Рабочая программа «Окружающий мир» (3 класс, УМК «Школа России»)
Планируемые предметные результаты на уроках окружающего мира
В результате изучения курса «Окружающий мир» обучающиеся 3 класса:
- получат возможность расширить, систематизировать и углубить исходные представления о природных и социальных объектах и явлениях как компонентах единого мира, овладеть основами практико-ориентированных знаний о природе, человеке и обществе, приобрести целостный взгляд на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
- обретут чувство гордости за свою Родину, российский народ и его историю, осознают свою этническую и национальную принадлежность в контексте ценностей многонационального российского общества, а также гуманистических и демократических ценностных ориентаций, способствующих формированию российской гражданской идентичности;
- приобретут опыт эмоционально окрашенного, личностного отношения к миру природы и культуры; ознакомятся с началами естественных и социально-гуманитарных наук в их единстве и взаимосвязях, что даст учащимся ключ (метод) к осмыслению личного опыта, позволит сделать восприятие явлений окружающего мира более понятными, знакомыми и предсказуемыми, определить свое место в ближайшем окружении;
- получат возможность осознать свое место в мире на основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного осмысления личного опыта общения с людьми, обществом и природой, что станет основой уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- познакомятся с некоторыми способами изучения природы и общества, начнут осваивать умения проводить наблюдения в природе, ставить опыты, научатся видеть и понимать некоторые причинно-следственные связи в окружающем мире и неизбежность его изменения под воздействием человека, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края, что поможет им овладеть начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- получат возможность приобрести базовые умения работы с ИКТ средствами, поиска информации в электронных источниках и контролируемом Интернете, научатся создавать сообщения в виде текстов, аудио- и видеофрагментов, готовить и проводить небольшие презентации в поддержку собственных сообщений;
- примут и освоят социальную роль обучающегося, для которой характерно развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения, самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе.
В результате изучения выпускники заложат фундамент своей экологической и культурологической грамотности, получат возможность научиться соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни, освоят элементарные нормы адекватного природо- и культуросообразного поведения в окружающей природной и социальной среде.
Человек и природа
Обучающийся 3 класса научится:
узнавать изученные объекты и явления живой и неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объекты и явления живой и неживой природы, выделять их существенные признаки;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков или известных характерных свойств и проводить простейшую классификацию изученных объектов природы;
проводить несложные наблюдения в окружающей среде и ставить опыты, используя простейшее лабораторное оборудование и измерительные приборы; следовать инструкциям
и правилам техники безопасности при проведении наблюдений и опытов;
использовать естественно-научные тексты (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете) с целью поиска и извлечения информации, ответов на вопросы, объяснений, создания собственных устных или письменных высказываний;
использовать различные справочные издания (словарь по естествознанию, определитель растений и животных на основе иллюстраций, атлас карт, в том числе и компьютерные издания) для поиска необходимой информации;
-использовать готовые модели (глобус, карту, план) для объяснения явлений или описания свойств объектов;
обнаруживать простейшие взаимосвязи между живой и неживой природой, взаимосвязи в живой природе; использовать их для объяснения необходимости бережного отношения к природе;
определять характер взаимоотношений человека и природы, находить примеры влияния этих отношений на природные объекты, здоровье и безопасность человека;
понимать необходимость здорового образа жизни, соблюдения правил безопасного поведения; использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
использовать при проведении практических работ инструменты ИКТ (фото- и видеокамеру, микрофон и др.) для записи и обработки информации, готовить небольшие презентации по результатам наблюдений и опытов;
моделировать объекты и отдельные процессы реального мира с использованием виртуальных лабораторий и механизмов, собранных из конструктора;
осознавать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологичного поведения в школе и в быту (раздельный сбор мусора, экономия воды и электроэнергии) и природной среде;
пользоваться простыми навыками самоконтроля самочувствия для сохранения здоровья; осознанно соблюдать режим дня, правила рационального питания и личной гигиены;
выполнять правила безопасного поведения в доме, на улице, природной среде, оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
планировать, контролировать и оценивать учебные действия в процессе познания окружающего мира в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Человек и общество
Обучающийся 3 класса научится:
узнавать государственную символику Российской Федерации и своего региона; описывать достопримечательности столицы и родного края; находить на карте мира Российскую Федерацию, на карте России Москву, свой регион и его главный город;
различать прошлое, настоящее, будущее; соотносить изученные исторические события с датами, конкретную дату с веком; находить место изученных событий на «ленте времени»;
используя дополнительные источники информации (на бумажных и электронных носителях, в том числе в контролируемом Интернете), находить факты, относящиеся к образу жизни, обычаям и верованиям своих предков; на основе имеющихся знаний отличать реальные исторические факты от вымыслов;
оценивать характер взаимоотношений людей в различных социальных группах (семья, группа сверстников, этнос), в том числе с позиции развития этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания чувств других людей и сопереживания им;
использовать различные справочные издания (словари, энциклопедии) и детскую литературу о человеке и обществе с целью поиска информации, ответов на вопросы, объяснений, для создания собственных устных или письменных высказываний.
