Мастер-класс для родителей и педагогов: «Приёмы работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения»
Мастер-класс для родителей и педагогов
Тема: Приёмы работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения
Сегодня мы поговорим о специфике работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушение звукопроизношения.
Направления работы:
- Развитие артикуляционного аппарата.
Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:
-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;
-развивать подвижность артикуляционных органов, силу и точность движения;
-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;
-уменьшить напряжённость артикуляционных органов.
Практическая часть: выполнение гимнастики детьми и педагогами перед зеркалом, проговаривание основных правил.
Артикуляционная гимнастика.
Картинки символы (со словами)
«Хоботок»
Подражаю я слону, губы хоботком тяну
А теперь их отпускаю, и на место возвращаю
Губы не напряжены и расслаблены
«Лягушки»
Свои губы, прямо к ушкам,
Растяну я, как лягушка
Потяну и перестану,
и не сколько не устану.
«Лопаточка»
Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.
«Иголочка»
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
«Лошадка»
Едем, едем на лошадке
По дорожке гладкой.
Маляр, грибок, орешки
2. Биоэнергопластика
Артикуляционную гимнастику можно соединить с движениями рук. Эта техника называется биоэнергопластика, она является новым и интересным направлением работы по развитию речи и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика – движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям у ребёнка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика и соответственно речь.
Выполняя упражнения или удерживая определённую артикуляционную позу, ребёнок имитирует это движение одновременно одной или двумя руками. Соединяя движения артикуляционного аппарата с движением кисти руки, эффективность исправления дефектных звуков возрастает, так как, работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.
Практическая часть: выполняют дети и педагоги перед зеркалом
Выполним некоторые упражнения:
«Чашечка»
Язык широкий положи,
А края приподними.
Язычок лежит широкий
И, как чашечка, глубокий.
(ладошки прямые – язык лопаточкой, ладошки загибаются в форме чашечек, язык принимает такое же положение)
«Дятел»
Тут-тук-тук, тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Это дятел на сосне,
долбит клювом по коре.
(соединить три пальца правой руки и стучать по левой ладошке, и наоборот. Кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д-д»
«Качели»
Я качаюсь на качелях:
вверх-вниз, вверх-вниз,
я всё выше поднимаюсь,
а потом – вниз!
(улыбка, качаем язык вверх-вниз, вместе с этим работаем ладошками загибая в том же направлении)
«Часики»
Наш весёлый язычок
повернулся на бочок.
Смотрит влево, смотрит вправо.
(улыбка, качаем язык влево-вправо, вместе с этим работаем указательными пальчиками, поворачивая в том же направлении)
Итак, мы подготовили наш язык к работе!
3. Дыхательная гимнастика – неотъемлемая часть работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Формируя правильное дыхание, надо помнить некоторые правила: набираем воздух через нос (животик надувается), плечи не поднимаются и не напрягаются, выдыхаем через рот (животик сдувается). Щеки не надувать! Добиваться, чтобы воздушная струя была сильная и долгая. Не навреди! Следуя этому принципу, нельзя делать упражнения долго, избегая головокружения. Не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, при пороках сердца, внутричерепном давлении.
Практическая часть: выполняют дети и педагоги (родители)
Представляем вам некоторые упражнения:
«Оживи картинку» (лягушонок на полянке ловит бабочек, сдуй бабочек, помоги лягушонку; на веточках деревьев сидят птицы, подуй, чтобы они полетели; на полянке пчёлки собирают нектар, подуй, помоги им перелететь с цветочка на цветок; в пруду сидят рыбки, подуй на них, чтобы они поплыли)
«Заведи вертушку» (подуй, чтобы завертелись все цветочки)
«Фокус» (положи ватку на кончик носа, язык высуни и направь вверх, подуй так, чтобы ватка полетела вверх)
4. Отработка правильной артикуляции и характеристики звука.
Рассмотрим на примере работы над звуком [Ш] (Фрагмент занятия)
Логопед: Я вам сейчас прочитаю стихотворение, послушайте внимательно, какой звук повторяется чаще других:
Лягушка, мишка, пара мышат
Ехать в путешествие хотят.
Сели у окошка,
Ждут шмеля, лошадку, кошку.
Тут мартышка подоспела,
Тоже ехать захотела.
«Тише, тише!» - шепчет мышка,
«Не шумите слишком!
Машинист даёт сигналы,
Все готовы ехать с нами?»
- Какой звук часто повторяется?
-Всех животных, о которых шла речь в стихотворении, вы видите в вагонах поезда.
Итак, сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук [ш].
Для этого мы отправимся в путешествие с животными, в названии которых есть этот звук.
Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте покажем животным, что мы знаем о их любимом звуке:
-вспомним, как мы произносим звук [ш].
а) артикуляция звука по символам: (дети показывают)
губы трубочкой;
зубы заборчиком, немного разомкнуты;
язык широкий, чашечкой, за верхними зубами;
воздушная струя тёплая (символы).
- звук [ш] какой?
б) Характеристика звука (по схеме):
гласный или согласный (почему? воздушная струя встречает преграду?);
твёрдый или мягкий (всегда твёрдый);
звонкий или глухой (почему? работает звоночек?).
