Методические рекомендации «Проблемное обучение на уроках иностранного языка»
Проблемное обучение на уроках иностранного языка
Основная цель Концепции
воспитание всесторонне развитой личности, готовой умело ориентироваться в меняющихся жизненных обстоятельствах и адаптироваться к ним.
создание условий для самореализации личности
Основу проблемного обучения составляет совокупность взаимосвязанных методов и средств, обеспечивающих возможности творческого участия обучаемых в процессе усвоения новых знаний, формирование у школьников умения гибко ориентироваться и адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации.
Итак, проблемное обучение это система методов обучения, при которой учащиеся получают знания не путем заучивания и запоминания их в готовом виде, а в результате мыслительной работы по решению проблем и проблемных задач, построенных на содержании изучаемого материала.
В основу данной концепции положена хорошо известная идея о развитии личности на базе формирования стремления к самосовершенствованию, принадлежащая выдающемуся русскому мыслителю А.А.Ухтомскому. А способ достижения цели выбран через формирование у детей установок на самообразование, самовоспитание, саморегуляцию по Г.К.Селевко. Использованные в работе идеи относятся к деятельностно и личностно ориентированному обучению, которые пропагандируются в работах Е.С Полат, Е.И Пассова. А также соответствует ФГОС и направлено на развитие всех видов УУД.
Любая проблема берет свое начало в проблемной ситуации: осознав возникшее затруднение как неразрешимое при данном уровне знаний, ученик проникается желанием найти выход из создавшейся ситуации посредством мышления, т.е. принимать проблему к решению. С этого момента проблема превращается для него в задачу, требующую мыслительной активности, так как ученику известно, для чего говорить, о чем говорить и неизвестно, как надо формулировать мысль, какие средства общения следует использовать.
Категории проблемного обучения.
Проблемная ситуация представляет собой познавательную трудность, для преодоления которой обучаемые должны приобрести новые знания или приложить интеллектуальные усилия. Проблемные ситуации могут быть объективными (ситуация задается учителем) и субъективными (психологическое состояние интеллектуального затруднения при решении поставленной проблемы).
Проблемная ситуация, осознанная и принятая обучаемым к решению, перерастает в проблему. Проблема с указанием параметров и условий решения представляет собой проблемную задачу
Проблема. (от греч. ргоblema – задача, задание). Это осознание учащимися невозможности разрешить трудности и противоречия, встретившиеся ему на занятии в данной ситуации, с помощью имеющихся у него знаний и опыта.
Проблемная задача. Это учебная проблема с заданными условиями и, в силу этого получившееся ограниченное поле поиска, доступное для решения учащимся. Совокупность таких целенаправленно сконструированных задач и призвана обеспечить основные функции проблемного обучения: творческое овладение учебным материалом и усвоение опыта творческой деятельности.
ПО позволяет:
-учитывать индивидуальные особенности каждого ученика в классе;
-создать для слабых учащихся ситуации успеха посредством привлечения их в дискуссию по мере возможности;
-построить системы мер, побуждающих учеников размышлять и делать собственные открытия, выполнять мини-исследования;
-способствовать развитию навыка самостоятельной работы с учебной, справочной литературой, целесообразно использовать информационные технологии;
-научить ученика соотносить теоретические знания с жизненными ситуациями;
Итак, проблемное обучение на уроках ИЯ помогает найти наиболее эффективные пути и способы перестройки репродуктивного мышления на продуктивное, творческое.
С помощью проблемного обучения на уроках ИЯ можно
выявить индивидуальные наклонности каждого ученика;
учить наблюдать, исследовать, активизировать мыслительную деятельность, т.к. нет готовых ответов на вопросы ни в одном учебнике;
учить слушать и слышать друг друга, уважать мнение собеседника;
учить жить по принципу: «Не согласен – возражай, возражаешь – предлагай, предлагаешь – действуй»;
заинтересовать учащихся в познании окружающего мира;
изменить роль учителя (учитель - не контролер, а наставник, советник, источник информации, который разделяет общую ответственность за результат)
Для успешного решения обучающих, развивающих, воспитательных задач проблемного обучения школьников на занятиях предусматриваются следующие условия:
создание познавательных трудностей, соответствующих интеллектуальным способностям учащихся;
обеспечение школьников совокупностью знаний по предметному содержанию проблемной ситуации;
соответствие индивидуальным особенностям, соответствие возрастным интересам учащихся.