Обучающийся 3 класса получит возможность научиться:
осознавать свою неразрывную связь с разнообразными окружающими социальными группами;
ориентироваться в важнейших для страны и личности событиях и фактах прошлого и настоящего; оценивать их возможное влияние на будущее, приобретая тем самым чувство исторической перспективы;
наблюдать и описывать проявления богатства внутреннего мира человека в его созидательной деятельности на благо семьи, в интересах образовательной организации, социума, этноса, страны;
проявлять уважение и готовность выполнять совместно установленные договоренности и правила, в том числе правила общения со взрослыми и сверстниками в официальной обстановке; участвовать в коллективной коммуникативной деятельности в информационной образовательной среде;
определять общую цель в совместной деятельности и пути ее достижения; договариваться о распределении функций и ролей; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.
Предметными результатами изучения «Окружающий мир» являются:
усвоение первоначальных сведений о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений, характерных для природной и социальной действительности (в пределах изученного);
сформированность целостного, социально - ориентированного взгляда на окружающий мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
владение базовым понятийным аппаратом (доступным для осознания младшим школьником), необходимым для получения дальнейшего образования в области естественно - научных и социально - гумманитарных дисциплин;
умение наблюдать, фиксировать, исследовать (измерять, сравнивать, классифицировать, ставить опыты, получать информацию из семейных архивов от окружающих людей, в открытом информационном пространстве) явления окружающего мира; выделять характерные особенности природных и социальных объектов; описывать и характеризовать факты и события культуры, истории общества в контексте базовых национальных духовных ценностей, идеалов, норм;
владение навыками устанавливать и выявлять причинно - следственные связи в окружающем мире природы и социума;
овладение основами экологической грамотности, элементарными правилами нравственного поведения в мире природы и людей, нормами здоровье-сберегающего поведения в природной и социальной среде;
понимание роли и значения родного края в природе и историко - культурном наследии России, в её современной жизни;
понимание места своей семьи в прошлом и настоящем своего края, в истории и культуре России;
понимание особой роли России в мировой истории и культуре. знание примеров национальных свершений, открытий, побед.
Обучающиеся 3 класса научатся:
находить на карте города Золотого кольца России, приводить примеры достопримечательностей этих городов;
осознавать необходимость бережного отношения к памятникам истории и культуры;
находить на карте страны соседей России и их столицы;
определять и кратко характеризовать место человека в окружающем мире;
осознавать и раскрывать ценность природы для людей, необходимость ответственного отношения к природе;
различать внешность человека и его внутренний мир, наблюдать и описывать проявления внутреннего мира человека;
различать тела, вещества, частицы, описывать изученные вещества;
проводить наблюдения и ставить опыты, используя лабораторное оборудование;
исследовать с помощью опытов свойства воздуха, воды, состав почвы, моделировать круговорот воды в природе;
классифицировать объекты живой природы, относя их к определённым царствам и другим изученным группам; особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
классифицировать объекты живой природы
пользоваться атласом-определителем для распознавания природных объектов;
обнаруживать взаимосвязи в природе, между природой и человеком, изображать их с помощью схем, моделей и использовать для объяснения
необходимости бережного отношения к природе;
приводить примеры растений и животных из Красной книги России;
использовать тексты и иллюстрации учебника, другие источники информации для поиска ответов на вопросы, объяснений, подготовки собственных сообщений о природе; устанавливать связь между строением и работой различных органов и систем органов человека;
использовать знания о строении и жизнедеятельности организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья;
оказывать первую помощь при несложных несчастных случаях;
вырабатывать правильную осанку;
выполнять правила рационального питания, закаливания, предупреждения болезней;
понимать необходимость здорового образа жизни и соблюдать соответствующие правила;
правильно вести себя при пожаре, аварии водопровода, утечке газа;
соблюдать правила безопасности на улицах и дорогах, различать дорожные знаки разных групп, следовать их указаниям;
понимать, какие места вокруг нас могут быть особенно опасны, предвидеть скрытую опасность и избегать её;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
понимать, что такое экологическая безопасность, соблюдать правила экологической безопасности в повседневной жизни;
раскрывать роль экономики в нашей жизни;
осознавать значение природных богатств в хозяйственной деятельности человека, необходимость бережного отношения к природным богатствам;
различать отрасли экономики, обнаруживать взаимосвязи между ними;
понимать роль денег в экономике, различать денежные единицы некоторых стран;- объяснять, что такое государственный бюджет, осознавать необходимость уплаты налогов гражданами страны;
понимать, как ведётся хозяйство семьи; обнаруживать связи между экономикой и экологией, строить простейшие экологические прогнозы;
рассказывать по карте о различных странах, дополнять эти сведения информацией из других источников (таблица, текст и иллюстрации учебника);
приводить примеры достопримечательностей разных стран, ценить уважительные, добрососедские отношения между странами и народами;
использовать различные справочные издания, детскую литературу для поиска информации о человеке и обществе.
Обучающиеся 3 класса получат возможность научиться:
самостоятельно наблюдать погоду и описывать ее состояние;
извлекать (по заданию учителя) необходимую информацию из дополнительных источников информации (Интернет) о природных сообществах, готовить доклады и обсуждать полученную информацию;
осознать ценность природы и необходимость нести ответственность за ее сохранение, соблюдать правила экологического поведения в быту (экономия полезных ископаемых: воды, газа, топлива) и в природе (бережное отношение к почве, растениям, диким животным);
обнаруживать простейшие взаимосвязи живой и неживой природы, использовать эти знания для бережного отношения к природе своего края, к почве, к полезным ископаемым;
проявлять уважение к правам и обязанностям гражданина страны, связанные с охраной природы и окружающей среды, записанные в Конституции Российской Федерации;
использовать дополнительные источники информации (словари учебников и Интернет);
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия для сохранения здоровья;
соблюдать правила безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
соблюдать правила безопасного поведения в гололёд;
осознавать ценность природы и нести ответственность за её сохранность.
извлекать по заданию учителя необходимую информацию из дополнительных источников знаний (Интернет, детские энциклопедии) о достопримечательностях городов «Золотого кольца», готовить доклады и обсуждать полученные сведения;
находить дополнительные источники информации (словари учебника и хрестоматии, словарь учебника русского языка).
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в лесу, в заболоченных местах, у водоемов во время ледохода, летом во время купания, при переправе через водные пространства;
понимать необходимость соблюдения правил безопасного поведения в гололед;
пользоваться простыми навыками самоконтроля и саморегулирования своего самочувствия при простудных заболеваниях
В ходе изучения блока «Правила безопасной жизни»
Обучающиеся 3 класса научатся:
соблюдать режим дня школьника, чередовать труд и отдых в режиме дня;
соблюдать правила личной гигиены;
заниматься физической культурой, вести закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья;
нести личную ответственность за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья;
знать номера телефонов экстренной помощи;
оказывать первую помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве;
хорошо знать дорогу от дома до школы;
соблюдать правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года;
соблюдать правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
Обучающиеся 3 класса получат возможность научиться:
заботиться о здоровье и безопасности окружающих людей;
знать ценность своему здоровью и вести здоровый образ жизни.
Содержание учебного предмета (68 ч)
Человек и природа
Природа. Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. Признаки предметов (цвет, форма, сравнительные размеры и др.). Примеры явлений природы: смена времен года, снегопад, листопад, перелеты птиц, смена времени суток, рассвет, закат, ветер, дождь, гроза.
Вещество. Разнообразие веществ в окружающем мире. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ. Твердые тела, жидкости, газы. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.
Звезды и планеты. Солнце - ближайшая к нам звезДа, источник света и тепла Для всего живого на Земле. Земля - планета, общее представление о форме и размерах Земли. Глобус как модель Земли. Географическая карта и план. Материки и океаны, их названия, расположение на глобусе и карте. Важнейшие прироДные объекты своей страны, района. Ориентирование на местности. Компас.
Смена дня и ночи на Земле. Вращение Земли как причина смены дня и ночи. Времена года, их особенности (на основе наблюдений). Обращение Земли вокруг Солнца как причина смены времен гоДа. Смена времен года в родном крае на основе наблюдений.
Погода, ее составляющие (температура воздуха, облачность, осадки, ветер). Наблюдение за погодой своего края. ПреДсказание погоДы и его значение в жизни люДей.
Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Водоемы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоемы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека.
Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. Круговорот воды в природе.
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2-3 примера).
Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.
Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.
Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов.
Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений.
Лес, луг, водоем - единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные). Круговорот веществ.
Взаимосвязи в прироДном сообществе: растения - пища и укрытие Для животных; животные - распространители плоДов и семян растений. Влияние человека на прироДные сообщества. ПрироДные сообществароДного края (2-3 примера на основе наблюдений).
Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу изучаемых зон, охрана природы).
Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. Освоение человеком законов жизни природы посредством практической деятельности. Народный календарь (приметы, поговорки, пословицы), определяющий сезонный труд людей.
Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Общее представление о строении тела человека. Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма. Гигиена систем органов. Измерение температуры тела человека, частоты пульса. Личная ответственность каждого человека за состояние своего здоровья и здоровья окружающих его людей. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возможностями здоровья, забота о них.
Человек и общество
Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно - нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества.
Человек - член общества, носитель и создатель культуры. Понимание того, как складывается и развивается культура общества и каждого его члена. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов. Взаимоотношения человека с другими людьми.
Культура общения с представителями разных национальностей, социальных групп: проявление уважения, взаимопомощи, умения прислушиваться к чужому мнению. Внутренний мир человека: общее представление о человеческих свойствах и качествах.
Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Родословная. Имена и фамилии членов семьи. Составление схемы родословного древа, истории семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира.
Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Оценка великой миссии учителя в культуре народов России и мира. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника.
Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи. Правила взаимоотношений со взрослыми, сверстниками, культура поведения в школе и других общественных местах. Внимание к сверстникам, одноклассникам, плохо владеющим русским языком, помощь им в ориентации в учебной среде и окружающей обстановке.
Значение труда в жизни человека и общества. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов России и мира. Профессии людей. Личная ответственность человека за результаты своего труда и профессиональное мастерство.
Общественный транспорт. Транспорт города и села. Наземный, воздушный и водный транспорт. Правила пользования транспортом (наземным, в том числе железнодорожным, воздушным и водным. Средства связи: почта, телеграф, телефон, электронная почта, аудио- и видеочаты, форум.
Средства массовой информации: радио, телевидение, пресса, Интернет. Избирательность при пользовании средствами массовой информации в целях сохранения духовно-нравственного здоровья.
Наша Родина - Россия, Российская Федерация. Ценностно-смысловое содержание понятий «Родина», «Отечество», «Отчизна». Государственная символика России: Государственный герб России, Государственный флаг России, Государственный гимн России; правила поведения при прослушивании гимна. Конституция - Основной закон Российской Федерации. Права ребенка.
Президент Российской Федерации - глава государства. Ответственность главы государства за социальное и духовно-нравственное благополучие граждан.
Праздник в жизни общества как средство укрепления общественной солидарности и упрочения духовно-нравственных связей между соотечественниками. Новый год, Рождество, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День защиты детей, День народного единства, День Конституции. Праздники и памятные даты своего региона. Оформление плаката или стенной газеты к общественному празднику.
Россия на карте, государственная граница России.
Москва - столица России. Святыни Москвы - святыни России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, Большой театр и др. Характеристика отдельных исторических событий, связанных с Москвой (основание Москвы, строительство Кремля и др.). Герб Москвы. Расположение Москвы на карте.
Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним.
Россия - многонациональная страна. Народы, населяющие Россию, их обычаи, характерные особенности быта (по выбору). Основные религии народов России: православие, ислам, иудаизм, буддизм. Уважительное отношение к своему и другим народам, их религии, культуре, истории. Проведение спортивного праздника на основе традиционных детских игр народов своего края.
Родной край - частица России. Родной город (населенный пункт), регион (область, край, республика): название, основные достопримечательности; музеи, театры, спортивные комплексы и пр. Особенности труда людей родного края, их профессии. Названия разных народов, проживающих в данной местности, их обычаи, характерные особенности быта. Важные сведения из истории родного края. Святыни родного края. Проведение дня памяти выдающегося земляка.
История Отечества. Счет лет в истории. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные исторические времена. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.
Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности.
Правила безопасной жизни
Ценность здоровья и здорового образа жизни.
Режим дня школьника, чередование труда и отдыха в режиме дня; личная гигиена. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья. Личная ответственность каждого человека за сохранение и укрепление своего физического и нравственного здоровья. Номера телефонов экстренной помощи. Первая помощь при легких травмах (ушиб, порез, ожог), обмораживании, перегреве.
Дорога от дома до школы, правила безопасного поведения на дорогах, на транспорте (наземном, в том числе железнодорожном, воздушном и водном), в лесу, на водоеме в разное время года. Правила пожарной безопасности, основные правила обращения с газом, электричеством, водой.
Правила безопасного поведения в природе.
Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.
Как устроен мир (6 ч)
Природа, ее разнообразие. Растения, животные, грибы, бактерии - царства живой природы. Связи в природе (между неживой и живой природой, растениями и животными и т. д.). Роль природы в жизни людей. Соблюдение безопасного поведения человека в окружающем мире. ПДД
Человек - часть природы, разумное существо. Внутренний мир человека. Восприятие, память, мышление, воображение - ступеньки познания человеком окружающего мира.
Наши проекты: «Богатства, отданные людям»
Общество. Семья, народ, государство - части общества. Человек - часть общества. Человечество.
Мир глазами эколога. Что такое окружающая среда. Экология - наука о связях между живыми существами и окружающей их средой. Роль экологии в сохранении природного дома человечества.
Природа в опасности. Воздействие людей на природу (отрицательное и положительное). Меры по охране природы.
Эта удивительная природа (17 ч)
Тела, вещества, частицы.
Разнообразие веществ. Твердые вещества, жидкости и газы.
Воздух, его состав и свойства. Значение воздуха для живых организмов. Источники загрязнения воздуха. Охрана воздуха от загрязнений. Вода, ее свойства. Три состояния воды.
Превращения и круговорот воды в природе. Значение воды для живых организмов. Источники загрязнения воды. Охрана воды от загрязнений. Экономия воды в быту.
Что такое почва. Почва, ее состав. Живые существа почвы. Представление об образовании почвы и роли организмов в этом процессе. Значение почвы для живых организмов. Разрушение почвы в результате непродуманной хозяйственной деятельности людей. Охрана почвы.
Разнообразие растений. Группы растений (водоросли, мхи, папоротники, хвойные, цветковые), виды растений. Дыхание и питание растений.
Солнце, растения и мы с вами.
Размножение и развитие растений. Роль растений в природе и жизни человека. Влияние человека на растительный мир.
Охрана растений. Растения из Красной книги России.
Разнообразие животных. Группы животных (насекомые, рыбы, земноводные, пресмыкающиеся, птицы, звери и др.)
Кто что ест. Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные. Цепи питания. Сеть питания и экологическая пирамида. Наши проекты: «Разнообразие природы родного края»
Размножение и развитие животных. Роль животных в природе и жизни человека. Влияние человека на животный мир. Животные из Красной книги России.
Охрана животных.
В царстве грибов. Грибы, их разнообразие и строение (на примере шляпочных грибов). Роль грибов в природе и жизни человека. Съедобные и несъедобные грибы. Влияние человека на мир грибов. Грибы из Красной книги России. Охрана грибов.
Великий круговорот жизни. Представление о круговороте жизни и его звеньях (организмы-производители, организмы-потребители, организмы-разрушители). Роль почвы в круговороте жизни.
