12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Лихачева Анастасия Дмитриевна37
Россия, Саратовская обл.

Тема семинара: «Проблема школьной адаптации в первом классе»

Задачи:

Информирование учителей об возрастных особенностях первоклассников и об особенностях их адаптации;

Обучения навыкам оказания психологической поддержки.

Участники: все учителя и классный руководитель, работающий в первом классе.

Формы работы: лекция, групповая работа, практические упражнения.

План семинара:

Вступительное слово

Упражнение на разогрев «Найди меня»

Суть этого упражнения заключается в следующем. Тренер предлагает внимательно осмотреть друг друга, переходя от участника к участнику, а после этого ставит задание собраться в группы по какому-то определенному признаку. Например: объединитесь в те, у кого зеленые глаза, кто одет в джинсы, кто носит украшения и т.д. Данное упражнение будет полезно как для групп, участники которых знакомы между собой, так и для тех, кто видит друг друга впервые. В первом случае можно группировать по хобби, знанию иностранных языков и т.д.

Мозговой штурм «Ассоциации»

   Ведущий: мы с вами знаем, что первые дни ребенка в школе связаны с адаптацией«Поразмышляйте в течение одной минуты и ответьте на вопрос: «Какие у Вас возникают ассоциации, когда Вы слышите слово «адаптация»?»

   Затем педагоги высказывают по кругу свои ассоциации, а психолог записывает их на доске. Психолог подводит итог и даёт определение слову «адаптация».

Анализ литературы показал, что в теоретическом осмыслении процесса адаптации можно выделить четыре ее вида:

физиологическая (взаимодействие различных систем организма);

биологическая (изменение в обмене веществ и функциях органов соответственно жизненному значению воздействий);

психологическая (приспособление человека к условиям, задачам на уровне психических процессов, свойств, состояний);

социально-психологическая (приспособление к взаимоотношениям в новом коллективе, усвоение норм и ценностей образовательного пространства, а также изменения, преобразования среды в соответствии с новыми условиями и целями деятельности).

     Эти виды адаптации взаимодействуют и могут проявляться одновременно.

     В физиологической адаптации выделено три основных этапа: ориентировочный, этап неустойчивого приспособления, период относительно устойчивого приспособления.     Продолжительность всех трех фаз адаптации приблизительно 5-6 недель, т.е. этот период продолжается до 10-15 октября, а наиболее сложными являются первая - четвертая недели.

     Биологическая адаптация во многом определяется состоянием здоровья ребенка, и по степени приспособленности к школе различают группы детей, проявляющих легкую адаптацию, адаптацию средней тяжести и тяжелую. При легкой адаптации состояние напряженности функциональных систем организма ребенка компенсируется в течение первой четверти. При адаптации средней тяжести нарушения самочувствия и здоровья более выражены и могут наблюдаться в течение первого полугодия. У части детей адаптация в школе происходит тяжело. При этом значительные нарушения в состоянии здоровья нарастают от начала к концу учебного года.

     Состояние здоровья ребенка и изменение его показателей под влиянием учебной нагрузки – один из основных критериев, характеризующих протекание адаптации к систематическому обучению.

     Психологическая адаптация тесно связана с психологической готовностью ребенка к обучению.  

     Еще один аспект психологической адаптации: тип педагогического взаимодействия учителя с детьми. В процессе воспитания и обучения выделяется учебно-дисциплинарная и личностно–ориентированная модели педагогического общения. Свидетельством успешной адаптации служит, с одной стороны, продуктивность в учебной деятельности, с другой – внутреннее состояние ребенка, его эмоциональное самочувствие, наличие или отсутствие внутренней напряженности.

     Социально-психологическая адаптация рассматривается с позиции воздействия на ребенка не только среды, но и обратного: он сам меняет социально – психологическую ситуацию. Поэтому адаптироваться приходится не только ребенку к классу, к своему месту в школе, к учителю, но и самим педагогам к новым для них воспитанникам.

      Таким образом, под адаптацией мы понимаем не только приспособление ребенка к успешному функционированию в данной среде (приспособление к новой системе отношений, социальных условий, новым требованиям, видам деятельности, режиму жизнедеятельности и т.д., причем, без серьезных внутренних потерь, ухудшения самочувствия, настроения, самооценки), но и способность к дальнейшему психологическому, личностному, социальному развитию.

     Адаптация — это особый момент в становлении личности, от которого в значительной степени зависит характер её дальнейшего развития.

     При нарушении адаптации, т.е. привыкания к условиям школьного обучения, возникает дезадаптация. Если в этот период ребёнку не будет оказана необходимая помощь со стороны родителей, учителей, психолога, у ребёнка может возникнуть школьный невроз или психосоматические заболевания. Для того, чтобы этого не произошло, необходимо вовремя распознать признаки дезадаптивного состояния.




«Портрет дезадаптированного ребёнка» (работа в группах)

Учителя делятся на группы и в течение 5 минут обсуждают признаки, по которым можно распознать ребёнка, испытывающего трудности адаптации, и оформляют на ватмане. Затем представители от групп выступают, называя выделенные ими признаки, ведущий в конце подводит итог.
     Признаки возникшей дезадаптации школьника:

Усталый, утомленный внешний вид ребенка.

Нежелание ребенка делиться своими впечатлениями о проведенном дне.

Стремление отвлечь взрослого от школьных событий, переключить внимание на другие темы.

Нежелание выполнять домашние задания.

Негативные характеристики в адрес школы, учителей, одноклассников.

Жалобы на те или иные события, связанные со школой.

Беспокойный сон.

Трудности утреннего пробуждения, вялость.

Постоянные жалобы на плохое самочувствие.

Неадекватные поведенческие реакции на замечания и реплики учителя, грубость.

Нарушения во взаимоотношениях со сверстниками.

Снижение успеваемости, потеря интереса к учебе.

Причины дезадаптации

Участники семинара в группах обсуждают ответ на вопрос «Каковы могут быть причины возникновения дезадаптации?», ответы фиксируют на листах. Затем выступают представители от групп. Ведущий подводит итог.

Причины школьной дезадаптации:

низкая готовность к школе;

несоответствие возможностей ребёнка требованиям программы обучения;

отсутствие мотивации, «внутренней позиции школьника»;

неумение общаться с окружающими (детьми, взрослыми);

чрезмерная требовательность родителей;

гиперопека со стороны родителей;

незнание родителями и учителями возрастных особенностей детей;

высокая тревожность самих родителей;

несоблюдение режима дня (отсутствие полноценного отдыха);

наличие серьезных хронических заболеваний;

чрезмерная загруженность ребёнка (кружки, репетитор);

и др.

Возрастные особенности первоклассников

Поступление в школу – переломный момент в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Свойственные дошкольникам беспечность, беззаботность, погруженность в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений: теперь ребенок должен каждый день ходить в школу, систематически и напряженно трудиться, соблюдать режим дня, подчиняться разнообразным нормам и правилам школьной жизни, выполнять требования учителя, заниматься на уроке тем, что определено школьной программой.

В этот период жизни меняется и весь психологический облик ребенка, преобразуется его личность, познавательные и умственные возможности, сфера эмоций и переживаний, круг общения. Свое новое положение ребенок не всегда хорошо осознает, но обязательно чувствует и переживает его: он гордится тем, что стал взрослым, ему приятно новое положение.

Главная особенность детей этого возраста – первичное осознание позиции школьника, прежде всего через новые обязанности, которые ребенок учится выполнять. Появляется острое желание быть успешным в учебе. Для первоклассника это означает то же, что быть хорошим и любимым. Ребенок убежден в том, что у него должно все получаться, поэтому сильно переживает свои неудачи, не всегда понимает их причины. Начало школьного обучения является для каждого ребенка сильным стрессом все дети, наряду с переполняющими их чувствами радости, восторга или удивления по поводу всего происходящего в школе, испытывают тревогу, растерянность, напряжение. У первоклассников в первые дни (недели) посещения школы снижается сопротивляемость организма, могут нарушаться сон, аппетит, повышаться температура, обостряться хронические заболевания. Дети, казалось бы, без повода капризничают, раздражаются, плачут.

Включение в новую социальную среду, начало освоения учебной деятельности требуют от ребенка качественно нового уровня развития и организации всех психических процессов (восприятия, внимания, памяти, мышления), более высокой способности к управлению своим поведением. Однако возможности первоклассников в этом плане пока еще достаточно ограниченны. Это во многом связано с особенностями психофизиологического развития детей 6-7 лет. Первоклассники легко отвлекаются, неспособны к длительному сосредоточению, обладают низкой работоспособностью и быстро утомляются, возбудимы, эмоциональны, впечатлительны.

Моторные навыки, мелкие движения рук еще очень несовершенны, что вызывает естественные трудности при овладении письмом, работе с бумагой и ножницами и пр.

Внимание учащихся 1-х классов еще слабо организованно, имеет небольшой объем, плохо распределяемо, неустойчиво. Поэтому для концентрации ребенку требуется внешняя помощь (интересные картинки, звуковые сигналы, игровые ситуации). Внимание во многом определяется темпераментом. Отвлекаемость на занятиях довольно высока, а контролировать свои действия (например, проверить наличие ошибок в написанном тексте) малыш еще умеет плохо. У первоклассников хорошо развита непроизвольная память, фиксирующая яркие, эмоционально насыщенные для ребенка сведения и события его жизни.

