Статья «Адаптивно-развивающая проблемно-эвристическая технология обучения»
Уважаемые коллеги!
Педагоги Российской Федерации!
Дарю вам технологию развивающего обучения, делающую уроки интересными.
Почему дарю? Потому что мне 65 лет, я уже три года на пенсии и мне очень жаль, что то, над чем я работала всю жизнь, пропадёт и никому не пригодится, хотя, возможно, многие и ищут пути повышения интереса к приобретению знаний учениками.
В целом технология была одобрена 10 научно-практической конференцией Института развития образования Липецкой области «Актуальные проблемы естественно-математического образования» в 2007 году. А один из элементов технологии – урок обобщающего повторения «Семь раз подумай, один раз ответь» - был признан интересным, то есть занял первое место во 2-ом областном конкурсе методических материалов в номинации «Организационно-инструктивная методическая продукция». Продукция продукцией, где продаётся этот продукт, я не знаю. В сборнике материалов 10-й областной конференции напечатана лишь аннотация моей технологии, а доклад, на который мне было выделено 10 минут, естественно, ничего никому не прояснил. Так что, как это ни грустно, но помрёт моя технология вместе со мной. Хотя результатами своей работы я могла бы похвастаться, но не буду. Я только приведу для примера два факта. Из года в год мои ученики занимали призовые места на олимпиадах, но шли на олимпиаду далеко не самые сильные мои ученики, потому что я преподаю географию, а этот предмет не сдаётся ни в одном ВУЗе, то есть тем, кто собирается получать высшее образование, он никому не нужен. Зато девочка, выбравшая географию для сдачи ЕГЭ, опять же не самая сильная ученица в классе, без репетиторства и подсказок по мобильнику поступила в ВГУ на бюджетное место, набрав чуть ли не самое большое количество баллов в области. Я конечно занималась с ней в течение года в рамках школьного договора раз в неделю, но география уже не велась в 11 классе, а главное для родителей – никакого репетиторства с большой тратой денег. Не знаю как по стране, но в нашем городе мечтающие о ВУЗах, все занимаются дополнительно у репетиторов.
Но, 40 лет назад я не думала ни о ЕГЭ, ни о престижности географии, хотя мне больше нравилась биология, учителем которой я являюсь по диплому тоже, но судьба сложилась так, что пришлось вести в основном географию. Не думала, не гадала, а просто искала пути сделать уроки интересными и запоминающимися. Кстати, профессию я выбрала по призванию, поскольку родом из педагогической династии, общий стаж работы которой, то есть династии, на ниве посевов доброго и вечного около 500 лет. Методом тыка, проб и ошибок я двигалась вперёд и только в последние годы поняла, что получилась технология, во главу которой ставится не ответ ученика, а вопрос. Конечно, вопрос без ответа не бывает, просто упор всей технологии базируется на составлении и анализе вопросов. Ибо ещё И.Кант подчеркнул: «Умение правильно задать вопрос – есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности». Как-то мне попалась статья об инновационном обучении в школе, где в качестве примера инноваций приводится задачка Л.Н.Толстого о шапке и сдаче денег. Автор уверяет, что не все студенты ВУЗов могут правильно ответить, сколько же стоит шапка. Раз это инновация, то моя технология является инновационной, так как вся она строится на подобных вопросах.
Итак, представляю вашему вниманию инновационную технологию обучения АРПЭТО. Конечно, название не слишком благозвучное, но отражающее суть.
АРПЭТО. Адаптивно-развивающая проблемно-эвристическая технология обучения.
Суть технологии или её цели и задачи.
Адаптивная функция.
Проблема адаптации ученика к условиям обучения в современной школе стоит очень остро, именно поэтому я ставлю её на первое место. Здесь масса не субъективных причин, которые не зависят от личностных отношений в системе учитель-ученик, поэтому не имеет смысла на них заострять внимание. Не имеет смысла останавливаться на словах Арапа Петра Великого, произнесённых устами Владимира Высоцкого, что ленивый ученик – это вор, ворующий сам у себя знания, а, следовательно, и будущее. Дети хорошо понимают, что всё их будущее зависит от кошелька родителей. Тем более не имеет смысла разговор о роли педагога, пред именем которого имеет смысл смиренно преклонить колена. Тут уж не до жиру, быть бы живу. Но, тем ни менее, огонёк любознательности, вложенный Богом в каждого ребёнка, тускнеющий год от года по мере взросления, поддержать и даже помочь разгореться ярче технология может. Отсюда вытекает первый момент адаптации: в системе учитель-ученик нет места нарушениям дисциплины, следовательно, нет места конфликтным ситуациям, если ученику интересно. В данной технологии ученик становится не объектом обучения, в который педагогом вдалбливается определённая сумма знаний, а субъектом творческого процесса, в котором ученик зачастую занимает ведущую позицию.
Во-вторых. Технология предусматривает соревновательный момент, когда учащиеся двух-трёх классов доказывают своё право быть лучшими, поэтому личностная победа, ложащаяся в копилку побед класса, способствует как самоутверждению ученика, так и повышению уважения к нему одноклассников. При этом зачастую достижение победы достигается за счёт творческих способностей ребёнка, его развития, черт характера, что в процессе обычного урока практически не раскрывается. Следовательно, технология способствует развитию творческих способностей ученика, что в свою очередь способствует созданию чувства комфортности в обучении. Немало важным моментом является и то, что вся технология строится на
добровольности: хочешь – принимай участие в викторине, не хочешь – ради бога. Но при этом каждый знает, что его интеллектуальный труд будет оплачен высокой и очень высокой оценкой, что в наше меркантильное время играет важную роль.
Всё это позднее я докажу и объясню на конкретных примерах, а пока речь только о целях и задачах технологии.
Развивающая функция.
Во главу угла в данной технологи ставиться работа над вопросами, а не над ответами, как в привычной системе обучения. И. Кант сказал: «Умение правильно задать вопрос – есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности». Итак, интересный вопрос, оставленный учеником на основе изученного материала, и есть основа данной технологии. Но, для того,
чтобы составить такой вопрос, необходимо обдумать полученные знания, проанализировать их, найти изюминку. Необычное в обычном – так я называю этот процесс, когда объясняю, что требуется от ученика. Естественно, что дети вновь и вновь возвращаются к изученному материалу, заново листают учебник в поисках этого необычного. Таким образом, получается, что ученики не просто обдумывают материал, но и добровольно его повторяют. Два необходимых аспекта для получения глубоких и прочных знаний. Кроме того, работа над вопросами является требованием времени в связи с введением ЕГЭ. Из опыта работы смею утверждать, что масса ошибок в экзаменационных работах не из-за низкого качества знаний, а чаще всего из-за неумения проанализировать вопрос. Всем нам знакома картина, когда привычка к репродуктивному воспроизведению знаний приводит к тому, что вызванный к доске отвечающий молчит, стоило по другому сформулировать вопрос, изменить подзаголовок раздела параграфа: «А это про что рассказывать? Первый вопрос?» А ещё лучше, когда отвечающий молчит.