Мы и наше здоровье (10 ч)
Организм человека. Органы и системы органов. Нервная система, ее роль в организме человека.
Органы чувств (зрение, слух, обоняние, вкус, осязание), их значение и гигиена.
Надёжная защита организма. Кожа, ее значение и гигиена. Первая помощь при небольших ранениях, ушибах, ожогах, обмораживании. Опора тела и движение. Опорно-двигательная система, ее роль в организме. Осанка. Значение физического труда и физкультуры для развития скелета и укрепления мышц.
Наше питание. Питательные вещества: белки, жиры, углеводы, витамины. Пищеварительная система, ее роль в организме. Гигиена питания.
Наши проекты: «Школа кулинаров»
Дыхание и кровообращение. Дыхательная и кровеносная системы, их роль в организме.
Здоровый образ жизни. Закаливание воздухом, водой, солнцем. Инфекционные болезни и способы их предупреждения.
Табак, алкоголь, наркотики - враги здоровья.
Наша безопасность (7 ч)
Огонь, вода и газ. Как действовать при возникновении пожара в квартире (доме), при аварии водопровода, утечке газа.
Чтобы путь был счастливым. Правила и безопасность дорожного движения (в частности, касающейся пешеходов и пассажиров транспортных средств). Правила безопасного поведения пешехода на улице. Безопасность при езде на велосипеде, автомобиле, в общественном транспорте.
Дорожные знаки, их роль в обеспечении безопасного движения. Основные группы дорожных знаков: предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно-указательные, знаки сервиса. Соблюдение безопасного поведения человека в окружающем мире. ПДД
Наши проекты: «Кто нас защищает»
Опасные места в квартире, доме и его окрестностях: балкон, подоконник, лифт, стройплощадка, трансформаторная будка, пустырь, проходной двор, парк, лес и др. Лед на улице, водоеме - источник опасности. Правила поведения в опасных местах.
Природа и наша безопасность. Гроза - опасное явление природы. Как вести себя во время грозы.
Ядовитые растения и грибы. Как избежать отравления растениями и грибами. Опасные животные: змеи и др. Правила безопасности при обращении с кошкой и собакой.
Экологическая безопасность. Как защититься от загрязненного воздуха и от загрязненной воды. Бытовой фильтр для очистки воды, его устройство и использование. Как защититься от продуктов питания, содержащих загрязняющие вещества.
Чему учит экономика (11 ч)
Для чего нужна экономика. Потребности людей. Какие потребности удовлетворяет экономика. Что такое товары и услуги.
Природные богатства и труд людей - основа экономики. Капитал и труд, их значение для производства товаров и услуг. Физический и умственный труд. Зависимость успеха труда от образования и здоровья людей.
Полезные ископаемые, их разнообразие, роль в экономике. Способы добычи полезных ископаемых. Охрана подземных богатств.
Растениеводство и животноводство - отрасли сельского хозяйства.
Какая бывает промышленность. Промышленность и ее основные отрасли: электроэнергетика, металлургия, машиностроение, легкая промышленность, пищевая промышленность и др.
Наши проекты: «Экономика родного края»
Что такое деньги. Роль денег в экономике. Денежные единицы разных стран (рубль, доллар, евро). Заработная плата.
Государственный бюджет. Доходы и расходы бюджета. Налоги. На что государство тратит деньги.
Семейный бюджет. Доходы и расходы семьи.
Экономика и экология. Экологические последствия хозяйственной деятельности людей. Загрязнение моря нефтью как пример экологической катастрофы. Экологические прогнозы, их сущность и значение. Построение безопасной экономики - одна из важнейших задач общества в XXI веке.
Путешествие по городам и странам (17 ч)
Золотое кольцо России. Города Золотого кольца России - слава и гордость всей страны. Их прошлое и настоящее, основные достопримечательности, охрана памятников истории и культуры.
Наши проекты: «Музей путешествий»
Наши ближайшие соседи. Страны, граничащие с Россией.
На севере Европы. Страны зарубежной Европы, их многообразие, расположение на карте, столицы, особенности природы, культуры, экономики, основные достопримечательности, знаменитые люди разных стран.
Что такое Бенилюкс.
В центре Европы.
По Франции и Великобритании
На юге Европы.
По знаменитым местам мира. Знаменитые места мира: знакомство с выдающимися памятниками истории и культуры разных стран
(например, Тадж-Махал в Индии, пирамиды в Египте и др.).
Бережное отношение к культурному наследию человечества - долг всего общества и каждого человека.
Формы организации учебных занятий: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Основные виды учебной деятельности: слушание, объяснение учителя, слушание и анализ выступления своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с научно- популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов, презентаций, анализ проблемных ситуаций, ознакомление с организационно- методическими требованиями понятия учебной задачи урока, стремиться её выполнить, наблюдение обобщения и формирования выводов
Развитие этнокультурного направления реализуется посредством интеграции в разделе «Эта удивительная природа», «Чему учит экономика».
Календарно-тематическое планирование
№ |
Дата |
Наименование темы, раздела (количество часов в теме, разделе) Наименование темы урока |
Содержание урока |
1 |
|
Как устроен мир (6 ч) Природа .Соблюдение безопасного поведения человека в окружающем мире. ПДД |
Различия между телами: природными и искусственными, живымии неживыми.Оперирование понятиями: неживая природа, живая природа организм, биология, царства, бактерии, микроскоп. понимание классификацию природы Природные объекты и предметы, созданные человеком. Неживая и живая природа. |
2 |
|
Человек. КИМ с.7 тест 2 |
Чем человек отличается от других объектов живой природы, ступени познания: восприятия память, мышление, воображение. Человек - часть природы. Зависимость жизни человека от природы. Этическое и эстетическое значение природы в жизни человека. |
3 |
|
Проект «Богатства, отданные людям» |
Подготовка к выполнению проекта: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы. |
4 |
|
Общество КИМ с.8 тест 3 |
Различие понятия: государство, территория. Знать герб, флаг России. Человек как член общества. Человечество. Семья как часть общества, многообразие народов Земли. Страна (государство). Символы государства. Глава государства. Представление о гражданстве. Мы - граждане России Общество - совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности - основа жизнеспособности общества |
5 |
|
Что такое экология. КИМ с.9 тест4 |
Отличия экологии от других похожих наук, определение экологических связей .Мир глазами эколога. Экология как наука о связях между живыми существами и окружающей средой, ее роль в жизни человека и общества. Экологические связи, их разнообразие Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. |
6 |
|
Природа в опасности! Вводная контрольная работа (КИМ 2 класс с.86-91) |
Правила поведения в природе, правильно вести себя в зелёной зоне. Некоторые виды растений и животных, занесённых в Красную книгу. Положительное и отрицательное влияние человека на природу. Охрана природы. Заповедники и национальные парки - особо охраняемые территории Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. |
7 |
|
Эта удивительная природа (17 ч) Тела, вещества, частицы |
Знакомство с целями и задачами раздела. Естественные и искусственные тела. Твердые, жидкие, газообразные вещества. |
8 |
|
Разнообразие веществ. КИМ с.12 тест 7 |
Вещества, наиболее распространенные в быту (соль, сахар, крахмал, кислоты). Кислотные дожди. Уметь правильно пользоваться этими веществами |
9 |
|
Воздух и его охрана. КИМ с.13 тест 8 |
Состав и свойства воздуха. Воздух как смесь газов. Свойства воздуха. Охрана чистоты воздух. Воздух - смесь газов. Свойства воздуха. Значение воздуха для растений, животных, человека |
10 |
|
Вода КИМ с.14 тест 9 |
Определение основных свойств воды. Знание о значении воды для живых существ. Очищение воды с помощью фильтра. Вода. Свойства воды. Состояния воды, ее распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека. |
11 |
|
Превращения и круговорот воды. КИМ с.15 тест 10 |
Круговорот воды в природе, понятия:испарение, круговорот воды. Увязывать круговорот воды с её свойствами. Три состояния воды. |
12 |
|
Берегите воду! КИМ с.16 тест 11 |
Причины загрязнения водоёмов, меры охраны водоёмов от загрязнения. Использование воды человеком и её экономное использование |
13 |
|
Что такое почва КИМ с.18 тест 13 |
Высказывание гипотезы о том, почему почва плодородна |
14 |
|
Разнообразие растений. КИМ с.19 тест 14 |
Группы растений, приведение примероврастений разных групп Почва, ее состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. |
15 |
|
Солнце, растения и мы с вами КИМ с.20 тест 15 |
Выявление с помощью схемы сходство и различие процессов питания и дыхания растений Роль стебля, листьев, корня в питании растений Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. |
16 |
|
Размножение и развитие растений КИМ с.25 тест 17 |
Выявление роли животных в размножении растений, наблюдение в природе, как размножаются семена деревьев.Растения, их разнообразие. части растения (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя). Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода). Наблюдение роста растений, фиксация изменений. Деревья, кустарники, травы. Дикорастущие и культурные растения. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. |
17 |
|
Охрана растений КИМ с.27-28 тест 18 |
Сведения о редких и исчезающих растениях Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность человека за сохранность природы. |
18 |
|
Разнообразие животных. КИМ с.29-30 тест19 |
Классификация животных из списка, предложенных одноклассниками Животные, их разнообразие. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища). Насекомые, рыбы, птицы, звери, их отличия. Особенности питания разных животных (хищные, растительноядные, всеядные). Размножение животных (насекомые, рыбы, птицы, звери). Дикие и домашние животные. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, их названия, краткая характеристика на основе наблюдений |
19 |
|
Кто что ест. КИМ с.31 тест 20 Проект: «Разнообразие природы Удмуртии». Приспособление животных к добыванию пищи, защите от врагов. |
Характеристика животных по типу питания, примеры животных по типу питания, анализ схемы цепей питания |
20 |
|
Размножение и развитие животных. КИМ с.33 тест 22 |
