12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Лапина Елена Петровна36

«Как мотивировать ребенка на успех в учебной деятельности».

«Человека легко убить – достаточно объяснить ему и внедрить в его сознание, что то, что он делает, никому не нужно».

Ф.М.Достоевский

    Что является основополагающим двигателем, который запускает развитие интеллекта, эмоций, чувств человека, волевой деятельности? Все мы знаем постулаты воспитания, которые являются ведущими в развитии психики ребенка: культура и деятельность. Культура, в которой ребенок живет, и деятельность, которая доступна ему – в сотрудничестве с взрослым человеком. Именно эти переживания, эмоции, чувства запускают волевой процесс. Формирование воли происходит в эмоциях и чувствах. Чувствует ребенок хорошую эмоцию – и ему хочется себя преодолеть и сделать интересный проект, но сразу это не получается. И он начинает над этим работать. Именно в семь лет у ребенка начинает появляться произвольность поведения. Взрослые создают ему условия и помогают справиться с самим собой. Наступает время осознанной работы над самим собой. Время изменения ума, его преображения. В связи с тем, что в психике появляются рефлексивные процессы.

    Итак,  развитие способностей и личности в целом происходит только на основе постепенного перехода от доминирования неосознаваемых (интуитивных, эмоционально-аффективных) процессов к доминированию осознаваемых (смысловых, рационально-логических) мотивов учебной деятельности, преобразования взаимодействия внешней и внутренней мотивации, формирования индивидуальной структуры мотивационной сферы. Б.М.Теплов считал, что ни способности, ни одаренность, как своеобразное сочетание способностей, не обеспечивают успеха, а создают только возможность его достижения. «Кроме способностей, для достижения успеха, считал он, необходимы и другие психические средства - умения, навыки, мотивация и т.д.» [2, с.147] «У каждого человека, - писал В.А.Сухомлинский, - есть задатки, дарования, талант к определенному виду или нескольким видам деятельностей. Как раз эту индивидуальность и надо умело распознать, направив затем жизненную практику ученика по такому пути, чтобы в каждый период развития ребенок достигал, образно говоря, своего потолка». [1, с.56]

      Все дети будут талантливыми, если их родители вовремя поймут золотые слова великих педагогов. Но, а если не поймут? Тогда школа должна объяснить родителям как это сделать. Итак, во-первых, каждый день нужно начинать с радости и заканчивать миром! Только так появляется счастливое чувство гармонии! Полноценности! Уверенности! Самодостаточности!

Во-вторых, для того, чтобы поддержать мотивацию ребенка нужно сравнивать его только с самим собой, особенно в период адаптации к первому классу. «Читаешь уже лучше, хорошо справился, кто старается, у того получается!» Таким образом, закрепляем в сознании ребенка ситуацию успеха. Но, мы должны понимать, что нельзя хвалить за одно и тоже дважды. А также из жалости или из-за желания понравиться ребенку.

Итак, большое влияние на продуктивность интеллектуальной деятельности человека и развитие его умственных способностей оказывают эмоционально - мотивационные компоненты. Поэтому если ребенка хвалить даже за то, чего он еще не достиг, то это обязательно появится!

Хвалить нужно, в первую очередь, детей с недостатками, физическими и особенно умственными. Если ребенок робок, вял и плаксив - хвалить его постоянно, поддерживать добрыми словами, добрыми взглядами, поощрять за все. Если раздражителен, зол, агрессивен, жесток - не давая спуску за злодеяния, родители должны хвалить как можно чаще, ярче и убедительнее.

А если лжив, если ворует? - Тем более! - Дети воруют не вещи, не деньги - дети воруют недоданную любовь. Врет? Часто врет?.. Значит, боится собою быть. Или может кто-то (родители) слишком строги без повода?

Очень часто, в начальной школе ребенку трудно учиться, постоянные двойки рождают отчаяние. Родителям необходимо заметить в рисунках ребенка индивидуальность, даже, если они посредственные; хвалить за то, какие делает поделки. Мудрые родители всегда найдут за что хвалить!

Внушать человеку веру, одобрять заранее («Ты это сможешь, я знаю»). Родители многих успешных людей так поступали! Создавайте образ успеха, такая позиция - творит чудеса. Это ключ к способностям!

Если нужно, можно показать как, или вместе сделать - но обязательно, даже если не получается ничего, сначала похвалим! Будем хвалить и дальше - за малейшие попытки достигнуть желаемого, за попытку к попытке! Это главный двигатель воспитания - опережающее одобрение, внушение веры в себя! Я знаю: ты это хочешь! Уверена, что сможешь! У тебя есть способности! И они, действительно будут!

А что делать, если исследовательский проект ребенка провалился? Или ему поставили плохую отметку? Умные начальники прежде, чем отругать – хвалят. Они точно знают: всякое повышение требований эффективнее начать с похвалы. С признания достоинств и достижений, с похвалы хотя бы самой пустячной. Вдохновить любым способом: больше читать, экспериментировать, приобретать опыт. Потом, когда досада пройдет, можно будет свободнее высказывать недовольство, чтобы избежать закрепления ситуации неуспеха. У каждого должно быть пространство, чтобы переждать дождь. Особенно у первоклашек! Период адаптации нужно пережить.

Есть еще один очень хороший прием, о котором педагоги должны рассказать родителям. «Если обращаются не ко мне, значит, говорят правду». Используя эту логику можно очень легко манипулировать знанием ребенка о самом себе. Таким образом, повышая мотивацию и самооценку ребенка.

Не скупясь на восхищение, расскажем о ком-то (а может даже о великой личности), кто в свое время поступил так же похвально, как наш ребенок! Начиная с 7 лет и одобрение, и неодобрение косвенным способом действуют сильней непосредственного, прямого. Если мы случайно слышим чей-то разговор о нас, то верим подслушанному легче, чем сказанному в лицо. Так можно и ободрить, и тонко утешить, и вдохновить. «Хочет... Может... Старается»... Знаем, что не старается, но это возможно.

И как же быть, если все методы воспитания испробованы, а мотивация создавать исследовательские проекты еще низкая? Запомнить и осуществить: вынужденное безделье должно стать тяжким наказанием! Сидение на автономном стуле, стояние в месте для наказаний – лучшее средство привить страх к «пустоте», незаполненности времени. Но только не уроки, не чтение! Не исследовательская работа! Иначе можно привить отвращение к творчеству, труду, знаниям.

Использованная литература:

1. Вульфов, Б. З. Семь парадоксов воспитания / - М.: Новая школа, 2008

2. Лейтес Н.С. Возрастные предпосылки умственных способностей // Советская педагогика. - 1974.- № 1.- С. 97—107.

3.Леонтьев В.Г. Мотивация и психологические механизмы ее формирования. – Новосибирск: ГП «Новосибирский полиграфкомбинат», 2002. - 264 с.

4.Сухомлинский В.А. Человек неповторим // Избранные труды. - Киев, 1960. - Т.5.

5.Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. -М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. – С.147.

6.Кулюткин Ю.Н. Эвристический поиск, его операционные и эмоциональные компоненты //Вопросы психологии. - 1973. -№1. – С.45-49.







Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.