношения между человеком и природой на каждом этапе развития человечества? - Какие породы домашних животных и виды культурных растений создали люди? | Самостоятельно отвечают на вопросы, обсуждают ответы товарищей | Личностные: проявлять старательность. Метапредметные: Правильно пони-мать содержание вопроса, давать развернутый ответ с использованием географических терминов. Предметные: Демонстрировать знание терминов, закономерностей, содержание природных явлений, изученных ранее. | Формировать важность понимания географических терминов и природных явлений для объяснения природных процессов. |
Индивидуальное задание (с использованием диаграммы учебника) | Задание. Провести анализ диаграммы учебника (стр.267, рис.188), сделать вывод. | Проводят анализ диаграммы учебника, делают вывод. | Личностные: Определяют сте-пень своей само-стоятельности при работе с диаграм-мами. Предметные: Выявляют дина-мику изменения численности насе-ления Земли, пред-лагают варианты причин этой динамики. Метапредметные: связывают законо-мерности измене-ния численности населения с гло-бальными пробле-мами в экологии, экономики стран мира. | Делают вывод о особенностях демографических процессах на Земле, их зависимости и влияния на характер и количество ресурсопотребления. | |
Индивидуальное учебное исследование. | Задание: Подобрать примеры взаимоотношений между природой и обществом. | Представляют примеры взаимоотношений между природой и обществом. | Личностные: Определяют значи-мость природы для жизни каждого человека; Метапредметные: Определяют значи-мость природы для жизни и хозяйст-венной деятель-ности человека. | Отмечают важность природных условий и ресурсов на различных этапах развития человеческого общества. | |
Постановка учебной задачи | Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально) | Слайд 2-4. «Человека можно узнать из окружения, в котором он живёт». Свифт Джонатан «Человеческие проекты, не считающиеся с великими законами природы, приносят только несчастья» К. Маркс Вопрос учителя: - «Что же такое природа и общество?» - «В чем взаимосвязь общества и природы?» | Дают ответы на вопросы с использованием географических терминов из ранее изученных тем и разделов. | Метапредметные: Делают выводы о взаимосвязи ком-понентов природы и их изменении в ходе хозяйствен-ной деятельности человека. Предметные: Отмечают важно-сть изучения геог-рафии как науки о компонентах Земли, о факторах формирования природных комплексов Земли. | Развивать специальную речь детей с использованием географических терминов.
Актуализировать знания детей о терминах «природа», «общество». |
Интерактивная игра «Мозговой штурм» (фронтально) | Объявляет тему урока: «Взаимодействие природы и общества» Вопрос: - О чем сегодня пойдет речь на уроке? - Сформулируйте цели урока. | Предлагают свои варианты ответов, формулируют цели урока. | Личностные: Определяют для себя кратковремен-ные цели в рамках темы урока, комментируют их. | Закрепят умение формулировать цели урока, опре-делять важные и второстепенные цели урока в рам-ках изучаемой темы. | |
Объяснение новой темы | Применение ИКТ на уроке | Используя слайд 8-11, учитель объясняет содержание вопроса: « Виды природных ресурсов. Основания для классификации природных ресурсов. Деление их на группы по признакам»: - по принадлежности к компоненту природы (минеральные, водные, климатические, почвенные, биологические); | Смотрят презен-тацию, делают записи в тетради, заполняют табли-цу: «Деление на группы по при-надлежности к компоненту при-роды (минераль-ные, водные, климатические, почвенные, биологические). | Метапредметные: Делают вывод о различных методах систематизации природных ресурсов по признакам; Предметные: Формируют знания о видах ресурсов по принадлежнос-ти к компоненту природы. | Создается проблемная ситуация, в ходе которой учащиеся приходят к выводу о необходимости классификации природных ресурсов по различным признакам. |
Прием «Карусель» (парная работа) | Озвучивает задание: Работая с текстом учебника, заполните одну строчку таблицы: - по происхождению (магматические, метаморфические, осадочные: обломочные, химические, органические); - по назначению (топливные или горючие, рудные и нерудные). | - Работают с таб-лицей, предло-женной учителем ранее. - Каждый ученик из пары расска-зывает о своем ресурсе ребятам группы в ряду: - по происхожде-нию (магмати-ческие, метамор-фические, оса-дочные: обло-мочные, хими-ческие, органи-ческие); - по назначению (топливные или горючие, рудные и нерудные). | Метапредметные: Делают вывод о различных методах систематизации природных ресурсов по признакам; Предметные: Формируют знания о видах ресурсов по происхождению, назначению. | Создается проблемная ситуация, в ходе которой учащиеся приходят к выводу о необходимости классификации природных ресурсов по различным признакам. | |
Парная работа | Озвучивает задания: - Сформулируйте вывод о закономерностях размещения месторождений полезных ископаемых на материках в зависимости от строения земной коры и форм рельефа; - Заполните строчку таблицы: по признаку исчерпаемости (исчерпаемые: возобновимые и невозобновимые, несчерпаемые); - Сделайте анализ схемы учебника (стр.268, рис.190) и привести примеры каждого вида ресурсов. | Используя тема-тические карты, учащиеся: - делают вывод о закономерностях размещения мес-торождений по-лезных ископае-мых на матери-ках в зависимос-ти от строения земной коры и форм рельефа; - заполняют строчку таблицы: по признаку ис-черпаемости при-родных ресурсов; - анализируют схему учебника (стр.268, рис.190) и приводят пример каждого вида ресурсов. | Личностные: формируется стремление к познанию. Метапредметные: учатся анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: повторяют закономерности размещения минеральных ресурсов и полезных ископаемых с учетом строения земной коры. | - Закрепляют понятия словосочетаниям: «закономерности размещения минеральных ресурсов», «исчерпаемые, возобновимые и невозобновимые, несчерпаемые ресурсы»; - Умеют приводить примеры природных ресурсов с учетом их принадлежности к определенному типу согласно классификации. | |
Закрепление изученного материала. | «Закончи предложение»; Тестовый вопрос | А) Задание: Вставьте пропущенные слова в предложения: 1. Человек – часть ……. и все необходимое для жизни берет в …………………… 2. Природные условия, это все……………………..… 3. Природные ресурсы – все,……………………… 4. Природные ресурсы по происхождению бывают…………………… 5. Природные ресурсы по признаку исчерпаемости делятся на ………………… 6. Природные ресурсы по принадлежности к компоненту природы бывают…………………… 7. Какие виды природных ресурсов влияют на развитие сельского хозяйства? (два варианта): А) Минеральные; Б) Климатические; В) Водные; Г) Биологические | Заканчивают предложения, отвечают на тестовое задание | Личностные: Осмысленно подходят к содержанию вопросов и ответам на них; Метапредметные: Закрепляют навыки анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. Предметные: Закрепляют знания по терминам | Закрепляют основные положения темы урока согласно выделенных целей. |
Самооценива-ние | Карта самооценивания: «понял», «сомневаюсь» или «понял и могу применить». | Объясняет порядок работы с картой самооценивания: на постерах прописывают, что они «понял», «сомневаюсь» или «понял и могу применить». | Заполняют карту самооценивания на постерах и закрепляют на «Лестнице успеха» | Личностные: Закрепляют навыки критически подходить к оцениванию уровня своих знаний, умению анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. | Критически подходят к оцениванию уровня своих знаний, умению анализировать, сопоставлять, делать выводы, ставить цели познавательной деятельности. |