12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовала
Дремова Татьяна Владимировна62
Учитель - это не профессия, а состояние души. Только понимая это можно найти в себе силы, несмотря на миллионы ненужных бумажек, "кучу" тетрадей, электронный дневник, журнал, идти на урок с улыбкой и "новыми" силами!
Россия, Воронежская обл., Воронеж
2

Мастер-класс «Приёмы активизации деятельности учащихся на уроках русского языка»

Мастер-класс

«Приёмы активизации деятельности учащихся на уроках русского языка»

(слайд 1)

Каждый учитель хочет, чтобы его ученики хорошо учились, с интересом и желанием занимались в школе, активно принимали участие в изучении учебного материала. Но подчас нам приходится с сожалением констатировать: «не хочет учиться», «мог бы прекрасно заниматься, а желания нет», «ребёнок просто отсиживает урок».

Как же помочь детям? Как облегчить восприятие теоретического материала, научить учащихся самостоятельно рассуждать, делать выводы?

Свою роль учителя вижу в том, чтобы помочь учащимся активизировать свою деятельность, формировать умение использовать теоретические сведения в практике.

Цель исследования вопроса «Приёмы активизации деятельности учащихся на уроках русского языка» заключается в том, чтобы

(слайд 2)

изучить новинки методической литературы в области образования по данной проблеме;

реализовывать новые формы и методы, основанные на принципах активизации учащихся.

Занимаясь изучением темы «Приёмы активизации деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы» и постепенным внедрением этих приёмов в свою педагогическую деятельность, я получаю свом плоды (слайд 3):

во–первых, на уроке, где применяются приёмы активизации учеников, практически каждый ребёнок выступает активным участником образовательного процесса. А именно для нашей школы, где разноуровневые классы и 30% учащихся – нерусскоязычные дети, это весьма важно;

во-вторых, ученик, привыкший самостоятельно добывать знания по одному учебному предмету, так же будет действовать и на других занятиях, показывая сформированность поисковых навыков;

в-третьих, арсенал форм работ в рамках выбранной мною темы настолько велик, что учитель может многократно возвращаться к учебному материалу, не докучая, а, наоборот, вызывая интерес.

в-четвёртых, использование приёмов активизации деятельности учащихся даёт возможности развития творческих способностей ребёнка;

и, наконец, мы знаем, что главной целью школы является развитие личности ребёнка при приоритете сохранения его здоровья. Приёмы активизации учащихся как раз и способствуют этому. Переутомляемость, перенапряжение снимается за счет переключения на разнообразные виды деятельности.

Можно много говорить на эту тему, но я придерживаюсь русской пословицы «Лучше раз увидеть», поэтому продемонстрирую, как я использую приёмы активизации познавательной деятельности учащихся на своих уроках.

На мой взгляд, самыми эффективными из них являются творческие задания.

Так, творческий диктант (слайд 4)– одна из самых распространенных и удобных форм работы, позволяющая не только проверить степень усвоения материала, но и помогающая учащимся проявить свои способности к творческому мышлению.

Формулировка задания к творческим диктантам может быть самой разной.

Например, (слайд 5) к данным фразеологическим оборотам подберите наречия-синонимы.

Встать ни свет ни заря-... ;

жить душа в душу-…;

рукой подать-…;

хоть пруд пруди -... ;

мчаться во весь дух - ….

Чаще всего я использую этот вид творческих заданий на уроках повторения и обобщения материала.

Ещё один способ стимулирования деятельности учащихся, в том числе их творческого потенциала - это “творчество по заданию(слайд 6). Термин этот введён был А.Д. Артоболевской. Такая работа необходима как первый, начальный этап, первая ступенька к индивидуальному творчеству.

Вариант использования этого приёма активизации таков:

- Работаем с распечатанным текстом, который у вас на столах есть. Прослушайте его и выявите ошибки, связанные с неверным, неуместным употреблением наречий. Читаем по ролям.

- В каком классе ты учишься, молодой человек?

- Обратно в 7 «бы».

- «Бы»? Ничего такого не слышал. А дружно вы живете в своем классе?

- Клево! Жутко дружно, ужасно весело. Нигде так не живут.

- Клево! Ужасно и весело! А учитесь-то хорошо?

- Ништяк! Мальчишки - стремно! А девчонки-нормально! Их учительница в пух и прах хвалит. Ни у кого так не бывает.

- Да, болезнь серьезная. У тебя больной язык. Что бы тебе посоветовать?

- Определите случаи неверного употребления наречий.

- Замените наречия, которые неуместны подходящими по смыслу. Сделайте текст красивым.