Итак, какую фотографию звука мы выбираем сегодня (звуковичок синий, без колокольчика): согласный, твёрдый, глухой.
3) обозначение буквой
- нам осталось вспомнить, какой буквой обозначается этот звук:
показываем в городе звуков и букв;
находим буквы в крупе и определяем среди них букву «Ш».
5. Развитие фонематических процессов, работа на закрепление звука в речи.
Развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза – основа успешного овладения ребёнком правильным произношением, навыками чтения и письма. Важно научить слышать заданный звук в словах, определять место звука в слове (начало, конец, середина), придумать слова на звук.
Практическая часть:
Упражнение на слуховое восприятие
Закройте глаза и послушайте звуки, догадайтесь, где мы остановились.
(аудиозапись: звуки леса)
Остановка «Лесная полянка»
-Посмотрите, какие животные нас встречают: зайцы и белки. Какие это животные? Предлагаю угостить животных.
Игра «Накорми зайцев»
- Чем питаются зайцы? Делают они запасы на зиму? Как они зимуют?
Зайцы соскучились по сочной и полезной еде, угости их морковкой:
Если услышишь в слове звук [Ш], дай морковку зайцу (у каждого ребёнка заяц и морковки): шапка, миска, кошка, кувшин, каска, шуба, машина, маска, жёлудь, каша, мишка. Сколько морковок досталось каждому зайчику?
Игра «Угости белок»
- Чем питаются белки? Делают они запасы на зиму? Зима была длинной, и запасы белок закончились, угостите их:
Белки любят грибы, орехи (предметные картинки белки и запасы: грибы, орехи, на обратной стороне каждого гриба и ореха наклеены предметные картинки, в которых есть звук [ш]), в запасах спрятались картинки. Когда даёшь белке угощение, правильно назови то, что изображено, следи за правильным произношение звука [ш], если назовёшь правильно, пополнишь запасы белок.
Игра «Засели полянку».
Зайцы и белки с угощениями убегают в лес, а вам предлагают заселить полянку: выбери только те предметы, в названии которых есть звук [ш] (каждому ребёнку даётся набор карточек с предметами, работают самостоятельно, затем выходят к доске и размещают картинки)
Дети проверяют друг друга.
Итак, мы с вами успешно справились со всеми заданиями и научились находить слова со звуком [ш].
Следующая остановка «Цветочная поляна»
На этой поляне нас ждёт пчёлка. Наши животные просят определить, где в названии каждого из них стоит звук [ш]. Я называю животного, а вы определяйте, где стоит звук: в начале, в середине, в конце. (схемы).
Садим пчёлку на нужный цветочек (первый – начало, второй – середина, третий – конец)
|
(шмель, кошка, мышь, мишка, лошадка, лягушка) |
Итак, мы научились определять, где стоит звук [ш] в словах: в начале, в середине или в конце.
Мы двигаемся дальше, закройте глаза и послушайте звуки, догадайтесь, куда мы приехали (звуки домашних животных).
Пункт назначения «Деревня Простоквашино»
Мы приехали в деревню. Что такое деревня? Нас встречают герои мультфильма (иллюстрация: кот Матроскин, пёс Шарик, почтальон Печкин, дядя Фёдор.) Из какого они мультфильма? Как называется деревня, в которую мы приехали?
Жители деревни вас очень ждали и предлагают нам поиграть:
А) Найдите в деревне слова со звуком [Ш], называйте по очереди и получайте жетоны от героев.
Б) Запомни предметы, которые лежат в сундуке, сфотографируй их, я закрою, а ты назови по памяти; чего не стало
В) Помогите Галчонку добраться до гнезда (читаем слова по стрелкам)
Итак, герои мультфильма услышали, как вы умеете произносить звук и очень рады, что у вас всё получается.
Пора отправляться в обратный путь. Оказывается, животные пока ехали, перепутали свои места, рассади их правильно:
1-ый вагон - животные, название которых состоит из одного слога (шмель);
2-ой вагон - … из двух слогов (кошка, мишка, мышка);
3-ий вагон - … из трёх слогов (лошадка, лягушка, мартышка)
Все заняли свои места, мы отправляемся…
Мы прибыли.. высаживаем животных на доску, называем каждого животного, правильно произнося звуки
Подведение итога для детей:
Какой звук мы сегодня учились произносить? ([ш]).
Оценка работы детей. Рефлексия:
Животные рады, что вы научились произносить их любимый звук. А вам понравилось путешествие? Выберите шарики с тем настроение, какое у вас было на занятии. Медали «Подружился со звуком [Ш]».
Итог для педагогов и родителей : Сегодня мы рассмотрели основные направления работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения. В арсенале всех, кто занят воспитанием и обучением детей с ОВЗ должен быть практический материал, применение которого способствует закреплению полученных на логопедических занятиях навыков, эффективному речевому развитию ребенка, сохранению и укреплению здоровья. Предлагаемый материал имеет практическую направленность для учителей и родителей. Спасибо за внимание и сотрудничество!
Кучуганова Любовь Александровна