Рабочая программа «Окружающий мир» (1 класс, УМК «Школа России»)
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета окружающий мир 1 класс
При изучении курса «Окружающий мир» достигаются следующие предметные результаты:
1) понимание особой роли России в мировой истории, воспитание чувства гордости за национальные свершения, открытия, победы;
2) сформированность уважительного отношения к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе нашей страны, её современной жизни;
3) осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде;
4) освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, измерение, опыт, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве);
5) развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
Требования к уровню подготовки обучающихся по курсу «Окружающий мир» к концу 1 года обучения.
По курсу «Окружающий мир» к концу первого года обучения обучающиеся должны знать/понимать:
название своего поселка (города), название своей улицы, номер своего дома, адрес школы;
названия: своего государства (Россия), столицы (Москва), главной площади столицы (Красная площадь), главной достопримечательности столицы (Кремль), исторической достопримечательности Кремля (Спасская башня);
государственную символику России;
первый куплет и припев гимна России;
виды городского транспорта (электричка, трамвай, троллейбус, автобус);
правила поведения в городе во время экскурсии;
что такое природа, природа живая и неживая (на уровне различения объектов);
название органов чувств и их функции;
названия органов растений (корень, стебель, лист, цветок, плод, семена);
основные признаки живого: дыхание, питание, рост, размножение;
названия и внешние отличительные признаки 8–10 растений; 8–10 животных (на уровне рода);
название каждого времени года и их последовательность;
основные признаки времен года;
правила безопасности на воде в зимнее и летнее время, правила безопасности при катании с гор в зимнее время.
Уметь:
соблюдать правила безопасности при проведении опытов и уроков-экскурсий;
проводить целенаправленные простейшие наблюдения за объектами живой природы и уметь рассказывать о своих наблюдениях;
различать объекты природы и изделия человека;
различать объекты живой и неживой природы;
различать части растений, отображать их в рисунке;
приводить примеры домашних и диких животных (не менее пяти);
приводить примеры животных разных групп (насекомых, рыб, птиц, зверей), раскрывать особенности их внешнего вида;
приводить примеры хвойных и лиственных деревьев своего края;
приводить примеры кустарников и травянистых растений своего края;
приводить примеры съедобных грибов своего края;
приводить примеры ядовитых ягод своего края;
ориентироваться в основных достопримечательностях своего края;
называть столицу России (Москва), главную площадь столицы (Красная площадь), главную достопримечательность столицы (Кремль), историческую достопримечательность Кремля (Спасская башня).
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
для обогащения жизненного опыта с помощью наблюдения;
установление связи между сезонными изменениями в неживой и живой природе;
выполнения изученных правил охраны и укрепления здоровья, безопасного поведения на улице, в быту;
написания на конверте своего адреса;
выполнения правил поведения в природе и участия в ее охране;
подписывать почтовый конверт (адрес научного клуба «Мы и окружающий мир», обратный адрес).
Формы организаций учебных занятий: индивидуальная, парная, групповая, коллективная.
Основные виды учебной деятельности: слушание объяснений учителя, слушание и анализ выступлений своих товарищей, самостоятельная работа с учебником, работа с научно-популярной литературой, отбор и сравнение материала по нескольким источникам, наблюдение за демонстрациями учителя, просмотр учебных фильмов - презентаций, анализ проблемных ситуаций, ознакомление с организационно-методическими требованиями понятия учебной задачи урока и стремиться её выполнить, наблюдение, обобщение и формулирования выводов.
Содержание учебного предмета по разделам
№ |
Раздел |
Кол-во часов |
|
1 |
Авторская программа |
Рабочая программа |
|
Задавайте вопросы! Знакомство с учебником и учебными пособиями (рабочей тетрадью, сборником тестов, атласом-определителем «От земли до неба», книгами для чтения «Зелёные страницы» и «Великан на поляне»). Знакомство с постоянными персонажами учебника — Муравьем Вопросиком и Мудрой Черепахой |
1 |
1 |
|
2 |
Что и кто? |
20 |
20 |
Что такое Родина? Что мы знаем о народах России? Что мы знаем о Москве? Проект «Моя малая родина». Что у нас над головой? Что у нас под ногами? (практическая работа) Что общего у разных растений? (практическая работа) Что растет на подоконнике? (практическая работа) Что растет на клумбе? Что это за листья? (практическая работа) Что такое хвоинки? Кто такие насекомые? Кто такие рыбы? Кто такие птицы? Кто такие звери? Что такое зоопарк? Что окружает нас дома? Что умеет компьютер? Что вокруг нас может быть опасным? На что похожа наша планета? |
|||
3 |
Как, откуда и куда? |
12 |
12 |
Как живет семья? Проект «Моя семья». Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? (практическая работа) Откуда в наш дом приходит электричество? Как путешествует письмо? Куда текут реки? (практическая работа) Откуда берутся снег и лед? (опыт) Как живут растения? (практическая работа) Как живут животные? Как зимой помочь птицам? (практическая работа) Откуда берутся шоколад, изюм и мед? Откуда берется и куда девается мусор? (практическая работа) Откуда в снежках грязь? |
|||
4 |
Где и когда? |
11 |
11 |
Когда учиться интересно? Проект «Мой класс и моя школа». Когда придет суббота? Когда наступит лето? Где живут белые медведи? Где живут слоны? Где зимуют птицы? Когда жили динозавры? Когда появилась одежда? Когда изобрели велосипед? Когда мы станем взрослыми? |
|||
5 |
Почему и зачем? |
22
|
22
|
Почему солнце светит днем, а звезды – ночью? Почему Луна бывает разной? Почему идет дождь и дует ветер? Почему звенит звонок? (практическая работа) Почему радуга разноцветная? Почему мы любим кошек и собак? Проект «Мои домашние питомцы». Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? Почему их так назвали? Зачем мы спим ночью? Почему нужно есть много овощей и фруктов? Почему нужно чистить зубы и мыть руки? (практическая работа) Зачем нам телефон и телевизор? Зачем нужны автомобили? Зачем нужны поезда? Зачем строят корабли? Зачем строят самолеты? Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности? Зачем люди осваивают космос? Почему мы часто слышим слово «экология»? |
|||
Итого |
66 |
66 |
Развитие этнокультурного направления реализуется посредством интеграции в разделе «Что и кто?», «Почему и зачем?» в предмете окружающий мир.
Тематическое планирование по окружающему миру 1 класс
2 ч в неделю (66ч)
№ урока |
Дата |
Наименование темы, раздела (количество часов в теме, разделе) Наименование темы урока |
Содержание урока |
1 |
Часть I Задавайте вопросы! (1ч) |
Способы и средства познания окружающего мира. Основные правила поведения в школе. Режим дня школьника. |
|
2 |
Раздел: Что и кто? (20ч) Что такое Родина? |
Понятия «Родина» — это наша страна Россия и наша малая родина-город, где мы живём. Первоначальные сведения о народах России, её столице, о своей малой родине. Герб и флаг России; |
|
3 |
Что мы знаем о народах России? |
Многонациональный характер населения России; Этнический тип лица и национальный костюм. Национальные праздники народов России. Основные традиционные религии. Единство народов России. |
|
4 |
Что мы знаем о Москве? |
Москва — столица России. Достопримечательности Москвы: Кремль, Красная площадь, собор Василия Блаженного, метро, зоопарк и т. д. Жизнь москвичей — наших сверстников. |
|
5 |
Проект «Моя малая Родина» |
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы |
|
6 |
Что у нас над головой? |
Дневное и ночное небо. Солнце и его форма. Звёзды и созвездия. Созвездие Большой Медведицы. |
|
7 |
Что у нас под ногами? |
Камни как природные объекты, разнообразие их признаков (форма, цвет, сравнительные размеры). Значение камней в жизни людей. Камни (различать гранит, кремень, известняк); |
|
8 |
Что общего у разных растений? |
Части растения (корень, стебель, листья, цветок, плод, семя). Представление о соцветиях. Цветки и соцветия. |
|
9 |
Что растёт на подоконнике? |
Наиболее распространённые комнатные растения. Зависимость внешнего вида растений от природных условий их родины. Распознавание комнатных растений.
|
|
10 |
Что растёт на клумбе? |
Наиболее распространённые растения цветника (космея, гладиолус, бархатцы, астра, петуния, календула), цветущие осенью. Растения клумбы и дачного участка на рисунках; |
|
11 |
Что это за листья? |
Деревья возле школы. Листья деревьев, разнообразие их формы и осенней окраски. Распознавание деревьев по листьям |
|
12 |
Что такое хвоинки? |
Лиственные и хвойные деревья. Ель и сосна — хвойные деревья. Хвоинки — видоизменённые листья. Распознавание хвойных деревьев |
|
13 |
Кто такие насекомые? |
Насекомые как группа животных. Главный признак насекомых — шесть ног. Разнообразие насекомых. Насекомые на рисунке, определение насекомых с помощью атласа-определителя.
|
|
14 |
Кто такие рыбы? |
Рыбы — водные животные, тело которых (у большинства) покрыто чешуёй. Морские и речные рыбы. Рыбы на рисунке. |
|
15 |
Кто такие птицы? |
Птицы как одна из групп животных. Перья — главный признак птиц. Первоначальное знакомство со строением пера птицы. Птицы на рисунке. |
|
16 |
Кто такие звери? |
Внешнее строение и разнообразие зверей. Основные признаки зверей: шерсть, выкармливание детёнышей молоком. Связь строения тела зверя с его образом жизни. Звери на рисунке |
|
17 |
Что окружает нас дома? |
Представление детей о предметах домашнего обихода. Группировка предметов по их назначению. |
|
18 |
Что умеет компьютер? |
Знакомство с компьютером, его назначением и составными частями. Роль компьютера в современной жизни. Правила безопасного обращения с ним |
|
19 |
Что вокруг нас может быть опасным? |
Потенциально опасные окружающие предметы и транспорт. Элементарные правила дорожного движения |
|
20 |
На что похожа наша планета? |
Первоначальные сведения о форме Земли и её движении вокруг Солнца и своей оси. Глобус — модель Земли. |
|
21 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Что и кто?» |
Презентация проекта «Моя малая Родина» |
|
22 |
Раздел: Как, откуда и куда? (12ч) Как живёт семья? Проект «Моя семья» |
Семья — это самые близкие люди. Что объединяет членов семьи. Имена, отчества и фамилии членов семьи. Жизнь семьи. Подготовка к выполнению проекта «Моя семья»: знакомство с материалами учебника, распределение заданий, обсуждение способов и сроков работы |
|
23 |
Откуда в наш дом приходит вода и куда она уходит? с. 60-61, т. 38-40 |
Значение воды в доме. Путь воды от природных источников до жилища людей. Значение очистных сооружений для предотвращения загрязнения природных вод. Опасность использования загрязнённой воды. Очистка загрязнённой воды. |
|
24 |
Откуда в наш дом приходит электричество? |
Значение электроприборов в жизни современного человека. Разнообразие бытовых электроприборов. Способы выработки электричества и доставки его потребителям |
|
25 |
Как путешествует письмо? |
Разнообразие почтовых отправлений и средств доставки корреспонденции. Значение почтовой связи для общества. Знакомство с работой почты. Современные средства коммуникации |
|
26 |
Куда текут реки? |
Расширение и уточнение представлений детей о реках и морях, о движении воды от истока реки до моря, о пресной и морской воде. Пресная и морская вода; |
|
27 |
Откуда берутся снег и лёд? |
Снег и лёд. Свойства. |
|
28 |
Как живут растения? |
Растение как живой организм. Представление о жизненном цикле растения. Условия, необходимые для жизни растений. Уход за комнатными растениями |
|
29 |
Как живут животные? |
Животные как живые организмы. Представление о жизненном цикле животных. Условия, необходимые для жизни животных. Уход за животными живого уголка. |
|
30 |
Как зимой помочь птицам? |
Птицы, зимующие в наших краях, их питание зимой. Важность заботы о зимующих птицах. Устройство кормушек и виды корма. Правила подкормки птиц |
|
31 |
Откуда берётся и куда девается мусор? |
Источники мусора в быту. Необходимость соблюдения чистоты в доме, городе, природном окружении. Раздельный сбор мусора |
|
32 |
Откуда в снежках грязь? |
Источники загрязнения нашей планеты и способы защиты её от загрязнений. Распространение загрязнений в окружающей среде. |
|
33 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Как, откуда и куда?» Презентация проекта «Моя семья» |
Презентация проекта «Моя семья» |
|
34 |
Часть II Где и когда? (11ч) Когда учиться интересно?
|
Цели и задачи раздела: « Когда учиться интересно?» |
|
35 |
Проект «Мой класс и моя школа» |
Проект «Мой класс и моя школа»- обсуждение плана работы, хода действий, |
|
36 |
Когда придёт суббота? |
Время и его течение. Прошлое, настоящее и будущее. Последовательность дней недели. |
|
37 |
Когда наступит лето? |
Последовательность смены времён года и месяцев в нём. Названия осенних, зимних, весенних и летних месяцев. Зависимость природных явлений от смены времён года. |
|
38 |
Где живут белые медведи? |
Холодные районы Земли: Северный Ледовитый океан и Антарктида. Животный мир холодных районов. |
|
39 |
Где живут слоны? |
Жаркие районы Земли: саванна и тропический лес. Животный мир жарких районов |
|
40 |
Где зимуют птицы? |
Зимующие и перелётные птицы. Места зимовок перелётных птиц. Исследование учёными маршрутов перелёта птиц. Причины, заставляющие птиц улетать на зиму |
|
41 |
Когда появилась одежда? |
История появления одежды и развития моды. Зависимость типа одежды от погодных условий, национальных традиций и её назначения (деловая, спортивная, рабочая, домашняя, праздничная, военная) |
|
42 |
Когда изобрели велосипед? |
История появления и усовершенствования велосипеда. Правила дорожного движения и безопасности при езде на велосипеде. |
|
43 |
Когда мы станем взрослыми? |
Отличие жизни взрослого человека от жизни ребёнка. Выбор профессии, целевых установок на будущее. Ответственность человека за состояние окружающего мира. |
|
44 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Где и когда?» Презентация проекта «Мой класс и моя школа» |
Презентация проекта «Мой класс и моя школа». |
|
45 |
Раздел: Почему и зачем? (22ч) Почему Солнце светит днём, а звёзды ночью? |
Солнце — ближайшая к Земле звезда. Форма, цвет, сравнительные размеры звёзд. Созвездие Льва |
|
46 |
Почему Луна бывает разной? |
Луна — спутник Земли, её особенности. Изменение внешнего вида Луны и его причины. Способы изучения Луны |
|
47 |
Почему идёт дождь и дует ветер? |
Причины возникновения дождя и ветра. Их значение для человека, растений и животных |
|
48 |
Почему звенит звонок? |
Разнообразие звуков в окружающем мире. Причина возникновения и способ распространения звуков. Необходимость беречь уши |
|
49 |
Почему радуга разноцветная? |
Радуга — украшение окружающего мира. Цвета радуги. Причины возникновения радуги. |
|
50 |
Почему мы любим кошек и собак? |
Взаимоотношения человека и его домашних питомцев (кошек и собак). Предметы ухода за домашними животными. Особенности ухода за кошкой и собакой |
|
51 |
Проект «Мои домашние питомцы» |
Подготовка к выполнению проекта: «Мои домашние питомцы». |
|
52 |
Почему мы не будем рвать цветы и ловить бабочек? |
Разнообразие цветов и бабочек. Взаимосвязь цветов и бабочек. Необходимость сохранения природного окружения человека. Правила поведения на лугу |
|
53 |
Почему в лесу мы будем соблюдать тишину? |
Правила поведения в лесу |
|
54 |
Зачем мы спим ночью? |
Значение сна в жизни человека. Правила подготовки ко сну. Как спят животные. Работа человека в ночную смену |
|
55 |
Почему нужно есть много овощей и фруктов? |
Овощи и фрукты, их разнообразие и значение в питании человека. Витамины. Правила гигиены при употреблении овощей и фруктов |
|
56 |
Почему нужно чистить зубы и мыть руки? |
Важнейшие правила гигиены, необходимость их соблюдения. Освоение приёмов чистки зубов и мытья рук |
|
57 |
Зачем нам телефон и телевизор? |
Почта, телеграф, телефон — средства связи. Радио, телевидение, пресса (газеты и журналы) — средства массовой информации. Интернет |
|
58 |
Зачем нужны автомобили? |
Автомобили — наземный транспорт, их разнообразие и назначение. Устройство автомобиля. Электромобиль. |
|
59 |
Зачем нужны поезда? |
Поезда — наземный и подземный транспорт. Виды поездов. Устройство железной дороги. Представление о развитии железнодорожного транспорта. |
|
60 |
Зачем строят корабли? |
Корабли (суда) — водный транспорт. Виды кораблей (пассажирские, грузовые, рыболовные, исследовательские суда, военные корабли). Устройство корабля. |
|
61 |
Зачем строят самолёты? |
Самолёты — воздушный транспорт. Виды самолётов (пассажирские, грузовые, военные, спортивные). Устройство самолёта. |
|
62 |
Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности? |
Правила безопасности в автомобиле, в поезде и на железной дороге, а также в других средствах транспорта (автобусе, троллейбусе, трамвае) |
|
63 |
Почему на корабле и в самолёте нужно соблюдать правила безопасности? |
Правила безопасности на водном и воздушном транспорте. Спасательные средства на корабле и в самолёте |
|
64 |
Зачем люди осваивают космос? |
Космос. Освоение человеком космоса: цели полётов в космос, Ю.А. Гагарин — первый космонавт Земли, искусственные спутники Земли, космические научные станции. |
|
65 |
Почему мы часто слышим слово «экология»? |
Экология. Взаимосвязи между человеком и природой. День Земли.
|
|
66 |
Проверим себя и оценим свои достижения по разделу «Почему и зачем?» Презентация проекта «Мои домашние питомцы» |
Презентация проекта «Мои домашние питомцы". |