- Не учил?
- Учил.
- Тогда рассказывай.
- Я позабыл первое слово.
- Начни со второго.
- Не получается.
Об этом уже столько говорено, что не имеет смысла повторяться. Развивающее обучение в первую очередь предусматривает анализ изученного. И уже из изученного втекает синтез, то есть умение сопоставлять факты, находить что-то необычное и облекать его в красивую форму.
Проблемно-эвристическое обучение.
Естественно, что в учебном процессе должны присутствовать игра и фантазия ребёнка. Недаром, Паустовский целую главу в своих гимназических воспоминаниях посвятил учителю, который смог игровой элемент включить в учебный процесс. «Вода из Лимпопо». Но когда телеигра переносится на урок, да ещё и с призами в виде конфет и жвачек, естественно, что толку от
такого урока чуть. Какая же игра должна присутствовать на уроке? Загадка. Именно загадка – древнейшая и любимая игра для всех возрастов. А что такое эвристический вопрос? Это и есть загадка. А что такое проблема? Та же самая загадка только более длинная и сложная, которую либо надо, продумав, составить или наоборот решить поэтапно анализируя.
Технология обучения.
Условно можно сказать, что технология это сумма методик и приёмов, объединённых новым подходом к учебно-воспитательному процессу. И данная технология или её элементы легко «ложатся» на любую систему обучения, которая вам привычна и любима. Она не требует никакой коренной ломки в процессе обучения. Более того, существующие популярные развивающие технологи, по моим наблюдениям, имеют один
существенный недостаток: имея под рукой всё готовое, учитель не видит нужды придумывать что-то ещё. В технологии АРЭПТО в вопросах учащихся такое разнообразное видение мира, столько фантазии и по настоящему ценных находок, что волей-неволей педагог развивается и растёт сам вместе с детьми.
Рождение технологии.
Родилась технология из телевизионной игры «Что? Где? Когда?» более тридцати лет назад. Как только я увидела эту игру на экране, я сразу в неё влюбилась и решила перенести в школу. Тем более, что работала я тогда классным руководителем в каком-то классе старшего звена, а актового и спортивного зала у нас тогда не было. Старшеклассникам хотелось где-то и людей посмотреть, и себя показать. Я их хорошо понимала и сочувствовала. Я с ними поговорила об игре, все смотрели и всем понравилось. Махом сделали рулетку с музыкальными паузами. Мой класс я назначила «зрителями», параллельный – «знатоками». Ребятки постарались и выкопали таки вопросы, об ответах на которые и я не имела ни малейшего понятия. Так что первая игра прошла со счётом 0:6 в пользу зрителей. Но всё равно понравилось: два класса встретились субботним вечером, потанцевали в музыкальных паузах, а потом хором требовали озвучить ответы, которые они за минуту не смогли найти. После чего мне и пришла мысль, что в школьной викторине должны быть вопросы только из программного материала. Правда сама я ещё некоторое время бегала по учителям, выясняя правильность составления вопросов по другим предметам, пока не решила, что не смогу объять необъятное и перешла только на свой предмет, то есть географию. Из тех вопросов по всем предметам мне до сих пор помнится вопрос Елисеева Сергея, ныне работающего журналистом в Воронежской области, который поразил меня своей информативностью, логикой изложения, межпредметной связью: «Этой женщине два великих русских поэта посвятили строки. Один – слова в романе «Как я завидовал волнам, бегущим бурной чередою с любовью лечь к её ногам». Другой – целую поэму. Перед смертью её отец-ге-нерал попросил принести портрет дочери и сказал: «Вот лучшая женщина,
которую я знал». Уважаемые знатоки, вот мой вопрос: «В какой битве, в каком году прославились малолетние братья этой женщины?»
Я не буду останавливаться, как постепенно методом проб и ошибок оттачивались правила викторины для проведения её в школьных условиях.
Школьная викторина «Что? Где? Когда?».
Викторина проводится для параллели классов. Здесь главным стимулом является соревнование, победа класса, набравшего большее количество очков или баллов. В нашей школе обычно в параллели три класса, поэтому оптимальное количество вопросов, отобранных в игру 12 -15, по 4 или 5 вопросов от каждого класса. Розыгрыш 12 – 15 вопросов или 4 – 5 раундов занимают урок или чуть больше. Так как викторина – это внеурочное мероприятие, то время, превышающее академический час не имеет значения,
но и превышение этого срока ведёт к усталости и потере интереса. Проводила я викторину приблизительно раз в месяц. Иногда чаще, если требовалось отработать какую-то более трудную тему.
Правила проведения викторины.
1.Ученики сами составляют вопросы по материалам школьной программы или по заданной учителем теме. Количество их не ограничено, но в игру попадут самые лучшие. Вопросы учащиеся готовят дома. Вопросы составляются только по программному материалу, иногда только по одной теме, если есть необходимость, чтобы они добровольно и с интересом полистали учебник с какой-то трудной темой. Конечно, очень даже хорошо, если бы они обратились к дополнительной литературе и нашли какой-то интересный вопрос. В этом случае я рекомендую какую-то литературу по данной теме, но… Сами знаете сколько наши дети читают, а тут ещё и Интернет под рукой, могут выкопать такой вопрос, на который и я не отвечу. Мне могут возразить, что это же хорошо. Но, во-первых, наша цель всё-таки в том, чтобы ученики усвоили программный материал. Во-вторых, развивающее обучение в том и заключается, что ученик должен обдумать известное, изученное и найти что-то интересно, составить вопрос так, чтобы в нём был намёк на ответ, но в то же время этот намёк завуалирован, то есть найти интересное в уже известном. И, наконец, в-третьих, это игра, поэтому все участники должны иметь равные возможности
2. Вопрос должен быть правильно оформлен, подписан автором и иметь ответ. Во время игры я обязательно называю фамилию автора: «Против команды знатоков 9-а класса играет Иванов Сергей». Кому же это не понравиться, тем более, что в игу обычно сдают от класса намного больше десятка вопросов, иногда и до сотни, а в игру я отбираю, как уже указывалось 4 или 5 вопросов. Естественно, что до игры никто не знает о том, какие вопросы я выбрала. Когда редактировалась моя статья в журнале «География в школе» рецензент мне задала такой вопрос: «Как же так получается, что дети не рассказывают друг другу вопросы? Ведь это дети». Может кто-то кому-то что-то и рассказывает, но не известно попадёт ли его вопрос в игру, а, если и попадёт, то достанется ли тому классу, в команде которого будет узнавший, да и будет ли он в команде в тот момент, когда выпадет данный вопрос, так как команды постоянно меняются.
