Программа дополнительного образования «Палитра родного края» (1 класс)

13
0
Материал опубликован 18 March 2019 в группе

Пояснительная записка

 

Программа имеет художественную направленность. В ходе ее освоения дети приобщаются к искусству, познают культуру своей и других стран, приобретают практические навыки изобразительного творчества.

Настоящая программа создана на основе программ «Обучение в игре» – программа по ИЗО для детей младшего школьного возраста, автор Волобуева И. И., 1998 г. и «Рисунок, живопись, композиция, декоративно-прикладное творчество» – комплексная программа изостудии МГДД(Ю)Т, авторы Быкова Я. Г., Богданова Н. Г., Волобуева И. И., Смирнов А. А., 2000 г.

Эти программы стали своего рода «классикой» в системе дополнительного образования детей: именно на их основе были разработаны образовательные программы изостудий целого ряда образовательных учреждений.

Представляемая в настоящем модернизированном варианте – расширенная по тематике,  углубленная по содержанию, обогащённая современными игровыми приёмами, данная программа предлагает детям базовое систематизированное образование по ИЗО с перспективой последующей специализации в отдельных видах изобразительного искусства.

 

Новизна программы

Данная программа в качестве отправного источника использует программу, разработанную под руководством Б. М. Неменского для общеобразовательных школ и переизданную в 2001 г. Также автор в определенной мере ориентировалась и на программу дополнительного художественного образования детей Н. В. Гросул «Студия изобразительного творчества», опубликованную в числе примерных программ, рекомендованных Министерством образования и науки РФ.

Отличительные особенности и новизна настоящей программы прослеживаются по нескольким направлениям.

Во-первых, данная программа, хотя и рассчитана на детей младшего школьного возраста (от 6 до 7 лет), ориентирована на то, чтобы дать им базовое систематизированное образование по ИЗО, основанное на преимущественном изучении таких видов изобразительного искусства, как живопись, рисунок, графика. Автор осознанно уходит от популярного сегодня у многих педагогов стремления охватить в программе, рассчитанной на 2-3 года обучения, как можно больше направлений изобразительной деятельности (от живописи и графики до скульптуры и декоративно-прикладного искусства в многообразии его направлений). Такой подход, хотя внешне и привлекателен для детей и родителей, часто чреват «хождением по верхам», формирует у детей иллюзию собственной разносторонности при поверхностных знаниях и сомнительных умениях.

Данная программа ориентирована на то, чтобы дети приобрели определённые знания по истории и теории изобразительного искусства, а также основополагающие практические умения и навыки в данной сфере. Последние в дальнейшем станут хорошей основой для продолжения занятий в тех видах деятельности, которые окажутся наиболее привлекательными для конкретного ребёнка и будут выбраны им для дальнейших углублённых занятий по специализированным программам – таким как: «Цветоведение», «Рисунок», «Графика», «Скульптура», «Роспись на ткани».

 

Актуальность.

 Изобразительная деятельность занимает особое место в развитии и воспитании детей. Содействуя развитию воображения и фантазии, пространственного мышления, колористического восприятия, она способствует раскрытию творческого потенциала личности, вносит вклад в процесс формирования эстетической культуры ребёнка, его эмоциональной отзывчивости. Приобретая практические умения и навыки в области художественного творчества, дети получают возможность удовлетворить потребность в созидании, реализовать желание создавать нечто новое своими силами.

Занятия детей изобразительным искусством совершенствуют органы чувств, развивают умение наблюдать, анализировать, запоминать, учат понимать прекрасное, отличать искусство от дешевых поделок. Все это особенно важно в настоящее время, когда мир массовой культуры давит на неокрепшую психику ребенка, формирует привычку воспринимать и принимать всевозможные суррогаты культуры.

Кроме того, будучи сопряжено с изучением лучших произведений искусства, художественное творчество пробуждает у детей интерес к искусству, любовь и уважение к культуре своего народа.

Данная программа, основанная на многолетнем личном педагогическом опыте автора, позволяет решать не только собственно обучающие задачи, но и создает условия для формирования таких личностных качеств, как уверенность в себе, доброжелательное отношение к сверстникам, умение радоваться успехам товарищей, способность работать в группе и проявлять лидерские качества. Также через занятия изобразительным творчеством появляются реальные возможности решать психологические проблемы детей, возникающие у многих в семье и школе.

Сегодня, когда во многих общеобразовательных школах на изучение изобразительного искусства отводится ограниченное время, развитие художественного творчества школьников через систему дополнительного образования детей становится особенно актуальным.

 

Педагогическая целесообразность

Данная программа педагогически целесообразна тем, что не только дает основательную базу по ИЗО, своего рода «школу» по данному виду художественной деятельности, но и создаёт для обучающихся перспективу их творческого росталичностного развития в программном поле данного образовательного учреждения (либо – при особой одарённости ребенка – за его пределами в специализированных художественных школах).

Отличительные особенности программы

Отличительные особенности данной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа рассчитана на несравнимо больший объём учебных часов по ИЗО, чем это дают типовые школьные программы либо примерные программы дополнительного образования. Увеличение продолжительности обучения (в первый год обучения, во второй– по 216 часов в каждый) потребовало авторской разработки целого ряда новых тем, их органичного включения в учебно-тематический план, либо расширения и углубления традиционно преподаваемых тем.

Например, в программе предусмотрено ознакомление детей с различными видами графики – от гравюры на картоне до линогравюры; обучение некоторым приёмам работы в технике витража, дающее понятие о различии между станковым изображением и декоративным; расширено содержание тем по основам цветоведения, сопровождаемое комплексом разнообразных практических заданий; предложено выполнение дизайнерских проектов в технике бумажной пластики (фантазийные шляпы, карнавальные маски) и др.

Расширение и углубление содержания по основам ИЗО в данной программе позволяет детям не только освоить базовые основы изобразительного творчества, но и достичь к концу третьего года обучения общего углублённого уровня подготовки, и это несмотря на то, что по программе занимаются дети преимущественно младшего школьного возраста

Программа построена на широком использовании оригинальных авторских методик, связанных с включением в каждую тему разнообразных зрелищно-игровых приемов, способствующих систематическому формированию и поддержанию у детей младшего школьного возраста мотивации к творчеству. Всевозможные сказочные ситуации, игровые задания, театрализованные действия стимулируют интерес, фантазийные поиски детей, в результате чего каждый ребёнок, независимо от своих способностей, ощущает себя волшебником, творцом, художником.

Активное включение игровых форм обусловлено, прежде всего, возрастными особенностями обучающихся. Жизнь ребёнка тесно связана с игрой; игра – это не только удовольствие, через игру дети познают окружающий мир. Благодаря ей у ребёнка можно развить внимание, воображение, память. Через игру можно увлечь детей изобразительным творчеством, привить любовь к искусству, разбудить в каждом из них потребность к художественному самовыражению.

 

Адресат программы

  Возраст обучающихся: первого года обучения – 6-7 лет, второго года обучения – 7-8 лет.

Условия набора учащихся

Для обучения принимаются все желающие.

 

Количество учащихся

Наполняемость учебной группы: в группе первого года обучения насчитывается, как правило, 15 чел., второго года обучения – 12, третьего года обучения – от 10 до 12 человек. Уменьшение численности продиктовано необходимостью проведения индивидуально-групповой работы с детьми.

 

Объем и срок освоения программ

Программа рассчитана на 3 года обучения при постоянном составе детей. С 1 по 3 год обучения  по 216 часов в каждый год.

 

Основными формами обучения являются:

Вводное занятие – педагог знакомит обучающихся с техникой безопасности, особенностями организации обучения и предлагаемой программой работы на текущий год. На этом занятии желательно присутствие родителей обучающихся (особенно 1-го года обучения).

Ознакомительное занятие – педагог знакомит детей с новыми методами работы в тех или иных техниках с различными материалами (обучающиеся получают преимущественно теоретические знания).

Занятие с натуры – специальное занятие, предоставляющее возможность изучать азы рисунка и живописи, используя натуру.

Занятие по памяти – проводится после усвоения детьми полученных знаний в работе с натуры; оно дает ребёнку возможность тренировать свою зрительную память.

Тематическое занятие – детям предлагается работать над иллюстрацией к сказкам, литературным произведениям. Занятие содействует развитию творческого воображения ребёнка.

