12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бузанова Нина797
Россия, Удмуртская респ., посёлок Балезино
4

"Проблемно-диалогическая технология"


Проблемно–диалогическая технология – метод введения нового знания в современном образовании.

Она предполагает, что ребенок под руководством взрослого открывает новые знания:

учится самостоятельно мыслить, систематизировать, анализировать и подбирать недостающие факты.

В словосочетании «проблемный диалог» первое слово означает, что в ходе деятельности изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка проблемы и поиск ее решения


Постановка проблемыэто вопрос для исследования.

Поиск решенияэтап формулирование нового знания

Слово «диалог» означает, что постановку проблемы и поиск решения дети осуществляют в ходе специально выстроенного педагогом диалога

Различают два вида диалога: побуждающий и подводящий


Побуждающий диалог

Вопросы воспитателя, побуждающие детей высказывать

различные версии решения проблемы

+ Развивает творческое мышление

+ Максимально близок к жизненным ситуациям

- Дети могут увести в сторону от темы

- Невозможно рассчитать время на НОД


Подводящий диалог

Цепочка вопросов, последовательно приводящих к

правильному ответу, запланированному воспитателем

+ Развивает логическое мышление

+ Просчитывается по времени

+ Ведет к нужному результату коротким путем

- В меньшей степени развивает творчество и инициативу


Методы постановки проблемы

1.Побуждающий от проблемной ситуации диалог

2. Подводящий к теме диалог

3. Сообщение темы с мотивирующим приёмом


Методы поиска решения проблемы

1.Побуждающий гипотезом диалог

2. Подводящий от проблемы диалог

3 Подводящий без проблемы диалог


Проблемно-диалогическая технология:

-всегда направлена на результат

-дети активно вовлечены в процесс на протяжении всей деятельности

-вносит свой вклад в формирование готовности к творческой деятельности

-учит обобщать, группировать, сравнивать

-устанавливать причинно-следственные связи

-способствует развитию познавательной активности

-предупреждает появление формализма, бездумности

-более прочное усвоение знаний

-делает деятельность детей более привлекательной


Структура НОД по технологии проблемно-диалогического обучения детей

- Введение в игровую ситуацию и мотивационная игра

- Постановка проблемы, создание затруднения в игровой ситуации

- Совместный поиск выхода из затруднения и разрешение проблемы

- Самостоятельное применение вновь полученных выводов

- Повторение и развивающие задания

- Рефлексия


Как готовиться к НОД, основанному на проблемном диалоге?

1 этап - пробуждаем интерес к объектам

2 этап – приобщение детей к исследовательской деятельности: исследовательская активность в форме умения ставить вопросы и разрешать возникающие проблемы

3 этап- конструирование затруднения в игровой ситуации (проблемной ситуации

4 этап – диалог с детьми


Проблемно-диалогическая технология основана на развитии у ребенка восприятия, мышления. В начале занятия перед детьми ставится цель в виде проблемы.


Затем выстраивается цепочка вопросов и и заданий, подводящая детей к «открытию» новых знаний.

Виды вопросов:

вопросы на установление сходства и различия (Чем отличаются еж и елка? Чем отличаются животные от растений)

вопросы на установление причинно-следственных связей (Почему? Что будет если?. )

вопросы, предполагающие выбор определенного варианта ответа (К какому вида транспорта можно отнести плот? Это грузовой или пассажирский вид транспорта? Мышь это домашнее или дикое животное, она же живет рядом с человеком)

вопросы, в которых, сталкиваются противоречия (может ли быть вода твердой?

проблемная ситуация (на улице скользко, гололедица, а песок дворники уже израсходовали, как быть)

вопросы-шутки (На каком дереве сидит ворона во время дождя)

риторические вопросы (Почему белку назвали белкой? Она же вовсе не белая)

вопросы на сравнение несоотносимых предметов (чем похожи кнопка и телевизор?)

вопросы, требующие осознания способа действия (как ты узнал?)


Проблемно-диалогическая технология готовит ребенка к поиску самостоятельного решения.

Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде.

Дети «открывают» их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности: дети усваивают лучше то, что открыли сами и выразили по- своему.

Педагог лишь направляет эту деятельность и в завершении подводит итог. В ходе такой деятельности ребята больше думают, чаще говорят, активнее формируют мышление и речь.

Они учатся отстаивать собственную позицию, рискуют, проявляют инициативу и в результате вырабатывают характер.


Проблемно-диалогическая технология является:

Результативной, обеспечивающей высокое качество усвоения знаний, эффективное развитие интеллекта и творческих способностей детей, воспитание активной личности.

Здоровьесберегающей – позволяющей снижать нервно-психические нагрузки детей за счёт стимуляции познавательной мотивации и «открытия» знаний.


Какие умения прежде всего развивает проблемный диалог?

Организационные – умение решать проблемы

Коммуникативные – вести диалог

Интеллектуальные – извлекать информацию, делать логические выводы и т.п.

Оценочные – в случае, если ставилась проблема нравственной оценки ситуации, гражданского выбора























Приложение

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА

деятельности по проблемному обучению дошкольников


Этапы

Деятельность воспитателя

Деятельность ребенка

I

Постановка проблемы

Создает проблемную ситуацию. Фиксирует внимание детей на обнаружении противоречий. Анализирует проблемную ситуацию. Формулирует или помогает ребенку сформулировать проблему. Определяет целевую установку (что нужно знать, чтобы решить проблему).

Осознает создавшееся противоречие. Участвует в формулировке проблемы. «Присваивает» проблему. Осознает цель поиска.

II

Актуализация знаний

Побуждает детей к активизации необходимых знаний. Способствует их анализу, синтезу, обобщению и систематизации. Подводит детей к выводу о недостаточности имеющихся знаний или умений. Мотивирует к поиску новых знаний или умений.

Активизирует необходимые для решения проблемы знания (анализирует, синтезирует, обобщает, систематизирует). Осознает потребность в новых знаниях. Концентрируется на поиске новых знаний.

III

Выдвижение гипотез - предположений

Организует поиск решения. Задает общее направление поиска. Вовлекает детей в процесс выделения этапов поиска и их планирование. Осуществляет коррекционную и консультационную помощь в процессе реализации поиска. Соотносит шаги поиска с особенностями проблемы.

Участвует в обсуждении плана поисковых действий. Размышляет, рассуждает и выдвигает идеи, гипотезы, обосновывает их. Участвует в обсуждении гипотез других детей. Ведет дискуссию по обсуждению других точек зрения. Проводит самостоятельно поисковую деятельность.

IV

Проверка решения

Помогает детям соотнести полученный результат с целями поиска.

Проверяет полученный результат поиска, его соответствие целям. Доказывает правильность выбранного пути поиска. Оценивает результат. Формулирует выводы на основе умозаключений.

V

Введение в систему знаний

Анализирует конечный результат и процесс деятельности детей. Результаты поиска размещает в уголок открытий. Проводит самоанализ по результатам организации проблемного обучения.

Присваивает новые знания и умения. Обогащает субъектный опыт. Участвует в размещении в уголке открытий результатов поиска.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.