Статья «Проблемно-диалогическая технология на уроках истории и обществознания»

4
1
Материал опубликован 30 December 2017 в группе

Преимущества использования технологии проблемно-диалогического обучения Мельниковой Елены Леонидовны на уроках истории и обществознания.

А. М. Кузнецова,

учитель истории и обществознания МБОУ «Весьегонская СОШ» г. Весьегонск Тверской области

 Введение

Готовясь к переходу среднего звена на ФГОС, я ознакомилась с различными технологиями, позволяющими решать задачи новых стандартов. Сначала приоритет отдавала компьютерным технологиям, но постепенно дети, уже привыкшие к компьютеру, стали отвлекаться во время видеоуроков, постоянно приходилось активизировать их внимание, ставить вопросы, создавать проблему, искать способы её решения. Так я пришла к технологии проблемно-диалогического обучения, автором которой является Мельникова Елена Леонидовна. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима на любом предмете и любой ступени. Данная технология является одной из наиболее универсальных личностно-ориентированных технологий, применимых на разных ступенях образовательной системы и на любом предметном содержании, поэтому я использую на уроках истории и обществознания.

 Проблемно-диалогическое обучение – это тип обучения, обеспечивающий творческое усвоение знаний учащимися посредством диалога с учителем.

 Актуальность технологии обусловлена тем, что она построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний.

 Результативность технологии заключается в эффективном развитии интеллекта и творческих способностей, повышении мотивации учения, создании атмосферы сотрудничества учителя и ученика, воспитании активной личности, достижении высокого уровня обученности.

Благодаря проблемно-диалогическому обучению у обучающихся развиваются пять универсальных компетентностей:

- способность к исследованию;

 - способность к эффективным коммуникациям и организации взаимодействия;

 - способность принимать решения;

- способность осуществлять принятое решение;

- способность постоянно осваивать новые виды деятельности.

 Данная технология развивает не только ученика, но и учителя. Учитель вырастает как творческая личность, коммуникативный лидер, способный в современных условиях успешно решать сложные педагогические задачи. Уроки, на которых дети сами определяют тему, выявляют трудности, обозначают проблемы, самостоятельно делают выводы, составляют правила – доставляют удовольствие учителю, радость открытия детям. Технология проблемно-диалогического обучения становится сегодня приоритетным принципом образовательного процесса.

Проблемно – диалогическая технология позволяет заменить традиционное объяснение материала учителем на самостоятельное открытие новых знаний учениками.

    На проблемном уроке создаются все условия для проявления познавательной активности учеников. Учащиеся не получают готовые знания, а в результате постановки проблемной ситуации испытывают затруднение либо удивление и начинают поиск решения, открывая новые знания самостоятельно. Затем, обязательное проговаривание алгоритма решения и применение его на практике при выполнении самостоятельной работы.

Проблемное обучение вызывает со стороны учащихся живые споры, обсуждения, создается обстановка увлеченности, раздумий, поиска. Это плодотворно сказывается на отношении школьника к учению.     Постоянная постановка перед ребенком проблемных ситуаций приводит к тому, что он не "пасует” перед проблемами, а стремится их разрешить.

2.2. Структура урока по проблемно-диалогической технолдогии .

На уроках, проводимых мною по  проблемно-диалогической технологии, предполагается несколько этапов:

1.Создание проблемной ситуации

2.Формулировка учениками в диалоге с учителем учебной проблемы

3.Выдвижение гипотез

4.Актуализация знаний учащихся

5.Открытие нового знания

1 этап

На этом этапе учитель разными способами добивается следующих результатов:

- Подвести школьников к противоречию и предложить им самим найти способ его разрешения;

- Изложить различные точки зрения на один и тот же вопрос;

- Предложить классу рассмотреть явление с различных позиций;

- Побудить учащихся делать сравнения, обобщения, выводы из ситуации, сопоставлять факты.

- Ставить проблемные задачи (например: с недостающими, избыточными или противоречивыми данными, с заведомо допущенными ошибками).