Занятие-импровизация – на таком занятии обучающиеся получают полную свободу в выборе художественных материалов и использовании различных техник. Подобные занятия пробуждают фантазию ребёнка, раскрепощают его; пользуются популярностью у детей и родителей.

Занятие проверочное – (на повторение) помогает педагогу после изучения сложной темы проверить усвоение данного материала и выявить детей, которым нужна помощь педагога.

Конкурсное игровое занятие – строится в виде соревнования в игровой форме для стимулирования творчества детей.

Занятие-экскурсия – проводится в музее, на выставке с последующим обсуждением в изостудии.

Комбинированное занятие  проводится для решения нескольких учебных задач.

Итоговое занятие – подводит итоги работы детского объединения за учебный год. Может проходить в виде мини-выставок, просмотров творческих работ, их отбора и подготовки к отчетным выставкам.

 

 

 

                                 Режим занятий.

Программа «Палитра родного края» рассчитана на 2 года обучения с возможным изменением календарно-тематического планирования. Годовой объём равен 216 часам. Занятия проводятся 3 раза в неделю по 2 часа. Продолжительность занятия для детей первого года обучения – 30 минут. Возраст детей 6 – 9 лет.

 

            Цель программы «Палитра родного края»

         Цель программы – обучение детей основам изобразительной грамоты и их активное творческое развитие с учётом индивидуальности каждого ребёнка посредством занятий изобразительной деятельностью, приобщения к достижениям мировой художественной культуры.

                           

                     Задачи программы (первый год обучения)

Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  • знакомство с жанрами изобразительного искусства;
  • знакомство с различными художественными материалами и техниками изобразительной деятельности;

         Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

      • развитие у детей чувственно-эмоциональных проявлений: внимания, памяти, фантазии, воображения;
      • развитие колористического видения;

     Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):

формирование у детей устойчивого интереса к искусству и занятиям художественным творчеством;                                                                                          

§     воспитание аккуратности;

§     воспитание трудолюбия

 Учебный план

 

 

Первый год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Теорет.

Практич.

Всего

 

1

Введение в программу

8

-

8

 

1.1

Знакомство с программой.

Особенности первого года обучения

1

-

1

Входное тестирование

1.2

Правила техники безопасности в изостудии

1

-

1

анкетирование, тестирование

1.3

Экскурсии в музеи

6

-

6

анкетирование, тестирование

2

Живопись

3

27

30

 

2.1

Свойства красок

1

5

6

анкетирование, рисунок

2.2

Королева Кисточка и волшебные превращения красок

0,5

5,5

6

анкетирование, рисунок

2.3

Праздник тёплых и холодных цветов

0,5

5,5

6

анкетирование, рисунок

2.4

Серо-чёрный мир красок

0,5

5,5

6

анкетирование, рисунок

2.5

Красочное настроение

0,5

5,5

6

анкетирование, рисунок

3

Рисунок

3

27

30

 

3.1

Волшебная линия

1

5

6

Рисунок

3.2

Точка

0,5

5,5

6

Рисунок

3.3

Пятно

0,5

5,5

6

Рисунок

3.4

Форма

0,5

5,5

6

Рисунок

3.5

Контраст форм

0,5

5,5

6

Рисунок

4

Декоративное рисование

5

63

68

 

4.1

Симметрия

0,5

4,5

5

Рисунок

4.2

Стилизация

0,5

5,5

6

Рисунок

4.3

Декоративные узоры

1

8

9

Рисунок

4.4

Орнамент

1

5

6

Анкетирование

4.5

Сказочная композиция

1

11

12

Рисунок

4.6

Работа с трафаретами

1

29

30

Рисунок

5

«Тематическое рисование»

4

18

22

Рисунок

5.1

Рисунок по представлению «Радуга над городом». Экскурсия

2

2

4

Анкетирование

5.2

Тематическое рисование «Вышли ёжики по грибы». Экскурсия.

0,5

1,5

2

Рисунок

5.3

Нарисовать рисунки на тему: " лес".

-

2

2

Рисунок

5.4

Рисование по представлению «Подводный мир»

1

5

6

анкетирование, тестирование

5.5

Жуки и насекомые. Иллюстрирование сказки «Муха – цокотуха».

-

2

2

Рисунок

5.6

Рисование на тему: « Сказочный домик моего любимого героя»

0,5

3,5

4

Рисунок

5.7

Иллюстрирование сказки «Колобок».

-

2

2

анкетирование, тестирование

6

Выразительные средства графических материалов

2

16

18

 

6.1

Цветные карандаши

0,5

3,5

4

Рисунок

6.2

Гелевые ручки, тушь

0,5

3,5

4

Рисунок

6.3

Восковые мелки, фломастеры

0,5

3,5

4

Рисунок

6.4

Пастель, уголь

0,5

5,5

6

Рисунок

7

Городецкая роспись

4

28

32

 

7.1

Основные цветы городецкой росписи

1

5

6

Анкетирование

7.2

Основные этапы и приемы городецкой росписи

1

5

6

Рисунок

7.3

Изучение элементов цветочной городецкой росписи, способы их изображения.

0,5

6

6,5

Рисунок

7.4

«Городецкие птицы»

0,5

6

6,5

анкетирование, тестирование

7.5

«Конь копытом бьёт»

1

6

7

Итоговое тестирование

8

Экскурсии в музеи и на выставки

8

-

8

 

9

Итого:

37

179

216

 

 

Содержание программы (первый год обучения)
Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Знакомство с программой. Особенности первого года обучения.

Цель и задачи программы. Знакомство с учебным планом первого года обучения. Основные формы работы. Знакомство детей друг с другом.

Тема 1.2. Правила техники безопасности в изостудии.

Техника безопасности в изостудии. Организация рабочего места. Знакомство с художественными материалами и оборудованием.

Тема 1.3. Экскурсии в музеи.

Раздел 2. Живопись.

Живопись как язык цвета, цветное изображение мира. Отождествление художника и волшебника в древние времена.

Тема 2.1. Свойства красок.

Особенности гуашиплотность, густая консистенция, возможность использования для перекрытия одного слоя краски другим, легкость смешивания, возможность получения разнообразных спецэффектов.

Особенности акварели: прозрачность, «нежность». Знакомство с различными приемами работы акварелью. Особенности рисования по сухой и влажной бумаге (вливания цвета в цвет).

Экспериментирование в работе с акварелью (снятие краски губкой, использование соли и выдувание соломинкой акварельных клякс).

Практическое занятие. Работа с красками. Выполнение заданий: «Танец дружных красок», «Ссора красок», «Сказочные коврики», «Витражные окошки».

Тема 2.2. Королева Кисточка и волшебные превращения красок.

Знакомство с историей возникновения кисти. Различные типы кистей: жёсткие и мягкие, круглые и плоские, большие и маленькие. Правила работы и уход за кистями. Понятие различных видов мазков, полученных при разном нажиме на кисть: «штрих-дождик», «звёздочка», «кирпичик», «волна». Главные краски на службе у Королевы Кисточки (красная, синяя, жёлтая), секрет их волшебства. Способы получения составных цветов путем смешивания главных красок.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветик-семицветик», «Радуга-дуга», «Праздничный букет», «Салют».

Тема 2.3. Праздник тёплых и холодных цветов.

Знакомство с богатой красочной палитрой на примере природных явлений (гроза, снежная буря, огонь, извержение вулкана). Деление цветов на тёплые и холодные. Особенности тёплых цветов (ощущение тепла, согревания). Особенности холодных цветов (чувство прохлады). Взаимодополнения тёплых и холодных цветов.

Практическое занятие. Выполнение заданий: упражнение на зрительную и ассоциативную память «Холод – тепло», «Сказочное солнышко», «Золотая рыбка», «Морское дно», «Зимний лес».

Тема 2.4. Серо-чёрный мир красок.

Ахроматические цвета (цвета бесцветные, различающиеся по светлоте). Богатство оттенков серого цвета. «Волшебные» возможности ахроматической палитры и деление цветов от светло-серого до чёрного. Понятие возможной перспективы при использовании ахроматических цветов (дальше – светлее, ближе – темнее).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Сказочные горы», «Кошка у окошка», «Туман».

Тема 2.5. Красочное настроение.

Деления цветов на насыщенные (яркие) и малонасыщенные (блеклые). Насыщенность как степень отличия цвета от серого. Приёмы постепенного добавления в яркий цвет белой или чёрной краски. Блеклые красочные сочетания. Изменения «настроения цвета» при добавлении белой краски. Цветовые ощущения в результате добавления белой краски (нежность, лёгкость, воздушность). Цветовые ощущения при добавлении чёрной краски цвета (тяжесть, тревожность, загадочность).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Воздушные замки», «Дремучий лес».

Раздел 3. Рисунок.

Рисунок как непосредственный вид искусства. Рисунок простым карандашом, фломастером, шариковой или гелевой ручкой, углём, пастелью, тушью, восковыми мелками.

Тема 3.1. Волшебная линия.

Линии – начало всех начал. Классификация линий: короткие и длинные, простые и сложные, толстые и тонкие. «Характер линий» (злой, весёлый, спокойный, зубастый, хитрый, прыгучий).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Линейная фантазия», «Лабиринты».

Тема 3.2. Точка.

Точка – «подружка» линии. Способы получения точки на бумаги: лёгкое касание карандаша, касание другого рисующего предмета. «Характер точек»: жирные и тонкие, большие и маленькие, круглые и сложной формы. Техника пуантелизма (создание изображения при помощи одних лишь точек). Особенности работы в технике пуантелизма с использованием разнообразных изобразительных материалов (маркеры, пастель, цветные фломастеры и карандаши).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Мир насекомых под микроскопом», «Черепашки в пустыне», «Волшебные поляны».

Тема 3.3. Пятно.

Пятно как украшение рисунка. «Характер пятен». Зависимость пятен от их плотности, размера и тональности. Техника создание пятна в рисунке. Изображение пятна разными способами: различным нажимом на рисовальный инструмент, наслоением штрихов друг на друга, нанесением на лист бумаги множества точек, сеточек или других элементов. Пятно, полученное с помощью заливки тушью (четкий контур, схожесть с силуэтом).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Танец бабочек», «Образ доброго и злого сказочного героя».

Тема 3.4. Форма.

Понимание формы предмета. Знакомство с различными видами форм (геометрическими, природными, фантазийными), способы их изображения на бумаге. Формы и ассоциации.

Практическое занятие. Задания-игры: «Построй сказочный город», «Дорисуй чудо-юдо», «Отгадай фантастическое животное».

Тема 3.5. Контраст форм.

Контраст форм на примере осенних листьев и деревьев. Природа – самая талантливая художница (разнообразие «растительного царства»; различные природные формы и их строение). Соединение и комбинирование между собой различных контрастных форм.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Листопад», «Дары осени», «Лесной хоровод».

Раздел 4. Декоративное рисование.

Декоративное рисование и его роль в развитии детей младшего школьного возраста. Декоративное рисование и возможности развития абстрактного мышления, творческой импровизации ребёнка.

Тема 4.1. Симметрия.

Понятие симметрии и асимметрии на примерах природных форм. Использование средней линии как вспомогательной при рисовании симметричной фигуры. Два игровых способа изображения симметрии:

- одновременное рисование двумя руками сразу;

- использование сложенного листа бумаги в технике «монотипия» с дальнейшей прорисовкой деталей.

Практическое занятие. Задания-игры: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

Тема 4.2. Стилизация.

Стилизация как упрощение и обобщение природных форм. Особенности художественного видения мира детьми 7-8 лет: яркость восприятия, плоскостное мышление, двухмерность изображения. Стилизация как способ детского рисования. Знакомство с лучшими образцами народного творчества (прялки, туеса, вышивка, дымковская игрушка и др.).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Жар-птица», «Древо жизни», «Сказочные кони».

Тема 4.3. Декоративные узоры.

Узоры как средство украшения. Узоры, созданные природой (снежинки, ледяные узоры на стекле). Узоры, придуманные художником. Выразительные возможности и многообразие узоров.

Практическое занятие. Выполнение заданий с использованием необычных для рисования предметов – ватных палочек, расчёски, кулинарных формочек: «Узорчатые змейки», «Взлохмаченные человечки», «Пёстрая черепашка».

 Тема 4.4. Орнамент.

Орнамент – повторение рисунка через определённый интервал. Тайна ритма и создание с его помощью сложных узоров и орнамента. Чудесные ритмо-превращения (растительные и геометрические орнаменты).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые строчки», «Мамины бусы», «Цветочные гирлянды».

Тема 4.5. Сказочная композиция.

Сказка – любимый жанр художников. Сказка, увиденная глазами художника. Работа от эскиза («сказочной разминки») до композиции. Разнообразный характер сказочных героев.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Оживший зачарованный мир», «Чудо-богатыри», «Добрая сказка».

Тема 4.6 Работа с трафаретами. Формирование у учащихся умения осознанно применять выразительные средства трафарета при создании целостного образа, через строение формы, цвет передача характера и целостности композиции, совершенствование техники трафарета.

 Практическое занятие. Техника «отпечаток» с дорисовкой (используем осенние листья).Работа с различными трафаретами.

Составление композиции натюрморта при помощи трафаретов

Раздел 5. Тематическое рисование.  

Рисование на темы является рисованием по представлению. Рисуя на тему, ребенок воспроизводит не то, что он видит перед собой, опирается не на зрительное восприятие, как при рисовании с натуры,  на имеющийся у него запас знаний и зрительных представлений о тех предметах, которые он рисует.

Практическое занятие. Выполнение заданий: Рисунок по представлению «Радуга над городом», «Вышли ёжики по грибы». Нарисовать рисунки на тему: «Лес»,«Подводный мир», «Муха – цокотуха», «Сказочный домик моего любимого героя». Иллюстрирование сказки «Колобок».

Раздел 6. Выразительные средства графических материалов

Разнообразие выразительных средств графических материалов. Художественные образы, создаваемые с помощью графических материалов: добрые и злые, весёлые и грустные, простые и загадочные.

Тема 6.1. Цветные карандаши.

Техника работы цветными карандашами. Создание многочисленных оттенков цвета путем мягкого сплавления разных цветных карандашей.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Цветной ветер», «Принцесса Осень», «Разноцветные ёжики».

Тема 6.2. Гелевые ручки, тушь.

Знакомство с выразительными возможностями работы гелевой ручкой и тушью. Создание разнообразных линий (изящных и тонких или резких и жёстких). Рисование непрерывной линией и короткими мини-черточками (штрихами). Работа пером и тушью по влажной бумаге для передачи в рисунке характера «пушистого» пятна.

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Лесной волшебник», «В траве», «Паук и паутина».

Тема 6.3. Восковые мелки, фломастеры.

Знакомство с техникой работы восковыми мелками и фломастерами. Экспериментирование с цветом (накладывание одного слоя на другой). Граттаж – процарапывание по восковому фону рисунка, залитого черной тушью. Рисование различными видами фломастеров (тонкими и широкими, цветными и монохромными).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Весёлые и грустные клоуны», «Карусель».

Тема 6.4. Пастель, уголь.

Художественная возможность пастели, угля. Различные приемы работы: растушевка пальцем, рисование боковинкой и кончиком. Рисование на шероховатой тонированной бумаге: техника свободного, размашистого штриха с эффектом воздушности (пастель) и бархатностью (уголь).

Практическое занятие. Выполнение заданий: «Золотой сон», «Букет в вазе», «Сказочный герой».

Раздел 7. Городецкая роспись

Тема 7.1. Цветочно – орнаментальная городецкая роспись.

Цветочно – орнаментальная городецкая роспись. Понятие «условность» в городецкой росписи. Сравнение реальных цветов (роз, ромашек, астр, бутонов и др.) с городецкими цветами, их узнаваемость по отличительным признакам.

Практическое занятие. Выполнение рисунка по мотивам городецкой росписи.

Тема 7.2. Основные этапы городецкой росписи

Основные этапы городецкой росписи: подмалевка, тенѐвка, оживка.

Практическое занятие. Приемы в городецкой росписи: основной прием выполнение элементов росписи без предварительного нанесения контуров карандашом, т.е. сразу кистью; другие приемы: свободный кистевой мазок, композиционное и цветовое равновесие, использование белильных оживок.

Тема 7.3. Этапы и приемы городецкой росписи

Этапы и приемы городецкой росписи (закрепление).  

