12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Шимохина Ольга Владимировна62

Мастер-класс «Приёмы работы с логопедическими зондами»

Постановка звука [с]

1.При губно-зубном сигматизме нужно снять губную артикуляцию. Это можно достигнуть демонстрацией правильной позы губ при артикулировании этого звука или с механической помощью (шпателем, пальцем или зондом №1, №2, №4) отводят нижнюю губу от зубов.

2.Звук [с] от слога та. Ребёнка просят многократно произносить слог та, вводят зонт №2 между альвеолами и кончиком языка (а также передней частью спинки языка) и слегка нажимают им вниз. Образуется круглая щель, проходя через которую выдыхаемая струя воздуха производит свистящий шум. Управляя зондом, можно изменять величину щели до получения нужного акустического эффекта.

3.Если при произнесении звука [с] кончик языка ребёнка упирается в верхние зубы, поперёк рта кладут тонкую круглую палочку (как от чупа-чупса) между резцами и клыками и под неё подсовывают кончик языка, - образуется свободный проход для воздуха между зубами. При произнесении получаются нормальные звуки [с] и [з]. Часто этот приём помогает и случаях пришепётывания. Вместо палочки можно использовать зонд №4 или класть поперёк шариковый зонд.

4.Если вместо [с] получается «хлюпанье» (хьль, льхь), для исправления этого недостатка ребёнка просят высовывать широко распластанный, напряжённый язык «лопаткой» между зубами и в этом положении произносить (хотя и шепеляво) [с] и [з] в слогах и словах. После усвоения такого звука кончик языка постепенно, день за днём, оттягивается за нижние зубы до нормального положения, которое и закрепляется упражнениями. Иногда спинку языка можно опустить нажатием на неё ручкой чайной ложки, шпателем или зондом №4.

5.Когда ребёнок звуки [с], [з] заменяет звуками [ф], [в], нижнюю губу оттягивают пальцем вниз (можно использовать зонды №2 и №4).

Постановка звука [ц]

Звук [ц] ставят от звука [т] при опущенном кончике языка к нижним резцам и прижатой к верхним резцам передней части спинки языка. Ребёнок произносит звук [т] с сильным выдохом. При этом он быстро и последовательно сказать два звука: [т], затем [с]. Чтобы получить слитный звук с укороченным свистящим элементом, ребёнку предлагается произнести обратный слог с гласным [а]. При произнесении слышится сочетание атс. В том случае, когда ребёнку трудно удержать кончик языка у нижних резцов, применяют механическую помощь: шпателем или зондом №1 удерживают кончик его языка у нижних резцов или помещают зонд между передней частью спинки языка и зубами, и просят ребёнка произнести с сильным выдохом слог та. В момент произнесения ребёнком взрывного элемента слога логопед слегка нажимает на язык. Слышится слитный звук [ц].

Постановка звука [ч]

Звук [ч] можно ставить от мягкого [ть], произносимого в прямом слоге тьи или обратном ать. Ребёнок несколько раз произносит какой-нибудь из этих слогов с некоторым усилением выдоха на согласном элементе. В момент произнесения с помощью шпателя или зонда №5 логопед слегка отодвигает назад кончик языка (как для артикуляции звука [щ]). Тот же акустический эффект может быть получен при введении зонда под язык. В момент произнесения логопед слегка приподнимает язык и одновременно несколько отодвигает его. Звук [ч] легче вызывается в обратных слогах.

Постановка звука [ш]

Ребёнка просят произнести несколько раз слог са, и логопед вводит под язык зонд №5. С его помощью переводит кончик языка в верхнее положение и регулирует степень его подъёма до появления нормально звучащего [ш]. логопед фиксирует зонд в этом положении, просит ребёнка вновь произнести тот же слог и внимательно вслушаться. После нескольких тренировок в произнесении ша с помощью зонда логопед фиксирует внимание ребёнка на положении языка и выясняет, может ли он самостоятельно поставить язык в нужную позицию.

При ненарушенном произношении [р] можно поставить звуки [ш] и [ж] от этого звука. Ребёнок произносит слог ра и в этот момент логопед прикасается шпателем или зондом №5 к нижней поверхности его языка, чтобы затормозить вибрацию. При шёпотном произнесении ра слышится ша, а при громком - жа.

Постановка звука [щ]

Звук [щ] ставят от звука [с]. Ребёнок произносит слог сьи или сьа с протяжным свистящим элементом: сьсьсьи… Затем логопед вводит шпатель или зонд под язык и, в момент произнесения слогов, слегка приподнимает его, несколько отодвигает назад. Тот же акустический эффект можно получить, не поднимая язык, а лишь несколько отодвигая его назад прикосновением шпателя или зонда.

Постановка звука [р]

1.Постановка звука [р] от [ж]. Шариковый зонд вводят под язык и, прикасаясь к нижней поверхности передней части языка, быстрыми движениями зонда вправо и влево вызывают колебания языка, передние его края попеременно смыкаются и размыкаются с альвеолами. Эти движения можно осуществлять и обычным плоским шпателем (деревянным или пластмассовым) или зондом №1. Домашние тренировки ребёнок может проводить с помощью черенка чайной ложки, ватной палочки или чистого указательного пальца.

2.Постановка звука [р] от слога за (ззза). В момент многократного повторения слогов ребёнок по инструкции логопеда перемещает переднюю часть языка вверх и вперёд до получения акустического эффекта фрикативного [р] в сочетании с гласным [а]. После этого вводится зонд №1 или шариковый, с его помощью проводят быстрые движения слева направо и справа налево. В момент возникающей вибрации слышится достаточно чистый звук [р], нормальной протяжённости, без избыточного раската. При этом способе постановки звука не требуется специального введения звука в сочетание с гласным, т.к. сразу получается слог. В последующей работе важно провести тренировки в вызывании слогов ра, ру, ры.

3.Наиболее распространённым приёмом является постановка [р] от [д] и

[т], повторяющегося на одном выдохе: ттт, ттт, ддд, ддд с последующим более форсированным произнесением последнего. Применяется также чередующееся произношение звуков [т] и [д] в сочетаниях тд, тд или тдд, тдд в быстром темпе, ритмично. Они артикулируются при слегка открытом рте и при смыкании языка не с резцами, а с дёснами верхних резцов или альвеолами. При многократном произнесении серий звуков [т] и [д] ребёнка просят сильно подуть на кончик языка, и в этот момент возникает вибрация; если не получается, производим зондом движения влево-вправо под языком с одновременным быстрым произношением ттт или ддд. При постановке мягкого звука [рь] используются те же зонды. Сначала ставят глухой звук [р], затем звонкий.

Постановка звука [л]

Часто используют в качестве базового звука мягкий [ль], просят ребёнка несколько раз повторить слог ля, затем вводят зонд №4 так, чтобы он оказался между твёрдым нёбом и средней частью спинки языка; нажмите зондом на язык вниз-вправо или влево и попросите ребёнка произнести несколько раз сочетание ля. В момент произнесения регулируйте движение зондом, пока не будет получен акустический эффект твёрдого звука [л].

Вместо зонда можно использовать тонкую тесёмочку или верёвочку, во время произношения потянуть тесёмку вниз влево и вправо до получения твёрдого звука [л].

В случаях, когда боковые края языка плотно прижаты к зубам, вследствие чего получается звук [д] вместо [л] (дапа, доб), поперёк языка, подальше от его кончика перекидывают тесёмочку. Слегка натянув её за концы вниз и назад для образования боковых щелей, оттягивают среднюю часть языка от боковых зубов и от нёба и произносят звук [л].

При других искажениях узкий кончик языка надо прижать к верхней губе и издавать получающиеся при этом похожие на [л] протяжные звуки, далее нужно шпателем или зондом №5 или №6 осторожно отодвигать кончик языка к верхней десне (ребёнок всё время произносит звук).

Можно предложить нараспев тянуть звук [а] и, одновременно, не прерывая голоса, многократно и ритмично поднимать и опускать к верхней и нижней десне узкий кончик языка. В момент прикосновения к дёснам слышится звук [л] (а-ла-ла-ла), который закрепляется логопедом или воспитателем, «подпевающим» ребёнку этот звук.


Постановка звука [й]

Звук [й] ставят от мягкого звука [зь]. Ребёнок произносит слог зьа (зя), повторяя его несколько раз. Во время произнесения логопед шпателем нажимает на переднюю часть языка и отодвигает его немного назад до получения нужного звучания.

Постановка звуков [г], [е], [х]

Ребёнок произносит слог та, в момент произнесения логопед шпателем постепенно отодвигает язык назад нажимом на переднюю часть спинки языка. По ходу движения языка в глубь слышится сначала слог тя, потом кя, а вслед за ним ка. Так же ставится звук [г] от слога да, но его можно получить и озвончением [к]. Звук [х] ставится от звука [с] аналогичным приёмом: сначала слышится ся, вслед за ним хя и, наконец, ха.





Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.