2 этап

На этом этапе организуется подводящий к теме диалог учителя с учениками. Он представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающий формулирование темы урока, учебной проблемы учениками. Вопросы задаются  следующие: Какой у вас возник вопрос на основе выявленного противоречия? Что нам предстоит сегодня выяснить? Учащиеся формулируют учебную проблему

3 этап

На этом этапе учитель организует диалог, который побуждает к выдвижению гипотез .Он имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения(призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказками(намеком, сужающим область поиска),в крайнем случае завершается сообщением учителя. Ученики предлагают свои версии,  мною принимаются разные гипотезы, даже абсурдные.

4 этап

Этот этап состоит из актуализации знаний и планировании способов деятельности .В диалоге ученики вспоминают ранее изученный материал, который  связан с проблемой  и выясняют, что необходимо узнать, каких знаний не хватает, чтобы решить эту проблему и определяют где и как их добыть ( открыть).

5 этап

В соответствии с первым пунктом дается задание по обсуждению новых знаний, в ходе выполнения задания проверяются версии. Учащиеся работают с текстом учебника, дополнительной литературой, наглядными пособиями, используются компьютерные технологии. Ученики выбирают варианты ответа по учебной проблеме. В ходе работы чередуются разные формы: индивидуальная,  парная ,групповая и общая беседа.

6 этап

Происходит представление использования новых знаний в виде рассказа, схемы-рисунка и т.д.. Учащиеся обобщают, делают выводы по проблеме. Учитель организует рефлексию: Чьи версии подтвердились? Как оцените свою работу? Ученики проводят самоанализ и дают  самооценку.

 Таки образом технология проблемно – диалогического обучения дает возможность ученикам не быть объектом обучения, пассивно воспринимающими учебную информацию, а быть активными её субъектами, самостоятельно владеющими знаниями и решающими познавательные задачи.

2.3. Две группы методов и приёмов, используемых на уроке.

Методы постановки учебной проблемы.

Побуждающий от проблемной ситуации диалог представляет собой

сочетание приема создания проблемной ситуации и специальных вопросов, стимулирующих учеников к осознанию противоречия и формулированию учебной проблемы. Поскольку проблемные ситуации создаются на разных противоречиях, каждой из них соответствует определенное побуждение к осознанию противоречия. Поскольку учебная проблема существует в двух формах, побуждение к формулированию проблемы представляет собой одну из двух реплик по выбору: «Какова будет тема урока?» или «Какой возникает вопрос?».

По ходу диалога учителю также необходимо обеспечивать безоценочное принятие неточных и ошибочных ученических формулировок проблемы («Так, кто точнее сформулирует?»).Рассмотрим основные приемы создания проблемной ситуации и соответствующий каждому из них побуждающий диалог.

 Чаще всего использую следующие приемы создания  проблемной  ситуации противоречия:

Проблемная ситуация с противоречивыми положениями создается одновременнным предъявлением классу противоречивых фактов, теорий, мнений. Факт понимается как единичная научная информация, теория- система научных взглядов,мнение- позиция отдельного человека. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами: « Что вас удивило? Что интересного заметили? Какое противоречие увидели?»

Проблемная ситуация с противоречием между житейским( т. е. ограниченным или ошибочным) представлением учеников и научным фактом создается следующим образом. Сначала я выявляю житейское представление учеников вопросами или практическим заданием на «ошибку». Затем представляется научный факт. Побуждение к осознанию противоречия осуществляется репликами:  « Что вы думали сначала? А что оказывается на самом деле?»

Проблемная ситуация между реальным положением дел и эмоционально-оценочными представлениями о должном и справедливом

Проблемная ситуация между необходимостью выполнить задание и невозможностью это сделать при имеющемся уровне знаний и умений

Более простым является подводящий к теме диалог. Он представляет собой систему вопросов и заданий, обеспечивающих формулирование темы урока учениками.