 Практическое занятие.    Способы выполнения городецких цветов. Основа городецкого цветка – круг. Прием свободного кистевого мазка. Изображение цветов и листьев приемами городецкого письма. Конкурс на лучшее выполнение основного цветка «розана»

Тема 7.4. Образ птиц в народных промыслах, в городецкой росписи.

Образ птиц в народных промыслах, в городецкой росписи. Различные виды городецких птиц, сравнение их с реальными. Выполнение птиц: основной прием – свободный кистевой мазок.

Практическое занятие. Обучение движению кисти (в воздухе, по сухой бумаге). Выполнение элементов «птицы»: кукушка, петух, фазан, павлин, голубь. Обучение поэтапному выполнению подмалевки птицы. Творческое выполнение оживки птицы.

Тема 7.5. Образ коня в народных промыслах, в городецкой росписи.

Образ коня в народных промыслах, в городецкой росписи. Приемы выполнения городецкого коня.

Практическое занятие. Обучение выполнению городецкого коня приемом свободного кистевого мазка.

Раздел 8. Экскурсии в музеи и на выставки

Посещение художественных музеев и выставок, знакомство с произведениями искусства (живописью, графикой, скульптурой). Путешествие в мир искусства:  Музей - усадьба А.М. Герасимова, краеведческий музей, литературно – музыкальный музей им. Голицыных.

                     Планируемые результаты.

 

К концу первого года обучения дети будут знать:

·       основные и дополнительные цвета;

·       цветовую гамму красок (тёплые, холодные цвета);

·       понятие симметрии;

·       контрасты форм;

·       свойства красок и графических материалов;

·       азы воздушной перспективы (дальше, ближе);

·       основные приёмы бумажной пластики (складывание и скручивание бумаги);

·       уметь:

·                     смешивать цвета на палитре, получая нужные цветовые оттенки;

·                     правильно использовать художественные материалы в соответствии со своим замыслом;

·                     грамотно оценивать свою работу, находить её достоинства и недостатки;

·                     работать самостоятельно и в коллективе;

получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

·                     умение организовывать и содержать в порядке своё рабочее место;

·                     трудолюбие;

·                     самостоятельность;

·                     уверенность в своих силах.

 

       

               Задачи программы (второй год обучения)

 

                    Обучающие (связаны с овладением детьми основами изобразительной деятельности):

  • овладение основами перспективного построения фигур в зависимости от точки зрения;

           Развивающие (связаны с совершенствованием общих способностей обучающихся и приобретением детьми общеучебных умений и навыков, обеспечивающих освоение содержания программы):

  • развитие художественного вкуса, способности видеть и понимать прекрасное;

         улучшение моторики, пластичности, гибкости рук и точности глазомера;

  • Воспитательные: (связаны с развитием личностных качеств, содействующих освоению содержания программы; выражаются через отношение ребёнка к обществу, другим людям, самому себе):
      • формирование уважительного отношения к искусству разных стран и народов;
      • воспитание терпения, воли, усидчивости, трудолюбия;
      • дисциплинированности;
      • научить работать в группе;
      • воспитать толерантность, чувство товарищества

 

 Учебный план

Второй год обучения

п/п

Наименование разделов и тем

Количество часов

Формы аттестации/контроля

Теорет.

Практич.

Всего

1

Введение в программу

11

-

11

 

1.1

Правила техники безопасности в изостудии

1

-

1

 

1.2

Особенности второго года обучения

1

-

1

Входное тестирование

1.3

экскурсии

9

-

9

опрос

2

Королева Живопись

8

36

44

 

2.1

Гармония цвета

3

12

15

тестирование, рисунок

2.2

Контраст цвета

3

12

15

тестирование, рисунок

2.3

Цветные кляксы

2

12

14

рисунок

3

Азбука рисования

6

37

43

 

3.1

Пропорции

2

13

15

Анкетирование

3.2

Плоскостное и объёмное изображение

2

13

15

Рисунок

3.3

Рисование с натуры и по памяти

2

11

13

Рисунок

4

Пейзаж

5

32

37

 

4.1

Образ дерева

2

10

12

Анкетирование

4.2

Живописная связь неба и земли

1

9

10

Рисунок

4.3

Времена года

2

13

15

Рисунок

5

аппликация из пластилина

2,5

23,5

26

 

5.1

Техника размазывания

1

3

4

Рисунок

5.2

Техника жгутиков

1

8

9

Рисунок

5.3

Техника мозаики

0,5

11,5

13

анкетирование, тестирование

6

Азы композиции

5

38

43

 

6.1

Линия горизонта

0,5

8,5

9

рисунок

6.2

Композиционный центр

3

19

22

анкетирование, тестирование

6.3

Ритм и движение

1,5

10,5

12

Итоговое тестирование

7

Экскурсии в музеи и на выставки

9

-

9

опрос

8

Итоговое занятие

3

-

3

 

Итого:

49,5

166,5

216

 

Содержание программы (второй год обучения)

Раздел 1. Введение в программу.

Тема 1.1. Правила техники безопасности в изостудии.

Повторение правил техники безопасности. Правила личной гигиены при работе в изостудии.

Тема 1.2. Особенности второго года обучения.

Обсуждение учебного плана второго года обучения. Знакомство с новыми художественными материалами и инструментами.

Тема 1.3. Экскурсии в лес, музей.

Раздел 2. Королева Живопись.

Основы цветоведения.

Тема 2.1. Гармония цвета.

Различные сочетания одного и того же цвета. Знакомство с гармоническим сочетанием цвета и «красочным винегретом».

Практическое занятие. Примерные задания: «Дары осени», «Праздничный букет», «Зимняя сказка».

Тема 2.2. Контраст цвета.

Три пары контрастных цветов: жёлтый – синий, красный – зелёный, оранжевый – фиолетовый. Использование контраста цвета для выделения главного.

Практическое занятие Примерные задания: «Огни цирка», «Сказочная птица», «Теремок».

Тема 2.3. Цветные кляксы.

Умение смешивать краски и получать красивые цветовые пятна. Получение пятна-отпечатка в технике «монотипия». Дорисовка красочного пятна.

Практическое занятие. Примерные задания: «Цветные сны», «Волшебные бабочки», «Чудо-юдо».

Раздел 3. Азбука рисования.

Тема 3.1. Пропорции.

Пропорции – соотношение частей по величине.

Тема 3.2. Плоскостное и объёмное изображение.

Плоскостное или объёмное изображение предметов в рисунке. Передача плоской фигуры линией, а объёмной фигуры – линиями и светотенью. Длина, ширина и высота объёмных тел (куб, шар, пирамида). Похожесть плоских форм (фигуры) на силуэты (квадрат, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Геометрический коврик», «Эскиз витража», «Любимые игрушки», «Конструктор».

Тема 3.3. Рисование с натуры и по памяти.

Изучение натуры. Изображение натуры с «нужными» деталями. Рисование с натуры. Рисование по памяти.

Практическое занятие. Примерные задания: «Зарисовки предметов быта», «»Зарисовки чучела птиц».

Раздел 4. Пейзаж.

Работа над пейзажем как средство воспитания эстетического отношения к природе, умения видеть её красоту в разные времена года.

Тема 4.1. Образ дерева. Понятие о пластическом характере деревьев. Графические зарисовки деревьев. Возможность с помощью силуэтов деревьев сравнить формы различных деревьев с геометрическими фигурами (овал, круг, треугольник).

Практическое занятие. Примерные задания: «Грустное и весёлое дерево», «Старая и молодая берёзка», «Древо жизни», «Лесная тропинка».

Тема 4.2. Живописная связь неба и земли.

Разнообразные цветотональные отношения земли и неба в разных погодных состояниях. Колористические особенности погоды и освещения.

Практическое занятие. Примерные задания: «Закат», «Хмурый лес», «Солнечный денёк».

Тема 4.3. Времена года.

Формирование целостного колористического видения пейзажа, его особенностей в разное время года.

Практическое занятие. Примерные задания: «Царство осеннего леса», «Хрустальная зима».

Раздел 5. Аппликация из пластилина.

 Шаблон заполняется маленькими разноцветными шариками.

Создание такой аппликации позволяет в ребенке развить усидчивость и терпение. При помощи таких занятий ребенок учится завершать начатые дела. Простую картину можно творить без предварительного рисунка. Ребенок может самостоятельно размещать элементы композиции и подбирать цвета. Это развивает его творческие способности. 

