Материал на проверке

«Природные зоны России. Арктическая пустыня» Окружающий мир УМК школа России 4 класс

3
0
Материал опубликован Вчера в 16:56

Окружающий мир 4 классPPTX / 5.76 Мб

Окружающий мир

УМК школа России

4 класс

Тема: «Природные зоны России. Арктическая пустыня»

Цель урока: Познакомить учащихся с основными природными зонами России.

Задачи урока: обобщить и углубить знания учащихся о природных зонах России; воспитывать любовь к природе, её бережному отношению, чувство гордости за нашу любимую Родину.

Планируемые результаты.

Предметные: знать план изучения природной зоны, причины смены природных зон с севера на юг, высотную поясность; уметь определять по карте природные зоны России, высказывать предположения о причинах их смены, осуществлять самопроверку

Метапредметные:

Познавательные – ставить и формулировать проблемы, осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

 Регулятивные- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале; высказывать своȅ предположение.

Коммуникативные -формулировать своё мнение и позицию, задавать вопросы, слушать собеседника.

Личностные: чувство любви к своей стране выражающееся в интересе к еȅ природе;

навыки сотрудничества в разных ситуациях.


Ход урока

1.Организационный момент 

- Садитесь ребята. Начинаем урок. Всё ли вы приготовили к уроку? На парте – учебник, рабочая тетрадь, пенал. ( Дети проверяют свою готовность к уроку)

2.Актуализация знаний учащихся

– Велика наша Родина – Россия. И мы с вами совершим путешествие по просторам нашей Родины, подведем итог, повторим всё, что знаем.
– Что мы изучали? (Равнины и горы России).

Слайд 1

- Посмотрите на физическую карту нашей страны. Кто сможет назвать равнины России?

- Горы, с которыми мы познакомились на предыдущем уроке?


3. Знакомство с природными зонами России.

- Природная зона — территория, которая определяется однообразными климатическими условиями, особенностями почвы, растительности и животного мира.

– Ни в одной стране мира мы не увидим такого разнообразия природных зон. А почему? (Мнение учащихся).
– Наша страна так велика, что когда на Севере воют вьюги и метели, на юге снимают с деревьев мандарины и апельсины. Названия природных зон соответствуют названию преобладающей растительности в этой зоне.

 - Территория России находится в разных природных зонах, постепенно сменяющих друг друга. Основных зон семь:

арктические пустыни; тундра; тайга; смешанные леса и широколиственные леса; степи; пустыни; субтропики.

Слайд 2

- Давайте познакомимся с картой природных зон России. Что обозначают разные цвета на карте природных зон? (Ответы детей)

- Давайте проследим на карте, как меняется природа России с севера на юг. ( Ребёнок отвечает и показывает на карте)

- Кто сможет высказать предположение, почему происходит смена природных зон?  ( Предположения детей)

Слайд 3

- Перед вами названия природных зон и их характерные признаки, давайте соединим их между собой. Обсудите свой выбор с соседом по парте. (Работа в парах)

4. Работа по учебнику.

Слайд 4

- Познакомьтесь с планом изучения природных зон (учебник стр. 51). Вы будете использовать этот план при подготовке к рассказу о природной зоне.

Слайд 5

- Сегодня мы познакомимся с самой северной природной зоной – Арктическая пустыня.

- Откройте карту природных зон в учебнике ( стр. 52 -53).

- Каким цветом она обозначена на карте? Как вы думаете, почему?

( Ответы детей)

- Что мы можем рассказать по карте об этой зоне? (Предположения детей)

- Давайте попробуем, опираясь на ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ПРРОДНЫХ ЗОН ( слайд 5) и текст учебника, составить рассказ о зоне Арктических пустынь (учебник стр. 56)  (работа с текстом)

- Давайте расширим свои знания об этой природной зоне.

Слайд 6

Климат Арктической пустыни характеризуется арктическим климатом, это зона вечных снегов и льдов.

Зима: на побережье и островах температура зимой достигает около −30 °C, в континентальной части — до −32…−36 °C, в экстремальных случаях — до −60 °C. Часто дуют сильные арктические ветра.

Лето: короткое и холодное, с температурами, редко превышающими 0…+5 °C.

Осадки: из-за низких температур воздух содержит мало водяного пара, поэтому осадки минимальны

Слайд 7

Флора. Растительность арктической пустыни скудная из-за суровых климатических условий и низких температур. Особенность этой природной зоны — огромное количество снега и льда, которое не тает на протяжении года. Арктические пустыни отличаются практически полным отсутствием болот и очень малым числом озер.

Отсутствуют кустарники. Представлены мхи, лишайники и редкие цветущие растения, такие как полярный мак, лисохвост, лютик и камнеломка. Основу растительного покрова составляют осока и злаки, которые адаптировались к местным условиям, «вцепляясь» корнями в любую доступную почву.

Слайд 8

Фауна. Из-за недостаточности кормовой базы большинство представителей арктической фауны — морские обитатели. Встречаются также – белые медведи. Белый медведь по размерам превосходит не только представителей своего семейства, но и всего отряда хищников. Самцы могут достигать 3 м в длину и до 1 т массы. Однако белого медведя не назовешь неуклюжим: он ловко плавает, может подолгу находиться в воде и даже нырять. От холода его защищает меховая шуба. Зимой из тундры на ледяные просторы перебираются песцы и вороны, которые следуют за самым крупным хищником — белым медведем, подбирая остатки его добычи. Жизнь гиганта больше связана с морем, чем с сушей.

     Особенность этой природной зоны — огромное количество снега и льда, которое не тает на протяжении года. Арктические пустыни отличаются практически полным отсутствием болот и очень малым числом озер.

Слайд 9

В полярных водах повсеместно распространена холодолюбивая родственница трески — сайка, это основной корм тюленей и китообразных.

Морж питается моллюсками и ракообразными, добывает их на глубине 30–50 м, вспахивая донный ил бивнями.

Пернатые, прилетающие на лето, устраивают на арктических островах птичьи базары.

     В Арктике практически нет постоянного населения, однако с давних времен и по сей день на суровых островах люди занимаются промыслом песца и птиц. В арктических морях развито рыболовство. Интенсивная добыча ведется в «промысловой житнице» Арктики — Баренцевом море, богатом рыбой. На его шельфе осваиваются крупнейшие месторождения нефти и газа.

5. Физкультминутка.

 Ребята изображают жителей Арктической пустыни

(их движения;  звуки, которые они издают)

Слайд 10

Хозяйственное использование. Территория арктической пустыни используется для разных целей, например:

Добыча полезных ископаемых — на территории расположены места добычи и переработки газа, нефти, металлов и других ископаемых.

Рыболовство — в арктических пустынях развита ловля нельмы, сайки, трески, корюшки.

Научные исследования — на территории расположены заповедники и национальные парки, где изучают и сохраняют биологические виды.

Слайд 11

Экологические проблемы. Таяние льдов из-за изменения климата и сокращения территории ледников. Это сокращает природную зону арктических пустынь, что может привести к её исчезновению и вымиранию многих видов флоры и фауны.

Загрязнение атмосферы нефтепродуктами, тяжёлыми металлами, токсическими веществами, отходами береговых военных баз и судов.

Сокращение популяций животных и птиц из-за активной деятельности человека, судоходства, загрязнения воды и воздуха. Например, активный вылов рыбы и добыча морепродуктов ведут к тому, что животным не хватает рыбы и мелкого планктона для пропитания, и они гибнут от голода.

Изменение среды обитания различных организмов из-за активного освоения экосистемы человеком. Некоторые виды животных вынуждены менять места своего обитания, выбирать более безопасные и дикие укрытия, нарушается пищевая цепочка.

Слайд 12

Охрана природы

1. Создание заповедников и национальных парков, например, в российской Арктике созданы заповедники вдоль океанической береговой линии: Кандалакшский, Ненецкий, Большой Арктический, Усть-Ленский, Остров Врангеля, национальный парк «Русская Арктика». 

2. Мониторинг загрязнения экосистемы. Восстановление ландшафтов и почвенного слоя.  Контроль промышленного рыболовства и морепродуктов, борьба с браконьерством.  Комплексная программа по сохранению популяций и увеличению численности арктических птиц и млекопитающих. 

3. Международное сотрудничество по охране экосистемы Арктики, например, работа Международного арктического научного комитета и Северного форума

Слайд 13

- Рассмотрите контурную карту России. Что отличает её от физической карты России?   (Ответы детей).

6. Рефлексия.

- Ребята, вам понравилось знакомство с Арктической пустыней?

- Что нового вы узнали о ней? Что больше всего запомнилось? Удивило?

- Вы сегодня хорошо поработали на уроке. Благодарю вас.

- Откройте дневники

Слайд 14.

- Запишите в дневники домашнее задание.




                                                                                                      Приложение 1

   Контурная карта России для выполнения  домашнего задания.

t1761918445aa.png

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.