Авторская рабочая программа экологического образования дошкольников «Природа вокруг нас»

2
0
Материал опубликован 29 November 2018

АВТОРСКАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

экологического образования дошкольников

« Природа вокруг нас»

 

Принято на педагогическом совете

Протокол №1 от 31.08.18

 

 

Программу подготовила воспитатель

дошкольной группы

Поваляева Ирина Владимировна

 

 

 

Пояснительная записка

Проблемы экологии побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот возрастной период в жизни ребёнка характеризуется особым, доверительным отношением к природе, основанным на любознательности. Поэтому, в этот период легче привить ему экологические знания, умения, научить любить природу, беречь ее.

Необходимо акцентировать внимание дошкольников на всеобщей связи с живой природой, основанной на принципе потенциальной полезности, принципе разнообразия живой природы,

Занятия по программе «Природа вокруг нас» проводятся:

  • В виде экскурсий в парк, на речку, на опушку леса. Проводя значительное время на прогулках, дети имеют неограниченные возможности для наблюдения за природой. Живая природа издавна признавалась в педагогике одним из важнейших факторов образования и воспитания младших школьников. Общаясь с ней, изучая ее объекты и явления, дети младшего школьного возраста постепенно постигают мир, в котором живут: открывают удивительное многообразие растительного и животного мира, осознают роль природы в жизни человека, ценность ее познания, испытывают нравственно-эстетические чувства и переживания, побуждающие их заботиться о сохранении и приумножении природных богатств.

  • Занятия проходят в игровой, увлекательной форме: запланированы игры, загадки которые способны побудить детскую любознательность, вовлечь ребенка в активное освоение окружающего мира.

  • Общение со сверстниками особые создаёт условия для личностного, позитивного взаимодействия дошкольников друг с другом, без чего невозможно бережное отношение к природе.

  • В программе, на каждом занятии уделено место  самостоятельным и практическим работам. Содержание экологически ориентированной трудовой деятельности дошкольников зависит от возрастных особенностей ребят.

Структура занятия представляет собой взаимосвязанные по теме, но различные по типу деятельности части, что является важным условием успешного усвоения программы: беседа, игра, конструирование или изобразительная деятельность, рассказывание, или просмотр отрывка фильма на экологическую тему, практическая работа, экскурсия, рассматривание иллюстраций, рассказ учителя, поиск информации в сети Интернет и др.


Цели и задачи программы экологического просвещения дошкольников

« Природа вокруг нас».

Предлагаемая программа может рассматриваться как первая ступень системы непрерывного экологического образования.

Цель: формирование у детей, как у будущих граждан, ответственного отношения к природе, нравственное развитие личности, воспитание чувств. В целом работа по экологическому воспитанию позволяет реализовать воспитательный, образовательный и развивающий  потенциал природоведческих знаний, обеспечить более надежные основы экологической ответственности.

В числе основных задач:

  • формировать у детей биоцентрическое мировоззрение, понимание взаимосвязей в природе;

  • знакомить с жизнью соседей по планете - растений, животных, грибов, бактерий; Важная воспитательная задача: убеждать учащихся в том, что все эти существа - такие же наши «соседи на планете»;

  • прививать навыки поведения в окружающей природной среде;

  • научить простейшим способам самостоятельного изучения природных объектов (наблюдение, измерение, опыт);

  • разбудить творческие способности, воображение, фантазию, развивать любознательность и склонность к самостоятельному получению знаний.

  • расширить экологические представления младших школьников, конкретизировать их на доступных примерах из окружающей жизни;

  • обеспечить более широкую и разнообразную практическую деятельность учащихся по изучению и охране окружающей среды.

Программа рассчитана на детей 6-7 лет и опирается на имеющиеся у детей знания, жизненный опыт и навыки.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения, по 2 занятия в неделю.

В целом в программе могут быть выделены следующие блоки:

Образовательный:

Познание доступных детскому пониманию существующих в природе взаимосвязей и закономерностей; формирование понятий о них, о единстве живой и неживой природы, о единстве природы и общества.

Развивающий:

Развитие имеющихся у детей представления о мире природы.

Воспитательный:

Способствовать нравственному воспитанию будущего гражданина, умеющего бережно относится к окружающей среде.

Планируемые результаты реализации образовательной программы экологического воспитания дошкольников «природа вокруг нас»:

Системная работа по экологическому воспитанию и образованию дошкольников содействует знакомству с окружающим миром, учит правильно оценивать результаты своего влияния на природные объекты, знакомит с Важно, экологическими правилами, по которым человек взаимодействует с природой, которые выражаются в следующем:  

  • дошкольник проявляет интерес к объектам окружающего мира, условиям жизни людей, растений, животных, пытается оценивать их состояние с позиции хорошо - плохо;

  • с желанием участвует в экологически ориентированной деятельности;

  • эмоционально реагирует при встрече с прекрасным и пытается передать свои чувства в доступных видах творчеств (рассказ, рисунок и т.п.);

  • старается выполнить правила поведения на улице, в транспорте, во время прогулок в сад, лес и др.;

  • проявляет готовность оказать помощь нуждающимся в ней людям, животным растениям;

  • пытается контролировать своё поведение, поступки, чтобы не причинить вреда окружающей среде.