Тема 5.1. Техника размазывания.

Тема 5.2. Техника жгутиков.

Тема 5.3. Техника мозаики.

Раздел 6. Азы композиции.

Знакомство с основными правилами композиционного построения на листе бумаги (вертикальный и горизонтальный формат листа).

Тема 6.1. Линия горизонта.

Изменение горизонта и его высоты от точки зрения. Линия горизонта – граница между небом и землей.

Практическое занятие. Примерные задания: «Восход солнца», «Полёт птиц».

Тема 6.2. Композиционный центр.

Композиционный центр – это доминирующее пятно. Оно может менять свое место на листе бумаги в зависимости от желания художника.

Практическое занятие. Примерные задания: «Мой любимый цветок», «На берегу моря», «Ночной город», «Моя любимая сказка».

Тема 6.3. Ритм и движение.

Композиция как ритм пятен. Разнообразные варианты ритмических пятен для передачи движения в композиции.

Практическое занятие. Примерные задания: игровые упражнения на тему «Бег по кругу», «Догонялки».

Раздел 7. Экскурсии в музеи и на выставки.

Тема 7.1. Экскурсия в музей Голицыных.

Содержание темы: Поэты и писатели - современники - наши земляки: П.С. Герасимов, В. Михин, А. Радий, Б. Панов, В. Аршанский, В. Кострикин.

Тема 7.2. Экскурсия в ЦГЛ.

Содержание темы: Мичуринск - центр садоводства и овощеводства. Имя Мичурина на карте города: Козловские адреса И.Мичурина, ЦГЛ, питомник, научные и учебные заведения им. Мичурина, коллекционный сад.

Тема 7.3. Экскурсия в комнату русского быта в ЦКиТ.

Содержание темы: Посуда в обиходе крестьянской семьи: виды, назначение, материал, из которого изготавливали посуду. Ухваты. Рубель, валек. Прялки, ткацкий стан, их устройство и назначение.

Тема 7.4. Экскурсия по историческому центру города.

Содержание темы: История возникновения Боголюбской церкви,

Ильинской церкви. Исторические факты легенды. Архитектурные особенности. История восстановления храмов.

Раздел 8. Итоговое занятие.

Выявление освоения теоретических знаний с помощью тестирования. Просмотр творческих работ обучающихся и их обсуждение.

                  Планируемые результаты.

 

К концу второго года обучения дети будут знать:

·                      контрасты цвета;

·                     гармонию цвета;

·                     азы композиции (статика, движение);

·                     пропорции плоскостных и объёмных предметов;

уметь:

·                     выбирать формат и расположение листа в зависимости от задуманной композиции;

·                     соблюдать последовательность в работе (от общего к частному);

·                     работать с натуры;

·                     работать в определённой гамме;

·                     доводить работу от эскиза до композиции;

·                     использовать разнообразие выразительных средств (линия, пятно, ритм, цвет);

·                     работать с бумагой в технике объёмной пластики;

получат развитие общеучебные умения и личностные качества:

·                     умение работать в группе;

·                     умение уступать;

·                     ответственность;

·                     самокритичность

 

Материально-техническое обеспечение программы

Для занятий необходимы:

-учебный кабинет. Оборудование кабинета: Столы и стулья, баночки для воды, раковина и наличие водопровода, освещение, оснащение техническими средствами, подборка видеосюжетов, фильмов и слайдов.

Художественные материалы:

краски гуашевые и акварельные; художественные кисти, бумага для живописи; бумага для графических работ и зарисовок; карандаши цветные и графические, пастель и ли
восковые мелки; клей, ножницы, цветная бумага и цветной картон, пластилин, цветная тушь, фломастеры.

 

Методическое обеспечение программы «Палитра родного края».

1. Обеспечение программы различными видами методической продукции.

Программа обеспечена разнообразными видами методической продукции. Это, прежде всего, авторские разработки художественно-творческих игр, адаптированных для детей младшего школьного и среднего возраста. Это и ситуативные импровизационные игры, возникающие прямо по ходу отдельных занятий, и заранее спланированные педагогом игры и игровые ситуации, в которые дети охотно включаются, изучая те или иные разделы и темы (например, «Сказка про гусениц-сестренок», фантазийная игра «Цветные сны», «Звери в стране красок», «Танцующие кисточки» и др.).

Чтобы занятия были увлекательными и интересными, а работа вызывала у детей чувство радости и удовлетворения, педагогу необходимо создать такие условия для проведения образовательного процесса, при которых познавательная и созидательная деятельность переплетались бы со зрелищно-игровым процессом. Такая установка не только соответствует возрасту детей, для которых предназначена программа, но и помогает выявить творческие способности детей с учетом возраста и индивидуальности каждого ребенка, ведь дети принимаются в студию с разной степенью одаренности и различным уровнем исходной базовой подготовки. Поэтому так важно обеспечить индивидуальный подход к каждому ребенку.

Игра в этом плане имеет особое значение. Она помогает педагогу выстроить образовательный процесс по принципу от простого к сложному; освоить материал в соответствии с индивидуальными возможностями ребенка, создав при этом каждому ситуацию успеха, ведь каждый ребенок – уникальная личность. Он обладает своим характером, темпераментом, чувствами, увлечениями. У каждого – свой ритм и темп работы.

Также игра объединяет детей, содействует формированию детского коллектива. С этой целью используются практические задания, выполнение которых предполагает организацию коллективной работы детей.

Автором программы разработаны технологические схемы выполнения коллективных работ. На 1-м году обучения – это коллаж «Мир насекомых» и «Лоскутный коврик»; на 2-м году – панно «Ночной город», коллаж «Подводный мир.

Дети младшего школьного возраста от природы свободны и раскрепощены. У них нет комплексов более «взрослых» детей. Они, как правило, не боятся браться за любую поставленную педагогом задачу. Любая новая технология, новый материал вызывает у них здоровый активный интерес, желание работать.

Для активизации детей используются разработанные автором задания-игры на развитие фантазии и воображения: «Чего на свете не бывает?», «Чудо-бабочка», «Образ из пятна».

При этом задания-игры дифференцированы по возрастам. Малышам 6 лет предлагаются такие задания, как: «Дорисуй», «Отгадай», «Одень» и другие. Обучающиеся 7-8 лет любят игры-импровизации, где каждый может стать «великим художником» (Ван Гогом, Рафаэлем, Левитаном, Айвазовским и т.д.). Вовремя показанная нужная картинка, репродукция, иллюстрация может наиболее доходчиво и наглядно подсказать основные задачи учебного задания.

Программой предусмотрено методическое обоснование процесса организации образовательной деятельности и форм проведения занятий. В частности, автором предложена методика структурирования занятий по ИЗО.

Как показала практика, оптимален следующий способ построения учебного процесса: сначала педагог объясняет обучающимся тему занятия, задачи, которые они должны решить, средства и способы их выполнения. Параллельно с этим может идти показ вспомогательного материала, иллюстрирующего тему занятия: художественные фотографии, репродукции работ известных художников, альбомы по изобразительному искусству, изделия народных мастеров, лучшие детские работы из фонда студии.

При этом педагог может предложить детям просмотреть дидактические материалы, методические таблицы и пособия. Это создает благоприятную почву для развития познавательного интереса обучающихся и появления творческого настроения.

После изложения теоретических сведений педагог вместе с детьми переходит к практической деятельности. Метод непосредственного показа очень важен, т.к. учит детей технике обращения с различными художественными материалами (акварель, гуашь, пастель, тушь, восковые мелки). Педагог демонстрирует, как нужно работать с разными инструментами (кисть, карандаш, перо, палитра, мастехин и др.). При этом используется для показа учебная доска или лист бумаги, прикрепленный на мольберт. Таким образом педагог раскрывает творческие возможности работы над определённым заданием.

Дети после объяснения приступают к работе. Практическая деятельность обучающихся строится от простого к сложному, от учебных упражнений до построения композиции.

В конце занятия для закрепления полученных знаний и умений уместно провести анализ выполненной работы и разбор типичных ошибок. После подведения итогов занятия педагог может дать рекомендации детям в виде домашнего задания.

Чтобы дети не уставали, а полученные результаты радовали и вызывали ощущение успеха, задания должны быть зрительно эффектными. В этих целях программа обеспечена специальным набором игровых приёмов.