3. Так как ига проводится в 4 или 5 раундов, то на каждый раунд команда знатоков из шести человек выходит по согласию и желанию: кто-то с кем-то хочет играть, кто-то с кем-то не хочет, большинство хочет попробовать свои силы, поэтому на 1 раунд вышли одни, на второй – другие, на 3 – третьи, что позволяет поиграть всем, всем попробовать свои силы.
4. Вопросы могут быть в любом виде: сказка, стихотворение, песня, загадка, ребус и т.д.
Это вопросы, сданные на одну игру. Сколько выдумки, фантазии, а главное любви и желания вложено только в их оформление!
5. За правильный ответ команда знатоков получает два балла. Если на вопрос не смогли знатоки ответить, то команда автора вопроса получает один балл, потому что вопрос всё-таки готовится дома, а знатоки – дети, они волнуются, не всегда могут сосредоточиться за минуту. Удлинять же время подготовки не имеет смысла, так как в зале тоже дети, две минуты гробового молчания тоже утомительны.
6. Во время смены команд, после ответа знатоков можно разговаривать, хлопать, меняются команды, но, как только включили рулетку, в зале должна быть мёртвая тишина. По нашим правилам за нарушение дисциплины в это время жюри может снять с команды, где присутствует нарушитель от одного до пяти баллов. А их ещё надо заработать. Не заработали, долг переходит на следующую игру. Надо сказать, что за сорок лет была пара случаев, когда снимали с команды по баллу, но чтобы больше – никогда. Достаточно, что это правило существует. Больше сотни человек выполняют его с удовольствием даже, когда игру ведёт кто-то из старшеклассников вместо меня.
7. Неполный ответ или не совсем точный по решению жюри оценивается или в 1 балл, или 1 балл отдаётся команде автора вопроса, а 1 балл – команде
знатоков.
8. Если вопрос уже вышел из игры или команде знатоков достался их собственный вопрос, то берётся следующий вопрос, лежащий по ходу часовой стрелки.
Как видите, на конверте стоит номер вопроса и индекс класса. Каждый третий конверт имеет повторяющийся индекс класса, и я сразу вижу: у рулетки команда знатоков 8-б класса, им выпал вопрос №2, значит, его задал кто-то из «бэшников». По правилам игры они будут отвечать на вопрос №3. Если он уже вышел из игры, то знатоки отвечают на следующий по ходу часовой стрелки, то есть вопрос №4.
9. Вопрос, признанный жюри самым интересным, оценивается в 3 балла.
Проведение викторины «Что? Где? Когда?»
Вопросы сдают мне ребята в течении всего месяца. Перед игрой я их читаю и отбираю 4 или 5 самых интересных вопроса от каждого класса, раскладываю их по конвертам в соответствии с индексом класса.
Викторина проводится, как я уже говорила, приблизительно раз в месяц за исключением тех случаев, когда надо отработать трудный материал. Тогда викторину нужно провести следом за окончанием его изучения.
Я её провожу в актовом зале, где каждый класс имеет строго определённое место. Знатоки располагаются на сцене. Здесь же находится жюри, которое в основном состоит из старшеклассников – бывших знатоков. При мне в 11 классах география не изучалась, а ребята часто просят: «Можно мы поприсутствуем?» Иногда приходят классные руководители играющих классов, иногда даже родители. Задача жюри простая: один заполняет протокол, в который вносится количество выигранных баллов по классам. Другой следит за временем, отпущенным на размышления учеников. Третий, обычно в жюри трое, сортирует вопросы, на которые уже ответили знатоки. Ему необходимо ещё раз прочитать и отобрать наиболее интересные. Затем из отобранных вопросов члены жюри уже втроём выбирают самый интересный вопрос. Самый интересный вопрос этой игры приносит команде ещё 3 балла. Сначала жюри объявляют счёт этой игры. Затем общий счёт, ведь игра проводится весь год. Иначе не имеет смысла и затеваться. Именно дух соревнования, желание взять реванш заставляют ребят работать над вопросами, учить, думать и анализировать.
Я объявляю начало игры, желаю победы и приглашаю знатоков класса «А». Дальше всё по правилам, изложенным выше.
Изменились ли дети по сравнению с прошлым веком? Изменились и довольно значительно, но анализировать как и почему я не собираюсь, кроме одного вопроса, касающегося именно технологии. Меня всегда поражала детская интуиция. Взрослые не могут разобраться что к чему, а ребёнок чувствует. Естественно, не всегда он может даже сформулировать, тем более объяснить свои ощущения, но поступки вытекают именно из этой интуиции. Когда я только начинала эту игру с ребятами прошлого века, не о каких оценках речь не шла. Детки были рады самой игре и победам. «Ты -молодец!» Этого было более чем достаточно. Стоило только вступить стране на путь рыночных отношений, как похвала превратилась в выклянчивание оценки.
- Ты – молодец!
- А пятёрку поставите?
В результате и до меня дошло, что интеллектуальный труд должен «оплачиваться». И даже выше обычных «расценок». В результате в моём арсенале оценок появилась «6». Пять баллов ставится в журнал, в дневник, естественно, я ставлю шестёрку. А один заработанный балл остаётся в запасе. Его моно будет добавить потом к любой оценке, если вдруг полученная на уроке оценка ученика не устраивает. Но, добавить можно только один раз и только к текущей оценке, ни в коем случае ни к четвертной или годовой. За что ставится 6 баллов? В игре шестёрку получает автор самого интересного вопроса. Остальные авторы вопросов, поступивших в игру, получают пятёрки. Но о шестёрках разговор особый. Лучшие вопросы я накапливаю и потом использую на уроках.
Мозговой штурм или «шестёрочные» вопросы.
Об этом педагогическом приёме, который называют одни мозговым штурмом, другие – коммутативной атакой, написано много, как этот приём дисциплинирует класс, включая всех в работу, активизирует мозговую деятельность учеников, повышает интерес к уроку. Для этого я и использую «шестёрочные» вопросы. Естественно, что далеко не ко всем темам у меня есть хорошие вопросы, составленные учениками, но есть. Многие вопросы я составляю сама. Вопросы должны быть очень сложными, простеньким вопросам грош цена, а не шестёрка. Эта отметка должна быть редкой, престижной, иначе она обесценится, как обесценились школьные медали. Раньше медалист был верхом совершенства знаний, потому что медаль вручалась даже не каждый год. О медалистах знал весь город, их помнили по именам. Когда же по полкласса стали получать медали, то даже в ВУЗах на медалистов стали смотреть скептически.
