Мастер-класс «Стратегии смыслового чтения. Приёмы работы с текстом природоведческого характера. Земноводные»

1
0
Материал опубликован 17 December 2018 в группе

Мастер класс Земноводные
DOC / 69 Кб

Пояснительная записка.

Чтение – это многофункциональный процесс. С одной стороны, умения грамотного чтения необходимы при работе с большим объемом информации. Это обеспечивает успешность в учебе. Чтение играет важную роль в социализации обучающихся. Так же чтение выполняет воспитательную функцию, формируя оценочно-нравственную позицию человека.

           В ФГОС  подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит «метапредметный» или  характер и умения чтения относятся к универсальным учебным действиям. Это означает, что на каждом предмете должна вестись работа по формированию и развитию умений смыслового чтения.

Смысловое чтение.

     Цель-формирование умения воспринимать текст как единое смысловое целое (точно и полно понять содержание текста и практически  осмыслить извлечённую информацию).

      Формирование навыков смыслового чтения. Реализация метапредметных результатов:

-понимать смысл научно – популярного и информационного текста

-анализировать текст

-модифицировать текст

- генерировать текст как устный, так и письменный

 

       Работу с научным текстом на уроке окружающего мира  условно можно разделить на 3 этапа.

I этап (подготовительный)

Профессиональные компетенции учителя на данном этапе:

- вызвать у ученика желание, мотивацию прочитать текст.

Цель: пробудить познавательный интерес к предстоящей работе с текстом.

Приемы работы:

1.      Проблемный вопрос (классу задается проблемный вопрос, который требует от детей  высказывания собственных суждений, а также мотивирует к  сопоставлению собственного мнения с содержанием научного текста)

2.      Рассматривание иллюстраций

  1. Прием “Верите ли вы?”.

Этот прием позволяет держать учащихся в интеллектуальном напряжении весь урок и придает ему определенную интригу. Данный прием способствует формированию умения критически оценивать результат.

1

2

3

4

5

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II этап ( основной)

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить полноценное восприятие текста.

Цель: достичь понимания и осмысления текста детьми

Приемы  работы:

  1. Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение. Выявление первичного восприятия. Выявление совпадений первоначальных предположений учащихся с содержанием, эмоциональной окраской прочитанного текста.
  2. Словарная работа (во время чтения текста дети простым карандашом подчеркивают непонятные им слова)

3.      Выборочное чтение

4.      Беседа по содержанию

  1. Кластер. Цель: установить максимальное количество признаков изучаемого понятия.

Кластер (пучок) – схема, применяемая в том случае, если изучаемое явление обладает целым рядом разных по значению признаков. Кластер предполагает выделение смысловых единиц текста и графическое оформление в определенном порядке в виде грозди. Делая какие-то записи, зарисовки для памяти, мы часто распределяем, компонуем по категориям. Правила очень простые. В центре записывается слово, вокруг которого фиксируются слова или предложения, связанные с темой.

 

III этап (заключительный)

Цель: проверить понимание и усвоение информации из научного текста.

Профессиональная компетенция учителя – обеспечить углублённое восприятие и понимание текста.

Приемы работы:

  1. Прием “Верите ли вы?”.
  2. Пересказ  с использованием  кластера
  3. “Закончи предложение” – позволяет ученикам оценить изучаемый объем, высказать свое собственное мнение, суждение и отношение.
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации