Мастер-класс для родителей и педагогов: «Приёмы работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения»

7
1
Материал опубликован 21 February 2018 в группе

Мастер-класс для родителей и педагогов

Тема: Приёмы работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения

Сегодня мы поговорим о специфике работы с детьми младшего школьного возраста, имеющими нарушение звукопроизношения.

 Направления работы:

 

  1. Развитие артикуляционного аппарата.

 

Неотъемлемой и очень важной частью логопедической работы является артикуляционная гимнастика. Регулярное выполнение помогает:

-улучшить кровоснабжение артикуляционных органов и их иннервацию;

-развивать подвижность артикуляционных органов, силу и точность движения;

-укрепить мышечную систему языка, губ, щёк;

-уменьшить напряжённость артикуляционных органов.

Практическая часть: выполнение гимнастики детьми и педагогами перед зеркалом, проговаривание основных правил.

Артикуляционная гимнастика.

Картинки символы (со словами)

«Хоботок»

Подражаю я слону, губы хоботком тяну

А теперь их отпускаю, и на место возвращаю

Губы не напряжены и расслаблены

«Лягушки»

Свои губы, прямо к ушкам,

Растяну я, как лягушка

Потяну и перестану,

и не сколько не устану.

«Лопаточка»

Язык лопаткой положи
И под счет его держи,
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык надо расслаблять.

«Иголочка»

Маленького роста я,

Тонкая и острая.

Носом путь себе ищу,

За собою хвост тащу.

«Лошадка»

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

Маляр, грибок, орешки

2. Биоэнергопластика

Артикуляционную гимнастику можно соединить с движениями рук. Эта техника называется биоэнергопластика, она является новым и интересным направлением работы по развитию речи и включает в себя три понятия: био – человек, энергия – сила, пластика – движение. Биоэнергопластика направлена на совместные движения рук и артикуляционного аппарата, что способствует активизации естественного распределения биоэнергии в организме. Благодаря упражнениям у ребёнка улучшается кровообращение, при этом укрепляются мышцы лица, развивается мелкая моторика и соответственно речь.

Выполняя упражнения или удерживая определённую артикуляционную позу, ребёнок имитирует это движение одновременно одной или двумя руками. Соединяя движения артикуляционного аппарата с движением кисти руки, эффективность исправления дефектных звуков возрастает, так как, работающая ладонь многократно усиливает импульсы, идущие к коре головного мозга от языка.

Практическая часть: выполняют дети и педагоги перед зеркалом

Выполним некоторые упражнения:

«Чашечка»

Язык широкий положи,
А края приподними.
Язычок лежит широкий

И, как чашечка, глубокий.

(ладошки прямые – язык лопаточкой, ладошки загибаются в форме чашечек, язык принимает такое же положение)

«Дятел»

Тут-тук-тук, тук-тук-тук,

Раздаётся чей-то стук.

Это дятел на сосне,

долбит клювом по коре.

(соединить три пальца правой руки и стучать по левой ладошке, и наоборот. Кончиком языка постучать в верхние резцы, отчётливо произнося звук «д-д-д-д-д»

«Качели»

Я качаюсь на качелях:

вверх-вниз, вверх-вниз,

я всё выше поднимаюсь,

а потом – вниз!

(улыбка, качаем язык вверх-вниз, вместе с этим работаем ладошками загибая в том же направлении)

«Часики»

Наш весёлый язычок

повернулся на бочок.

Смотрит влево, смотрит вправо.

(улыбка, качаем язык влево-вправо, вместе с этим работаем указательными пальчиками, поворачивая в том же направлении)

Итак, мы подготовили наш язык к работе!

3. Дыхательная гимнастика – неотъемлемая часть работы с детьми, имеющими речевые нарушения. Формируя правильное дыхание, надо помнить некоторые правила: набираем воздух через нос (животик надувается), плечи не поднимаются и не напрягаются, выдыхаем через рот (животик сдувается). Щеки не надувать! Добиваться, чтобы воздушная струя была сильная и долгая. Не навреди! Следуя этому принципу, нельзя делать упражнения долго, избегая головокружения. Не рекомендуется делать детям, имеющим травмы головного мозга, при пороках сердца, внутричерепном давлении.

Практическая часть: выполняют дети и педагоги (родители)

Представляем вам некоторые упражнения:

«Оживи картинку» (лягушонок на полянке ловит бабочек, сдуй бабочек, помоги лягушонку; на веточках деревьев сидят птицы, подуй, чтобы они полетели; на полянке пчёлки собирают нектар, подуй, помоги им перелететь с цветочка на цветок; в пруду сидят рыбки, подуй на них, чтобы они поплыли)

«Заведи вертушку» (подуй, чтобы завертелись все цветочки)

«Фокус» (положи ватку на кончик носа, язык высуни и направь вверх, подуй так, чтобы ватка полетела вверх)

4. Отработка правильной артикуляции и характеристики звука.

Рассмотрим на примере работы над звуком [Ш] (Фрагмент занятия)

Логопед: Я вам сейчас прочитаю стихотворение, послушайте внимательно, какой звук повторяется чаще других:

Лягушка, мишка, пара мышат

Ехать в путешествие хотят.

Сели у окошка,

Ждут шмеля, лошадку, кошку.

Тут мартышка подоспела,

Тоже ехать захотела.

«Тише, тише!» - шепчет мышка,

«Не шумите слишком!

Машинист даёт сигналы,

Все готовы ехать с нами?»

- Какой звук часто повторяется?

-Всех животных, о которых шла речь в стихотворении, вы видите в вагонах поезда.

Итак, сегодня мы будем продолжать учиться произносить звук [ш].

Для этого мы отправимся в путешествие с животными, в названии которых есть этот звук.