Вопросы и задания могут различаться по характеру и степени трудности, но должны быть посильными для учеников. Последний вопрос содержит обобщение и позволяет ученикам сформулировать тему урока. По ходу диалога как и в первом случае необходимо обеспечивать безоценочное принятие ошибочных ответов учащихся.

Третий метод - сообщение темы с мотивирующим приемом. Суть метода заключается в том, что учитель предваряет сообщение готовой темы либо интригующим материалом (прием «яркое пятно»), либо характеристикой значимости темы для самих учащихся (прием «актуальность»). В некоторых случаях оба мотивирующих приема используются одновременно.

Методы поиска решения учебной проблемы.

Побуждающий к выдвижению и проверке гипотез диалог представляет собой сочетание специальных вопросов, стимулирующих учеников выдвигать и проверять гипотезы. Данный метод имеет определенную структуру: начинается с общего побуждения (призыва к мыслительной работе), при необходимости продолжается подсказкой (намеком, сужающим область поиска), в крайнем случае завершается сообщением учителя. При этом общее побуждение представляет собой стандартную готовую реплику, а подсказку необходимо придумывать

каждый раз заново.

При выдвижении гипотез побуждающий диалог выглядит так. Общее

побуждение осуществляется стандартной репликой «Какие есть гипотезы?», которая провоцирует выдвижение любых гипотез – как ошибочных, так и решающей. Если ученики молчат или выдвигают только ошибочные гипотезы, дается подсказка к решающей гипотезе, которая продумывается учителем заранее для каждого конкретного урока. Если подсказка не срабатывает, диалог завершается сообщением решающей гипотезы.

При проверке гипотез побуждающий диалог выглядит так. Для устной проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Вы согласны с этой гипотезой? Почему?», подсказка дается к аргументу или контраргументу, в крайнем случае последние сообщаются в готовом виде. Для практической проверки общее побуждение осуществляется стандартной репликой: «Как нам проверить эту гипотезу?», подсказка дается к плану проверки, в крайнем

случае план сообщается в готовом виде.

Традиционное сообщение знания часто требует использования наглядных и технических средств обучения, с помощью которых учитель дополнительно иллюстрирует свой рассказ. В отдельных случаях (видео урок) использование ТСО вообще заменяет объяснение учителя.

Наглядные и технические средства обучения применяют для предъявления ученикам материала для восприятия. При проблемно - диалогических методах на его основе разворачивается диалог, обеспечивающий постановку и решение проблемы учениками. При традиционных методах этот материал используется как дополнение или замена сообщения учителя.

3. Заключение.

Уроки, построенные на технологии проблемно-диалогического обучения способствуют развитию у обучающихся:

способности самостоятельно ставить цель и предполагать способы ее решения;

самостоятельности в поиске учебного материала;

развитие мышления обучающихся;

способности высказывать и аргументировать свою позицию;

способности работать в группе, выслушивать аргументы товарищей, вести цивилизованную дискуссию, что в полной мере отражает требования стандарта

Каждая педагогическая технология, каждая группа методов и приёмов объективно имеют свои возможности для формирования у обучающихся многообразных умений и навыков самоорганизации, самостоятельности и творчества, создания климата саморазвития.

Технология проблемно-диалогического обучения позволяет не только успешно рассматривать различные довольно сложные темы курса, но и развивать у обучающихся самостоятельность, способность находить материал, интерпретировать его, высказывать свою позицию, аргументировать ее, вести цивилизованный диалог.

3. Список использованных источников и литературы

1. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками: Пособие для учителя. – М., 2002.

2. Мельникова Е.Л. Технология проблемно-диалогического обучения // Образовательная система «Школа 2100». Сборник программ . – М, 2004.

3. httl: // metodist.edu54.ru/node/ Проблемно-диалогическое обучение.

4. httl:// festival.1september.ru/ Использование технологии проблемно-диалогического обучения.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

спасибо! Очень полезный материал

5 January 2018