Приведу пару примеров. Этот вопрос лет 30 назад задал Смольянинов Славик, ныне полковник, собирающийся на пенсию. «Почему невозможно пришвартоваться к берегам Антарктики?» Лес рук: низкие температуры, толщина ледникового покрова, стоковые ветры, айсберги – всё идёт вход. Нет, нет и нет. Листают учебник. Опять – нет. Наконец, кто-нибудь додумывается: «Вопрос неправильный, ведь Лазарев и Беллинсгаузен пришвартовались». «Да и сейчас, - отвечаю, - дизель-электроход «Обь» благополучно поддерживает связь полярников с Родиной. И тем ни менее вопрос правильный». Я не подчеркнула одно важное правило: «шестёрочный» вопрос читается 1 раз, кто проспал, тот без шестёрки. Естественно, что не каждый обратит внимание на схожесть слов Антарктика и Антарктида, но достигнуто главное: повторили весь материал с интересом и азартом. За 30 с лишним лет существования этого вопроса я могу по пальцам перечислить тех учеников, которые сразу смогли на него ответить.
Шестёрка не получилась, но остался интерес и возможность заработать 5, если к следующему уроку кто-то найдёт ответ. При этом ответ уже сообщают только мне на ухо, так как таких может быть несколько человек. Если ученик правильно ответил, его воля сообщить ответ всем, из других классов будут спрашивать, чем ни герой дня?
А этот вопрос я задала, когда у нас прочищали реку Усмань. Перед объяснением новой темы «Озёра» в 6 классе я предупредила: «Слушайте внимательно, я 5 раз назову вам одно новое понятие, а потом задам вопрос на шестёрку. По одной из легенд наша речка носит имя дочери татарского хана, которая ехала о мосту через речку, мост обвалился, дочь утонула вместе с каретой из чистого золота, а папаша решил её не доставать, пусть река и будет её могилой и носит её имя. Легенда не выдерживает никакой критики, но тем ни менее является самой известной и стойкой. Ребята всё её знают, так как по городу ходит слух, что американское правительство предложило про-
чистить речку бесплатно, но то, что они найдут на дне реки, достанется им.
Вот этот вопрос я и задала деткам: «Как вы думаете, могло быть такое предложение от США? Если не могло, то почему?» Конечно, что сразу связать с темой они не смогли, но вопрос ребят очень заинтересовал вплоть до того, что подключили родителей, которые стали звонить мне, а один папаша даже возмутился, не получив ответа: «Чёрт знает, чем забиваете детям головы!» В результате я стала подсказывать: «Ищите ответ в учебнике на странице 97». Потом уточнила: «Разгадка кроется в рисунке на этой странице». В конечном итоге две девочки Золотарёва Оля и Малеева Ника докопались до истины: река меандрирует, меняет своё русло, так что если даже дочь хана по имени Усман и покоится на дне вместе с золотой каретой, то это «дно» расположено в другом месте.
Если викторина – это игра, которая проводится во внеурочное время, то что такое это самые «шестёрочные» вопросы? Да тоже самое – игра. Испокон века и до наших дней разгадывание кроссвордов, шарад, загадок является любимой игрой народа. Именно игра делает урок интересным, а атмосферу в классе – лёгкой и непринуждённой, снимает у детей страх и напряжение. И при этом повторяется, закрепляется, обдумывается и анализируется учебный материал. Это и есть воплощение того самого девиза «Учиться с интересом, учиться без напряжения», который уже сколько десятилетий выдвигается, но никак не может реализоваться.
И ещё один пример, может быть, не совсем красивый для действующих лиц,
но важный для технологии. Как-то я присутствовала на праздничном застолье в честь дня рождения одной знакомой. Где-то в средине банкета появляются новые гости, один из которых – мой бывший ученик. Увидев меня, он с удовольствием ударяется в воспоминания о моих уроках и пяти шестёрках, которые он получил и даже вспомнил за какие вопросы и в каком классе. В результате чего и поднял тост за любимую учительницу. Надеюсь, что именинница этого не слышала, а гостям было уже всё равно за кого пить.
Что в этом важного? Взрослый, состоявшийся и вполне успешный человек с удовольствием вспоминает школу. Последние годы о школе я слышу и читаю только негативное. Это раз. Я обычно вела классы с 5 по 10, это шесть лет учёбы и только 5 шестёрок. Я ещё раз подчёркиваю: не обесценьте «шестёрку». Она должна быть наградой и о ней обычно помнит весь класс. Я иногда, добавляя балл, спрашиваю: «А за какой вопрос ты получил 6?» Отвечает весь класс, значит, и они помнят, а главное – знают.
«Лирическое» отступление.
Как научить ребят придумывать интересные вопросы? Поскольку у меня уже был в жизни казус с моим опытом работы, придётся остановиться на этом вопросе подробнее. Когда в 1986 году была напечатана моя статья в журнале «География в школе» №2, я получила много писем от учителей с одной-единственной просьбой – пришлите ещё такие же интересные вопросы. Я так и села. С одной стороны я делилась опытом, как организовать проведение игры, чтобы одни и те же ученики были и зрителями и знатоками, тогда всем будет интересно. Чтобы не путаться в вопросах. Чтобы были чёткие критерии оценивания вопросов и правил игры. Пока дело дошло до той методики проведения игры, которую я предлагаю, я пробовала проводить в одном классе, деля его пополам, один класс был знатоками, другой зрителями, путалась с вопросами, начала, как и в телеигре, с любых вопросов, приставала ко всем учителям: правильно ли составлен вопрос по математике или физике, в общем, тыкалась во все стороны. А игр в то время было крайне мало, то бишь она на всесоюзном экране была одна. Поэтому я сделала упор на технологию проведения игры. Но, главной мыслью статьи было: учащиеся сами готовят вопросы – они же знатоки! И добровольно повторяя пройденный материал, так как учебник помогает что-то вспомнить, сопоставить и т. д. Более того, через два года в этом же журнале была напечатана статья учительницы из г. Плунге Литовской ССР Н.Р.Головиной, в которой она поминает меня: «И вот статья Якимовой Л.К. из г.Усмани «Географическая викторина «Что? Где? Когда?» оказала добрую услугу». А далее – интересный материал, явно подобранный учителем. По описанию – географический вечер – обычное разовое мероприятие. При чём здесь мой опыт – не понятно.
Впрочем, по моим наблюдениям, все современные общепризнанные методики развивающего обучения как раз этим и грешат. Созданы комплексы учебников с интересными развивающими мышление заданиями, но, задания кончились в учебнике и «пришлите нам ещё…»Дело не только в учителях, не каждый может думать на том же уровне, что и авторы методик. Дело именно в том, чтобы уметь мыслить свободно, широко в пределах изучаемого материала, а один ум не даёт таких перспектив. Когда же к этому процессу подключаются и дети, то широта вариативности возрастает многократно. Но, одноразовое задание для ученика – это «кочанный» вопрос. Нужна игра, стимул, тогда и будет интерес со всеми вытекающими.
