"Природа вокруг нас"

0
0
Материал опубликован 8 December 2024

План- конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе по теме:

«Природа вокруг нас».




Интеграция образовательных областей:

«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-

коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».



Задачи:

«Речевое развитие»:

Связная речь:

Способствовать развитию связной речи, умению отвечать на вопросы быстро, полным и чётким ответом. Словарь и грамматика:

упражнять в правильном назывании жилища у диких животных;

обогащать словарный запас: активизировать в речи сложноподчиненные предложения.

«Познавательное развитие»:

- расширение и углубление представлений о диких животных,

особенностях внешнего вида и образа жизни.

- развитие зрительного внимания, логического мышления.

«Социально-коммуникативное развитие»:

- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,

доброжелательности;

- воспитание любви и бережного отношения к природе.

«Физическое развитие»:

- развитие двигательной активности, координации речи и движений,

ловкости, точности движений.




Материалы и оборудование:

Иллюстрации «Лес»; картинки к игре «Кто кем был?», «Четвёртый лишний»;фишки, иллюстрации о правилах поведения на природе; мяч; раскраски, цветные карандаши.





Формы организации совместной деятельности.


Виды детской деятельности

Формы работы с детьми

Коммуникативная

Игра «Вопрос-ответ».

Цель: Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Игра «Угадайте по описанию».

Цель: учить определять предмет по его существенным признакам; развивать слуховое внимание и логическое мышление.

Дидактическая игра «Кто кем был?»

развивать речевую активность, мышление.

Познавательно-

исследовательская

Дидактическая игра «Кто где живет?».

Цель: упражнять в правильном назывании жилища у

диких животных. Дидактическая игра «Четвёртый лишний».

Цель: научить классифицировать предметы по существенному признаку, находить лишнее. Развитие мышления и внимания. 

Дидактическая игра «Земля, вода, воздух».

Цель: закрепление знаний о среде обитания животных.

Игровая

«Задания от Лесовика-годовика»

Цель: создание условий для совместной деятельности

воспитателя и детей.

Двигательная

Двигательная пауза «У ручья».

Цель: Развивать двигательную активность детей,

выполнять движения по заразительному показу,

упражнять детей в подскоках и прыжках на двух

ногах.


Изобразительная

Раскраски «Обитатели нашего леса»(птицы, звери)


Логика образовательной деятельности.


Деятельность воспитателя

Деятельность детей

Ожидаемые результаты

Воспитатель : « Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и тайны. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас».

В викторине примут участие две команды. Это команда «Белочки» (указывается капитан команды) и команда «Зайчики» (указывается капитан команды).

Правила проведения: -выслушать вопрос, задание до конца; -не подсказывать отвечающему; -кто знает ответ, поднять руку; -если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. -Каждый правильный ответ будет оцениваться фишкой. После проведения викторины мы посмотрим, кому же сегодня повезёт в этой игре.

Не далеко, не близко, не за тридевять земель, а в нашем лесном государстве, живёт, говорят, в дремучей чаще старик-годовик – добрый старик.

А волшебник, говорят, каких свет не видывал.

Он приготовил для вас разные задания, чтобы проверить ваши знания.


Дети внимательно

слушают воспитателя,

участвуют в беседе. Дети делятся на две команды.

Дети готовы к

началу занятия

Внимание детей

активно, они

поддерживают

диалог.

Созданы условия

для совместной

деятельности.

Задание1. Вопросы для 1-й команды.

Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.)

Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.)

Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.)

Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.)

У какого дерева белый ствол? (У березы.)

Как называется дом муравьев? (Муравейник.)

Как назвать детеныша коровы? (Теленок.)

Сколько ног у жука? (Шесть.)

Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.)

Кто носит свой дом на спине? (Улитка.)

У какого зверя есть иголки? (у ежа.)

Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.)

Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.)

Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.)

Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.)

Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.)

Сколько ног у паука? (Восемь.)


Дети внимательно слушают вопросы и дают правильные ответы.

За правильные ответы команды получают фишки.

Вопросы для 2-ой команды.

На каком дереве растут желуди? (На дубе.)

Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.)

Карась, щука, сом, окунь – это. (рыбы)

У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.)

Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.)

Какая птица лечит деревья? (Дятел.)

Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.)

Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.)

Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.)

У какой птицы красная грудка? (У снегиря.)

Кто в лесу плетет паутину? (Паук.)

У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.)

Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.)

Чем питается бабочка? (Нектаром.)

Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.)

Что такое зеленый покров Земли? (Трава.)

Дети внимательно слушают вопросы и дают правильные ответы.

Дети внимательны,

проявляют интерес

к происходящему.

Задание2. Д/и «Кто кем был?»

Детям раздаются картинки. Ребёнок говорит, кто кем был раньше (лягушка – икринкой, головастиком, заяц – зайчонком, бабочка –гусеницей, одуванчик – семечком, птица – яйцом, лошадь -жеребёнком, ёлка – семечком, крокодил – яйцом, рыба -икринкой, рубашка тканью, шкаф -доской, хлеб -мукой, велосипед -железом, ботинки -кожей, свитер -шерстью, цыплёнок (яйцом) сосулька- вода и т.



Ребята думают, отвечают, помогают друг другу при затруднениях.

Дети стараются не

перебивать друг

друга, ответы

правильные.

Задание 3. Игра «Четвёртый лишний» КАПИТАНЫ.

Воспитатель - Поиграем в игру «Четвёртый лишний».

1 Команда: -заяц, ёж, лиса, шмель; -трясогузка, паук, скворец, сорока; -бабочка, стрекоза, енот, пчела; -стрекоза, мотылёк, шмель, воробей.

2 команда -кузнечик, божья коровка, ворона, майский жук; -пчела, стрекоза, енот, оса; -муха, божья коровка, голубь, комар; -муравей, кузнечик, пчела, медведь;


Капитаны команд называют лишнее слово, обосновывают свои ответы.

Ответы детей связные,

грамотные, логичные,

сложными предложениями.

Игра- физминутка. Как- то днем лесной

тропой

Звери шли на водопой:

За мамой лосихой

топал лосенок,

За мамой лисицей

крался лисенок,

За мамой ежихой

катился ежонок,

За мамой медведицей

шел медвежонок,

За мамой белкой

скакали бельчата,

За мамой зайчихой-

косые зайчата.

Все мамы и дети

напиться хотят.

Дети выполняют

движения:

- Дети идут по кругу друг за другом;

- Идут, топают ногами;

- Идут , крадутся на носочках;

-Идут в присядку;

-Идут вперевалочку;

- Подскоки ;

- Прыгают на двух ногах;

- В кругу делают

Движения языком

«лакают».

Движения детей

четкие, выполняют

согласованно со

всеми.

Задание4. Игра « Земля, вода, воздух»

Дети, становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из трёх слов: земля, вода, воздух.

Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово «воздух» - названием птиц. Кто ошибся, выбывает из игры.


Дети ловят мяч, быстро дают правильный ответ.


Ответы детей

грамотные.


Задание 5. Игра «Угадайте по описанию».

«Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку».

Подсказка: очень любит мед и малину. Ответ: медведь.

“ У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”.

Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц.

Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”.

Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них.

Ответ: еж.

Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зубы, зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”.

Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы)Ответ: лиса


Дети внимательно слушают описания, называют животное.

Внимательно слушают воспитателя,

Поддерживают диалог, активно отвечают на

вопросы.

- Молодцы, ребята!

А теперь надо вспомнить правила поведения в лесу и подобрать необходимые картинки.

Дети внимательны и

готовы к игре. Рассматривают иллюстрации, отбирают необходимые, дают словесное пояснение.

Рассматривают иллюстрации, группируют их , поясняют свой выбор.

Обе команды справились со всеми заданиями старика-годовика.

И нам надо проверить какая команда справилась лучше и подсчитать заработанные фишки за правильные ответы.

Дети считают заработанные фишки.

Проявляют интерес к подведению итогов викторины.

Обе команды замечательно справились с заданиями и получили подарки от старика-годовика-раскраски с изображением обитателей природы.

Дети выбирают раскраски с изображением птиц и зверей.


Называют кто изображен, раскрашивают.

Наша викторина закончена, обе команды выполнили все задания. После того, как будут раскрашены птицы и звери, мы соберём все картинки в альбом «Обитатели нашего леса»

Дети ведут

завершающий диалог

с воспитателем. Создают альбом.

Закрепления

навыка умения

высказывать свои

впечатления, что

узнали на занятии.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.