"Природа вокруг нас"
План- конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной к школе группе по теме:
«Природа вокруг нас».
Интеграция образовательных областей:
«Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально-
коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Задачи:
«Речевое развитие»:
Связная речь:
Способствовать развитию связной речи, умению отвечать на вопросы быстро, полным и чётким ответом. Словарь и грамматика:
упражнять в правильном назывании жилища у диких животных;
обогащать словарный запас: активизировать в речи сложноподчиненные предложения.
«Познавательное развитие»:
- расширение и углубление представлений о диких животных,
особенностях внешнего вида и образа жизни.
- развитие зрительного внимания, логического мышления.
«Социально-коммуникативное развитие»:
- формирование навыков сотрудничества, взаимопонимания,
доброжелательности;
- воспитание любви и бережного отношения к природе.
«Физическое развитие»:
- развитие двигательной активности, координации речи и движений,
ловкости, точности движений.
Материалы и оборудование:
Иллюстрации «Лес»; картинки к игре «Кто кем был?», «Четвёртый лишний»;фишки, иллюстрации о правилах поведения на природе; мяч; раскраски, цветные карандаши.
Формы организации совместной деятельности.
Виды детской деятельности | Формы работы с детьми |
Коммуникативная | Игра «Вопрос-ответ». Цель: Вырабатывать умение быстро находить правильный ответ. Игра «Угадайте по описанию». Цель: учить определять предмет по его существенным признакам; развивать слуховое внимание и логическое мышление. Дидактическая игра «Кто кем был?» развивать речевую активность, мышление. |
Познавательно- исследовательская | Дидактическая игра «Кто где живет?». Цель: упражнять в правильном назывании жилища у диких животных. Дидактическая игра «Четвёртый лишний». Цель: научить классифицировать предметы по существенному признаку, находить лишнее. Развитие мышления и внимания. Дидактическая игра «Земля, вода, воздух». Цель: закрепление знаний о среде обитания животных. |
Игровая | «Задания от Лесовика-годовика» Цель: создание условий для совместной деятельности воспитателя и детей. |
Двигательная | Двигательная пауза «У ручья». Цель: Развивать двигательную активность детей, выполнять движения по заразительному показу, упражнять детей в подскоках и прыжках на двух ногах. |
Изобразительная | Раскраски «Обитатели нашего леса»(птицы, звери) |
Логика образовательной деятельности.
Деятельность воспитателя | Деятельность детей | Ожидаемые результаты |
Воспитатель : « Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу реки – повсюду вас окружают загадки и тайны. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды. Это команда «Белочки» (указывается капитан команды) и команда «Зайчики» (указывается капитан команды). Правила проведения: -выслушать вопрос, задание до конца; -не подсказывать отвечающему; -кто знает ответ, поднять руку; -если дети одной команды не знают ответа на вопрос, то отвечают дети другой команды. -Каждый правильный ответ будет оцениваться фишкой. После проведения викторины мы посмотрим, кому же сегодня повезёт в этой игре. Не далеко, не близко, не за тридевять земель, а в нашем лесном государстве, живёт, говорят, в дремучей чаще старик-годовик – добрый старик. А волшебник, говорят, каких свет не видывал. Он приготовил для вас разные задания, чтобы проверить ваши знания. | Дети внимательно слушают воспитателя, участвуют в беседе. Дети делятся на две команды. | Дети готовы к началу занятия Внимание детей активно, они поддерживают диалог. Созданы условия для совместной деятельности. |
Задание1. Вопросы для 1-й команды. — Каким словом называют птиц, которые зимуют у нас? (Зимующие.) — Как одним словом называют животных, которые живут рядом с человеком? (Домашние.) — Муха, комар, бабочка, стрекоза, муравей – кто это? (Насекомые.) — Ворона, скворец, воробей, ласточка — кто это? (Птицы.) — У какого дерева белый ствол? (У березы.) — Как называется дом муравьев? (Муравейник.) — Как назвать детеныша коровы? (Теленок.) — Сколько ног у жука? (Шесть.) — Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка.) — Кто носит свой дом на спине? (Улитка.) — У какого зверя есть иголки? (у ежа.) — Кто в лесу всю зиму спит? (Еж, медведь, барсук.) — Лев — дикое или домашнее животное? (Дикое.) — Какого зверя можно назвать длинноухим? (Зайца.) — Как назвать детеныша лошади? (Жеребенок.) — Когда собирают урожай с полей и огородов? (Осенью.) — Сколько ног у паука? (Восемь.) | Дети внимательно слушают вопросы и дают правильные ответы. | За правильные ответы команды получают фишки. |
Вопросы для 2-ой команды. — На каком дереве растут желуди? (На дубе.) — Чем в основном питаются перелетные птицы? (Насекомыми.) — Карась, щука, сом, окунь – это. (рыбы) — У какого зверя рыжая шубка? (У белки, лисы.) — Как назвать детеныша свиньи? (Поросенок.) — Какая птица лечит деревья? (Дятел.) — Как называется домик для птиц, сделанный руками человека? (Скворечник.) — Какое растение помогает вылечить рану? (Подорожник.) — Какая птица выводит птенцов зимой? (Клест.) — У какой птицы красная грудка? (У снегиря.) — Кто в лесу плетет паутину? (Паук.) — У какого насекомого крылышки красные с черными точками? (У божьей коровки.) — Как одним словом называются животные, которые живут в лесу? (Дикие.) — Чем питается бабочка? (Нектаром.) — Собака — дикое или домашнее животное? (Домашнее.) — Что такое зеленый покров Земли? (Трава.) | Дети внимательно слушают вопросы и дают правильные ответы. | Дети внимательны, проявляют интерес к происходящему. |
Задание2. Д/и «Кто кем был?» Детям раздаются картинки. Ребёнок говорит, кто кем был раньше (лягушка – икринкой, головастиком, заяц – зайчонком, бабочка –гусеницей, одуванчик – семечком, птица – яйцом, лошадь -жеребёнком, ёлка – семечком, крокодил – яйцом, рыба -икринкой, рубашка тканью, шкаф -доской, хлеб -мукой, велосипед -железом, ботинки -кожей, свитер -шерстью, цыплёнок (яйцом) сосулька- вода и т. | Ребята думают, отвечают, помогают друг другу при затруднениях. | Дети стараются не перебивать друг друга, ответы правильные. |
Задание 3. Игра «Четвёртый лишний» КАПИТАНЫ. Воспитатель - Поиграем в игру «Четвёртый лишний». 1 Команда: -заяц, ёж, лиса, шмель; -трясогузка, паук, скворец, сорока; -бабочка, стрекоза, енот, пчела; -стрекоза, мотылёк, шмель, воробей. 2 команда -кузнечик, божья коровка, ворона, майский жук; -пчела, стрекоза, енот, оса; -муха, божья коровка, голубь, комар; -муравей, кузнечик, пчела, медведь; | Капитаны команд называют лишнее слово, обосновывают свои ответы. | Ответы детей связные, грамотные, логичные, сложными предложениями. |
Игра- физминутка. Как- то днем лесной тропой Звери шли на водопой: За мамой лосихой топал лосенок, За мамой лисицей крался лисенок, За мамой ежихой катился ежонок, За мамой медведицей шел медвежонок, За мамой белкой скакали бельчата, За мамой зайчихой- косые зайчата. Все мамы и дети напиться хотят. | Дети выполняют движения: - Дети идут по кругу друг за другом; - Идут, топают ногами; - Идут , крадутся на носочках; -Идут в присядку; -Идут вперевалочку; - Подскоки ; - Прыгают на двух ногах; - В кругу делают Движения языком «лакают». | Движения детей четкие, выполняют согласованно со всеми. |
Задание4. Игра « Земля, вода, воздух» Дети, становятся в круг, в середине – ведущий. Он бросает мяч кому-нибудь из играющих, произнося при этом одно из трёх слов: земля, вода, воздух. Если водящий сказал «земля», тот, кто поймал мяч, должен быстро назвать того, кто обитает в этой среде; на слово «вода» играющий отвечает названием рыб, на слово «воздух» - названием птиц. Кто ошибся, выбывает из игры. | Дети ловят мяч, быстро дают правильный ответ. | Ответы детей грамотные. |
Задание 5. Игра «Угадайте по описанию». «Это очень большой и сильный зверь, он умеет ходить на четырех лапах, иногда встает на задние лапы и ревет на весь лес. Многие звери его боятся, он хорошо лазает по деревьям и даже ловит рыбу. Зимой впадает в спячку». Подсказка: очень любит мед и малину. Ответ: медведь. “ У этого зверя два основных способа защиты от врагов: маскировка и ноги. Прыгает и бегает он очень быстро и легко – так легко, что даже в сугробы не проваливается. Он не просто убегает от опасности, он выбирает самый короткий путь к спасению. Но случается, что не помогают, ни хитрость, ни быстрота, тогда он падает на спину и обороняется сильными задними ногами”. Подсказка: Его считают большим трусишкой. Ответ: заяц. “Это удивительный зверек. Слуху него более тонкий, чем у кошек и собак. Обоняние необыкновенное – зверек чувствует жука или личинку в земле на глубине нескольких метров. А вот зрение у него слабое. Ест все: ягоды, семена растений, червей, мышей, насекомых и даже змей”. Подсказка: Он хоть и маленький, но не боится хищников, у него есть защита от них. Ответ: еж. “Это самый хитрый и осторожный зверь. Он умеет прекрасно маскироваться, у него острые зубы, зрение, слух, обоняние. А как он танцует! Поднимается на задние лапы и ходит в таком положении мелкими шажками. У людей этот танец получил название “фокстрот”. Питается зверь насекомыми, грызунами, птицами, иногда и животными: ежами, зайцами”. Подсказка: Убегать от преследователей помогает рыжий, пушистый хвост (заметает следы). Ответ: лиса | Дети внимательно слушают описания, называют животное. | Внимательно слушают воспитателя, Поддерживают диалог, активно отвечают на вопросы. |
- Молодцы, ребята! А теперь надо вспомнить правила поведения в лесу и подобрать необходимые картинки. | Дети внимательны и готовы к игре. Рассматривают иллюстрации, отбирают необходимые, дают словесное пояснение. | Рассматривают иллюстрации, группируют их , поясняют свой выбор. |
Обе команды справились со всеми заданиями старика-годовика. И нам надо проверить какая команда справилась лучше и подсчитать заработанные фишки за правильные ответы. | Дети считают заработанные фишки. | Проявляют интерес к подведению итогов викторины. |
Обе команды замечательно справились с заданиями и получили подарки от старика-годовика-раскраски с изображением обитателей природы. | Дети выбирают раскраски с изображением птиц и зверей. | Называют кто изображен, раскрашивают. |
Наша викторина закончена, обе команды выполнили все задания. После того, как будут раскрашены птицы и звери, мы соберём все картинки в альбом «Обитатели нашего леса» | Дети ведут завершающий диалог с воспитателем. Создают альбом. | Закрепления навыка умения высказывать свои впечатления, что узнали на занятии. |