Характеристика животных разных групп по способу размножения, модели стадии размножения животных разных групп, забота животных о потомстве Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. |
21 |
|
Охрана животных. КИМ с.34-35 тест 23 |
Актуализация знания о редких и исчезающих животных, Красной книге России. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. |
22 |
|
В царстве грибов. КИМ с.36 тест 24 |
Характеристика строения шляпочных грибов, различие грибов- двойников. Грибы: съедобные и ядовитые. Правила сбора грибов |
23 |
|
Великий круговорот жизни. КИМ с.37 тест 25 |
Организмы- производители, организмы- потребители, организмы-разрушители. Положительное и отрицательное влияние деятельности человека на природу (в том числе на примере окружающей местности). Правила поведения в природе. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, ее значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. |
24 |
|
Мы и наше здоровье (10ч) Организм человека. КИМ с.38 тест 26 |
Системы органов человека ( и их значение), взаимосвязь наук анатомии и физиологии человеческого организма |
25 |
|
Органы чувств. КИМ с.39 тест 27 |
Правила гигиены, распознавание на ощупь и по запаху в ходе учебного эксперимента |
26 |
|
Надежная защита организма. КИМ с.40 тест 28 |
Средства гигиены и ухода за кожей, меры первой помощи при повреждениях кожи |
27 |
|
Опора тела и движение. КИМ с.41 тест 29 |
Роль скелета и мышц в жизнедеятельности организма, роль правильной осанки для здоровья |
28 |
|
Наше питание. Проект «Школа кулинаров». КИМ с.47 тест31 |
органы пищеварительной системы. Правила питания. Взаимосвязь продуктов питания и пищеварительной системы. Питательные вещества, необходимые организму ( белки, жиры, углеводы, витамины), продукты, в которых они содержатся . Пищеварительная система, ее строение и функционирование. Гигиена питания. Подготовка к выполнению проекта. |
29 |
|
Дыхание и кровообращение. КИМ с.49 тест 33 |
Органы дыхания и кровообращения. Забота о своём здоровье. Дыхательная и кровеносная системы, их строение и работа. Взаимосвязь дыхательной и кровеносной систем. Пульс и его частота |
30 |
|
Умей побеждать болезни. КИМ с.50 тест 34 |
Основные факторы закаливания, уметь закаливать свой организм Закаливание как фактор предупреждения заболеваний, способы закаливания. Правила поведения в случае заболевания |
31 |
|
Здоровый образ жизни. КИМ с.51 тест 35 |
Главные правила здорового образа жизни, выполнять их. Понятие о ЗОЖ, правила ЗОЖ для школьников Младший школьник. Правила поведения в школе, на уроке. Обращение к учителю. Классный, школьный коллектив, совместная учеба, игры, отдых. Составление режима дня школьника. |
32 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения за первое полугодие(учебник с. ) Тест 30 (КИМ с.43-46) |
Тесты с выбором ответа |
33 |
|
Презентация проектов «Богатства, отданные людям», «Разнообразие природы родного края», «Школа кулинаров». |
Представление результатов проектной деятельности |
34 |
|
Наша безопасность (7 ч) Огонь, вода и газ. КИМ с.52 тест 36 |
Составление плана действий в экстренных ситуациях, выбор безопасного пути движения Знакомство с целями и задачами раздела. Действия при пожаре, аварии водопровода, утечке газа |
35 |
|
Чтобы путь был счастливым КИМ с.53 тест 37 |
Основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно указательные, знаки сервиса |
36 |
|
Дорожные знаки. Соблюдение безопасного поведения человека в окружающем мире. ПДД КИМ с.54-55 тест38 |
Основные дорожные знаки, уметь ориентироваться на дороге. Знаки предупреждающие, запрещающие, предписывающие, информационно указательные, знаки сервиса |
37 |
|
Проект «Кто нас защищает» Подготовка к выполнению проекта. |
Нахождение в Интернете и других источниках информации сведения о Вооруженных силах. России, деятельности полиции, пожарной охраны, МЧС, оформлять собранные материалы в виде стендов, альбомов и т.д. |
38 |
|
Опасные места КИМ с.56 тест 39 Правила поведения в потенциально опасных местах: на балконе, в лифте. На стройплощадке, пустыре, в парке, лесу ит.д. |
Соблюдение правила безопасности при общении с природой. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). |
39 |
|
Природа и наша безопасность КИМ с.57 тест 40 |
Соблюдение правила безопасности при общении с природой. Опасности природного характера (гроза, ядовитые растения и грибы, змеи, собаки, кошки). |
40 |
|
Экологическая безопасность. КИМ с.58 тест 41 |
Правила личной экологической безопасности Цепь загрязнения. Правила экологической безопасности |
41 |
|
Чему учит экономика (11 ч) Для чего нужна экономика КИМ с.59 тест 42 |
Понятие экономика, главная задача экономики. Потребности людей. Удовлетворение потребностей людей - главная задача экономики. Товары и услуги |
42 |
|
Природные богатства и труд людей - основа экономики |
Основные составляющие экономики. Бережное использование природных богатств. Роль труда людей в экономике, труд умственный и физический. Роль образования в экономике |
43 |
|
Полезные ископаемые КИМ с.61 тест 44 |
Основные полезные ископаемые, их значение в жизни человека. Наиболее важные в экономике полезные ископаемые. Значение, способы добычи, охрана полезных ископаемых. |
44 |
|
Растениеводство КИМ с.62 тест 45 |
Уметь отличать культурные растения от дикорастущих |
45 |
|
Животноводство КИМ с.63 тест46 |
Особенности разведения и содержания домашних животных |
46 |
|
Какая бывает промышленность КИМ с.64 тест 47 |
Отрасли промышленности. Уметь различать продукцию каждой отрасли промышленности. |