Произвольная память, опирающаяся на применение специальных приемов и средств запоминания, в том числе приемов логической и смысловой обработки материала, для первоклассников пока еще не характерна в силу слабости развития самих мыслительных операций.

Мышление первоклассников преимущественно наглядно-образное. Это значит, что для совершения мыслительных операций сравнения, обобщения, анализа, логического вывода детям необходимо опираться на наглядный материал. Действия «в уме» даются первоклассникам пока еще с трудом по причине недостаточно сформированного внутреннего плана действий.

Поведение первоклассников также нередко отличается неорганизованностью, несобранностью, недисциплинированностью. Первоклассники, уже перешагнувшие семилетний рубеж, являются более зрелыми в плане психофизиологического, психического и социального развития, чем шестилетние школьники. Поэтому семилетние дети, при прочих равных условиях, как правило, легче включаются в учебную деятельность. В первом классе для ребенка учитель становится самой значимой фигурой. Его похвала или порицание часто более важны, чем оценка родителей.

 Кризис 7 лет характеризуется 3 основными взаимосвязанными изменениями:

Потеря ребенком непосредственности, наивности. Ребенок начинает манерничать, паясничать, поведение становится искусственным, демонстративным, натянутым. Ребенок начинает осознавать свои поступки с точки зрения их результатов и последствий.

Появление нового качества – рефлексии своих действий. Происходит важное изменение – возникает обобщение чувств: если с ребенком много раз случается какая-то ситуация, у него возникает обобщенное переживание, основанное на многократном повторении ситуации. Это дает толчок к развитию осознанной самооценки, самолюбия ребенка.

Дифференциация внутренней и внешней сторон личности. У первоклассника появляется внутренняя жизнь, в которую он часто не готов впускать взрослых.

     В процессе протекания кризиса 7 лет формируется новая личность, которая обладает своей внутренней жизнью и рефлексией. Кризис часто протекает непросто, дети могут стать замкнутыми, неуправляемыми, трудновоспитуемыми и взрослым важно в этот период поддержать их, не давить и в тоже время не допускать вседозволенности. Необходимо, чтобы ребенок знал, что его любят и поддерживают.

Способы оказания поддержки и помощи первоклассникам в период адаптации (групповая работа)

Перечислите меры, облегчающие процесс адаптации первоклассника, которые может осуществить педагог. Обсуждение ответов. Подведение итогов.

Предложенные способы помогут справиться на первых этапах работы с первоклассниками, а также в работе с родителями.

Упражнение «Черный ящик»

Ведущий подходит и показывает, что ее участникам необходимо обступить со всех сторон сидящего добровольца и положить свои руки на его плечи (время - одна минута).

- Теперь откройте глаза и сделайте то, что вам хочется сделать.  Расскажите, пожалуйста, что вы чувствовали. Что вы сделали, чтобы изменить ситуацию? Вам стало легче, комфортнее?

Теперь представьте ребенка вместо нашего добровольца. Что же может на него так давить в первые дни, недели адаптации?

Совершенно верно – это требования, которые к нему предъявляют: правила поведения в школе и за ее пределами, учебная нагрузка, режим дня, общение с детьми, отсутствие доверительного контакта с педагогом, которая для него «чужая тетя». Особенно сильно повлияет подобная ситуация на ребенка, который не посещал детский сад, так как опыта адаптации, возможных шаблонов поведения в той или иной ситуации у него мало. Что будет делать ребенок в этой ситуации? (Варианты ответов). Он ищет способы защиты, как вы, когда открыли глаза и постарались изменить ситуацию с некомфортной на более комфортную. К сожалению, его способы не всегда конструктивны.

Обратимся к вашему опыту. Как ведет себя ребенок в ситуации дискомфорта? (Варианты ответов) Совершенно, верно, он может проявить агрессию, отказаться от выполнения задания, сесть под парту, а если ситуация не найдет позитивного разрешения, то все это может перерасти в психические нарушения: страхи, неврозы, соматические заболевания.

Ведущий: предлагаю вам вопросы для выполнения следующего упражнения:

- «Какую помощь и поддержку ребёнку для смягчения протекания адаптации могут оказать учителя?»,

- «Какую помощь и поддержку могут оказать родители?» Свои рекомендации группы оформляют на листах ватмана.

     Время на работу 10 минут. Затем педагоги представляют свой вариант ответа на вопрос.

Заключительная часть

Обсуждение и подведение итогов.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.