Методическая разработка «Разнообразие нетрадиционных форм контроля знаний на уроках музыки»

3
0
Материал опубликован 15 October 2021

Н. А. Лозовская

Разнообразие нетрадиционных форм контроля знаний на уроках музыки.

Исходя из собственного опыта работы, пришла к выводу, что нетрадиционные формы контроля обладают рядом преимуществ, в числе которых:

Возможность осуществления контроля музыкой и учебной деятельностью каждого учащегося.

Проведение контроля на всех этапах процесса обучения. 

Сочетание различных форм педагогического контроля. 

Возможность охвата всех разделов учебной программы, обеспечивающая полную проверку теоретических знаний, интеллектуальных и творческих умений и навыков учащихся.

Учет особенностей предмета и его разделов за счет применения разнообразных форм заданий. 

Высокая содержательность заданий. 

Эффективность контроля при минимальных затратах времени. 

Средство стимулирования систематической деятельности учащихся на уроке. 

Крайне важен подбор заданий. Нужны разносторонние задания, которые были бы одновременно интересны и познавательны для большинства обучающихся. Реализация интеграционных принципов на уровне внутри- и межпредметных связей в содержании заданий способствует развитию творческого мышления обучающегося. Нельзя успешно учить, если ученик относится к учению и знаниям равнодушно, без интереса, не осознавая потребности к обучению. Тысячекратно цитируется применительно к учебному учреждению древняя мудрость: «Можно привести коня к водопою, но заставить его напиться нельзя». Да, можно усадить детей за парты, добиться идеальной дисциплины. Но без пробуждения интереса, без внутренней мотивации освоения знаний не произойдёт, это будет лишь видимость учебной деятельности.

Предлагаю вашему вниманию ряд нетрадиционных форм контроля, которые можно использовать на уроках музыки.

Конкурс «Найди ошибку»

Суть задания состоит в следующем. В рассказе, наряду с правильной и достоверной информацией, будут сознательно допущены искажения некоторых фактов. Задача команд выявить ошибки, исправить их, обосновать и доказать свою правоту.

Конкурс капитанов «Музыкальные города, страны»

Суть следующего задания состоит в следующем. Предлагаются названия городов, связанных с музыкой. Ученик должен назвать композитора, исполнителя, название театров, музыкальных произведений, премьер, связанных с именем этого города (на выбор).

Н-р, Бонн (Бетховен), Зальцбург (Моцарт), Воткинск (Чайковский), Венгрия (Лист).

Конкурс «Детектив»

Дается описательный текст, по которому нужно узнать музыкального героя, или имя композитора, название театра, города, музыкального произведения.

Н-р, Дирекция Малого театра обратилась к Островскому. А он настоял, чтобы музыку заказали у Чайковского. Так на свет появилась опера «?», она стала кульминацией творческого союза двух друзей — композитора и писателя. В качестве сюжета пьесы Островский разработал и развил известную русскую народную сказку. Правда, под его пером она обрела глубокий философский подтекст. Как кредо драматурга звучит начало монолога царя Берендея: «Полна чудес могучая Природа!» А вслед драматургу вторят хоры — сочиненные Чайковским гимны великой и волшебной силе Природы, чистоте и самопожертвованию, бесстрашной и самозабвенной любви девушки, любви, которая сильнее смерти (опера «Снегурочка»).

Конкурс «Найди лишнее»

Предлагаются слова, описывающие жизнь и творчество композитора. Нужно найти лишнее слово, не связанное с этим композитором и добавить свои слова.

Н-р, Нижинский, Петрушка, эмиграция, Ораниенбаум, Жар-птица, Дягилев, Картинки с выставки, балет.

Ответ: Стравинский, лишнее слово – Картинки с выставки. Добавленные слова – Мусоргский, Гартман, Годунов, Пимен, опера, колокола, Рассвет на Москва-реке.



Конкурс «Музыкальный фоторобот»

Предлагается узнать композитора и подобрать слова, связанные с именем композитора.

t1634254460aa.jpg

Конкурс «Разоблачить лгуна»

Исправить ошибки в биографии композитора.

Игорь Фёдорович Стравинский родился 1881 года в Ораниенбауме близ Петербурга. Русский композитор, дирижёр.