Например, для концентрации внимания ребёнка на чем-то важном можно надеть на руку куклу (дети, обучающиеся по данной программе, знают ее под именем Нарисуй-ка); кукла помогает усвоить сложные задания, может пожурить и похвалить, а главное – ответить на любой вопрос ребёнка.

Краски, кисточки, мелки и карандаши во время занятий нередко превращаются в сказочных героев, использованные палитры – в цветные сны, а раздутая клякса создает неповторимые образы чудо- зверей, птиц, фантастических животных.

На первых занятиях особенно важно похвалить каждого ребёнка за выполненную работу, внушить уверенность в себе, воодушевить на продолжение обучения.

Эффективно включиться в процесс работы детям помогает на занятиях музыка. Автором собрана соответствующая коллекция аудиозаписей, составляющая значимую часть методического сопровождения программы.

Перед началом занятий, а также когда дети устают, полезно проводить игровую разминку для кистей рук.

Игровая гимнастика в виде упражнений (рисунок в воздухе) помогает ребёнку быстрее освоить основы изобразительного творчества.

Чтобы дети быстро не утомлялись и не теряли интерес к предмету, полезно вводить смену видов деятельности и чередование технических приёмов с игровыми заданиями.

Например, любой акварельный «подмалевок» может послужить фоном для следующих заданий, где могут быть использованы трафарет, аппликация, дорисовка тушью, пастелью, мелками и др.

Вялых, инертных детей можно заинтересовать с помощью особых приёмов. Например, неудачный акварельный этюд не выбрасывается. Он может послужить фоном для работы в технике пастели, гуаши или из него можно вырезать различные элементы для коллажа.

Нередко игровая смена различных приёмов и техник оказывается настолько удачной, что из рисунка-«золушки» рождается сказочной красоты «шедевр».

Такая «подзарядка» стимулирует обучающегося на творческий настрой, рождает в каждом подростке уверенность в своих потенциальных возможностях.

Удачи окрыляют даже самых неуверенных детей, пробуждают желание экспериментировать, творить, дать своей фантазии «космическую» свободу.

В условиях предвкушения удачи образовательный процесс будет проходить легко, вызывая активный интерес каждого подростка, независимо от его способностей, что приведет к желаемому результату. Ведь художественное образование не должно ориентироваться только на наиболее способных к изобразительной деятельности детей.

 

Планируемые результаты.

В результате реализации программы предполагается достижение определённого уровня овладения детьми изобразительной грамоты. Дети будут знать специальную терминологию, получат представление о видах и жанрах искусства, научатся обращаться с основными художественными материалами и инструментами изобразительного искусства.

 

Формы аттестации и контроля

         В процессе обучения детей по данной программе отслеживаются три вида результатов:

·                     текущие (цель – выявление ошибок и успехов в работах обучающихся);

·                     промежуточные (проверяется уровень освоения детьми программы за полугодие);

·                     итоговые (определяется уровень знаний, умений, навыков по освоению программы за весь учебный год и по окончании всего курса обучения).

Выявление достигнутых результатов осуществляется:

1.     через механизм тестирования (устный фронтальный опрос по отдельным темам пройденного материала);

2.      через отчётные просмотры законченных работ.

Отслеживание личностного развития детей осуществляется методом наблюдения и фиксируется в рабочей тетради педагога.

Учет результатов и оценки работ воспитанников осуществляется по следующим критериям:

Возраст воспитанника

Год обучения

Содержание работы

Техника и качество выполнения

Уровень сложности

Самостоятельность

Оригинальность

Для оценки личностных качеств воспитанников проводится диагностика: входная, промежуточная, итоговая по пятибалльной системе. Итоговая оценка определяется как средний балл. Результаты диагностики заносятся в таблицу.


 Педагогический контроль

Формы оценки ожидаемого результата:

Предварительный этап (сентябрь-октябрь)

- выявить исходный уровень подготовки детей

наблюдение, собеседование

Текущий (по итогам темы)

- выявить степень усвоения детьми учебного материала;
- выявление отстающих, опережающих, уровень развития способностей

просмотр работ, составление карты наблюдений

Итоговый (по итогам учебного года (апрель)

По итогам освоения всей программы (за 3 года обучения)

- диагностика усвоения детьми образовательной программы за год;
- закрепление знаний
- степень достижения результатов по итогам освоения всей программы;
- закрепление знаний;
- получение сведений о необходимости корректировки программы;
- ориентация на самостоятельное обучение, дальнейшее планирование деятельности по изобразительному искусству.

выставка внутри учреждения;
игра, викторина по предмету,
выставка, конкурс творческих работ;
итоговое тестирование

Система оценивания:

1 – низкий уровень образования, 2 – уровень ниже среднего, 3 – средний уровень, 4 – уровень выше среднего, 5 – высокий уровень.

Шкала уровней:

1.Нет правильно выполненных заданий

Нет правильной организации рабочего места;

Не соблюдаются основные законы композиции;

Работа не закончена

2.Много ошибок и исправлений при выполнении заданий

Правильный выбор формата в зависимости от композиции;

Ошибки и исправления при выполнении рисунка;

Сложности при колористическом решении работы;

Работа не закончена

3.Есть правильно выполненные задания, грубые ошибки

Велась правильная поэтапная работа над рисунком;

Много ошибок при применении законов композиции, цветоведения, перспективы;

Работа не закончена

4.Есть небольшие исправления, в целом задания выполнены правильно

В целом работа выполнена правильно, есть небольшие недочёты в области композиции или перспективы;

Работа полностью закончена

5.Задания выполнены правильно, без исправлений

Свободное владение различными художественными материалами для выполнения работы; Применение основных законов композиции;

Верное колористическое решение ; передача объёма;

Работа полностью закончена

 

Форма подведения итогов реализации программы:

 В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

Автором программы разработаны тематические тестовые материалы для итогового контроля по каждому году обучения. Отслеживаются: уровень знаний теоретического материала, степень овладения приёмами работы различными художественными материалами, умение анализировать и решать творческие задачи, сформированность интереса обучающихся к занятиям.

Оценка осуществляется по 10-балльной системе педагогом и приглашёнными экспертами (ведущими педагогами студии):

0-1 баллов выставляется за «неверный ответ»;

от 2 до 7 баллов – за «не во всём верный ответ»;

от 8 до 10 баллов – за «правильный ответ».

 

 

Отчетные просмотры

законченных работ обучающихся

Во время отчетных просмотров по окончании каждого из трёх лет обучения определяются, прежде всего, практические умения и навыки обучающихся.

Таблица

контроля практических умений и навыков

просмотров по окончании учебного года

 

Фамилия.

имя

ребёнка

Раздел программы

Замечания,

рекомен-

дации

Оценка

по 10-

балльной

системе

Подпись

педагога

Рису-нок

Живо-пись

Компо-зиция

Бумаж.

констр.

                 

 

Формы подведения итогов реализации программы

В качестве форм подведения итогов по программе используются: ИЗО-викторины, ИЗО-конкурсы, участие в выставках различного уровня.

 

Таблица

учёта участия обучающихся в конкурсах и выставках

за 2 года обучения по программе

«Основы изобразительного искусства»

Фамилия, имя ребёнка

Дата

Название конкурса, выставки

Название работы (художественный материал)

Результат

         

Данная таблица показывает творческий рост ребёнка по мере прохождения им образовательной программы.

 

Дидактические материалы

Дидактические материалы (таблицы, наглядные пособия, демонстрационные карточки, образцы выполненных заданий и др.) используются на каждом занятии, кроме занятий по развитию фантазии, воображения и проверочных занятий.

Автором составлен специальный аннотированный каталог дидактических материалов, используемых в процессе реализации данной программы.

Аннотированный каталог дидактических материалов к программе

«Палитра родного края»

Форма дидактического материала

Название дидактического материала

Раздел, темы (примерные)

Цель использования

1

Наглядное пособие

«Природные формы»

«Азбука рисования»

Наброски

Рисунок:

  • зарисовки трав, цветов;
  • силуэты деревьев

Визуальная форма объяснения задания

2

Наглядное пособие

«Техника и характер штриховки»

«Линия и образ»

Рисунок:

  • линейный рисунок с натуры, по памяти;
  • объёмный рисунок с натуры, по памяти

Объяснение технических приёмов работы

3

Наглядные пособия

«Цветовая гамма. Теплые и холодные цвета»

«Цветовой круг»

«Основные и дополнительные цвета»

«Ахроматические и хроматические цвета»

Живопись:

  • цветовая гамма осени;
  • дары природы;
  • холодная гамма зимы;
  • танец контрастных цветов;
  • царство ночи и царство дня

Наглядная помощь в решении учебных упражнений по цветоведению

4

Наглядные пособия

Подборка демонстрационных карточек

Образцы лучших работ из фонда студии

«Азы композиции»

«Композиционный центр»

«Статика, движение в композиции»

Композиция:

  • космические дали;
  • праздник в городе;
  • любимая сказка;
  • цирк;
  • зоопарк

Определение различных вариантов построения композиции

5

Наглядные пособия

Подборка образцов

«Стилизация природных форм»

«Различные виды орнамента (зооморфный, геометрический, растительный)»

«Орнамент в круге, треугольнике, прямоугольнике»

Орнамент:

  • деревянное кружево;
  • ковер из снежинок;
  • гжельские узоры

Демонстрация возможных вариантов построения орнамента

6

Наглядные пособия

Подборка образцов

«Выразительные возможности графических материалов»

Графика:

  • рисуем пером птиц, растения;
  • рисуем кистью и черной тушью фантастических животных;
  • рисуем палочкой и цветной тушью;
  • рисуем цветными карандашами, фломастерами веселых и грустных клоунов;
  • рисуем углем деревья;
  • рисуем пастелью букеты

Наглядная помощь в решении учебных задач

7

Наглядные пособия

Образцы лучших работ из фонда студии

«Линейная и воздушная перспектива»

«Поэтапная работа над натюрмортом»

«Формы и строение предметов»

«Изображение перспективы с 1,

с 2 точками схода»

Натюрморт:

  • натюрморт из 1-2 предметов на нейтральном фоне (предметы быта);
  • натюрморт из геометрических фигур;
  • натюрморт тематический на фоне драпировок со складками

Повышение результатов исполнения

8

Подборка учебных работ и лучших образцов из фонда студии

Новогодние игрушки, сувенирные открытки, маски, выполненные в технике бумажной пластики

Конструирование из бумаги:

  • бумажные «вырезанки»;
  • объемная аппликация;
  • сувенирные открытки;
  • карнавальные маски

Визуальная форма объяснения материала

9

Наглядные пособия

Выставочные работы из фонда студии

«Пропорции головы человека»

«Использование различных техник в работе над портретом»

Изображение человека:

  • портрет мамы;
  • автопортрет с другом;
  • спортивные игры;
  • веселый и грустный клоун

Помощь в объяснении задания

10

Наглядное пособие

Лучшие пленэрные работы из фонда

«Линейная и воздушная перспектива»

«Различные формы деревьев»

«Образ дерева»

Пейзаж:

  • этюды деревьев с натуры;
  • зарисовки природных мотивов;
  • живописные этюды неба на состояние;
  • тематический пейзаж (осень, зима, весна, лето)

Повышение результатов исполнения

Примерная форма для подражания

Составной частью дидактических материалов является подобранный к программе натюрмортный фонд.

Примерный перечень предметов натюрмортного фонда:

1.     Предметы быта:

а) стеклянные (бутылки разной формы, вазы, чашки, стаканы, блюда, салатницы);

б) деревянные (шкатулки, ложки, бочонки, коробочки, разделочные доски);

в) металлические (самовары, чайники, утюги, ложки, ножи, кастрюли, кофейники);

г) керамические (крынки, блюда, чайники, чашки, вазы).

2.     Предметы декоративно-прикладного искусства (прялки, сундучки, лапти, вышитые полотенца, расписные доски, образцы народной игрушки, жостовские подносы, гжельская посуда, керамические предметы).

3.     Музыкальные инструменты (гитара, гармошка, бубен, горн).

4.     Природные элементы (букеты из сухоцветов, искусственные цветы, гербарий из цветов, листьев, бабочек, набор морских раковин, кораллов, звезд, набор камней).

5.     Муляжи (грибы, фрукты, овощи).

6.     Чучела птиц и животных (чайки, вороны, совы, попугаи, сороки, белки).

7.     Драпировки (однотонные, с цветным и геометрическим орнаментом, ткань разной фактуры – бархат, шелк, ситец, холст, шерсть, тюль).

8.     Гипсовые предметы (геометрические фигуры, орнаменты, головы с античных слепков).

 

Методические материалы

1-й год обучения

 

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Введение в программу

теоретические занятия

лекция, беседа, рассказ ,экскурсии

презентации и учебные пособия

проектор, ноутбук, экран

анкетирование, тестирование

Живопись

теоретические и практические занятия

лекция, беседа, рассказ

презентации и учебные фильмы

проектор, ноутбук, экран

анкетирование, рисунок

Рисунок

теоретические и практические занятия

лекция, беседа, рассказ

презентации и учебные фильмы

проектор, ноутбук, экран

 рисунок

Декоративное рисование

теоретические и практические занятия

лекция, беседа, рассказ

презентации

проектор, ноутбук, экран, наглядные пособия

тестирование, рисунок

Тематическое рисование

теоретические и практические занятия

лекция, беседа, рассказ

презентации

проектор, ноутбук, экран, наглядные пособия

рисунок

Выразительные средства графических материалов

теоретические и практические занятия

лекция, беседа, рассказ

презентации

проектор, ноутбук, экран, наглядные пособия

Тестирование, рисунок

Городецкая роспись

теоретические и практические занятия

лекция, беседа, рассказ

презентации

проектор, ноутбук, экран, наглядные пособия

рисунок

Экскурсии в музеи и на выставки

теоретические занятия

лекция, беседа, игра

учебные фильмы

проектор, ноутбук, экран, наглядные пособия

тестирование

 

 

Методическое обеспечение

2-й год обучения

Раздел или тема программы

Формы занятий

Приёмы и методы организации образовательного процесса

Дидактический материал

Техническое оснащение занятий

Формы подведения итогов

Введение в программу.

теоретические занятия

лекция, беседа, рассказ

презентации и учебные фильмы.

проектор, ноутбук, экран

анкетирование, тестирование

Королева Живопись

теоретические и практические занятия

лекция, беседа, рассказ, экскурсии

презентации

проектор, ноутбук, экран

анкетирование, рисунок

Азбука рисования

теоретические и практические занятия

лекция, беседа, рассказ

презентации и учебные фильмы

проектор, ноутбук, экран

тестирование,  отчётные просмотры законченных работ

Пейзаж

теоретические занятия

беседа, рассказ

презентации

проектор, ноутбук, экран, наглядные пособия

тестирование, рисунок

аппликация из пластилина

теоретические и практические занятия

лекция, беседа, рассказ

презентации

проектор, ноутбук, экран, наглядные пособия

анкетирование

Азы композиции

теоретические и практические занятия

лекция, беседа, рассказ

презентации

проектор, ноутбук, экран

Анкетирование, рисунок

Экскурсии в музеи и на выставки

теоретические занятия

экскурсия

учебные фильмы

ноутбук

тестирование

Итоговое занятие

теоретические занятия

экскурсия

презентации

наглядные пособия

отчётные просмотры законченных работ.

 

                                              Список литературы

Литература для обучающихся

Белашов А. М. Как рисовать животных. – М.: Юный художник, 2002.

Брагинский В. Э. Пастель. – М.: Юный художник, 2002.

Дикинс Р., Маккафферти Я. Как научиться рисовать лица. – М.: РОСМЭН, 2002.

Иванов В. И. О тоне и цвете (в 2-х частях). – М.: Юный художник, 2001-2002.

Лахути М. Д. Как научиться рисовать. – М.: РОСМЭН, 2000.

Панов В. П. Искусство силуэта. – М.: Юный художник, 2005.

Сэвидж Хаббард К., Спейшер Р. Приключения в мире живописи. – М.: РОСМЭН, 2003.

Ткаченко Е. И. Мир цвета. – М.: Юный художник, 1999.

Уотт Ф. Я умею рисовать. – М.: РОСМЭН, 2003.

Чивиков Е. К. Городской пейзаж. – М.: Юный художник, 2006.

Шабаев М. Б. Цветные карандаши. – М.: Юный художник, 2002.

Литература для родителей

Алексеева В. В. Что такое искусство. – М.: Советский художник, 1991.