Цели ПО - формирование у школьников умения гибко ориентироваться адаптироваться в постоянно меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать недостающие знания для самореализации.
Для достижения желаемого результата из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Обучающие
формирование учебных навыков работы
формирование коммуникативных умений, необходимых для общения в учебно-трудовой, социально-бытовой и социокультурных сферах
познание достижений национальных и общечеловеческих ценностей
Развивающие
развитие способности самостоятельно находить и использовать необходимую информацию
развитие навыков взаимоконтроля и самоконтроля
развитие этикетных норм (речевой такт и поведение)
Воспитательные
совершенствование нравственных качеств личности (гуманность, патриотизм, взаимопомощь толерантность, сотрудничество)
выработка языковой, этнической и расовой терпимости, уважения к другим культурам
ознакомление с культурой стан изучаемого языка и их связями с мировой культурой
Преимущество анализа конкретных тем и ситуаций заключается в том, что на занятиях я имею уникальную возможность создать конкретные проблемные ситуации, взятые из школьной, бытовой или семейной практики. Учащиеся с особым энтузиазмом участвуют в анализе ситуации и принимают оптимальные решения, так как темы очень близки и понятны, а следовательно интересны и актуальны.
Поскольку общее развитие школьников находится в стадии становления, то проблемное обучение можно рассматривать как творчество учебное.
Формирование у школьников операционных умений решения проблемных задач производится по алгоритму:
анализ ситуации,
выявление проблемы,
формулировка проблемы и
осуществление поиска ее оптимального решения.
Совместное решение задачи учителем и учащимися являются и своеобразными ступеньками, которые должны пройти ученики, прежде чем они научатся самостоятельно решать проблемные задачи
В решении обучающих и развивающих задач проблемного обучения центральным звеном является проблемная ситуация.
Проблемное обучение используется как на стадии введения учебного материала, так и на стадии его закрепления в процессе речевой практики на разных этапах обучения школьников, как на традиционных, так и на нестандартных уроках.
Методика проблемного обучения отличается от традиционной тем, что ставит ученика в такое положение, когда он вынужден активно и интенсивно мыслить, мобилизуя свой интеллектуальный потенциал для решения проблемы и формирования теоретического вывода. Полученный в самостоятельном поиске теоретический вывод усваивается учеником как плод его собственного труда. Аучитель помогает своим ученикам в поиске как умелой формулировкой и постановкой проблем, так и показом логики их решения.
Таким образом, проблемное обучение на уроках ИЯ дополняет традиционное иллюстративно-объяснительное обучение школьников. Вместе с тем оно способствует разрушению старых стереотипов пассивного обучения, заставляют учеников мыслить, искать в сотрудничестве ответы на сложные жизненные вопросы.
ПО предполагает такие типы уроков, как
Учебная тематическая дискуссия (завязка, коллективное обсуждение, подведение итогов)
Метод «круглого стола» (проблема для обсуждения, приглашение гостей, обмен мнениями, подведение итогов)
Деловая игра. Этапы игры (подготовка, проведение, подведение итогов). Виды игры ( ролевая игра, викторины, конкурсы, имитационные игры: дебаты, ток-шоу, либеральный клуб и другие)
Интеллектуальный штурм (формирование проблемы, тренировочная разминка, мозговая атака – штурм поставленной проблемы, оценка и отбор наилучших идей, сообщение результатов мозговой атаки)
Анализ конкретных ситуаций (ситуации-иллюстрации, ситуация-оценка, ситуация-упражнение)
В заключение следует отметить, что проблемное обучение стимулирует личностную активность учащихся, а это обеспечивает активное отношение к знаниям, систематичность и настойчивость учащихся, и, конечно положительный результат в обучении и воспитании. Ученики становятся более коммуникабельными, умеют обосновать свою точку зрения, находят свой способ выражения мыслей и чувств. При выполнении практических заданий проявляется самоконтроль. Меняется поведение учащихся в коллективе: ведут себя более активно, слушают друг друга, защищают свою точку зрения .