Мастер-класс «Изучение биографии И.А. Гончарова с использованием приема кластер»
Тема урока: И.А. Гончаров. Судьба и личность.
Цели и задачи урока: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.А. Гончарова; вызвать интерес к творчеству писателя; совершенствовать умение выделять особо значимые факты биографии писателя, раскрывающие индивидуальность художника, его жизненные и писательские принципы, необходимые для составления кластера.
Используемая технология: использование приема «кластер» в технологии критического мышления при изучении биографии писателя.
Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.
Оборудование: учебник, портрет И.А. Гончарова, презентация, литературные визитки, книжная выставка, схемы для составления кластера.
Ход урока
I. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока.
Кластер (от английского – гроздь, группа, скопление) – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала.
На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.
Слово учителя
- Хорошая книга, как и её автор, после знакомства с ними становятся нашими настоящими друзьями.
На уроках литературы мы знакомимся с произведениями более чем 50 писателей 19-20 веков. Конечно же, биографии авторов, их судьбы, время, сформировавшее талант, нам необходимо знать.
Все мы знаем биографию А.С. Пушкина. Он для нас - …. ( продолжите мою мысль, основываясь на данных, известных о жизни поэта) «солнце», «наше всё».
М. Ю. Лермонтов ассоциируется с… (учащиеся предлагают свои варианты) с одиночеством и тайной.
Служением Отечеству представляется нам творчество Н.В. Гоголя.
Совсем недавно мы открыли для себя Колумба Замоскворечья (о ком идёт речь?) – об А.Н. Островском.
А сегодня нам предстоит первая встреча с Иваном Александровичем Гончаровым.
Обменяйтесь друг с другом литературными визитками , в которых вы определили главное в личности и творчестве писателя (домашняя заготовка).
Дополним ив свои «копилки» наиболее яркие высказывания о характере и творчестве писателя.
1)«Принц де Лень» - так дружески называли его близкие. «Гениальный лентяй» - оценивали критики.
2)Гончаров вошел в литературу как автор трёх романов на «О». Интересно, что замыслы произведений роились в голове, перетекали из одного романа в другой.
3)На его жизнь пришлось царствование 4 императоров. Но любой гений идет с «веком наравне», чуть-чуть опережая эпоху.
4)Писатель, сумевший определить основные черты русского национального характера, поэтому время гончаровских героев еще не прошло, оно только наступает.
5)«Я писал только то, что мыслил, чувствовал, любил» - признавался И.А. Гончаров. Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.
II. Работа над темой урока.
Безусловно, основная работа при изучении биографии писателя протекает в виде самостоятельной работы учащихся.
- Что же узнали вы об Иване Александровиче Гончарове, готовясь к сегодняшнему занятию?
Работа творческих групп:
1.Презентация «Жизнь и судьба И.А. Гончарова»
2.Дополнение интересных фактов биографии.
Слово учителя.
- Что же кроется в этой черточке, которая стоит между датой рождения и годом смерти?
- Жизнь.
- Какой она была у И.А. Гончарова? Давайте разделим её для лучшего запоминания на несколько этапов. Работа с кластером (по группам)
Составление кластера. (см. приложение)
Этапы жизни
События в жизни писателя
Творчество
III. Рефлексия. Подведение итогов.
Учащиеся озвучивают наиболее запомнившиеся им факты из биографии И.А. Гончарова, делают выводы, отмечают работу творческих групп.