- Предложите собственный «рецепт» по предупреждению ошибок при употреблении наречий.

При выполнении этого задания можно использовать не чтение по ролям, а театрализацию, что ещё больше привлечёт внимание учащихся к языковому материалу, и советы по предупреждению ошибок при употреблении наречий учащиеся дадут с лёгкостью, причём без труда запомнят их и будут использовать в своей речевой практике.

После такого рода заданий, способствующих активизации деятельности учащихся, можно переходить к более сложным.

Сочинение по данному началу (слайд 7) или рассказ-экспромт позволяет учащимся уже самостоятельно проявить творческие способности, ведь сочинения у всех будут разные, а учителю – проанализировать, насколько дети смогли понять основную мысль сочинения и насколько соответствует теме работы самостоятельно подобранный ими материал.

- Составьте рассказ-экспромт по данному началу:

«На улице холодно по-прежнему….»

Каждый последующий с помощью вербальных цепочек должен продолжить предыдущую фразу. Условие – использовать в своих предложениях всевозможные наречия.

Данное задание относится к опознавательным упражнениям, так как учащиеся должны подобрать наречие для своего предложения, отличив его от других частей речи.

Особенно удобен этот прием активизации для систематизации и закрепления изученного материала.

Помимо творческих заданий я применяю на уроках русского языка в качестве активизации познавательной деятельности и игровые элементы(слайд 8) – решение кроссвордов, составление и отгадывание ребусов, загадок, дидактические и ролевые игры и т.п. Особенно оправдана, по моему мнению, игра в 5-6 классах, где в силу психологических особенностей дети охотно включаются в неё, не боятся фантазировать и чувствуют себя более уверенно.

Очень эффективен игровой приём “Да-нетка”(слайд 9)

Допустим, что во время синтаксической пятиминутки на этапе актуализации ранее изученного мы разобрали предложения:

1. Ослепительно красив лес в зимнем убранстве!

2. Зима торжествует, властвует.

Из этих предложений я выбрала одно слово. Задайте мне вопросы и отгадайте его. Я буду отвечать только «да-нет». Вопросы могут содержать морфологические, синтаксические, фонетические сведения о слове.

Для создания напряжения можно ограничить детей в количестве задаваемых вопросов.

Эта игра способна увлечь ребят, ставит их в активную позицию.

Да-нетка” учит:

связывать разрозненные факты в единую картину;

систематизировать уже имеющуюся информацию;

слушать и слышать одноклассников.

Ещё одна из форм активизации учебно-воспитательного процесса - межпредметные связи. (слайд 10)

МПС позволяют воздействовать не только на интеллектуальную, но и на эмоциональную сферы, что в свою очередь делает обучение более осмысленным и стимулирует познавательную деятельность учащихся.

На своих уроках чаще всего использую межпредметные связи с музыкой или изобразительным искусством.

Считаю эффективным такое задание:

- Прослушайте музыку А. Вивальди из сборника «Времена года. Зима», выберите из предложенных наречий те, которые подходят для характеристики этой мелодии. (слайд 11)

Ярко, тихо, стремительно, медленно, сумрачно, по-зимнему, весело, горько, сверху, вдаль, звёздно, поровну, празднично, тревожно, пронзительно, быстро.

С помощью МПС в данном случае учитель добивается понимания того, что наречия необходимы для точного и образного выражения мысли.

Предлагаю подвести итоги мастер-класса (слайд 12) с помощью кластера. Восстановите логическую цепочку этапов нашей беседы и расположите полоски кластера по порядку.

- Итак, какие приёмы активизации деятельности учащихся мы рассмотрели?

 

Творческий диктант

Творчество по заданию” ( по А.Д. Артоболевской)

Сочинение по данному началу или рассказ-экспромт

Игровые элементы (“Да-нетка”)

Межпредметные связи

А вот сейчас мы с вами применили ещё один приём активизации деятельности – кластер. Он очень удобен, как мы убедились, для подведения итогов изучения учебного материала.

Таким образом, вы уже поняли, что возможности для реализации приёмов активизации познавательной деятельности учащихся безграничны. И всё зависит от творчества учителя. Ищущий, опытный педагог всегда найдёт способ применить приёмы активизации в обучении и тем самым повысить интерес к учёбе и качество знаний.

А результаты использования приёмов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках не заставят себя долго ждать.

На диаграмме вы видите, что качество знаний моих учеников после применения приёмов активизации познавательной деятельности выросло. (слайд 13)

Я буду рада, если моя тема кого-то увлекла .

Благодарю за внимание и желаю успехов в творчестве.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.