Сын пианиста И.И.Стравинского. С детских лет учился игре на скрипке у А. П. Снетковой и Л. А. Кашперовой, брал уроки фортепиано у Н. А. Римского-Корсакова.

В 1900—1905 гг. учился на юридическом факультете Московского университета.

С 1914г. жил в Швейцарии, с 1920г. — во Франции, с 1939г. — в США. Стравинский в течение всей жизни много концертировал: выступал как дирижёр и как скрипач.

В 1972 году состоялись авторские концерты в Москве и Ленинграде.

А слава пришла к нему вместе с показом «Жар-птицы» в Москве в 1910 году и закрепилась спустя три года скандальной премьерой «Весны священной». После московской премьеры «Жар-птицы» Стравинский сблизился с Дебюсси. Они были дружны в течение девяти лет, до самой смерти итальянца.

Для оперного театра композитор написал восемь оркестровых партитур: «Жар-птица», «Петрушка», «Весна священная», «Аполлон», «Поцелуй», «Игра в карты», «Орфей», «Агон».

Начинавшаяся первая мировая война, вынудила его переехать в США, где он остался уже до конца жизни. Композитор получил приглашение на чтение курса лекций в Нью-Йоркском университете.

Скончался великий композитор, один из крупнейших представителей мировой музыкальной культуры 19 века, Игорь Игоревич Стравинский 6 апреля 1972 года в Нью-Йорке, был похоронен в Париже на кладбище Сан-Микеле.

Конкурс «Алекс Юстасу»

Предлагается разгадать ребус, связанный с именем композитора и его творчеством.

Н-р, «Метель» Свиридова.

t1634254460ab.jpgt1634254460ac.jpgt1634254460ad.jpgt1634254460ae.jpgt1634254460af.gif3  = Л





Конкурс «Шифровка»

  Из букв нужно сложить название произведений И.Ф. Стравинского:

У Л П Ь И Л А Н Ч Е Л (Пульчинелла)

А С Д В А Е К Б (Свадебка)



Конкурс «Чьи слова?»

В каких русских операх звучат эти слова? (проставить буквы)



а) «Чуют правду, смерть близка…» «Князь Игорь» -

б) «Ни сна, ни отдыха измученной душе…» «Снегурочка» -

в) «С подружками по ягоды ходить…» «Евгений Онегин» -

г) «О, дайте, дайте мне свободу…» «Иван Сусанин» -

д) «Я люблю вас, я люблю вас, Ольга…» «Борис Годунов» -

Конкурс «Собери симфонический оркестр»

Распределить инструменты по группам симфонического оркестра. Подчеркни музыкальный инструмент, на котором ты хотел бы играть.

Виолончель, Большой барабан, Скрипка, Контрабас, Валторна, Саксофон, Кастаньеты, Труба, Тромбон, Валторна, Туба, Горн, Треугольник, Малый барабан, Фагот, Флейта, Тарелки, Контрабас, Литавры, Бубен, Литавры, Кларнет.

Конкурс «Паспортный стол»

ФИО Страна

1._ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _Чайковский______________________

2. Михаил Иванович _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _______________________

3.Вольфганг Амадей _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ______________________

4. _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Рахманинов_____________________

5. Людвиг ван _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ______________________

6. Эдвард _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ ______________________



Конкурс «Математический диктант»



Вы знаете, в каком веке зародилась опера? Нет. Тогда давайте посчитаем.

Возьмите год рождения П.И. Чайковского и отнимите год рождения М.И. Глинки, уберите из этой суммы число составляющее «?…кита» в музыке, то есть основные жанры, отнимите число 17.  Ваш ответ…

Игра «Музыкальная летопись» И.Стравинского

Перед учениками ставится задача: совершить путешествие в прошлое композитора и выполнить задания. Какая группа первой закроет свои листы – та и побеждает. Главная цель урока - «путешествия» состоит в обобщении и закреплении знаний о жизни и творчестве композитора. Условия игры-путешествия: класс делится на группы по числу направлений (5 групп по 5 направлений). Для выполнения заданий дается строго определенное время. После выполнения каждого задания, этот листок закрывает открытый пазл на общем листе с заданиями.