Более того, и с самим журналом у меня получились непонятки. Дело было так: в ту пору с нас
требовали изучение на уроках материалов съездов КПСС. Да ещё как требо-
вали! Чтобы рядом с темой урока в журнале непременно было записано, как
использовали. Надо сказать, что меня это очень напрягало. Но география всё-таки не литература. Приловчилась составлять проблемные задания и с дуру решила поделиться своим опытом через журнал. Статью, вроде, приняли, но начали гонять туда сюда, то это не так, то другое, потом, что это так и другое тоже и так в течение 4 лет, а тут подкатил очередной съезд. Когда я вновь получила статью с очередным «не так», я её с удовольствием засунула в печку. И вдруг главный редактор журнала Н.А. Максимов присылает письмо: «Верните статью, мы её будем печатать». А поскольку мой опыт проведения викторины был обобщён в школе, то я взяла второй экземпляр и отослала Максимову со словами: «Ту статью я сожгла, так как материал устарел за 5 лет доработок. Посылаю Вам другой материал, но перерабатывать я его не буду. Если подойдет, печатайте, если нет, можете выбросить в урну, даже не сообщая мне об этом». Мне больше статью не показали, да и была она в одном экземпляре, зато редакторша статьи засыпала меня вопросами. Среди которых был и такой: «А в каком помещении вы проводите игру?» Вопрос, конечно, интересный. Видимо заподозрила, что я вру, так как узнала, что в нашей школе в ту пору не было ни актового, ни спортивного зала, а проводила я викторину в столовой между сменами. Помещение небольшое, детки стояли около стен, каждый класс – у своей стенки. За стол садились только знатоки и жюри ютилось рядышком. А классы были по 45 человек, так что после окончания игры от духоты я плохо ориентировалась во времени и пространстве. Среди вопросов было и требование: «Ваш пример составления логической цепочки не совсем удачен. Приведите другой». Я отослала ещё несколько примеров. Модам выбрала вот этот, который придумал Елисеев Серёжа, ныне журналист, что и в вопросах его уже просматривалось: «Наша экспедиция высадилась на берегу неизвестного нам материка. Прямо от берега начиналась пустыня. Когда мы шли по пустыне, то встретили странное растение. У него был короткий ствол приблизительно 40-50 сантиметров и длинные, до 3 метров, толстые, наполненные влагой листья. Уважаемые знатоки, внимание, мой вопрос: каков политический статус государства, в пустыню которого мы попали?» Кстати о логической цепочке. Я уже писала, что в вопросе должна быть и какая-то подсказка, чтобы было, за что зацепиться в размышлениях, тогда и получится необычное в обычном. Пустынь, которые начинаются от берега океана у нас на Земле две: Тар и Намибия. Странное растение – это вельвичия, которая растёт в Намибии. Вопрос был задан в прошлом веке, когда Намибия была колонией. Когда же я получила журнал, я опять так и села, хорошо, что не упала. Вопрос мадам переделала по-своему: «Какова природная зона, по которой шла экспедиция?» Три раза в вопросе повторяется название зоны! Вот вам и логическая цепочка. Короче, первый мой опыт представления викторины оказался неудачным. Никто ничего не понял. Второй опыт представления уже всей технологии тоже не совсем удачен. Я так думаю, что на конференции тоже никто ничего не понял. Третий – вообще ноль. То, что
я напечатала, правда без «лирического отступления», я посылала в любимый журнал «География в школе». Но теперь всё ещё проще: «Рукописи авторам не возвращаются и журнал в переписку не вступает». Так что сидите дома. Надеюсь, что в Интернете прочитает этот материал кто-нибудь из моих учеников и выскажет своё мнение. До и не худо было бы , чтобы нынешние ученики высказались, хотели бы они учиться по данной технологии. А пока идём дальше.
Как их научить?
Конечно, я объясняла, приводила примеры, но беда была в том, что наши школы работают в две смены, и найти свободный класс, чтобы позаниматься со знатоками, было не реально. Игра шла. Какие вопросы составляли ребята, такие и поступали в игру. В любом классе есть стоумовые детки, но нельзя же только их вопросы использовать, а других надо научить. Где? И я стала отрывать кусочки от урока, вместо закрепления материала стала предлагать придумать вопрос к изученному материалу. Учить анализировать заданный вопрос.
Например, изучаем Кавказ. Прошу придумать вопрос. Выбираю прос-
тейший: «Назовите высочайшую точку гор».
- Кто не знает не просто самую высокую вершину Кавказа, а высочайшую точку своей Родины, поднимите руку. Все знаете. Зачем же его задавать? А уж если подобный вопрос вы сдаёте на игру, то это пахнет прямым предательством. Значит, вы два балла дарите своим соперникам. Давайте подумаем, что мы знаем об Эльбрусе, о Кавказе.
- Кавказ – это молодые горы.
- Эльбрус двуглавый, покрыт вечными снегами.
- Это потухший вулкан.
- Уже исходя из этого, как можно более интересный вопрос составить?
- Назовите двуглавый потухший вулкан.
- Уже лучше. Ещё варианты. Попробуйте сравнить с другими географическими объектами, например, с Русской равниной.
- Кто старше, Кавказ или Восточно-Европейская равнина?
- Как-нибудь завуалируйте вопрос, а то он довольно простой.
- Поспорили как-то Кавказ и Русская равнина, кто из них старше. Кавказ утверждает, что он, так как он седой, а равнина вся в цветах. Рассудите их спор.
- А не помните ли вы, что такое абсолютная высота?
- Высота от уровня моря.
- Точнее, от уровня Мирового океана. Не кроется ли здесь интересный вопрос? Посмотрите внимательно на географическое положение гор.
- У Эльбруса будет разная высота со стороны Чёрного моря и Прикаспийской низменности.
- Умница. А вот я вам такой вопрос задам: «Михаил Юрьевич Лермонтов так сказал о Кавказских горах:
Вдали я видел сквозь туман
В снегах, горящих, как алмаз,
Седой незыблемый Кавказ.
Найдите географическую ошибку в его стихотворных строках.
- Незыблемый. Это же сейсмическая зона.
- Молодцы. Смотрите, сколько информации можно найти к самому простейшему вопросу, стоит только подумать.
Я учила детей, а они учили меня. Нет предела детской фантазии, а, если их заинтересовать и направить эту фантазию, то результат будет очень и очень продуктивный. Короче, следующий лозунг нашей педагогики: «Ученик – это не объект обучения, а субъект единого творческого познавательного процесса». Сейчас невозможно педагогическим языком вбить в голову ребёнка определённую сумму знаний, только интерес может способствовать процессу обучения. А самое главное – это личное участие в процессе обучения.
Ещё немного о личном участии.
В прошлом веке вопросы в конце параграфа задавались по одному стандарту: «Почему зимние температуры в СССР изменяются с запада на восток? Почему южные температуры меняются с севера на юг?» Как-то один ребёночек читает эти вопросы и возмущается: «Почему, почему? По кочану».
