Доклад «Проблемно-диалогическая технология»
Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.
Она предполагает, что ребенок под руководством взрослого открывает новые знания:
учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты.
В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что в ходе деятельности изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск ее решения
Постановка проблемы – это вопрос для исследования.
Поиск решения – этап формулирование нового знания
Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога
Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий.
Побуждающий диалог
Вопросы воспитателя, побуждающие детей высказывать
различные версии решения проблемы
+ Развивает творческое мышление
+ Максимально близок к жизненным ситуациям
- Дети могут увести в сторону от темы
- Невозможно рассчитать время на НОД
Подводящий диалог
Цепочка вопросов, последовательно приводящих к
правильному ответу, запланированному воспитателем
+ Развивает логическое мышление
+ Просчитывается по времени
+ Ведет к нужному результату коротким путем
- В меньшей степени развивает творчество и инициативу
Методы постановки проблемы
1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог
2. Подводящий к теме диалог
3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом
Методы поиска решения проблемы
1.Побуждающий гипотезом диалог
2. Подводящий от проблемы диалог
3 Подводящий без проблемы диалог
Проблемно-диалогическая технология:
-всегда направлена на результат
-дети активно вовлечены в процесс на протяжении всей деятельности
-вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности
-учит обобщать, группировать, сравнивать
-устанавливать причинно-следственные связи
-способствует развитию познавательной активности
-предупреждает появление формализма, бездумности
-более прочное усвоение знаний
-делает деятельность детей более привлекательной
Структура НОД по технологии проблемно-диалогического обучения детей
- Введение в игровую ситуацию и мотивационная игра
- Постановка проблемы, создание затруднения в игровой ситуации
- Совместный поиск выхода из затруднения и разрешение проблемы
- Самостоятельное применение вновь полученных выводов
- Повторение и развивающие задания
- Рефлексия
Как готовиться к НОД, основанному на проблемном диалоге?
1 этап - пробуждаем интерес к объектам
2 этап – приобщение детей к исследовательской деятельности: исследовательская активность в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы
3 этап- конструирование затруднения в игровой ситуации (проблемной ситуации
4 этап – диалог с детьми
Проблемно-диалогическая технология основана на развитии у ребенка восприятия, мышления. В начале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы.
Затем выстраивается цепочка вопросов и и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.
Виды вопросов:
вопросы на установление сходства и различия (Чем отличаются еж и елка? Чем отличаются животные от растений)
вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?. )
вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта? Мышь это домашнее или дикое животное, она же живет рядом с человеком)
вопросы, в которых, сталкиваются противоречия (может ли быть вода твердой?
проблемная ситуация (на улице скользко, гололедица, а песок дворники уже израсходовали, как быть)
вопросы-шутки (На каком дереве сидит ворона во время дождя)
риторические вопросы (Почему белку назвали белкой? Она же вовсе не белая)
вопросы на сравнение несоотносимых предметов (чем похожи кнопка и телевизор?)
вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал?)
Проблемно-диалогическая технология готовит ребенка к поиску самостоятельного решения.
Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде.
Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему.
Педагог лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. В ходе такой деятельности ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь.
Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.
Проблемно-диалогическая технология является:
Результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.
Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки детей за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.
Какие умения прежде всего развивает проблемный диалог?
Организационные – умение решать проблемы
Коммуникативные – вести диалог
Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.
Оценочные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора
Приложение
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА
деятельности по проблемному обучению дошкольников
Этапы | Деятельность воспитателя | Деятельность ребенка |
I Постановка проблемы | Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему). | Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска. |
II Актуализация знаний | Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений. | Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний. |
III Выдвижение гипотез - предположений | Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы. | Участвует в обсуждении плана поисковых действий. Размышляет, рассуждает и выдвигает идеи, гипотезы, обосновывает их. Участвует в обсуждении гипотез других детей. Ведет дискуссию по обсуждению других точек зрения. Проводит самостоятельно поисковую деятельность. |
IV Проверка решения | Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска. | Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывает правильность выбранного пути поиска. Оценивает результат. Формулирует выводы на основе умозаключений. |
V Введение в систему знаний | Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Результаты поиска размещает в уголок открытий. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения. | Присваивает новые знания и умения. Обогащает субъектный опыт. Участвует в размещении в уголке открытий результатов поиска. |