1.Портрет


2.Страна

3.Музыкальные инструменты

4.Жанровое многообразие

5.Образование

6.Родители.

Братья, сестры

7.Влияние известных музыкантов, композиторов

8.Концертная деятельность

9.Путешествия, страны

10.Годы жизни

11.Детские впечатления.

Курьезные случаи из жизни

12.Композитор и кисть художника

13.Влияние на творчество других композиторов


14.Время и место рождения

15.Время и место смерти

16.Памятники

17.Музыкальный стиль

18.В каких жанрах не работал

19.Конкурсы им. композитора

20.Вокально-инструментальное творчество

21.Вокальное творчество

22.Инструментальное творчество

23.Симфоническое творчество

24.Сценическое творчество

(оперы, балеты)

25.Педагогическая деятельность

Игра «Путаница»

Раздать каждой группе учащихся наглядный материал (иллюстрации, фотографии, репродукции, отрывки музыкальных произведений), ярко раскрывающий творческое наследие композитора И.Стравинского. Ученики должны из многообразия иллюстрационного материала правильно отобрать только те биографические события, которые относятся к данному композитору.

Следующая работа представляет собой примерный план контрольного урока в виде викторины. Работа проходит в парах, так менее тревожно и комфортнее ученикам. В такой форме лучше усваивается учебный материал, укрепляется творческий союз между учениками, активизируются способности детей, а главное – повышается интерес к постижению многообразия музыкальной культуры.

Викторина по творчеству Игоря Стравинского

I «Кто автор?» 

Написаны названия произведений русских и зарубежных композиторов. Нужно выбрать произведения, принадлежащие И. Стравинскому.

II «Разоблачить лгуна»  Исправить ошибки в биографии композитора.

III«Составить рассказ»  Из данных предложений выбрать истинные и составить из них рассказ об истории создания балета «Весна священная»:

1. Одним из произведений, созданных в переломное время начала ХХ века (1913 год), был балет И. Стравинского «Весна священная».

2. «Весна священная» - образ языческой Руси с её весенними гаданиями, девичьими хороводами, культом Земли, жертвоприношением в честь богини Весны.

3. 29 мая 1919 года является памятной датой в истории музыки.

4. Она отмечена премьерой в Париже балета «Весна священная.

5. Это первый балет Стравинского, написанный для Дягилева.

6. Заинтересовался необычным сочинением и друг Стравинского, Николай Рерих,- он осуществил хореографию для представления.

7. Парижский успех балета был поистине грандиозным в музыкальной истории XX столетия: с овациями.

8. Вацлав Нижинский – один из ведущих участников Русского балета Дягилева.

9. Хореограф балета «Весна священная» Вацлав Нижинский.

10. Эскизы декораций и костюмов к балету И. Стравинского «Весна священная» были написаны Сергеем Дягилевым.

11. Третий балет И. Ф. Стравинского «Весна священная» является музыкальной картиной языческой Руси.

12. Заинтересовался необычным сочинением и друг Стравинского, художник Николай Рерих,- он осуществил сценографию для представления.

13. В классическом мультфильме «Фантазия» Уолта Диснея использована музыка из балета «Весна священная».

14. Она звучит на протяжении четырёх последовательных эпизодов, изображающих создание земли, развитие простых форм жизни, появление динозавров и их вымирание.

IV «Раскрути»  Из букв нужно сложить названия произведений И.Ф. Стравинского: а) У Л П Ь И Л А Н Ч Е; б) А С Д В А Е К Б

V «Лучший знаток» 

1. Какой персонаж отсутствует в балете «Весна священная»:

А) Девушка-обречённая

В) Весна

С) Старейший-Мудрейший

2. Организатор «Русских сезонов» в Париже:

А) Сергей Дягилев

В) Игорь Стравинский

С) Вацлав Нижинский

3. В какой университет Стравинского приглашают читать лекции:

А) Гарвардский

В) Нью-Йоркский

С) Петербургский

4. В каком году Стравинский приезжал на гастроли в Россию:

А) 1971г.

В) 1962 г.