Берсенева Г. К. Ткань. Бумага. Тесто. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Дрезнина М. Г. Каждый ребенок – художник. – М.: ЮВЕНТА, 2002.

Лопатина А., Скребцова М. Краски рассказывают сказки. – М.: Амрита-Русь, 2005.

Мейстер А. Г. Бумажная пластика. Домашнее рукоделие. – М.: Астрель, 2001.

Нагибина М. И. Из простой бумаги мастерим как маги. – Ярославль: Академия холдинг, 2001.

Синицына Е. Умные занятия и игры. – М.: Лист Нью, Вече, 2002.

Литература для педагога

Базанова М. Д. Пленэр. – М.: Изобразительное искусство, 1994.

Гусакова М. А. Аппликация. – М.: Просвещение, 1987.

Дубровская Н. В. Приглашение к творчеству. – СПб.: Детство-Пресс, 2004.

Комарова Т. С., Размыслова А. В. Цвет в детском изобразительном творчестве. – М.: Педагогическое общество России, 2002.

Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985.

Корнева Г. Бумага. – СПб.: Кристалл, 2001.

Луковенко Б. А. Рисунок пером. – М.: Изобразительное искусство, 2000.

Митителло К. Аппликация. Техника и искусство. – М.: Эксмо-Пресс, 2002.

Михайлов А. М. Искусство акварели. – М.: Изобразительное искусство, 1995.

Неменский Б. М. Образовательная область «искусство». – М.: ГОМЦ, Школьная книга, 2000.

Неменский Б. М. Изобразительное искусство и художественный труд. – М.: МИПКРО, 2003.

Полунина В. Н. Искусство и дети. – М.: Правда, 1982.

Полунина В. Н. Солнечный круг. У Лукоморья. – М.: Искусство и образование, 2001.

Полунина В. Н., Капитунова А. А. Гербарий. – М.: Астрель, 2001.

Смит С. Рисунок. Полный курс. – М.: Внешсигма, 1997.

1 Программа для средних общеобразовательных учебных заведений / Под рук. и ред. нар. художника России, акад. Б. М. Неменского // Программа начальной школы «Основы художественных представлений». – М.: МИПКРО, 2001.

2 Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

3 См. напр., программу: Изобразительное искусство. 1-9 классы (коллектив авторов: Кузин В. С., Ростовцев Н. Н. и др.). – М.: Агар, 1996. Данная программа предлагает обучение от 1 до 2 часов в неделю и – соответственно – от 36 до 72 часов в год.

4 144 часа в каждый учебный год. См.: Гросул Н. В. Студия изобразительного творчества // Программы дополнительного художественного образования детей. – М.: Просвещение, 2005.

Глоссарий

         Акварель - (от итальянского acquerello, от латинского aqua - вода) краски (обычно на растительном клее), растворимые водой, а также живопись этими красками.

Ахроматические цвета – белый, серый, черный, различаются только по светлоте и лишены цветового тона.

Блик – элемент светотени. Наиболее светлое место на освещенной (блестящей) поверхности предмета. С переменой точки зрения блик меняет свое местоположение на форме предмета.

Гамма красочная, гамма цветовая - в изобразительном и декоративном искусстве ряд гармонически взаимосвязанных оттенков цвета (с одним доминирующим), используемый при создании художественного произведения. Различают теплую, светлую, холодную и др.

Гуашь - (от итальянского guazzo - водяная краска) краски, состоящие из тонко растертых пигментов с водно-клеевым связующим (гуммиарабик, пшеничный крахмал, декстин и др.) и примесью белил, а также произведения искусства, выполненное этими красками. Обычно употребляется для живописи по бумаге, картону, полотну, шелку, кости.

Декор - (от латинского decoro - украшаю) система украшения сооружений (фасада или здания) или изделия.

 

Декоративное искусство - область пластических искусств, произведения которой наряду с архитектурой художественно формируют окружающую человека материальную среду, вносят в нее эстетическое идейно-образное начало. Подразделяется на монументально-декоративное (создание архитектурного декора, росписей, рельефов, статуй, витражей, мозаик, парковой скульптуры), декоративно-прикладное (создание художественных изделий, предназначенных главным образом для быта) и оформительское искусство (художественное оформление празднеств, экспозиций выставок и музеев, витрин и т. п.).

 

Декоративно-прикладное искусство - раздел декоративного искусства, охватывает ряд отраслей творчества, которые посвящены созданию художественных изделий, предназначенных главным образом для быта. Произведениями могут быть: различная утварь, мебель, ткани, орудия труда, оружие, средства передвижения, одежда, украшения, игрушки и т. п.

Зарисовка - рисунок с натуры, выполненный, как правило, вне мастерской с целью сбора материала для более значительной работы, а также ради упражнения или со специальной целью (например, по заданию газеты, журнала). В отличие от близкого по техническим средствам наброска, в зарисовке могут быть тщательно проработаны нужные художнику детали.

Контрастность цвета – тенденция воспринимать предметный цвет (его локальную окраску) независимо от изменяющихся условий освещения, его силы, спектрального состава (дневное, вечернее, искусственное).

Мозаика - (от латинского musivum, буквально - посвященное музам) изображение или узор, выполненные из однородных или различных по материалу частиц (камень, смальта, керамические плитки и пр.), один из основных видов монументального искусства.

Набросок - произведение графики, живописи или скульптуры небольших размеров, бегло исполненное художником. Главное назначение - быстрая фиксация отдельных наблюдений или замыслов в процессе текущей работы художника. Может исполняться с натуры либо по памяти или воображению.

Орнамент - (от латинского ornamentum - украшение) узор, состоящий из ритмически упорядоченных элементов, предназначенный для украшения предметов (утварь, орудия и оружие, текстильные изделия, мебель, книги и т. д.), архитектурных сооружений, произведений пластических искусств, тела.

Трафарет - (от итальянского traforo - продырявливание, прокалывание) приспособление для формирования красочного изображения или орнамента, рассчитанное на многократное повторение мотива. Применяется при трафаретной печати в художественной вышивке и набойке, в текстовом и бумажном производстве, иногда при украшении керамических изделий. Представляет собой пластину (из дерева, картона, металла и др.) с отверстием для нанесения красок.

Форма – внешний вид, очертание, в изобразительном искусстве – объемно-пластические особенности предмета, во всех видах искусства – художественные средства, служащие для создания образа, для раскрытия содержания произведения. В творческом процессе находят форму, наиболее соответствующую замыслу. В любом из видов искусства форма в значительной степени определяет художественные достоинства произведения. В изобразительном искусстве художественная форма – композиционная построенность, единство средств и приемов. реализованных в художественном материале и воплощающих идейно-художественный замысел.

                                         Приложение №1  

  Тестовые материалы

для итогового контрольного опроса обучающихся

на выявление уровня знаний теоретического материала

Первый год обучения

Фамилия, имя ребёнка

Перечень вопросов

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Неверный

ответ

1

Какие цвета нужно смешать, чтобы получить оранжевый цвет?

       
 

фиолетовый цвет?

       
 

зелёный цвет?

       

2

Какие цвета относятся к тёплой гамме?

       

3

Какие цвета относятся к холодной гамме?

       

4

Что такое симметрия? Какие предметы имеют симметричную форму?

       

5

Какие геометрические фигуры ты знаешь?

       

6

Чем отличаются предметы, изображенные на первом и дальнем планах?

       

7

Какая разница между вертикальным и горизонтальным форматом листа?

       

8

С чего лучше начинать рисунок (с мелких деталей или с крупных частей)?

       

9.

Что такое орнамент?

       

Второй год обучения

Фамилия, имя ребёнка

Перечень вопросов

Ответы (в баллах)

Оценка

Правильный

ответ

Не во всём правильный ответ

Неверный

ответ

1

Назови три основных жанра изобразительного искусства (пейзаж, портрет, натюрморт)

       

2

Чем отличается эскиз от композиции

       

3

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось грустное настроение?

       

4

Какие краски надо смешать на палитре, чтобы получилось весёлое настроение?

       

5

Какие линии используются в рисунке?

       

6

Чем отличается плоская аппликация от объёмной?

       

7

Что такое линия горизонта?

       

8

Чем отличаются акварельные краски от гуаши?

       

9.

Какие объёмные формы ты знаешь?

       

10

Какие цвета являются контрастными?

       

 

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.