В новых учебниках «кочанные» вопросы встречаются редко, но толку чуть. Учебник читают редкие особи, а уж вопросы в конце параграфа игнорируют практически все. «Вы должны прочитать параграф и ответить на вопросы в конце. Если на какой-то вопрос вы не смогли ответить, значит, материал не усвоен, читайте снова». Глас вопиющего в пустыне. Одно дело игра раз в месяц, совсем другое дело урок. Вопросы нужны, полные ответы на них тоже нужны. Кстати, опрос – одна из самых нудных частей урока для учеников. Вызывают одного, остальные начинают заниматься своими делами. Хорошо, если читают учебник дальше, следующую часть параграфа, чтобы поднять руку, пересказать прочитанное и тут же забыть навсегда. А что если для опроса использовать вопросы самих учеников? Раньше я выбирала вопросы для игры, остальные выбрасывала. И я стала оставлять вопросы, сортируя их по темам на две группы: ошибочные вопросы и простейшие. Ошибочные вопросы содержат какую-то ошибку или в самом вопросе, или в ответе. Простейшие вопросы – это типа вопроса об Эльбрусе. При этом, как правило, простенькие вопросы задают слабые ученики, но ведь им тоже интересно. Была у меня одна девочка, которая в течение месяца одна сдавала до сотни вопросов. Все вопросы художественно оформлены. Каждый день она меня находила и сдавала парочку-троечку вопросов, но… Я, конечно пыталась её научить, но… Вот как мне поступить в таком случае? Человек старается изо всех сил. Ждёт, когда же прозвучит её вопрос. Но, если он прозвучит, соперники получат два балла. А класс тоже старается, волнуется. А кроме того, коль научила логически мыслить и делать выводы, коль приучила быть субъектами, а не объектами, то за свои дела и отвечать мне. «Подыгрываете, Лидия Константиновна? Предаёте?» А это выход. Выкладываю на стол простейшие вопросы, вызываю ученика: «Выбирай 3 вопроса. Отвечаешь на все три – пятёрка, на два – четвёрка, на один – тройка, нет ответа – не обессудь».
Естественно, что ответы из этих вопросов я убирала. Ошибочные вопросы, выбирают один и ищут ошибку, не нашёл, класс помогает. И классу интересно: чьи вопросы и что в них? И отвечающему – новая форма опроса, а уж ответить, дело чести, такие же одноклассники задали, значит, знают, а я что хуже!
Таким образом, в дело идут все вопросы, то есть труд не пропадает даром. И вытекают из этого несколько педагогических приёмов:
- мозговой штурм или коммуникативная атака. Приём, необходимый сразу же после звонка мобилизовать класс на активную работу;
- усиление внимания класса на объяснение нового материала, после чего будет задан «шестёрочный» вопрос;
- опрос по ошибочным вопросам;
- опрос по простейшим вопросам;
- работа по составлению вопроса;
- проверочная работа по составлению вопросов на уроке после объяснения материала. После того, как ученики войдут во вкус, можно давать такие пятиминутки, чтобы во время объяснения ученик уже готовился предъявить свои знания;
- домашняя работа над вопросами.
Все эти приёмы можно использовать и без проведения викторины. Они легко вписываются в любую методику, в любую привычную вам форму проведения урока. Конечно, игра – это соревнование, соревнование – это азарт, повышенный интерес, но… Существенным недостатком технологии является то, что во всём надо соблюдать меру. Я уже многократно говорила об оценке «6». Стоит чуть переборщить и она перестанет работать, потеряет свою притягательность. Так и со всей технологией, если её возьмут на вооружение все педагоги школы, бедным деткам от этой викторины придётся сбегать в другую школу. Поэтому лучше всего её применять при
углубленном изучении предмета. Хотя, конечно, разберутся полностью в техноологии только думающие педагоги.
Кроме того, я широко использовала викторину во внеклассной и внешкольной работе. Проведение классных часов по любой тематике станет более интересным, если включить викторину. Я проводила и классные «Огоньки», школьные вечера и даже однажды городской вечер старшеклассников с использованием викторина, включая туда музыкальные паузы, которые можно использовать как конкурс номеров художественной самодеятельности, КВНовских заданий или просто для танцев.
Методика проведения обобщающих уроков
«Семь раз подумай, один раз ответь».
В основе этой методики проведения обобщающих уроков тоже лежит идея телевизионной игры «Семь бед, один ответ». В основном от телеигры осталась только цифра 7. Семь вопросов в 1 и 2 турах. Семь признаков в 3
туре и семь секунд на обдумывание ответов, особенно в 3 туре.
Итак, уже ясно, что игра проводится в 3 тура.
В 1 туре играет весь класс. Семь вопросов задаются всем учащимся, ответить можно только один раз, так как надо дать возможность высказать своё мнение как можно большему числу учеников. Если первый отвечающий ошибся у остальных времени на раздумья и анализ становиться больше, поэтому и указание – семь раз подумай, один раз ответь, второй раз может и не представится.
Во 2 тур попадает 7 победителей. Иногда меньше, так как бывает, что с каким-то вопросом не справился никто, но время урока ограничено, без конца искать ответ на этот коварный вопрос времени нет. Каждому из семи победителей первого тура предстоит ответить на один из семи вопросов 2 тура. Если победитель в течение 7 секунд не отвечает на вопрос, то он предлагается всему классу. Победители или победитель 2 тура выходит в 3 тур.
В 3 туре нужно с интервалом в 7 секунд назвать семь каких-то географических признаков.
Предлагаю вашему вниманию подобный урок в седьмом классе по теме «Северная Америка».
Урок обобщающего повторения по теме «Северная Америка».
1тур.
1. Вставьте вместо точек название географического объекта.
У них фамилия одна. Один наш город основал.
Другой в Америке открыл именем своим назвал…
Ответ: это вулкан Вельяминова. Основатель г.Усмани воевода Вельяминов.
2. Внимание. В этом вопросе два задания, на которые надо найти ответ.
Колумб Российский здесь бывал.
Он поселенья основал.
Здесь ливни, как на Амазонке,
Порой меж туч просвета нет.
Какой же ветер их приносит?
Что образует много лет?
Ответ: одно из самых влажных мест в Северной Америке – побережье залива Аляска, куда западный ветер с Тихого океана приносит много осадков. Так как это северо-запад материка, то в результате холодного климата и обилия
осадков на склонах гор образуются мощные снеговые покрытия.
3. Показать на карте регион, о котором идёт речь в вопросе.
Округлы сглаженные скалы,
И валунов нагроможденья,
Марен песчаные отвалы,
А по озёрам – рябь скольженья. Ответ: округлые скалы, валуны, маренные гряды, озёрные котловины – всё это следы деятельности древнего оледенения, которое охватывало северную часть материка.
4. Угадайте о чём идёт речь и назовите географические объекты, между которыми находится данный объект.
Разрезав горы пополам, каньон образовала там.
Великому принадлежит. А между чем и чем лежит?
Ответ: самый глубокий каньон образует река Колорадо, впадающая в Тихий или Великий океан. Она протекает между Мексиканским нагорьем и плоскогорьем Большой Бассейн.
