12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бороновская Валентина Михайловна25
Россия, Брянская обл., поселок Сеща
2

Мастер-класс «Изучение биографии И.А. Гончарова с использованием приема кластер»

Тема урока: И.А. Гончаров. Судьба и личность.

Цели и задачи урока: ознакомить обучающихся с жизнью и творчеством И.А. Гончарова; вызвать интерес к творчеству писателя; совершенствовать умение выделять особо значимые факты биографии писателя, раскрывающие индивидуальность художника, его жизненные и писательские принципы, необходимые для составления кластера.

Используемая технология: использование приема «кластер» в технологии критического мышления при изучении биографии писателя.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и формирования умений и навыков.

Оборудование: учебник, портрет И.А. Гончарова, презентация, литературные визитки, книжная выставка, схемы для составления кластера.

Ход урока

I. Мотивация учебной деятельности. Сообщение темы и целей урока.

Кластер (от английского – гроздь, группа, скопление) – это графическая форма организации информации, когда выделяются основные смысловые единицы, которые фиксируются в виде схемы с обозначением всех связей между ними. Он представляет собой изображение, способствующее систематизации и обобщению учебного материала. 

На первом этапе происходит активизация, вовлечение всех участников коллектива в процесс. Целью является воспроизведение уже имеющихся знаний по данной теме, формирование ассоциативного ряда и постановка вопросов на которые хочется найти ответы. На фазе осмысления организуется работа с информацией: чтение текста, обдумывание и анализ полученных фактов. На стадии рефлексии полученные знания перерабатываются в результате творческой деятельности и делаются выводы.

Слово учителя

- Хорошая книга, как и её автор, после знакомства с ними становятся нашими настоящими друзьями.

На уроках литературы мы знакомимся с произведениями более чем 50 писателей 19-20 веков. Конечно же, биографии авторов, их судьбы, время, сформировавшее талант, нам необходимо знать.

Все мы знаем биографию А.С. Пушкина. Он для нас - …. ( продолжите мою мысль, основываясь на данных, известных о жизни поэта) «солнце», «наше всё».

М. Ю. Лермонтов ассоциируется с… (учащиеся предлагают свои варианты) с одиночеством и тайной.

Служением Отечеству представляется нам творчество Н.В. Гоголя.

Совсем недавно мы открыли для себя Колумба Замоскворечья (о ком идёт речь?) – об А.Н. Островском.

А сегодня нам предстоит первая встреча с Иваном Александровичем Гончаровым.

Обменяйтесь друг с другом литературными визитками , в которых вы определили главное в личности и творчестве писателя (домашняя заготовка).

Дополним ив свои «копилки» наиболее яркие высказывания о характере и творчестве писателя.

1)«Принц де Лень» - так дружески называли его близкие. «Гениальный лентяй» - оценивали критики.

2)Гончаров вошел в литературу как автор трёх романов на «О». Интересно, что замыслы произведений роились в голове, перетекали из одного романа в другой.

3)На его жизнь пришлось царствование 4 императоров. Но любой гений идет с «веком наравне», чуть-чуть опережая эпоху.

4)Писатель, сумевший определить основные черты русского национального характера, поэтому время гончаровских героев еще не прошло, оно только наступает.

5)«Я писал только то, что мыслил, чувствовал, любил» - признавался И.А. Гончаров. Эти слова станут эпиграфом к нашему уроку.


II. Работа над темой урока.

Безусловно, основная работа при изучении биографии писателя протекает в виде самостоятельной работы учащихся.

- Что же узнали вы об Иване Александровиче Гончарове, готовясь к сегодняшнему занятию?

Работа творческих групп:

1.Презентация «Жизнь и судьба И.А. Гончарова»

2.Дополнение интересных фактов биографии.

Слово учителя.

- Что же кроется в этой черточке, которая стоит между датой рождения и годом смерти?

- Жизнь.

- Какой она была у И.А. Гончарова? Давайте разделим её для лучшего запоминания на несколько этапов. Работа с кластером (по группам)


 

Составление кластера. (см. приложение)

Этапы жизни

События в жизни писателя

Творчество

 

III. Рефлексия. Подведение итогов.

Учащиеся озвучивают наиболее запомнившиеся им факты из биографии И.А. Гончарова, делают выводы, отмечают работу творческих групп.


Составление кластера по теме урока
JPG / 737.31 Кб

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.