47 |
|
Проект «Экономика Удмуртии». |
Распределить задания, обсудить способы и сроки работы Подготовка к выполнению проекта. |
48 |
|
Что такое деньги. КИМ с.69 тест 49 |
Современные российские монеты. Обмен товарами: бартер, купля - продажа. Роль денег в экономике. Виды денежных знаков |
49 |
|
Государственный бюджет. КИМ с.70 тест 50 |
бюджет, доходы, налоги, расходы. Понятие о государственном бюджете, расходах и доходах. Источники доходов. |
50 |
|
Семейный бюджет. КИМ с.71 тест 51 |
Основы семейного бюджета. Понятие о семейном бюджете. Доходах и расходах семьи Семья - самое близкое окружение человека. Семейные традиции. Взаимоотношения в семье и взаимопомощь членов семьи. Оказание посильной помощи взрослым. Забота о детях, престарелых, больных - долг каждого человека. Хозяйство семьи. Духовно-нравственные ценности в семейной культуре народов России и мира |
51 |
|
Экономика и экология. КИМ с.72-73 тест 52 |
Две стороны экономики. Уметь составлять простейшие экологические прогнозы. Положительное и отрицательное воздействие экономики на окружающую среду. |
52 |
|
Путешествия по городам и странам (17 ч) Золотое кольцо России - слава и гордость страны. |
Города Золотого кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте Города Золотого кольца - Сергиев - Посад, Переславль - Залесский, Ростов и их достопримечательности. Города России. Санкт- Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России. Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности ,история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. |
53 |
|
Золотое кольцо России. Г орода Золотого кольца - Ярославль, Кострома и их достопримечательности |
Кольцо России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. |
54 |
|
Города Золотого кольца - Иваново, Суздаль, Владимир и их достопримечательности КИМ с.74 тест 53 |
Кольца России и их главные достопримечательности, уметь показывать их на карте Города России. Санкт-Петербург: достопримечательности (Зимний дворец, памятник Петру I - Медный всадник, разводные мосты через Неву и др.), города Золотого кольца России (по выбору). Святыни городов России. Главный город родного края: достопримечательности, история и характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним. |
55 |
|
Проект «Музей путешествий» Подготовка к выполнению проекта. |
Умение самостоятельно планировать свои действия при подготовке сообщения на заданную тему |
56 |
|
Наши ближайшие соседи. Государства - граничащие с Россией, их столицы. КИМ с.75 тест 54 |
Государства - ближайшие соседи России, уметь показывать их на карте Государства, граничащие с Россией, их столицы. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
57 |
|
На севере Европы КИМ с.76 тест 55 |
Северные европейские государства. Страны севера Европы (Норвегия, Швеция, Финляндия, Дания, Исландия), их столицы, государственное устройство. государственные языки, флаги и т.д Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
58 |
|
Что такое Бенилюкс? КИМ с.77 тест 56 |
Страны Бенилюкса, особенности их экономики. Уметь показывать страны на карте.Страны Бенилюкса (Бельгия, Нидерланды, Люксембург), их столицы, государственное устройство, флаги, достопримечательности Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями):название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
59 |
|
В центре Европы. КИМ с.78 тест 57 |
Государственное устройство, государственные языки, флаги, достопримечательности, уметь показывать их на карте. Страны центра Европы: Германия, Австрия, Швейцария, их столицы, флаги, достопримечательности, знаменитые люди. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
60 |
|
Путешествие по Франции и Великобритании. Франция. КИМ с.79-80 тест 58 |
Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности. |
61 |
|
Путешествие по Франции и Великобритании. Великобритания |
Соотносить памятники архитектуры и искусства с той страной, в которой они находятся, работать с картой. Описывать достопримечательности Франция, её местоположение на карте, столица, государственные символы, достопримечательности, знаменитые люди. Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности |
62 |
|
На юге Европы. |
Греция и Италия, их географическое положение, столица, государственное устройство, факты истории, памятники архитектуры и искусства, города Страны и народы мира. Общее представление о многообразии стран, народов, религий на Земле. Знакомство с 3-4 (несколькими) странами (с контрастными особенностями): название, расположение на политической карте, столица, главные достопримечательности |
63 |
|
По знаменитым местам Мира. КИМ с.84 тест 61 |
Находятся (Тадж-Махал в Индии, египетские пирамиды, статуя Свободы в Сиднейской оперы). |
64 |
|
Проверим себя и оценим свои достижения за второе полугодие (итоговая работа тест 62 КИМ с.88-91) |
Памятники архитектуры и искусства своего города(села)СШ |
65 |
|
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий» |
Представление результатов деятельности |
66 |
|
Итоговая комплексная работа. |
Динамика формирования основных навыков |
67 |
|
Презентация проектов «Кто нас защищает», «Экономика родного края», «Музей путешествий |
Представление результатов деятельности |
68 |
|
Обобщающий урок по пройденному курсу за 3 класс Соблюдение безопасного поведения в окружающем мире, ПДД. Инструктаж на лето. |
Представление результатов деятельности |