Внутренняя логика последовательности проведения занятий определяется сезонными явлениями природы.

 

Тематический план занятий по программе « Природа вокруг нас».

Сентябрь

1. Природа вокруг нас.

2. Польза природы.

3. Человек – часть природы.

4. Игра: « Люди - часть природы».

5. Мусор и природа.

6. Экологическая акция: «Убери мусор!»

7.  Мир грибов.

8. Экскурсия « Мир грибов в лесу».

Октябрь

9. Экскурсия «Прекрасная осень».

10-11. Изготовление поделок из природного материала.

12.. Экскурсия « Ветер и семена».

13. Растения и зима.

14. Животные и зима.

15. Опавшие листья.

16.Почва.

Ноябрь

17. Вода и человек.

18. Сколько воды нужно человеку.

19.Сколько воды на нашей планете?

20. Сказка о дождике.

21.Первобытные люди.

22.Современные люди и город.

Декабрь

23. Сказка о том, как животные домами менялись.

24. Среда обитания животных.

25. Земля – наш общий дом.

26. Человек и охрана природы.

27. Наступление зимы.

28. Жизнь на других планетах.

29-30. Мастерская Деда Мороза:

А) Новогодние украшения и букеты для выставки.

Б) Кормушки для птиц.

Январь

31.Шуба белая весь свет одела.

32.Снежные звездочки.

33.Три лица воды.

34 – 35. Экскурсии: « Зимний букварь».

36. Игра «Угадай, чей след ».

Февраль

37. Деревья тоже говорят.

38. Деревья тоже говорят (продолжение).

39. Деревья и кустарники.

40. Кустарники нашей лесополосы.

41. Птицы нашей местности.

42.Экологическая игра по теме: «Птицы».

 

Март

43. Маленькие инопланетяне.

44. Интересное семечко.

45. Семечко просыпается.

46- 47.Посев семян цветов для пришкольного участка.

48. Цветы в живописи, поэзии, музыке, скульптуре и прикладном искусстве.

Апрель

49. Тайны насекомых.

50. Игра «Шестиногие и восьминогие».

51. Из куколки в бабочку.

52. Насекомые в природе и жизни человека.

56. Соцветия.

Май

57- 58. Экологическая акция: «Наведи порядок во дворе школы».

59 – 60. Экскурсия в лес: «Жизнь на разных этажах»

61 – 62. Праздник для дошкольников: «Мы – друзья и знатоки природы».

 

Список литературы:

 

  1. Бабанова Т. А. Эколого-краеведческая работа с младшими школьниками. М.: Просвещение, 1993.

  2. Гетьман В. Ф. Экскурсии по природоведению во 2-3 классах. // Рад. шк. - 1983.

  3. Горощенко В. П. Природа и люди. М., Просвещение, 1986.

  4. Гришева Е. А. Задания экологического содержания. М. Просвещение, 1993.

  5. Дмитриев Ю. Д. Земля у нас одна. М.: Детская литература. - 1997.

  6. Дорошко О. М. Совершенствование подготовки будущих учителей начальной школы к осуществлению экологического воспитания младших школьников. Автореферат. Киев - 1988.

  7. Захлебный А.Н. На экологической тропе.- М.: Знание,1986.

  8. Зверев И.Д. Экология в школьном обучении.- М., 1980.С. 19.

  9. Зверев И.Д., Суравегина И.Т. и др. Экологическое воспитание школьников.- М., 1983.

  10. Кириллова З. П. Экологическое образование и воспитание школьников в процессе образования. М.: Просвещение. - 1983.

  11. Кучер Т.В. Экологическое воспитание учащихся.- М.:Просвещение, 1990.

  12. Николаева С. Н. Начало экологической культуры: возможности ребенка, идущего в школу. М.: Просвещение. - 1993.

  13. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика преподавания природоведения.- М.:Просвещение, 1990.

  14. Петров В. В. Из жизни земного мира. Минск, БГУ. - 1998.

  15. Салеева Л. П. О содержании экологического воспитания в начальной школе. // М.: Правда. - 1983.

  16. Сидельновский А. Г. Взаимодействие школьников с природой как воспитательный процесс. // Автореферат. М. – 1987.

  17. Ферб П. Популярная экология. М., Мир. - 1971.

  18. Чистякова Л. А. Формирование экологической культуры. Урал. ГАРК. - 1998.

  19. Эахлебный А.Н. Школа и проблемы охраны природы.- М.: Педагогика, 1981.

  20. Экологическое воспитание школьников. /Под ред. Зверева И.Д., Суравегиной И.Т.- М.: Педагогика, 1983.

  21. Яблонов А. В., Остроумов С. А. Охрана животного мира. М., Знамя - 1979.

Яковлева Е. В. Развитие экологической культуры учащихся младшей школы. // РАО - 1996.

Материально - техническая база:

  1. Персональный компьютер

  2. Проектор

  3. Интерактивная доска

  4. Принтер

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации