Мастер-класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом природоведческого характера. Земноводные»
Мастер класс Земноводные
DOC / 69 Кб
Пояснительная записка.
Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность в учебе. Чтение играет важную роль в социализации обучающихся. Так же чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.
В ФГОС подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.
Смысловое чтение.
Цель-формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически осмыслить извлечённую информацию).
Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов:
-понимать смысл научно – популярного и информационного текста
-анализировать текст
-модифицировать текст
- генерировать текст как устный, так и письменный
Работу с научным текстом на уроке окружающего мира условно можно разделить на 3 этапа.
I этап (подготовительный)
Профессиональные компетенции учителя на данном этапе:
- вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.
Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.
Приемы работы:
1. Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей высказывания собственных суждений, а также мотивирует к сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)
2. Рассматривание иллюстраций
- Прием “Верите ли вы?”.
Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат.
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
II этап ( основной)
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.
Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми
Приемы работы:
- Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
- Словарная работа (во время чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова)
3. Выборочное чтение
4. Беседа по содержанию
- Кластер. Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.
Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой.
III этап (заключительный)
Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.
Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.
Приемы работы:
- Прием “Верите ли вы?”.
- Пересказ с использованием кластера
- “Закончи предложение” – позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.