С) не приезжал

5. Выберите правильный вариант:

А) «Байка про лису, петуха, кота да барана»

В) «Байка про лису, петуха, козу да барана»

С) «Байка про лису, петуха, кота да волка»

6. В каком стиле сочинял Стравинский в поздний период творчества:

А) Какофония

В) Романтизм

С) Додекафония

VI «Галерея» Узнать на портретах современников И. Ф. Стравинского:

Н. Рериха, В. Нижинского, С. Дягилева.

Имя композитора – №4.

1.t1634254460ag.jpg2.t1634254460ah.jpg



3.t1634254460ai.jpg4. t1634254460aj.jpg

VII «Музыкальный почерк» Узнать музыку по словесному описанию.

VIII «Угадайка» Из трех музыкальных отрывков выберите произведение, принадлежащее И. Стравинскому.

IX «Ассоциативные гроздья» Каждой группе учеников нужно назвать как можно больше слов, связанных с творчеством композитора.

Для домашней работы очень интересно задание «Музыкальная география». Ребята, работая с биографией композитора, подписывают на контурной карте страны и города, где родился, жил, работал, концертировал и похоронен И.Стравинский.

«Партитура чувств» Этот вид музыкального анализа очень популярен среди учеников. Пользуясь  словарём  эмоций, они подбирают эмоционально-образные определения музыкальным фрагментам. В традиционных по средствам музыкальной выразительности произведениях выделяют следующие закономерности, которые следует учитывать ученикам при восприятии музыки для понимания заложенных в ней эмоций. Учащимся предлагается воспользоваться набором признаков характера (художественных настроений) по В.Ражникову, который поможет точнее чувствовать и осознавать психологическое качества каждого настроения, его характер, эмоциональную особенность.



Обобщенные характеристики музыкальных произведений,

выражающие сходное эмоциональное состояние:

1.Медленный темп+минорная окраска звучания в обобщенном виде моделируют эмоцию печали и передают настроения грусти, уныния, скорби, сожаления об ушедшем прекрасном прошлом.

2.Медленный темп+мажорная окраска моделируют эмоциональные состояния покоя, расслабленности, удовлетворенности. Характер музыкального произведения в этом случае будет созерцательным, уравновешенным, умиротворенным.

3. Быстрый темп+минорная окраска в обобщенном виде моделируют эмоцию гнева. Характер музыки в этом случае будет напряженно-драматическим,    взволнованным, страстным, героическим.

4. Быстрый темп+мажорная окраска моделируют эмоцию радости. Характер музыки жизнеутверждающий, оптимистический, веселый, радостный, ликующий.

Наличие заданий поискового характера для учеников разного уровня обученности, чередование информационно-познавательного материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности – все это и много другое нацелено на формирование компетентной и творческой личности ученика, способного ориентироваться в многообразии музыкального мира.



Таким образом, нетрадиционные формы заданий выполняют мотивационную функцию, позволяют повторить ранее усвоенные вопросы, подготовить к усвоению нового материала и сформулировать проблему, с решением которой связано “открытие” новых знаний. Основной движущей пружиной поискового, проблемного обучения является как раз система интересных вопросов, творческих заданий и исследовательских проектов, которые ставятся перед учениками. Поэтому необходимо находить, конструировать полезные для учебного процесса противоречия, проблемные ситуации.

Нестандартные уроки лучше запоминаются, их особенно хорошо использовать на вводных и обобщающих уроках. Конечно, весь учебный контроль нельзя переводить на "нетрадиционные рельсы". Именно традиционный контроль должен быть основной формой обучения и воспитания, но разнообразить учебный процесс нестандартными заданиями необходимо, т. к. они помогут активизировать мыслительную деятельность учащихся, развить их творческие способности, повысить мотивированность к учению. А при проведении педагогами открытых уроков нетрадиционная форма занятий всегда будет являться выигрышной, т. к. в нее можно включить и игровые моменты, и оригинальную подачу материала, и различные виды коллективной и групповой работы учащихся.

Литература:

Каравская О. Музыкальные знатоки. Новосибирск 2000

Петрушин В.И. Моделирование эмоций средствами музыки//Вопросы психологии. –1988. – №5.

Ражников В.Г. Путеводитель по дневнику творческого развития. Дневник творческого развития. – М., 2000. 

Суслова Н. Музыкальная олимпиада / Н. Суслова // Музыкальная жизнь. - 2013. - № 4.





























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.