Мастер-класс «Основные методы и приёмы коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями»
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Казанская средняя общеобразовательная школа
Ул. М.Путилова, 1 с. Казанское, Тюменская обл. 627420, телефон/ факс 4-18-80
РМО учителей-логопедов Казанского Района
29 марта 2018 года состоялось очередное заседание Районного методического объединения учителей-логопедов Казанского района, на тему: «Диагностика и коррекция речевого развития детей с ринолалией»
на базе Казанского детского сада «Солнышко» филиала МАОУ Казанская СОШ.
В работе МО принимали участие учителя-логопеды из логопунктов при МАОУ Казанская СОШ, МАОУ Новоселезневская СОШ, Казанская ООШ для обучающихся с ОВЗ, Ильинская СОШ филиал МАОУ Новоселезневская СОШ, а также учителя-логопеды Новоселезневского детского сада «Колокольчик», «Ивушка» и Казанского детского сада «Солнышко», «Елочка».
На территории Казанского муниципального района в семьях проживают дети, имеющие нарушения в речевом развитии. С каждым годом количество детей с речевой патологией неуклонно растет. Диагноз «ринолалия» для ребёнка означает появление как функциональных нарушений, которые заметно влияют на физическое состояние ребёнка, так и на его психологическое состояние. Именно поэтому, в настоящее время, необходим комплексный подход к коррекционно-педагогической работе с такими детьми. Это требует слаженной работы целого персонала специалистов.
Ринолалия – нарушение произносительной стороны речи или тембра голоса, обусловленное анатомо-физиологическим поражением речевого аппарата. При ринолалии происходит специфическое изменение голоса. Это происходит из-за того, что при произнесении всех звуков струя воздуха проходит не в ротовую, а в носовую полость, в которой происходит резонанс. Речь становится гнусавой, все без исключения звуки нарушаются. Речь у ребёнка становится монотонной и невнятной.
Ринолалия, обусловленная врождёнными расщелинами губы и нёба, представляет собой серьёзную проблему для различных отраслей медицины и логопедии.
На заседании рассматривались такие вопросы как трудные случаи и практическое ознакомление с особенностями логопедической работы с детьми с ринолалией. Выступила учитель- логопед Лоскутова Е.А. с предложенной ей индивидуальной адаптированной программой логопедической работы со школьниками с детьми с ринолалией. Логопед отметила основные этапы работы и дала методические рекомендации по составлению ИКП для ребенка- инвалида с ринолалией.
Логопед Батт И.И. отметила в своей работе трудные случаи в логопедической практике, при работе с детьми с речевыми нарушениями. Рассказала о принципах организации логопедических занятий с детьми 3-6 лет с ринолалией.
В работе методического объединения так же выступила Бабина Г.Л., которая провела мастер-класс: «Основные методы и приемы коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями» на наглядном дидактическом пособии «Страна чистой речи».
Мастер класс раскрывал следующие задачи:
Доступность упражнений, которые меньше всего утомляют детей;
Создание для детей ситуации успеха, о чем свидетельствуют флажки проработанных проблемных звуков у ребят на наглядном пособии;
Красочность и авторское оформление настенного пособия «Страна чистой речи»;
Развивать мимическую мускулатуру детей;
Развивать мелкую, общую и артикуляционную моторику;
Координацию речи с движением;
Развивать познавательные психические процессы: внимание, память, мышление, зрительное и фонематическое восприятие;
Обогащать и актуализировать словарь;
Тренировка воздушной струи;
Развитие фонематического слуха;
Автоматизация трудного звука в активной речи.
В подведение итогов очередного заседания РМО учителей-логопедов, хочется отметить, что заседание было результативным. Выбранные методы обучения обеспечат мотивацию деятельности, организацию учителей-логопедов совместно с учащимися и дошкольниками на достижение поставленных задач. Данное заседание помогло обобщить и закрепить полученные знания. Коррекционно-развивающие задачи были выполнены практически в полном объеме и цель заседания достигнута.
Автор статьи:
Каренгина С.Г. , руководитель РМО учителей-логопедов, учитель-логопед логопункта при Казанской ООШ для обучающихся с ОВЗ структурное подразделение МАОУ Казанская СОШ.