5. Назовите ни менее двух природных ресурсов, которыми богат данный географический объект.
Она растёт день ото дня, смывая с гор песок и глину.
А чем же славится она и ей намытая равнина?
Ответ: речь идёт о реке Миссисипи, которая постоянно удлиняет своё русло, вынося в Мексиканский залив массу взвешенного материала. Протекает она по Мексиканской и Миссисипской низменностям. Сама река –это водная дорога, источник орошения, рыбных богатств. На её берегах искали приключения Том Сойер и Гек Фин. Мексиканская низменность богата нефтью, агроклиматическими ресурсами. Главное в ответе – это разделить ресурсы реки и равнины.
6. Мустангов дикие стада
Паслись давно когда-то здесь.
Растёт бизонова трава,
Койотов тьма, лисиц не счесть.
Конечно, вы угадали, о какой природной зоне идёт речь. Теперь назовите главную причину образования этой природной зоны.
Ответ: это степь. Главной причиной образования степей является уменьшение количества влаги, которой не хватает уже для древесной растительности, в сочетании с тёплым климатом.
7. Вы, конечно, легко узнаете по описанию природную зону. Но вам надо ответить на вопрос: какова почва в соседней природной зоне, располагающейся южнее угаданной.
Под чёрной елью скунс живёт,
Меж пихт вапити там мелькает,
Канадская на ели рысь
Свою добычу поджидает.
Ответ: канадская рысь, чёрная ель, бальзамическая пихта – типичные представители тайги. Южнее тайги располагаются смешанные и широколист-
венные леса, в которых почвы серые и бурые лесные.
В ответах я и показываю ту самую логическую цепочку, по которой и составлять надо вопросы, и их отгадывать. Естественно, что игру надо проводить в форме презентации, чтобы текст вопроса был перед глазами учащихся. Одно дело, когда вопрос для мозгового штурма я задаю только 1 вопрос, поэтому и предупреждаю, что прочитаю его один раз, так как одна из целей данного методического приёма – максимально сконцентрировать внимание класса. Когда же вопросов много, они обязательно должны быть перед глазами, чтобы не вызывать лишнюю утомляемость у ребёнка. Ну, и, конечно, должны быть красиво оформлены, в сложных вопросах рисунки тоже должны нести какую-то информацию. Вопросы развивают внимание , мышление и воображение, хотя пользование учебником (весь не прочитает, а, если знает где искать ответ, его труд) и атласами разрешается. Из опыта работы знаю, что часто ошибки в ответах на ЕГЭ идут не от незнания материала, а от того, что не проанализирован вопрос. Да и вообще подготовку к ЕГЭ надо начинать как можно раньше, поэтому второй тур составлен из вопросов на нахождении правильного ответа, на определение объекта по описанию, на выявление соответствия.
2 тур.
1. Определите природную зону и найдите признак, не характерный для этой зоны.
А). Её называют прерией;
Б). Растут злаки бородач и типчак;
В). Распахана;
Г). Чернозёмные почвы;
Д). Обилие тепла и влаги позволяет развиваться земледелию;
Ж). Выращивают пшеницу, кукурузу, на юге – хлопчатник;
З). Рельеф равнинный.
Ответ: в степи нет обилия влаги. Д.
2. Определите географический объект по описанию:
А). Он первый в мире;
Б). Основан в 19 веке;
В). Находится в Скалистых горах;
Г). Неподалёку берёт начало Миссури;
Д). Посещает масса туристов;
Ж). Его красоты связаны с сейсмизмом и вулканизмом;
З). Располагается на западе США.
Ответ: Йеллоустонский национальный парк.
3. Распределите географические объекты на группы по соответствию, показав их на карте: Мак-Кинли, Макензи, Арканзас, Орисаба, Атабаска, Рио-Гранде, Виннипег.
Ответ: горы: Мак-Кинли и Орисабо; озёра: Атабаска и Виннипег; реки: Макензи, Арканзас и Рио-Гранде.
4. Найдите 2 ошибки в описании природной зоны:
А). Находится в северной части материка;
Б). Много болот;
В). Растут мхи, лишайники, карликовые деревья;
Г). Средние температуры лета +5 градусов;
Д). Почвы бурые и каштановые;
Ж). Водятся овцебыки, олени карибу, песцы, куропатки;
З). Местное население индейцы занимаются рыболовством и охотой на морского зверя.
Ответ: Д – в тундре и лесотундре почвы тундрово-глеевые, тундрово-болотные. З – местное население – эскимосы.
5. Определите географический объект по описанию:
А). Часть древней платформы;
Б). Состоит из множества частей;
В). Климат суровый;
Г). Растительность скудная;
Д). Находится Северный Магнитный полюс;
Ж). Средние высоты от 200 до 2000 метров;
З). Омывается Северным Ледовитым океаном.
Ответ: Канадский Арктический архипелаг.
6. Разместите географические объекты в порядке возрастания их абсолютных высот:
А). Великие равнины;
Б). Мексиканская низменность;
В). Скалистые горы;
Г). Центральные равнины;
Д). Плато Колорадо;
Ж). Калифорнийский залив;
З). Гора Мак-Кинли.
Ответ: ЖБГАДВЗ.
7. Найдите 3 ошибки в описании органического мира Северной Америки:
А). Самое знаменитое дерево Канадской тайги – секвойя;
Б). В пампе растёт бородач, бизонова трава, типчак;
В). Мексиканское нагорье – родина кактусов;
Г). В широколиственных лесах растут дубы, буки, клёны, магнолии;
Д). В национальных парках сохранился лесной бизон;
Ж). Лоси, олени карибу и олени вапити кормятся на лишайниковых пастбищах;
З). Чёрный медведь, скунс, куница, канадская рысь обитают в американской тайге.
Ответ: А – секвойя растёт в субтропических горных лесах на побережье Тихого океана, а в Канаде нет субтропического пояса. Б – степь в Северной Америке называется прериями. Пампа находится в Южной Америке. Ж – олени вапити и лоси – жители лесной зоны, а лишайниковые пастбища находятся в тундре.
Учителя географии, наверное, обратили внимание, что вопросы 1 тура
сложнее вопросов 2тура. Так и должно быть, так как в 1 туре участвует весь класс. Можно назвать это коллективным анализом, коллективном поиском истины. Задача педагога охватить этим поиском весь класс, чтобы в обсуждении приняло как можно больше учеников. Обычно 1 тур у меня занимает почти две трети урока. Во втором туре отвечает один, естественно, человек волнуется. Дав минуту на размышления, ещё и я стою рядом с счётом до семи, что явно не способствует спокойствию отвечающего. А в это время класс спокойно ищет ответ и «5» часто достаётся не победителю 1 тура. Победитель 2 тура зарабатывает «6» и выходит в З тур.
3 тур.
Это задание победитель 2 тура должен выполнить быстро. Интервал между ответами составляет 7 секунд. Я, конечно, счётом не действую отвечающему на нервы, но перед всем классом загибаю пальцы, ведя счёт. В задании требуется назвать 7 каких-то признаков изучаемого географического объекта. Например, назовите 7 главных признаков материка Северная Америка. Ответ: это третий по площади материк Земли. Расположен полностью в Северном полушарии. Не пересекается экватором. Зато пересекается северным полярным кругом и северным тропиком. Омывается тремя океанами. Соединён Панамским перешейком с Южной Америкой. В основании материка лежит древняя северо-Американская платформа. Запад занимает мощный горный массив Кордильер. Восток материка в основном представлен равнинным рельефом и т. д. Задание можно усложнить: назовите черты сходства или наоборот – различия материков Северной и Южной Америк. Наибольшее затруднение вызывают у ребят 7 признаков какого-то более мелкого объекта или географического явления. Например, характерные признаки гор Кордильер или Аппалачей, какого-то типа климата или природной зоны при чём, характерные растения или животные – это один признак вторым можно засчитать только, если ученик выделит из органического мира эндемик или реликт.
Победителю 3 тура я обещаю златые горы. Особенно, если урок обобщающего повторения проводится в конце года и по всему изученному материалу, вплоть до автомата на экзамене. Когда выбор предметов для экзамена был по желанию ученика, то у меня географию выбирали практически все. Ну а насчёт автомата на экзамене, практически всегда я получала втык, что не положено. И вообще, проработав в школе более 40 лет, честно признаюсь, я не знаю, как правильно оценивать ответ ученика.
Как оценивать знания ученика?
Заслуживает автомата (не Калашникова) ответ ученика, который ответил на все вопросы урока обобщающего повторения? Заслуживает. А, если у него в году выходила тройка, но человек сел, всё повторил и ответил на «5»? Да разорвут на мелкие клочья чиновники, если после годовой тройки будет выставлена итоговая пятёрка. А, если ещё и в 10 классе, то конец света. Кстати, почти все авторы, работающие над проблемой развивающего обучения, утверждают, что эффект такого обучения проявляется не сразу.
Всегда была не согласна с выведением итоговой оценки как средне арифметического. Особенно, когда есть текущая «2». «При двойке четвертная пятёрка не может быть ни в коем случае». А почему? Двойка – это оценка за один вопрос. При обучении по данной технологии, учащиеся постоянно возвращаются к изученному в поисках интересного и необычного. Да и вообще, где грань между «5» и «4», между «2» и «3»? Наконец, ребёнок мог плохо чувствовать себя, но не сказать об этом учителю, или же, наоборот – через чур хорошо себя чувствовать, когда до урока просто нет дела, а все мысли в розовых облаках. Но в любом случае технология даёт большую накопляемость оценок, позволяет на каждом уроке прослушать и спросить
около половины учеников класса, по сдаче вопросов контролировать повторение, так как тот, кто эти вопросы не готовит, тот и не повторяет. А если не принесёшь к следующему уроку, то… Карательные меры изобретайте сами.
Вывод.
Итак, технология проблемно- эвристического адаптивно-развивающего обучения. Из всего, сказанного выше, ясно, что вопросы, с которыми ведётся работа на том или ином уровне, являются или проблемой или эвристической загадкой в зависимости от сложности и места применения: коммуникативная атака, опрос, игра, составление вопроса.
Ещё раз возвращаюсь к афоризму Канта: Умение правильно задать вопрос – есть уже важный и необходимый признак ума и проницательности». А речь у нас не о простом вопросе, а о вопросе-загадке, о вопросе-проблеме, о вопросе, рамки которого ограничены школьной программой. Умение составить такой вопрос говорит и об уме, и о проницательности, но самое главное – о развитии когнитивной сферы ученика, так как составление этих вопросов идёт от простого к сложному. Умение отвечать на такие вопросы говорит о способности ученика к анализу и синтезу, что в свою очередь говорит о развитии мыслительной способности ребёнка. Информационная роль учителя давно себя изжила. Наоборот, ученики буквально захлебываются в потоке современной информации, технология как раз и призвана приучить работать в определённом направлении. Мне могут возразить, что, мол, толку от вашей географии. Во-первых, даже от географии есть толк, ибо появившаяся и развившаяся способность мыслить, уже никуда не денется. А, во-вторых, я уже об это говорила, что технология легко подходит к любому предмету, стоит только начать. И, наконец. последнее – это адаптация учеников. Иногда вместо адаптивности применяют термин здоровьесберегающая технология. Смысл почти один и тот же: ученик должен легко и с интересом учиться, не мучиться на уроках какими-то комплексами, не чувствовать себя изгоем, развивать свои способности, не бояться урока и учителя, иметь возможности раскрыть свой талант ит.д. и т.п. Что для этого может сделать учитель? В первую очередь урок должен быть интересным. При чём интересно должно быть и ученику, и учителю. Уверяю вас, все эти приёмы очень интересны и для меня. Иногда такое можно услышать, что диву даёшься: откуда они это берут и как докапываются? Любой из учеников, подумав, почитав учебник, может самоутвердиться и подняться в глазах товарищей, создав вопрос, ответив и выручив команду. У меня был случай, когда весь класс не смог ответить на мой вопрос и вдруг заклятый двоечник поднимает руку и отвечает правильно. Вместо того, чтобы сказать верно или нет, я театрально простираю руки и восклицаю: «Генаша, да дай я тебя расцелую!» Целоваться он, конечно, не пошёл, но, когда класс разразился овацией, заплакал. Но, это далеко не те слёзы, которые обычно бывают на уроке. Зато, спустя несколько лет, на вечере встречи выпускников он подошёл ко мне: «А можно я вас поцелую, а то тогда я вас не поцеловал». Вот это и есть сбережение здоровья. И, естественно, раскрытие талантов: ведь сидят, рисуют, сочиняют стихи, сказки, песни. Разве это не развитие способностей? А вот об одном сочинители на прощанье всё-таки расскажу. Ребёночек сочинил песню:
Налево – юг, направо – юг,
А рядом выдержит лишь друг,
И тьма кругом, и мерзлота.
Скажи, какая широта?
Перед викториной он подходит ко мне:
- Лидия Константиновна, а вы мой вопрос в игру взяли?
- Ты же знаешь, что я на такие вопросы не отвечаю.
- Понимаете, если вы взяли вопрос, то я принесу гитару, Я сам его спою. Я ведь и музыку к нему сочинил.
- Да это же здорово! Неси гитару.
Знатоки ответили на вопрос, получили 2 балла. А после викторины возник скандальчик. Вникаю в разборку, оказывается, он сказал ответ соперникам. Более того, продал за сто рублей. Удивляюсь:
- Но ведь ты не мог знать, какому классу попадет вопрос.
- А я обоим классам продал.
Вопрос на засыпку: неужели действительно России нужен такой рынок?