Прежде, чем отправиться в путешествие, давайте покажем животным, что мы знаем о их любимом звуке:

-вспомним, как мы произносим звук [ш].

а) артикуляция звука по символам: (дети показывают)

губы трубочкой;

зубы заборчиком, немного разомкнуты;

язык широкий, чашечкой, за верхними зубами;

воздушная струя тёплая (символы).

- звук [ш] какой?

б) Характеристика звука (по схеме):

гласный или согласный (почему? воздушная струя встречает преграду?);

твёрдый или мягкий (всегда твёрдый);

звонкий или глухой (почему? работает звоночек?).

Итак, какую фотографию звука мы выбираем сегодня (звуковичок синий, без колокольчика): согласный, твёрдый, глухой.

3) обозначение буквой

- нам осталось вспомнить, какой буквой обозначается этот звук:

показываем в городе звуков и букв;

находим буквы в крупе и определяем среди них букву «Ш».

5. Развитие фонематических процессов, работа на закрепление звука в речи.

Развитие фонематического слуха, формирование фонематического восприятия, анализа и синтеза – основа успешного овладения ребёнком правильным произношением, навыками чтения и письма. Важно научить слышать заданный звук в словах, определять место звука в слове (начало, конец, середина), придумать слова на звук.

Практическая часть:

Упражнение на слуховое восприятие

Закройте глаза и послушайте звуки, догадайтесь, где мы остановились.

(аудиозапись: звуки леса)

Остановка «Лесная полянка»

-Посмотрите, какие животные нас встречают: зайцы и белки. Какие это животные? Предлагаю угостить животных.

Игра «Накорми зайцев»

- Чем питаются зайцы? Делают они запасы на зиму? Как они зимуют?

Зайцы соскучились по сочной и полезной еде, угости их морковкой:

Если услышишь в слове звук [Ш], дай морковку зайцу (у каждого ребёнка заяц и морковки): шапка, миска, кошка, кувшин, каска, шуба, машина, маска, жёлудь, каша, мишка. Сколько морковок досталось каждому зайчику?

Игра «Угости белок»

- Чем питаются белки? Делают они запасы на зиму? Зима была длинной, и запасы белок закончились, угостите их:

Белки любят грибы, орехи (предметные картинки белки и запасы: грибы, орехи, на обратной стороне каждого гриба и ореха наклеены предметные картинки, в которых есть звук [ш]), в запасах спрятались картинки. Когда даёшь белке угощение, правильно назови то, что изображено, следи за правильным произношение звука [ш], если назовёшь правильно, пополнишь запасы белок.

Игра «Засели полянку».

Зайцы и белки с угощениями убегают в лес, а вам предлагают заселить полянку: выбери только те предметы, в названии которых есть звук [ш] (каждому ребёнку даётся набор карточек с предметами, работают самостоятельно, затем выходят к доске и размещают картинки)

Дети проверяют друг друга.

Итак, мы с вами успешно справились со всеми заданиями и научились находить слова со звуком [ш].

Следующая остановка «Цветочная поляна»

На этой поляне нас ждёт пчёлка. Наши животные просят определить, где в названии каждого из них стоит звук [ш]. Я называю животного, а вы определяйте, где стоит звук: в начале, в середине, в конце. (схемы).

Садим пчёлку на нужный цветочек (первый – начало, второй – середина, третий – конец)

 

 

  (шмель, кошка, мышь, мишка, лошадка, лягушка)

Итак, мы научились определять, где стоит звук [ш] в словах: в начале, в середине или в конце.

Мы двигаемся дальше, закройте глаза и послушайте звуки, догадайтесь, куда мы приехали (звуки домашних животных).

Пункт назначения «Деревня Простоквашино»

Мы приехали в деревню. Что такое деревня? Нас встречают герои мультфильма (иллюстрация: кот Матроскин, пёс Шарик, почтальон Печкин, дядя Фёдор.) Из какого они мультфильма? Как называется деревня, в которую мы приехали?

Жители деревни вас очень ждали и предлагают нам поиграть:

А) Найдите в деревне слова со звуком [Ш], называйте по очереди и получайте жетоны от героев.

Б) Запомни предметы, которые лежат в сундуке, сфотографируй их, я закрою, а ты назови по памяти; чего не стало

В) Помогите Галчонку добраться до гнезда (читаем слова по стрелкам)

Итак, герои мультфильма услышали, как вы умеете произносить звук и очень рады, что у вас всё получается.

Пора отправляться в обратный путь. Оказывается, животные пока ехали, перепутали свои места, рассади их правильно:

1-ый вагон - животные, название которых состоит из одного слога (шмель);

2-ой вагон - … из двух слогов (кошка, мишка, мышка);

3-ий вагон - … из трёх слогов (лошадка, лягушка, мартышка)

Все заняли свои места, мы отправляемся…

Мы прибыли.. высаживаем животных на доску, называем каждого животного, правильно произнося звуки

Подведение итога для детей:

Какой звук мы сегодня учились произносить? ([ш]).

Оценка работы детей. Рефлексия:

Животные рады, что вы научились произносить их любимый звук. А вам понравилось путешествие? Выберите шарики с тем настроение, какое у вас было на занятии. Медали «Подружился со звуком [Ш]».

 

Итог для педагогов и родителей : Сегодня мы рассмотрели основные направления работы с детьми, имеющими нарушение звукопроизношения. В арсенале всех, кто занят воспита­нием и обучением детей с ОВЗ должен быть практический материал, применение которого способствует закреплению полученных на логопедических занятиях навыков, эффективному речевому развитию ребенка, сохранению и укреплению здоровья. Предлагаемый материал имеет практическую направленность для учителей и родителей. Спасибо за внимание и сотрудничество!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Спасибо, возьму многое на заметку

25 February 2018

Похожие публикации